Подготовка учащихся средних классов к публичному выступлению в условиях детской школы искусств

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Подготовка учащихся средних
классов к публичному выступлению
в условиях детской школы искусств
(Педагогический дневник наблюдений)
Возраст учащихся 10-12 лет
Подготовила:
Преподаватель по классу домры
Захаренкова ОльгаАнатольевна
г. Луховицы, 2016г.
Проблема психологической подготовки учащихся средних классов к
публичному выступлению в условиях детской школы искусств одна из
важнейших тем в музыкально-исполнительском искусстве.
Для педагогического наблюдения за подготовкой учащихся к
публичному концертному выступлению мы отобрали четверых детей в
возрасте 10 12 лет. Данная работа проводилась на базе МБУДО ДШИ г.
Луховицы. Учащиеся занимаются по классу домры на протяжении 4 - 5 лет по
курсу, ориентированному на семилетний срок обучения.
Сентябрь 2015 г. Уроки по планированию музыкальных произведений
для публичного выступления.
Анна П., 10 лет. Учащаяся со средними музыкальными данными.
Публично выступать боится, но на академических концертах играть
необходимо. Программа, данная на летние каникулы, не разобрана. На уроке
преподавателем были продемонстрированы все запланированные
произведения. Из четырех произведений учащейся понравились два, которые
мы попытались разобрать на уроке. Во время работы на уроке, когда
встречался музыкальный текст немного сложнее, учащаяся капризничала,
намекая, что это произведение слишком трудное.
Иван Г., 11 лет. Учащийся со слабыми музыкальными данными, но
очень любит выступать на классных концертах, особенно в ансамбле с
преподавателем, исполняя несложные партии. У учащегося проблема с
музыкальной памятью, он практически не может выучить произведение
наизусть, и поэтому преподаватель разрешает ему играть по нотам. На первых
уроках внимание учащегося обращалось на повторение пройденных
произведений. Были разобраны новые сольные произведения и два
ансамблевых сочинения с преподавателем.
Дмитрий К., 11 лет. Учащийся с хорошими музыкальными данными.
Очень любит участвовать в конкурсах и концертах. Программа,
запланированная для публичных выступлений была разобрана в конце 2013
2014 учебного года. На первых уроках проводилась работа по восстановлению
текста конкурсных произведений, разбирались новые произведения для
эскизного разучивания и несложные сочинения для тематических концертов
«Музыкальной гостиной». Учащийся работает активно, однако после летних
каникул звукоизвлечение требует особого внимания.
Сергей С., 12 лет. Самый старший учащийся из ребят и обладает
характером лидера. С ним также заранее готовились конкурсные
произведения, и был разобран новый учебный репертуар. У учащегося
природная грамотность, он очень внимательно разбирает произведения,
идеально исполняя каждый штрих и акцент. За исполненной аппликатурой,
можно не следить, потому что её точность гарантирована. Тем не менее, он
учит данные произведения наизусть долго, поскольку домашней подготовки
ему явно не хватает.
Октябрь 2015 г. Работа над произведениями для публичного
выступления.
Анна П.,10 лет. Произведения к академическому концерту разобраны.
При работе над пьесами учащаяся допускает ошибки в тексте, путается в
динамике, не чувствует фразировку. О музыкальном образе думать не
получается, нет целостного исполнения произведения, хотя некоторые разделы
звучат довольно не плохо. Дополнительного музыкального материала для
формирования исполнительских движений недостаточно. На уроке работает
вяло, домашняя подготовка – слабая.
Иван Г., 11 лет. Продолжается работа над повторением пройденных
произведений. Учащийся неплохо восстановил свою исполнительскую форму,
может самостоятельно исправлять ошибки в данных сочинениях. На материале
освоенного ранее репертуара формируются движения, соответствующие
характеру музыки. Ансамблевые произведения, и в повторении и новые,
вызывают у учащегося чувство удовлетворенности. Новые произведения
разобраны, но еще очень много работы по тексту, который исполняется
каждый раз разной аппликатурой и штрихами. Об исполнении музыкальных
оттенков и воплощении музыкального образа учащийся постоянно забывает.
Дмитрий К., 11 лет. Конкурсную программу полностью восстановил,
даже в большем объеме, чем это требуется. Однако выбор конкретных
произведения для исполнения на ближайших конкурсах и концертах довольно
сложен. В каждом произведении есть некоторые недоработки, и каждое из них
по-своему нравится. Параллельно разобрали три новых произведения, которые
находятся в эскизном варианте. Учащийся участвовал в открытом уроке и
показал очень хороший уровень подготовки.
Сергей С., 12 лет. Конкурсную программу восстановил, но есть
недоработки, наизусть произведение не исполняется. Присутствует некоторая
нестабильность в посещении занятий. На уроках работает активно, пытаясь
восполнить недостаточную домашнюю подготовку. Произведения эскизного
плана в программе не используются, новые произведения в разборе.
Ноябрь 2015 г. Подготовка произведений к публичному выступлению.
Анна П., 10 лет. Произведения еще не выучены наизусть. Приближение
академического концерта сильно беспокоит учащуюся. Игра по нотам не
приносит ей успокоения. Стоит поменять место исполнения программы в
классе, как в глазах учащейся появляется страх. С родителями девочки
проводятся беседы для преодоления данной ситуации. Однако самая большая
проблема на данном этапе – незнание текста произведения наизусть.
Иван Г., 11 лет. Учащийся работает по индивидуальной программе,
которая позволяет исполнять произведения по нотам. Это не означает, что мы
не предпринимаем попыток учить произведения наизусть, но в момент
публичного выступления возможна игра по нотам и с преподавателем в
ансамбле. На данном этапе ансамблевое произведение подготовлено лучше,
чем сольное, но учащийся старается выполнять несложные задачи по
звукоизвлечению и целостности исполнения произведения. В этом нетрудном
репертуаре он старается соответствовать музыкальному образу.
Дмитрий К., 11 лет. Учащийся принял участие в концерте
«Музыкальная гостиная», где с большим трепетом и вдохновением исполнил
произведение Н. Пахмутовой «Нежность». На уроках параллельно работаем
над двумя программами: первая (новая) - на школьный конкурс, который
проводится вместо академического концерта, и вторая на районный,
зональный и российский конкурсы. На уроках отшлифовывается текст,
качество звукоизвлечения, работаем над музыкальным образом, целостностью
исполнения конкурсных произведений. Проводим репетиции в малом или
большом залах детской школы искусств, записываем на видео программу, а
затем совместно разбираем ошибки.
Сергей С., 12 лет. С учащимся, так же как и предыдущим его
одноклассником, работаем над двумя программами. Но в данном случае,
учащийся менее уверенно знает свои программы, создаётся ощущение
недоработки по тексту.
Декабрь 2015 г. Публичное исполнение музыкальных произведений.
Анна П., 10 лет. Усилиями и контролем со стороны родителей учащаяся
выучила произведения наизусть. Для преодоления волнения перед игрой на
академическом концерте, мы применили метод «психомышечной тренировки».
Учащаяся и преподаватель использовали возможность программирования
удачного выступления. Выступление девочки было ровным, без срывов.
Эмоциональности не хватило, но сама учащаяся осталась довольна своим
выступлением.
Иван Г., 11 лет. С учащимся использовали следующую форму
предконцертной подготовки: перед академическим концертом несколько раз
приглашали других ребят и маму послушать наше выступление. Мы
представляли ту аудиторию, в которой нам предстояло играть, представляли
себя артистом и известным музыкантом. В результате учащийся исполнил
свою программу весьма достойно. Конечно, остались проблемы, связанные с
подачей звука, фразировкой, но учащийся почувствовал себя достаточно
уверенно. Следовательно, мы правильно подготовились к академическому
концерту.
Дмитрий К., 11 лет. В этом месяце мы выступили на Новогоднем
концерте, исполнив зажигательный «Рок-н-ролл». Образ произведения был
достоверно воплощен, что подтвердила соответствующая реакция публики.
Здесь учащийся, безусловно, испытал творческий подъем. Между тем, на
школьном конкурсе произошла неудача из-за банального опоздания.
Учащийся недостаточно разыгрался, что обусловило небольшие срывы в
новой программе, и в итоге 2 место среди учащихся средней группы (по
возрасту).
Сергей С., 12 лет. Учащийся также участвовал в Новогоднем концерте.
Его выступление было немного неуверенным, но достаточно ровным и в меру
эмоциональным. На школьном конкурсе он показал всё, над чем работали в
классе, что анализировали и как настраивались на концертное выступление. В
данном случае можно сказать, что техническое освоение текста и
психологическая подготовка представили собой единый неразрывный процесс
в подготовке конкурсного выступления.
В нашем наблюдении было продемонстрировано использование
методических приемов в практике подготовки учащихся к публичным
выступлениям. На основании данных приемов и методов по подготовке
учащихся следует сделать вывод о том, что методы подготовки весьма
разнообразны. Каждый учащийся требует индивидуального, личностно-
ориентированного подхода и задача преподавателя применить нужный метод
для каждого ребенка.
Литература
1. Алексеев, А.В. Себя преодолеть. [Текст] / А.В. Алексеев М.: Знание, 1985.
- 203с.
2. Бочкарев, Л.Л. Психологические аспекты публичного выступления
музыкантов исполнителей. // Бочкарев Л.Л. Вопросы психологии. М.:
Знание,1995. – 1.
3. Готсдинер, А. Л. Проблемы психологического воздействия // Готсдинер
А.Л. Концертное исполнение как специфическая форма социального общения.
Иваново, 1978. – 204с.
4. Готсдинер, А.Л. Подготовка учащихся к концертным выступлениям //
Готсдинер А.Л. Методические записки по вопросам музыкального
образования вып. 3. – М.: Музыка, 1991. – с.182 – 192.
5. Григорьев, В.Ю. Исполнитель и эстрада. [Текст] / В.Ю. Григорьев М.
Издательский дом «Классика – XXI», 2006. 156 с. (Мастер класс).
6. Петрушин, В.И. Музыкальная психология: Учеб.пособие для студентов и
преподавателей. [Текст] / В.И. Петрушин – М.: Гуманит. изд. центр