Основы работы концертмейстера

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей детская школа искусств
имени Милия Алексеевича Балакирева
городского округа Тольятти
Методическое сообщение
«Основы работы концертмейстера»
Автор: Айдарова Елена Юрьевна
концертмейстер
г. Тольятти
2015г
Основы работы концертмейстера
Концертмейстер должен хорошо владеть роялем как в техническом, так и
в музыкальном плане. Концертмейстерская область музицирования
предполагает владение как всем арсеналом пианистического мастерства, так
и множеством дополнительных умений: навык сорганизовать партитуру,
«выстроить вертикаль», выявить красоту солирующего голоса, обеспечить
пульсацию музыкальной ткани, дать дирижёрскую сетку и т.п. Хороший
концертмейстер должен обладать музыкальным слухом, умением охватить
образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью
воплотить замысел автора в концертном исполнении. Концертмейстер
должен научиться быстро, осваивать музыкальный текст, охватывая
комплексно трёхстрочную и многострочную партитуру и сразу отличая
существенное от менее важного.
Концертмейстеру необходимо обладать рядом положительных
психологических качеств. Внимание концертмейстера это внимание
совершенно особого рода. Его надо распределять не только на свою игру, но
и относить к солисту – главному действующему лицу. В каждый момент
важно, что и как делают пальцы, как используется педаль, слуховое
внимание занято звуковым балансом, звуковедением у солиста; ансамблевое
внимание следит за воплощением единства художественного замысла. Такое
напряжение внимания требует огромной затраты физических и душевных
сил.
Воля и самообладание качества, также нужные концертмейстеру. При
возникновении каких-либо музыкальных неполадок, происшедших на
эстраде, он должен твёрдо помнить, что ни останавливаться, ни поправлять
свои ошибки недопустимо, как и выражать свою досаду на ошибку мимикой
или жестом.
Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является
способность бегло читать с листа. При этом хотя бы предварительный
просмотр произведения в целом обязателен даже при самых минимальных
требованиях осмысленного исполнения.
Не всегда репертуар, исполняемый концертмейстером, бывает ему
технически доступен или пианист имеет достаточно времени, чтобы овладеть
технической стороной исполнения в совершенстве. В таких случаях следует
предпочесть целесообразные упрощения основного содержания
произведения. Часто подобные изменения полезны не только в целях
упрощения фактуры, но и для достижения лучшей звучности.
Специфика работы концертмейстера предполагает обладание такими
умениями, как подбор на слух сопровождения к мелодии, импровизацией
вступления, отыгрышей, заключения, варьирование фортепианной фактуры
аккомпанемента при повторениях куплетов и т.д. Конкретное фактурное
оформление подбираемого и импровизируемого сопровождения должно
отражать два главных показателя содержания мелодии – её жанр и характер.
Чтение с листа это органическая составная часть общего музыкально-
исполнительского потенциала, и без этого умения ни один пианист (да и не
только пианист) не сможет стать крупным музыкантом-художником.
Для того чтобы понять художественную сущность произведения, нужно
уметь быстро осваивать музыкальный текст, охватывая его комплексно.
Научиться умению зрительно сразу понять, как строится произведение,
какова его структура, художественная идея и, соответственно, его темп,
характер, темброво-динамическое решение - цель данного навыка.
Мелодию всегда сопровождает ритм и гармония. На плечи аккомпанемента
ложится огромная нагрузка, ибо он должен достичь художественного
единения всех компонентов, углубить художественное содержание
исполняемого произведения. Сопровождение включает в себя умение
представить темп и устойчиво его держать, играть ритмично, внятно и
выразительно, (т.е. соблюдать динамические градации звучания и
агогические скоростные перемены), выдерживать паузы, выделять главные
доли, быть готовым аккомпанировать в любой момент разным солистам и
группам.
Истоки профессии многообразны. С развитием инструментов возникла
необходимость формирования и умения аккомпанировать на этих
инструментах. С эпохи Петра I стало развиваться музыкальное образование.
В начале XIX века формируется дирижирование. Первый русский
концертмейстер М.А. Бихтер –был дирижером.
Только в XX веке сформировалась профессия концертмейстер. В 1932
году впервые в мире в Ростове на Дону возник класс аккомпанемента. И
теперь он находится в процессе формирования. Сейчас искусство
аккомпанемента расценивается как состояние это качественно новое
понятие, которое вобрало в себя весь исторический опыт развития
концертмейстерского искусства.
Что формирует хорошего аккомпаниатора: 1. Аккомпанировать все и при
любой возможности; 2. Развивать себя неустанно умственно, эстетически,
морально; 3. Развивать интерес к чтению, искусству, размышлению; 4. Быть
дисциплинированным, обязательным и пунктуальным.
Основные признаки исполнительского ансамбля:
1. Относительно устойчивая, образовательная, определенная система
эмоционального взаимодействия;
2. Форма социального объединения, при которой члены группы
взаимодействуют лично;
3. Взаимодействия между индивидами, на основе объединения их для
совместного участия в определенной деятельности. Им присущи общность
целей, интересов, мотивов, поведения, социально-психологических
установок.
Качество ансамблевого исполнительства умение слушать общее звучание.
В основе психологии взаимодействия партнеров-исполнителей лежит цель. В
паре, составленной из солиста и аккомпаниатора, целью является
убедительное исполнение программы или произведения. Оно достигается в
результате двуединого процесса: 1. Каждый исполнитель работает над своей
партией; 2. Вместе они создают новое качество интерпретации сочинений;
Здесь вступает в действие закон перемены ролей (динамическое
взаимодействие), как условие активной творческой деятельности. Все это
должно восприниматься целостно.
Выводы:
1. Воспитание ансамблевых навыков, как процесс, связанный с установкой на
оптимальное взаимодействие;
2.Любой стереотип в процессе ансамблевой деятельности выступает
тормозом творческого процесса;
3. Закон перемены ролей снимает жесткий стереотип установки индивида и
характеризует поиск и достижения новых качеств и высоких целей;
4. Во взаимодействии ансамблистов должны быть оговорены компромиссные
условия или компромиссный механизм педагогических условий;
5. Предполагаемый результат совместной деятельности должен содержать
момент вознаграждения.
Заметки о работе концертмейстера–пианиста в музыкальной школе.
Самое главное в деятельности концертмейстера вовремя уступить и
вовремя повести. Важен вопрос фортепианного вступления ярко и
выразительно, но соизмеряя свою игру со звуковыми и эмоциональными
возможностями ученика. То же самое относится и к сольным эпизодам
внутри пьес. Концертмейстер должен приготовиться к игре раньше своего
младшего партнера, если они начинают одновременно. Для этого сразу после
настройки скрипки надо положить руки на клавиатуру и внимательно
следить за учеником. В первых классах ученики начинают играть сразу, как
только педагог поставил им пальцы на гриф. Иногда концертмейстер должен
сам показать ученику начало произведения. Однако вредно закреплять этот
прием, нужно, чтобы солист самостоятельно решал эти вопросы.
Концертмейстер во время исполнения не должен задавать или настаивать на
жестком темпе или ритме. Следует всячески передавать инициативу ученику.
Сущность аккомпанирования юному солисту состоит в том, чтобы помочь
ему выявить свои скромные намерения, показать свою игру такой, какая она
есть на сегодняшний день. Концертмейстер должен неотступно следовать за
учеником, даже если тот путает текст, не выдерживает паузу или удлиняет
их. Если ученик теряет интонацию на короткое время, можно резким
выделением аккомпанемента вернуть в высотное положение. Если потеря
интонации наблюдается на длительном участке, следует по звуку снять всю
фактуру кроме баса вплоть до нового эпизода. Если произошла остановка
исполнения и музыкальная подсказка не помогает, следует спокойно
условиться с учеником, с какого эпизода возобновлять игру.
Подытожив все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что
концертмейстер должен обладать поистине универсальными качествами.
Концертмейстер должен быть хорошим пианистом и ансамблистом, должен
сам обладать дирижерскими качествами (уметь подчиняться и подчинять
себя) и образным музыкальным мышлением.
Список использованной литературы:
1.Мур Джеральд «Певец и аккомпаниатор» . - М.: Радуга, 1987
2. О работе концертмейстера. – Сост. М.А.Смирнов. – М.: Музыка, 1974
3. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения
пианиста. – Сост. Ф.Д. Брянская. – Москва, 1971
4. Шендерович Е.М. О преодолении пианистических трудностей в клавирах:
Советы аккомпаниатора. М.: Музыка, 1987
5. Баринова М.Н. Очерки по методике фортепиано. Л., 1926
6. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая
деятельность Музыка в школе – 2001 - № 4
7. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. Учеб. пос. для студ. пед. вузов
и средних проф. учеб. заведений.- М.: Академия, 2002
8. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Л., 1961
9. Люблинский А.А. Теория и практика аккомпанемента: Методологические
основы. Л.: Музыка, 1972
10. Шендерович Е.М. Об искусстве аккомпанемента // С.М. 1969, № 4
11. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога
М., Музыка, 1996
12. Шендерович Е. М. О преодолении пианистических трудностей в
клавирах: Советы аккомпаниатора.— 2-е изд., испр. и доп.— М.: Музыка,
1987.