Особенности работы концертмейстера в хоровом коллективе

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА
В ХОРОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Хорохорина Оксана Алексеевна
преподаватель хоровых дисциплин,
Казанцева Евгения Борисовна,
концертмейстер
МАУДО «Детская школа искусств», г. Северск
Концертмейстер в хоровом коллективе это пианист, который помогает
вокалистам разучивать партии и аккомпанирует им на репетициях и концертах.
Он должен воплотить замысел автора, хорошо владеть роялем, уметь охватить
образную сущность и форму произведения, должен обладать рядом
положительных психологических качеств. Внимание концертмейстера надо
распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к
солисту главному действующему лицу. Одним из важных аспектов
деятельности является способность бегло «читать с листа», мысленно охватить
музыкальный и литературный текст, представить себе настроение и характер
музыки, определить темп и тональность. Нужно обратить внимание на
динамические градации, возможные изменения темпа, размера, тональности. От
пианиста требуется быстрота ориентировки в нотном тексте, произведения.
Концертмейстер должен внимательно относиться к фразировке солиста, понять
настроение и характер произведения.
Ноты произведений для хора a caрpella не содержат фортепианную партию,
но концертмейстер участвует в процессе разучивания произведения,
иллюстрируя хоровую партитуру. При исполнении хоровой партитуры на
фортепиано необходимо уметь играть хоровые аккорды многоголосного склада,
соблюдая ровную силу звучания всех голосов. Каждый аккорд должен звучать
полно и ровно, чтобы звучание всех голосов в аккорде было равномерным по
силе звука. (исключением являются те моменты, когда в процессе работы должна
быть слышна особенно явно какая-либо партия). Не нужно подчеркивать
верхний голос, как привык каждый пианист.
Работая с хоровым коллективом, концертмейстеру требуются
определённые организаторские способности и умения. Концертмейстер отвечает
за наличие музыкального сопровождения (наличие нот, инструмента). Кроме
творческо-исполнительских задач, нужно решать вопросы переодевания детей в
концертные костюмы, размещения на сцене. На репетициях концертмейстер
совместно с руководителем поддерживает рабочий порядок, дисциплину.
Хороший концертмейстер должен накопить большой музыкальный
репертуар, чтобы почувствовать музыку различных стилей. Нужно играть
подряд много произведений одного композитора, чтобы овладеть этим стилем.
Концертмейстеру необходимо проявлять большой интерес к новой, неизвестной
музыке, слушанию её в записи и на концертах, знакомству с нотами тех или иных
произведений. Стараясь расширить свой опыт и понять особенности каждого
вида исполнительства, концертмейстер должен соприкоснуться с различными
жанрами исполнительского искусства.
Функции концертмейстера в значительной мере носят педагогический
характер. Они заключаются в разучивании с хором нового учебного репертуара.
Это требует от пианиста педагогического чутья и такта и ряд специфических
навыков и знаний из области исполнительских искусств.
Для успешной деятельности концертмейстер должен обладать хорошей
памятью (это важный аспект при запоминании темпов, музыкального текста,
подробностей трактовки музыкального материала), вниманием (оно должно
охватывать множество объектов: ноты, клавиатура, контроль за исполнением,
взаимодействие с дирижёром, звучание хора, общая звуковая картина),
мобильность (необходима в процессе аккомпанирования), воображение,
ответственность, готовность сотрудничать с руководителем и с детьми,
увлечённость, заинтересованность в результате.
Для хорошей работы концертмейстеру необходим большой спектр знаний,
умений, навыков, психологических свойств и педагогических качеств,
налаженный творческий контакт с руководителем хора. Концертмейстер вносит
большой вклад в звучание хорового коллектива, возлагает на себя
ответственность за воплощение творческого замысла дирижёра.
Литература
1. Воротной М.В. О концертмейстерском мастерстве пианиста. Науч .ред.
В.К.Терентьева – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.
2. Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-
концертмейстера // Музыка в школе. – 2001, №4.
3. Кубанцева Е.И. Процесс учебой работы концертмейстера с солистом и
хором // Музыка в школе. – 2001, №5.
4. Люблинский А.А. Теория и практика аккомпанемента: Методологические
основы. – Л.: Музыка, 1972.
5. Подольская В.В. Развитие навыков аккомпанемента с листа. - М.: Музыка,
1974.
6. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога.
М.: Музыка, 1996.