Педагогическая статья "Преподавание фортепиано в условиях сельской школы искусств"

Муниципальное районное казённое образовательное
учреждение дополнительного образования детей
«Званновская детская школа искусств»
Педагогическая статья
«Преподавание фортепиано в условиях
сельской школы искусств»
(авторская разработка)
подготовила
преподаватель фортепиано
МРКОУДОД «Званновская ДШИ»
Чудная Татьяна Сергеевна
С.Званное
Курская область
2015г.
Основные принципы и ключевые моменты работы в сельской школе искусств такие
же как и в любой другой школе искусств, но наряду с этим в этой работе есть и ряд
весьма существенных особенностей, которые в свою очередь оказывают большое
влияние на образовательный процесс и в первую очередь на процесс обучения игре
на музыкальном инструменте. Я работаю преподавателем фортепиано и поэтому буду
говорить о том, как на сегодняшний день обстоят дела с системой фортепианного
образования в нашей школе.
Можно много говорить о современных подходах и методиках преподавания, о
модернизации образовательного процесса, но нельзя забывать о том, что успех
обучения игре на музыкальном инструменте зависит от многих объективных
факторов.
Одними из важнейших факторов успешного обучения ребенка игре на любом
музыкальном инструменте являются наличие музыкальных способностей, мотивация
к обучению( на начальном этапе обучения- мотивация родителей). и что самое
важное- наличие музыкального инструмента для самостоятельных занятий.
Что мы наблюдаем в последнее время в нашей школе: во первых снижение
количества обучающихся на инструментальных отделениях, чему есть объективные
причины-снижение количества детей в целом в нашем селе, большинство родителей
идут по пути наименьших моральных и материальных затрат и отдают детей на такие
отделения как хореографическое, общеэстетическое и другие, т.е. на те отделения,
где обучение не связано с необходимостью регулярных домашних занятий, где нет
необходимости покупать дорогой инструмент, где уже в первом классе ребенок
может показаться на сцене.
Это не секрет, что на сегодняшний день мы принимаем для обучения на инструменте
фортепиано, да и на других инструментах тоже, всех желающих , как обладающих
яркими музыкальными способностями, так и детей, у которых таких способностей
нет. Как правило, инструмента на начальном этапе нет ни у кого и это очень хорошо,
когда к 3-4 классу инструмент появляется, к сожалению бывает и так, что
приобрести собственный инструмент родители не в состоянии .Поэтому здесь перед
преподавателем стоит очень важная задача- научить ребенка играть, используя
только время, отведенное для этого на уроках. Очень хорошо , когда несмотря на
ограниченные возможности в наборе, попадаются дети музыкально одаренные ,
имеющие музыкальный инструмент, да еще когда родители осознают все плюсы
обучения ребенка игре на музыкальном инструменте и прикладывают все усилия для
того, чтобы ребенок получил максимум от этого образования. В такой ситуации
усилия педагога, родителей и самого ребенка действуют в одном направлении и дают
замечательные результаты. Но очень часто бывает, что родители, имея вполне
искреннее желание дать ребенку музыкальное образование в таком сложном виде
творчества, как фортепианное исполнительство , ограничиваются лишь тем, что
приводят ребенка в школу , иногда платят добровольные пожертвования,
перекладывая все усилия на плечи одного педагога. Конечно в такой ситуации
добиться высоких результатов в обучении весьма непросто. Но тем не менее, есть
заказ родителей и мы, преподаватели, обязаны выполнить это заказ. Поэтому
преподавателям приходится прибегать к разного рода индивидуальным программам,
подстраиваться под каждого ребенка, варьировать образовательный процесс в
зависимости от возраста ребенка, его способностей и наличия у него собственного
инструмента.
Остановлюсь на некоторых моментах в работе с самыми маленькими ребятами.
Естественно, что каждому ребенку, особенно маленькому, хочется услышать как
красиво он уже научился играть, поэтому с самого начала преподаватель активно
участвует в игре ученика как соисполнитель, аккомпаниатор. Несложные для
разучивания и исполнения детские песенки мы стараемся сразу же играть с ребенком
в ансамбле, детям очень нравится такой вид совместного творчества, на каждом
уроке им хотелось бы выучить и сыграть что-то новое. Так формируется интерес к
разучиванию новых произведений, пусть пока и маленьких, а также идет развитие
образного восприятия музыки(т.к. эти маленькие произведения чаще всего песенки,
ребенок вместе с педагогом поет их, передавая характер и пытаясь создать тот или
иной необходимый образ). Как можно раньше стараемся ввести равнозначное
использование обеих рук-это помогает сформировать навык разделения внимания и
позволит обеим рукам развиваться равноценно, а не доминировать , например,
правой руке над левой.
Следующим этапом для стимулирования творческого подхода становится игра в
ансамбле с другим учеником (более старшим) уже выученных пьес.
Маленьким детям в качестве домашнего задания я предлагаю пропевать небольшие
песенки с называнием нот. На начальном этапе обучения музыке, когда идет
знакомство с клавиатурой, с названием нот, мы видим, что ребенку иногда очень
трудно сориентироваться, ведь приходится и следить за нотным текстом и играть
одновременно. Прочтение нотного текста вызывает у него затруднение, он
напрягается. А из опыта видно, что как только ребенок начинает бегло
сольфеджировать нотные примеры он так же бегло начинает играть. Поэтому
сольфеджированию на начальном этапе я уделяю много внимания и даю такое
задание детям для работы дома.
На начальном этапе очень важно развить образное, эмоциональное восприятие
детьми исполняемого произведения, тут большая роль принадлежит словам, которые
сопровождают ту или иную инструментальную миниатюру. Часто ребенку никак не
удается составить представление о какой-то единой форме исполняемого им
произведения, как только к игре подключаются слова (пропевание вместе с
педагогом) тут же выстраиваются фразы, мелодическая линия становится понятнее. У
ребенка складывается единый образ. Поэтому, наряду с сольфеджированием и
пропеванием нотами я широко использую в своей практике пропевание со словами и
такое задание даю своим ученикам для домашней подготовки к уроку.
По какому пути я иду, когда работаю с ребенком более старшего возраста над
более сложными произведениями( при том, что дома у ребенка нет своего
инструмента).
Когда преподаватель работает с ребенком, который не имеет дома своего
музыкального инструмента он должен быть готов к тому, что придя на следующий
урок он может забыть большую часть из того, над чем с ним работали на прошлом
уроке и преподавтелю придется начинать все с начала. Поэтому необходимо
выработать такую систему занятий, которая поможет с наибольшей пользой
использовать время отведенное для занятий и избежать необходимости каждый раз
начинать все с начала .
В своей работе с детьми не имеющими дома фортепиано я стараюсь на уроке
максимально разобрать произведение, его фактуру, мелодические линии,
ритмические особенности, разложить его на понятные элементы , пропеть тот или
иной голос прежде чем приступить к непосредственному проигрыванию.
Чем более детально мы разберем произведение, разложим его на составляющие
элементы и покажем ребенку, что в этих элементах нет ничего сложного и
невыполнимого, тем быстрее произойдет выучивание.
В качестве домашнего задания Я рекомендую своим ученикам читать ноты, так как
читают книгу: не откладывать ноты в сторону ,ежедневно открывать произведение и
просматривать его, пропевать тот или иной фрагмент музыкального произведения
обязательно называя ноты, вспоминать как звучат те или иные музыкальные
последовательности, включать в работу свой внутренний слух. Даже то, что ребенок
просто будет смотреть на нотный текст, пытаясь воспроизвести в памяти фрагменты
урока, проговаривать нотный текст, простукивать пальцами на столе те или иные
ритмические последовательности, запоминать аппликатуру- уже гарантия того, что
на следующем уроке вы с ним не начнете все с чистого листа.
Очень часто я наблюдала, как преподаватели, работая над произведением стараются
заставить ребенка все время смотреть в ноты, когда я работаю с учащимся, у
которого нет дома музыкального инструмента, я поощряю желание и попытки
ребенка как можно быстрее начать играть наизусть. Если части произведения
правильно разобраны и проанализированы, сыграть их наизусть не составит для
ребенка большого труда.
Естественно, отсутствие у учащегося музыкального инструмента, сказывается на том,
какой репертуар он будет исполнять, какие контрольные требования предусматривает
его образовательная программа. Составляя рабочие программы для таких детей мы
учитываем все эти аспекты. Подбирая репертуар для учащегося я прежде всего
думаю о том, чтобы изучение того или иного произведения не стало для него
непосильным трудом, а процесс обучения стал скучным и унылым. В выборе
репертуара я всегда думаю о том, насколько комфортно будет чувствовать себя
ученик, доставит ли ему удовольствие разбор нового произведения, поэтому я
никогда не даю учащимся, не имеющим дома музыкального инструмента
произведения повышенной трудности, произведения в сложных тональностях,
гаммы с большим количеством знаков.
Конечно, это прекрасно, когда в школу искусств приходят яркие музыкально
одаренные дети, у которых есть возможность заниматься дома тогда у преподавателя
есть все возможности показать во всей полноте свое мастерство, подготовить ребенка
к участию в конкурсе. И когда такой ребенок появляется в жизни каждого
преподаватаеля это большая удача.
Но на сегодняшний день в условиях сельской местности у преподавателя очень
ограниченный выбор учащихся-детей просто мало и нам приходится работать с тем
материалом, который есть.
То, что ребенок, не имеющий дома музыкального инструмента, возможно никогда не
станет лауреатом престижного конкурса не значит, что он вычеркнут из активной
исполнительской деятельности. Просто его масштаб-это выступления в школьных
конкурсах и концертах, на сцене сельского дома культуры, концертные выступления
в других сельских школах района(где нет музыкальной школы), в детском доме,
доме интернате. Главное приобщить ребенка к исполнительской деятельности, дать
ему почувствовать себя музыкантом, научить преодолевать волнение и получать
удовольствие от самого музицирования для зрителей.
А самое главное, обучая детей игре на фортепиано в том объеме, который позволяют
его способности и возможности я прежде всего стараюсь сформировать его как
личность, стараюсь научить его слушать и слышать фортепианную музыку,
разбираться в ней, находить и выделять в огромном мире музыкального искусства
истинные ценности.
И если кто-то из сельских детей, окончив нашу школу, не станет великим
пианистом, он в любом случае будет музыкально-образованным, культурным
человеком для которого мир музыкального искусства будет доступным и понятным.
Авторская разработка