Как подготовить ребенка к публичному выступлению

Лозинская Марина Валентиновна, педагог
дополнительного образования
Школа «Гимназия№ 3
Как подготовить ребенка к публичному выступлению
«Мысль есть главная способность человека. Выражать ее – одна из главных его
потребностей. Распространять ее – самая дорогая его свобода» (Пьер Буаст, французский
философ).
Выступление на сцене - это сильный стресс для ребенка. То, как проходит подготовка к
событию, часто определяет не только успех или неудачу, но и влияет на характер маленького
артиста.
Как же готовить и как сопровождать попробуем разобраться, как и что говорить и делать,
чтобы ребенок смог справиться с ситуацией и ее последствиями.
Хотя мы ставим акцент на подготовку к такой тревожной ситуации, как выступление на
сцене, другие стрессовые ситуации так же имеют место быть (выступление на спортивных
соревнованиях, экзамены, появление в незнакомой группе - например, детского сада, поход в
магазин и пр.).
Сцена - это хороший пример, многие не только дети, но и взрослые боятся сцены сильнее
болезней, высоты и прочих ужасов.
Большую роль в том, преуспеет ли дебютант, играют его близкие люди. Тренер, учитель, мама
и папа - вот кто может правильно подготовить ребенка к Большому Выходу и помочь ему
преуспеть в нем, или же сделать все для того, чтобы обеспечить провал.
Чего не стоит делать и почему. Как оценивать состояние ребенка. Как разделять собственные
тревоги и страхи и эмоции ребенка. Как нужно поступать.
Как же подготовить ребенка, чтобы он не боялся выступать перед большим залом? Все
рекомендации на эту тему отличаются в зависимости от возраста ребенка. К малышам один
подход, более взрослые дети, имеющие опыт выступлений нуждаются в дополнительных
рекомендациях.
Важно, чтобы ребенку нравилось то, что он делает.
Не переусердствуйте с заучиванием. Даже если ребенок забудет строчку либо движение, это
будет смотреться все же интересней, чем монотонно отбарабаненная поэма или вокальное
произведение, исполненное на автомате.
Одежда и прическа должны соответствовать тематике песни, роли, это даст дополнительный
настрой на выступление и соберет, сосредоточит выступающего. Это введет его в особое
состояние, в образ. Появится желание понравиться публике, произвести впечатление. То, что
на языке артистов называется словом «кураж».
Не бойся!
Чтобы раскрепощенный маленький артист не испугался вдруг выхода на сцену, не назначайте
награды за удачное выступление: мол, если будешь молодцом, устроим праздник или заведем
щенка. Цена вопроса резко поднимется для юного артиста, и он начнет представлять
неудачное выступление, а то, как он его провалил и остался без приза. В итоге много раз
прокрученная в голове ситуация перейдет в реальное поведение. Просто отметьте успех после,
не предупреждая заранее. Не заостряйте внимание ребенка на престижности соревнований и
возможном призе. Пусть главным стимулом будет желание донести до зрителя свои мысли,
умения. Иначе второе место воспримется не как отличное достижение, а как провал. И ни в
коем случае не сравнивайте ребенка с другими, более опытными сверстниками. Найдите, за
что похвалить, даже если он смог только выйти на сцену и уйти…такое тоже случается с
самыми маленькими артистами. Я всегда объясняю детям, что выступление на сцене, в
конкурсе, это радость и праздник. И не так важно, какое место нам дадут жюри. Главное, что
мы все очень стараемся и очень любим сцену. Мы маленькие, но настоящие артисты. И это
обязательно все в зале заметят, и все будут радоваться за нас, будут нас благодарить за
выступление. Но любой самый лучший праздник не обходится без серьезной подготовки. Чем
лучше мы подготовимся, тем больше радости мы доставим зрителям и самим себе.
Тут помню, тут не помню.
Большую роль в заучивании песни играют родители, они наши большие помощники. Ведь и
уроки деткам тоже помогают выучить они. Не нужно заучивать стишок, песенку или текст
специально, в торжественной обстановке («Сейчас будем разучивать!»). Волнение и страх
сильно тормозят мыслительную деятельность, в том числе и память. А вот запоминанию
движений способствуют! Так роль в спектакле как раз хорошо разучивать, вызвав в малышах
сильные эмоции и отведя для репетиций особое место и время. Стих, песню или прозу учите
мимоходом: по дороге в магазин, в школу. Здорово заучивается, когда руки заняты работой
рисованием, мозаикой, конструктором. Либо пусть запоминает в движении, изображая то, о
чем поет или рассказывает! Постепенно движения можно сокращать так, чтобы остались лишь
жесты. Они не только помогут малышу вспомнить слова, но и украсят, оживят выступление!
Показ программы на сцене – конечный итог кропотливой работы в течение долгого времени;
и работа эта не ограничивается только упражнениями в классе.
Человек – хороший артист не только от того, что он одарен, но и потому, что его внутренний
мир богат и интересен. Не важно сколько времени ученик уже занимается творчеством. Всегда
при новом выступлении он будет волноваться. Даже известные артисты признаются в том, что
новая сцена, новое место выступления для многих является большим стрессом! И более
взрослые дети, имеющие опыт выступлений тоже нуждаются в рекомендациях и
профессиональной подготовке. Но у них уже имеется определенный опыт, они уже изучили
сами себя и могут более профессионально оценивать ситуацию и подготовку к сцене.
Сцена… Сколько противоречивых ощущений, чувств, настроений испытывает здесь
исполнитель! Его состояние на эстраде так сильно отличается от привычного. В классе он один
на один с учителем, а в зале – перед публикой; дома он спокоен, а на эстраде волнуется. На
репетиции он может раз, другой повторить фрагмент, который его не удовлетворяет, а здесь
должен в одном - единственном варианте произведения передать всё лучшее, что он задумал и
выстрадал. Подготовка ученика старшей группы к выступлению имеет не меньшее значение,
чем профессионально-исполнительская подготовка как таковая .
Вся работа, которая велась учащимся над музыкальным произведением в классе и дома,
проходит «испытание на прочность» в условиях публичного выступления; только оно
определяет и меру выученности материала, и степень одаренности исполнителя, и его
психологическую устойчивость, и многое другое. Возможны ситуации, когда щедро одаренный
музыкант терпит в силу тех или иных причин сценическое фиаско; возможны и такие
ситуации, когда неплохо показать себя может и учащийся не слишком яркой одаренности.
Не смотря на то, что подготовка будущего исполнителя к сцене ведется уже в начальный
период обучения, однако в дальнейшем основная работа в этом плане ложится на плечи
самого исполнителя. Он должен изучать себя в экстремальных условиях сцены, выявлять
факторы позитивно или негативно влияющие на его выступление на публике; он должен быть
осведомлен о целом ряде привходящих обстоятельств, так или иначе влияющих на
исполнение: режим дня в день концерта, организация домашних занятий в этот день,
чередование труда и отдыха и т.д.
Первое, о чем я говорю с детьми и родителями, о гигиене голоса. Перед выступление не стоит
есть печенье, шоколад, острое, соленое. Пить газированные напитки. Голос — это
удивительный инструмент самовыражения. Известно, что любая болезнь моментально
накладывает отпечаток на силу, тембр и высоту звучания голоса.
Гигиенические рекомендации специалиста:
o Избегайте резкой смены температуры. Никогда не выходите сразу после выступления
на улицу, особенно в холод, подождите в помещении 20-30 мин.
o Избегайте переохлаждений, не разговаривайте на морозе, опасно чрезмерное
употребление мороженого, сквозняки, ветер в жаркую погоду.
o Воздух в репетиционных помещениях должен быть не сухой, не пыльный, не холодный
(не ниже + 15 градусов по Цельсию)
o Речь и пение после еды затруднены, так как кроме механического воздействия полного
желудка на дыхание (подпирает диафрагму), акт пищеварения требует прилива крови к
пищеварительным органам, что понижает деятельность мышц гортани, пауза после еды
должна быть не менее 3 часов.
o Избегайте употребление очень горячей, очень холодной, острой пищи, которая
раздражает и травмирует слизистую оболочку. Противопоказаны шипучие напитки,
орехи, семечки. Перед выступлением не стоит употреблять в пищу печенье, шоколад,
виноград, так как мелкие частицы этих продуктов, осаждаясь на слизистой, могут
вызывать чувство щекотания, першения, желания откашляться, что помешает работе
голоса.
o Система в занятиях и репетициях, избегать переутомления голоса. Если была
неожиданно большая нагрузка, дайте аппарату отдохнуть, помолчите – это лучшее
лекарство. Следует избегать длительного пения без перерыва (не более 45-60 мин. для
профессионалов). Занятия с начинающими певцами должны продолжаться не более 1
часа подряд в день с двумя перерывами по 5 минут. Надо помнить, что сегодняшний
день – это звено в цепи последующих дней вашей творческой жизни. Для педагогов,
лекторов, экскурсоводов и других физиологические нормы позволяют
использовать голос без ущерба для его качества не более четырёх академических
часов в день с перерывом между ними в 15 минут.
o Закаливание и укрепление организма – уменьшает возможность заболевания. Полезны
дыхательные упражнения для укрепления голосового аппарата.
o Соблюдайте правильный ритм жизни, чередуйте активную деятельность и отдых.
Основные правила, которым должен придерживаться каждый, для кого голос – орудие
производства:
o Говори с подходящей высотой тона, ориентируясь больше на низкий голос, а не на
высокий.
o Не кричи, визг, громкий разговор не для тебя.
o Избегай чрезмерно громкого пения.
o Оцени ситуацию: сколько человек присутствует в комнате, каких она размеров и после
решай, с какой громкостью тебе следует говорить – обычным голосом, громче или тише.
o Направляй свой голос прямо перед собой так, чтобы все понимали тебя, и помни, что
жёсткие согласные делают речь более разборчивой.
o Никогда не говори слишком быстро или слишком медленно.
o Говори ритмично и с хорошей интонацией, используя полные предложения.
o Читая вслух, декламируя стихотворение или играя в спектакле, вдумывайся в значение
слов, строй фразы так, чтобы смысл их был понятен окружающим.
Практика показывает, что профессиональные артисты со всей серьезностью подходят к
изучению совокупностей внешних и внутренних условий, ухудшающих публичные
выступления.
Один из актуальных вопросов пред концертной подготовки ученика сводится к следующему:
нужно ли петь в классе с полной эмоциональной отдачей или лучше поберечь силы для
концертного выступления? Я говорю ученику в классе: «Пой так, как будто бы ты в данный
момент на большой сцене».
Педагог должен знать, на что способен ученик, каковы его подлинно творческие горизонты, а
это невозможно уяснить, если ученик «скрытничает» в классе, поёт вполсилы. «Нельзя
экономить эмоции», и поэтому я рекомендую ученикам петь в классе на том же уровне
динамики и с той же физической нагрузкой, которую потребует публичное исполнение. Я
всегда говорю ученикам, что, если петь в полголоса на репетиции, то на сцене могут
поджидать неожиданности и сюрпризы, снижающие качество пения. К ощущению
концертности исполнения нужно стремиться с первых же уроков, с самого начала работы над
музыкальным произведением. Концертность – это, прежде всего, внутренняя
взволнованность, душевный подъем, ощущение праздничности момента, радости от того, что
исполнителя слушают. В каком-то смысле класс становится сценой выступления, а педагог –
слушателем, причем самым строгим, компетентным, все понимающим. Волнение,
охватывающее ученика в этот момент, по сути дела, имеет то же психологическое содержание,
психологическую природу, что и сценическое волнение. Другое дело, что важно не
«перегореть» эмоционально и психологически до времени выхода на сцену. Только в этом
случае не будет дисбаланса в ту или другую сторону, только при таком условии исполнитель
будет и эмоционально и профессионально и технически готов к встрече со слушателями
(экзаменаторами, членами жюри и др.).
Причины сценического волнения и способы его преодоления
Есть все основания говорить в данном случае о комплексе причин. Чаще всего волнение
навевается мыслями (или бессознательными ощущениями) типа: «Что обо мне скажут?»,
«Каковы будут оценки моего пения?» и т.д., и т. п. Преувеличенное опасение заслужить
критическую оценку со стороны посторонних только лишь повышает планку волнения и
усугубляет тем самым положение исполнителя.
Я всегда советую детям смотреть в зал поверх голов зрителей. Ни в коем случае не
разглядывать членов жюри и не искать в них положительного отклика на исполнение.
Жесты ,улыбки, кивки головой. Они редко выглядят доброжелательно, у них работа такая,
успеть не только увидеть и услышать, но и отметить достоинства и недостатки
выступающих. В зале есть зрители, люди, которые искренне пришли порадоваться за деток.
И их аплодисменты непременно одарят детей своей теплотой после исполнения номера. Но
помнить нужно главное. Сосредотачиваться нужно в первую очередь на исполнении
материала!
Безусловно, важной составляющей в синдроме сценического волнения является чувство
ответственности исполнителя за свое выступление. Оно возрастает с годами и по мере
продвижения ученика вверх по иерархической лестнице. Безусловно, когда это волнение
принимает излишне болезненные формы, оно не только неприятно для исполнителя, но и
чревато для него определенными потерями на эстраде. Я считаю, что если артист не волнуется
совсем перед выходом на сцену, - он не артист, и на сцене ему делать нечего. Ему все равно, что
и как он будет петь. Я убеждена, что только на фоне положительно окрашенного
сценического волнения можно добиться высоких результатов в исполнительском искусстве.
Волнение - это непременное условие для того, чтобы человек сконцентрировал все свои
физические и психические силы.
Так или иначе, главное заключается в умении и способности исполнителя сосредоточиться на
исполняемом материале. У людей музыкально одаренных, обладающих особыми
сценическими способностями, этот дар самососредоточения проявляется в той или иной мере
интуитивно. Это не значит, однако, что его не следует специально развивать. Бывает, я говорю
ребёнку в классе: «Представь, что ты поёшь на большой сцене. Войди в это состояние. Твоя
основная и главная задача - сосредоточиться на исполняемом произведении. Ничто не должно
тебя отвлекать: ни присутствие посторонних, ни какие-то ненужные мысли . . . Предельная
концентрация на звучании голоса, на фразировке, на соотношении нюансов и т.д.- вот твоя
цель, и чем скорее ты достигнешь ее, тем скорее станешь артистом».
Способность самососредоточения как наиболее эффективного метода борьбы со сценическим
волнением можно и нужно развивать в процессе предконцертной подготовки учащегося.
Иногда я практикую такой метод -приглашаю на репетицию людей посторонних, тем самым
провоцирую волнение у ученика. Если это происходит систематически, то лишнее, мешающее
волнение уходит само собой, а остаётся только то лёгкое, что помогает более красочному и
душевному исполнению. Хорошей «тренировкой» положительно окрашенного сценического
волнения является выступление в родной школе. Здесь и публика доброжелательная и сцена
родная.
Вокалисты-исполнители, располагающие достаточно большим опытом выступления, знают,
что одна из первопричин сценического волнения - боязнь вокалиста забыть текст.
Волнуются, исполняя произведения публично, потому что боятся забыть; забывают, как
правило, именно потому, что чрезмерно волнуются. Но провалы в памяти на сцене не всегда
являются результатом недостаточной выученности текста. И, тем не менее, произведение
должно быть выучено не на 100, а на 150%; само ощущение «чистой совести» исполнителя («я
все выучил с предельной тщательностью») принесет ему уверенность в себе - и наоборот.
Я знаю профессиональных певцов, которые систематически забывают текст от волнения. Но
способность их собраться в нужный момент, их опыт позволяет им выходить из положения
так, что никто в зале не замечает этой «ошибки» .
Сценическое волнение на всех действует по-разному. Один ученик ничего не боится, другой -
трясется как осиновый лист, третий - впадает в прострацию, четвертый не может совладать с
чрезмерным возбуждением и т.д. Иногда встречается такой феномен- есть ученики, которые
хорошо поют в классе и «рассыпаются» на эстраде. Бывает и наоборот: ученик, на которого вы
не возлагаете особых надежд на эстраде, «собирается» и поёт значительно лучше, чем вы
ожидали. Многое зависит от склада нервной системы и характера человека.
Важно, впрочем, не столько «диагностировать» природу сценического волнения, сколько
помочь молодому исполнителю совладать с ним в решающий момент. Уже говорилось, что сам
факт прочной «сделанности» материала действует успокаивающее на психику исполнителя и
является в определенном смысле гарантом от капризов памяти на эстраде. Предварительная
«впетость» произведения также снижает планку волнения исполнителя. Наконец, существуют
специальные приемы аутотренинга (самовнушения), которые при умелом использовании
дают иной раз неплохой эффект. Я стараюсь объяснить ученикам, что сила внушения и
самовнушения - великая вещь. От нее больше пользы, чем от всех таблеток вместе взятых. Но
при всем том я считаю, что основное и главное для исполнителя - не просто ответственное, а
сверхответственное отношение к подготовке музыкального произведения для публичного
показа. Как правило, волнение исполнителя возникает на почве недостаточной
подготовленности. Психологическое состояние на сцене напрямую связано с качеством
предварительной работы. Это должны знать и понимать все ученики, особенно старшие дети.
Дети с опытом выступлений в итоге «готовят» себя сами к выступлению. Они уже многое про
себя понимают.
Еще один аспект проблемы. Имеет значение, как исполнитель проводит время перед
выступлением. Что касается меня, то я считаю, что ученик должен заниматься перед
концертом регулярно. Я всегда даю задание детям .Обязательно дома выделить 20 минут для
повтора уже выученного, попеть перед зеркалом спеть маме, папе, бабушке, соседям. Я говорю
ученикам перед выступлением: «У тебя хорошее настроение, у тебя хорошо выученная
программа. Ты поёшь с удовольствием и хочешь поделиться этим с публикой». Именно так и
следует настраивать учащегося, это лучший метод борьбы с эстрадной боязнью. При
подготовке к выступлению должно быть устранено все, что может вызвать нервозность. У
учащегося не должно возникать сомнения в полном успехе. Предстоящего выступления надо
ждать как праздника. Если педагог волнуется, то свое волнение он обязан искусно скрывать.
Успокаивать нервничающего ученика надо, пусть даже преувеличенной, похвалой и
подчеркиванием его достижений. И после выступления похвала учителя должна поддержать и
усилить радостное чувство от успешно выполненной задачи. Особый такт нужен при какой-
либо неудаче. В одном случае нужна ласка, в другом, если ученик распустил нервы,
решительные фразы. Учитель должен быть психологом и психотерапевтом. Внушение учителя
- могучая воспитательная сила. Он должен быть готов подменить разум и волю ученика.
Задача усложняется, когда речь идет о подростках. Причина не только в возрастающей
взыскательности, в усложнении психики, но и в повышенной нервозности, свойственной этому
сложному периоду в развитии человеческого организма и формировании психики. Публичное
выступление для ученика событие большее, чем для апробированного артиста. У него и опыт
меньший, и он находится в периоде самоутверждения. Нет еще у него той уверенности,
которую рождает признание достижений. Из этого не следует, что каждое выступление надо
переживать, как решающее судьбу. От успеха не должна кружиться голова, а от неудачи
опускаться руки. Успех должен повышать требовательность к себе и обязывать к еще более
настойчивой работе, а неудача должна заставить вдумчиво пересмотреть все условия
подготовки к выступлению, выяснить причины срыва и искать средства, которые помогут
устранить или преодолеть ошибки и упущения. Я после каждого выступления разбираю
ошибки с учениками на занятиях. И в первую очередь даю им самим высказать свое мнение об
этом.
Профессиональные достижения артиста оказываются обусловленными не только его
природными способностями и наличием хороших учителей, но и, в значительной мере,
наличием у него сильной воли, под которой понимают способность человека к преодолению
препятствий на пути достижения цели. От артиста требуется богатство душевных сил и полное
владение ими.
Конечно, существует немалое количество рекомендаций к подготовке сценического
выступления от многих выдающихся педагогов и исполнителей. Охватить сразу все правила
поведения на сцене невозможно.
Главное, что должен понять молодой исполнитель: сценическое выступление – это не только
испытание нервной системы на прочность, но и радость от общения с публикой; творческое
вдохновение и профессиональный рост. Чем больше выходишь на сцену – тем больше
проявляется уверенности, ибо сцена – лучшее лекарство от волнения.
Пользуйтесь методиками выдающихся педагогов и исполнителей! Берите их на вооружение
и творите! Чутье талантливого и любящего педагога , подскажет вам, что нужно делать в тех
или иных случаях.
Гордитесь вашими детьми! Любите их! Самое главное в педагоге,
это любовь к детям! Без неё даже со всеми методиками вы не
добьетесь желаемого результата!