План-конспект разработки "Особенности деятельности концертмейстера в классе духовых и народных инструментов ДШИ"

План – конспект мультимедийной разработки
концертмейстера МБОУ ДОД «Нижнесортымская детская школа искусств»
Корнивского Вячеслава Петровича
Тема урока: «Особенности деятельности концертмейстера в классе духовых и
народных инструментов ДШИ»
Цель воспитание современного учителя-музыканта широкого профиля,
обладающего высокой общей культурой, объёмными знаниями в области
музыкальной литературы, профессионала с хорошими концертмейстерскими
навыками.
Задачи:
развитие музыкальных способностей, мышления, воображения;
формирование концертмейстерских умений (аккомпанирование; чтение с листа
и транспонирование; подбор по слуху);
развитие самостоятельности во всех видах концертмейстерской работы;
накопление концертмейстерского репертуара для работы с детьми.
Методы и приемы реализации поставленных задач:
Анализ, прослушивание, сравнение, наблюдение, наглядный, словесный, метод
практической деятельности.
Анализ:
Концертмейстер - самая распространенная профессия среди пианистов.
Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе - по всем специальностям, и
на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в
хореографии, и на преподавательском поприще (класс концертмейстерской
подготовки).
Работа концертмейстера включает в себя нечто большее, чем только разучивание
с солистами их партий и исполнение в ансамбле на сцене. Это и умение
контролировать качество исполнения, как своего, так и солиста. Это и знание
исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении,
умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков.
Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие
(исполнительские), педагогические и психологические функции и в
образовательном процессе, концертных или конкурсных ситуациях их трудно
отделить друг от друга.
В отличие от солиста, которому предоставлена полная свобода проявления
творческой индивидуальности, концертмейстеру приходится приспосабливать
(или наоборот направлять) своё видение музыки к исполнительской манере
солиста и что ещё труднее, сохранять при этом свой индивидуальный облик.
Поэтому концертмейстер должен обладать рядом положительных
психологических качеств:
мобильность, быстрота и активность реакции;
вдохновенная игра и артистизм;
сценическая выдержка и самообладание;
слуховой контроль;
Можно выделить четыре основных компонента в работе концертмейстера:
1) Работа концертмейстера с педагогом и учеником (на уроке)
2) Работа концертмейстера с учеником
3) Работа концертмейстера с педагогом
4) Самостоятельная работа концертмейстера
Педагог ученик концертмейстер. Педагог выполняет активную
функцию, ведёт урок, концертмейстер вникает в творческий замысел коллеги,
параллельно выгрываясь в текст, отмечая важнейшие опорные точки композиции.
Одна из важнейших составляющих начального этапа освоения произведения для
концертмейстера помочь ребёнку разучить его партию. Поэтому вначале
пианисту придётся совмещать партию солиста с собственно партией
аккомпанемента.
Необходимо с первых занятий создавать атмосферу взаимного доверия с
учащимся. На репетиции к публичному выступлению задача концертмейстера
совместно с педагогом отстроить звуковой баланс в том помещении, где
состоится мероприятие.
Педагог и концертмейстер должны грамотно выстраивать цель каждого
урока, в зависимости от возраста ребенка, степени его одаренности, накопленного
опыта, необходимо ставить заведомо выполнимые задачи, развивая учащегося
планомерно, тем самым программируя на успех.
Концертмейстер ученик. Иногда концертмейстеру по ряду причин
приходится оставаться с учащимся или ансамблем один на один. Работа пианиста
отнюдь не должна сводиться к многократному повторению произведения.
Концертмейстер в подобной ситуации берёт на себя педагогическую роль. Вместе
с учащимся проучивает текст, трудные места, находит общие точки
соприкосновения, выстраивает агогику, отождествляет штрихи, выверяет темпы.
Если это разбор, помогаем выучить партию, делая акцент на ритмическую
чёткость и интонационную точность.
В течение учебного года приходится работать с детьми разного возраста и
уровня подготовки. С учащимися младших классов можно прослушать,
простучать ритм, спеть голосом. С ребятами постарше, которые уже накопили
достаточный слуховой опыт, можно поработать над стилистикой и осознанным
созданием художественного образа.
В работе с ансамблем также следует учитывать возраст и разноуровневую
подготовку. Пианист в силу наличия своих сугубо пианистических знаний не
всегда может указать учащемуся на специфические ошибки это работа педагога.
Но он вполне в состоянии помочь ученику настроить инструмент в начале
занятия, исправить интонационные и ритмические ошибки, если потребуется,
рассказать об эпохе и истории создания данного произведения, дать обзорное
представление о композиторе.
Отработка сценической синхронности действий.
Ансамбль это единый организм. Проученная, слаженная игра ансамбля
воспринимается слушателем как нечто неразделимое. Мы должны и внешне
помочь этой целостности. Хорошо, хотя и не обязательно, если ансамбль т.ч.
концертмейстер) будет одет в схожую по стилю и цвету одежду. Также очень
важны выход на сцену и уход, выстроенность, одновременный поклон до и после
выступления. Внешние атрибуты производят хорошее впечатление при условии
качественного исполнения.
Отработка совместного начала при отсутствии вступления, как показывает
практика, в первые годы обучения – камень преткновения для многих детей.
Наша, концертмейстерская, задача: давать ауфтакт (кивок головы, короткий
вдох, жест, движение корпуса) и научить давать ауфтакт. В работе с детским
коллективом ориентируемся на первый инструмент - концертмейстера ансамбля.
По его знаку все одновременно ставят инструменты, а концертмейстер кладёт
руки на клавиатуру.
В процессе индивидуальной работы концертмейстер с ансамблем может
проучить отдельно с каждой группой их партию, подыгрывая ее на рояле
отдельно или вместе с аккомпанементом. Роль концертмейстера в большом
коллективе объединяющая, дирижёрская, на пианисте лежит огромная
ответственность за темп, движение, агогику, за образ и общую целостность
произведения.
Концертмейстер педагог. Педагог с концертмейстером всегда найдут
время для совместной работы. Это методическая работа совместное создание
рабочих, экспериментальных программ, планирование открытых уроков;
инновационная деятельность поиски нового, актуального репертуара, в том
числе издаваемого современными композиторами, создание интересных, ярких
переложений и, как следствие, ярких концертных номеров. Совместное чтение с
листа найденных композиций, обсуждение и планирование предстоящей
концертной деятельности учащихся. Приветствуется совместная концертная
деятельность коллег, участие в профессиональных конкурсах. Это обоюдно
обогащает музыкантов, повышает их исполнительский и общекультурный
уровень, учит взаимному доверию и создаёт заражающую творческую атмосферу
в процессе занятий с детьми.
Концертмейстер. Концертмейстер должен постоянно совершенствовать
свой исполнительский уровень. Без этого попросту трудно и неинтересно
работать.
«Плохой пианист никогда не сможет стать хорошим аккомпаниатором,
впрочем, и не всякий хороший пианист достигнет больших результатов в
аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьёт
в себе чуткость к партнеру» (Е.М. Шендерович). Концертмейстер это не
солист, который может умело и без запинки исполнить сольную программу, на
нём груз ответственности – начинающий музыкант, требующий повышенного
внимания, помощи, мощной эмоциональной поддержки, ведения за собой.
Поэтому самостоятельные занятия пианиста за инструментом, будь то
проучивание концертного репертуара, чтение с листа или работа над собственной
сольной программой, чрезвычайно важны. Чтобы оставаться в форме,
необходимо продолжать работать над техникой, прикосновением, искусством
построения музыкальной фразы. Оставаясь один, пианист ищет образ,
продумывает исполнительский план, оттачивает детали, выгрывается в текст,
пропевая партию солиста или партии ансамбля поочерёдно. Репертуар достаточно
объёмен и разнообразен, поэтому часто концертмейстеру приходится играть
какие-то произведения только на уроке, много читать с листа. Всё это будет
делаться легко и с ходу, при условии регулярных самостоятельных занятий.
Что может сделать концертмейстер в рамках своей методической работы? Это
постоянный самоанализ, слуховой контроль, запись собственных выступлений на
аудио и видеоносители, чтение специальной литературы, знакомство с опытом
коллег лично и при помощи Интернет-ресурсов, обобщение и распространение
собственного опыта. Посещение концертов, слушание музыки в исполнении
различных инструментов, вокала. Все это стимулирует к неустанной творческой
работе и желанию анализировать свою деятельность.
В целом, всю деятельность концертмейстера можно условно разбить на
несколько этапов:
предварительный или первоначальный:
зрительное прочтение нотного текста;
первичное музыкально-слуховое представление;
первоначальный разбор, проигрывание целиком.
аналитический:
анализ и выявление стилистических, жанровых, фактурных особенностей;
правильное определение темпа;
составление исполнительского плана;
нахождение выразительных средств, динамическая и драматургическая
нюансировка.
основной:
техническая проработка эпизодов с различными элементами трудностей;
постижение эмоционально-образного содержания;
проработка и отшлифовка деталей, недопустимость фальшивых нот;
выдержка единого темпа;
выработка рефлекса;
репетиционные проигрывания.
заключительный – это концертные, конкурсные выступления.
Специфика работы концертмейстера в условиях ДМШ заключается в том,
что ему приходится сотрудничать с учениками и преподавателями разных
специальностей, в разных жанрах и формах. А это значит, что концертмейстер
должен быть не только музыкантом-универсалом, но и обладать определённым
набором теоретических знаний, профессиональных умений и навыков таких как:
знание истории МХК, стилистики и специфики исполнения инструментальных
произведений;
умение читать с листа, транспонировать, перекладывать неудобные или
технически сложные аккомпанементы, не нарушая общего замысла произведения;
владение навыком ансамблевого музицирования;
поскольку мы работаем в школе, то и необходимы знания психолого-возрастных
особенностей развития учащихся.
Этапы работы концертмейстера над произведением:
1) Чтение с листа. Эскизное проигрывание.
При первом чтении с листа вместе с солистом или ансамблем (чаще всего первый
раз пьесу ученику играет сам педагог) необходимо выявить и постараться
передать образно-эмоциональную фабулу пьесы. Уже вступление (при наличии)
это характер, задаваемый солисту или ансамблю. Причём вовсе не обязательно
пытаться сыграть всю фактуру до последней ноты. Что-то можно опустить, какие-
то октавные удвоения, украшения, сократить количество нот в аккордах. Но
обязательно сохранить ритмический рисунок и линию баса как гармоническую
основу. Темп как важная составляющая часть образа желателен близкий к
оригинальному или планируемому на завершающем этапе работы. Смотреть
нужно на несколько тактов вперед, мысленно проигрывая партию солиста или
хотя бы ведущую партию ансамбля, обращая внимание на изменение
тональности, темпа, размера, штрихи свои и солиста, динамику
Читать с листа аккомпанемент сложнее, чем читать соло. Нужно охватывать все
строчки партитуры, одновременно стараясь воспроизвести необходимые штрихи
и быть готовым в любой момент подыграть партию солиста или одну из партий
ансамбля.
2) Прослушивание аудиозаписи (самостоятельно и совместно с солистом или
участниками ансамбля и педагогом).
Прослушивание аудио или видеозаписи изучаемого музыкального материала.
Важный этап, свидетельствующий о профессиональном подходе к данной
музыке. Может быть, осуществимо на классном часе. В XXI веке возможности
Интернета велики, педагог или концертмейстер подбирают музыкальный
материал для прослушивания, лучше, если это будут разные исполнения.
Внимательно слушаем с нотами, затем обсуждаем. Концертмейстер попутно
отмечает для себя варианты трактовки, создавая основу для будущей
интерпретации.
3) Репетиция с солистом (ансамблем).
Рутинная работа, уроки, репетиции при правильно организованной
последовательности действий вскоре принесут свои плоды. Произведение будет
выучено и с блеском исполнено на академическом концерте, школьном вечере
или конкурсе. Задача концертмейстера на этапе выучивания: набраться терпения,
не торопить учащегося, проучивать его партию вместе с ним, подсказывать,
вместе выстраивать фразу, динамический план. Осуществлять
дифференцированный (личностно-ориентированный) подход в одном классе
встречаются ученики различной степени одаренности что-то подыгрывать, что-
то нет, при необходимости адаптировать нотный текст аккомпанемента:
например, для менее подвинутых учащихся в аккордовом сопровождении верхние
ноты аккордов совместить с партией солиста для того, чтобы партия смело
опиралась на подставленную для нее основу. Также на начальных этапах можно
осуществлять равномерное ритмическое заполнение, если в аккомпанементе
длинные ноты. Разнообразие различных штрихов требует различного
сопровождения, основанного на подражании.
4) Подготовка к концертному выступлению.
При подготовке к ответственному выступлению особенно важно находиться на
одной психо-эмоциональной волне с учащимся. Общие цели (например,
получение места на конкурсе) объединяют. Можно записывать свои исполнения
на видео и совместно их анализировать. Большое количество совместных
выступлений рождает у учащегося уверенность в своих силах, доверие к
концертмейстеру, уменьшается боязнь сцены.
Перед пианистом подчас стоят сложнейшие художественные и эмоционально-
образные задачи, но вместе с тем играть нужно так, чтобы не создавались
«ножницы», чтобы не было слышно сочетания «мастер и дилетант», соизмеряя
свой профессионализм со скромными возможностями юных скрипачей, создавая
общую, единую концепцию произведения.
Заключение
Концертмейстер - это призвание педагога, и труд его по своему предназначению
сродни труду педагога. Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно
требует не только огромного артистизма, разносторонних музыкально-
исполнительских дарований, но и знаний особенностей игры других
музыкальных инструментов.
Список использованной литературы.
1. Виноградов К.Л. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-
концертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство и
современность: сборник статей. – М.: Музыка, 1988.
2. Горошко Н.Н. Современная подготовка пианиста-концертмейстера: от
узкой направленности к разностороннему воспитанию исполнительского
мастерства // Музыкальное образование на пороге 21 века в контексте
эволюции отечественного музыкального искусства: Материалы Российской
научно-практической конференции 17-18 декабря 1998 г. / Оренбург. гос.
пед ун-т; Ред. колл.: М.С. Каргопольцев, Г.П. Коломиец и др. – Оренбург:
Изд-во ОГПУ, 1998.
3. Григорьев А.Ф. Формирование концертмейстерского мастерства учителя
музыки в системе непрерывного педагогического образования. /
Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Краснодар: Ставропольский государственный педагогический институт,
2004
4. Живов Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном
училище // Методические записки по вопросам музыкального образования.
М., 1966.
5. Кудрявцева М.Г. Концертмейстерский класс. - М., 2009
6. Островская Е.А. Концертмейстерское искусство: педагогика,
исполнительство и психология // Фундаментальные исследования. – 2009. -
№ 1
7. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе – Москва: Музыка, 1996.