Подготовка ученика к публичному выступлению

МБУ ДО ДШИ №1 имени М.П. Мусоргского города Твери
Методическое сообщение
на тему
«Подготовка ученика к публичному выступлению»
Подготовила
преподаватель по классу фортепиано
БАРАНОВА Ольга Алексеевна
Г. Тверь, 2016
«Подготовка ученика к публичному выступлению»
Существующая форма проверки успеваемости учеников в ДМИ и
ДШИ предусматривает два академических концерта в 1-м и 2-м полугодиях и
переводные экзамены. Следовательно, ученик должен выступить с
подготовленной программой в течение учебного года не менее 2-3 раз. Если к
этому прибавить участие в концертах отделения, школы, на родительских
собраниях, в шефских концертах и т.д., то число публичных выступлений
намного возрастёт.
Как помочь ученику лучше донести до слушателей то, что было
задумано и отработано в классных и домашних занятиях? Какими путями
добиваться того, чтобы выступление на публике доставило удовлетворение и
ученику и педагогу? Здесь нельзя давать рецепты на все случаи и
рекомендовать панацею от всех бед. Можно только поделиться раздумьями,
которые накопились за десятки лет педагогической работы и некоторым
опытом концертных выступлений. На исполнительство влияние оказывают
очень многие факторы: это и музыкальные способности ученика, его
физическая и нервная конституция, общий культурный и интеллектуальный
уровень, его индивидуальность. Но решающим фактором всё-таки является
метод обучения музыке. Публичное выступление это итог всей системы
обучения ребёнка, где всё взаимосвязано: воспитание музыкального
мышления, слышания, музыкальной памяти, двигательных навыков,
контроль педагога (и родителей) за режимом и дисциплиной домашних
занятий.
Педагогический процесс это единая и целенаправленная линия, и
если в длительном и сложном пути этого процесса были допущены ошибки,
просчёты, то перед выходом на эстраду не помогут никакие увещевания и
психологические воздействия, поэтому необходимо проследить весь путь
начиная от выбора программы и заканчивая поведением на эстраде.
Один из важнейших залогов успеха это удачно выбранная
программа.
Составляя учебный план, педагог включает в него произведения,
которые ученик будет готовить для зачёта, экзамена концерта, для классной
работы или произведения, которые помогут ученику преодолеть те или иные
недостатки, либо закрепить какие-то достижения. Но в любом случае важно
эмоциональное отношение ученика к выбранному произведению. Пьеса,
которая нравится ученику, вызывает интерес усваивается значительно
быстрее, так как учит он её с большей эмоциональной отдачей,
следовательно, его внимание более сконцентрировано. Но это отнюдь не
означает, что педагог должен идти на поводу у ученика. В нашей практике
часто бывают случаи, когда ученик играет произведение с большими
погрешностями, техническими неполадками и наконец, попросту ему не по
зубам. Это говорит о том, что педагог не всегда ясно себе представляет
возможности того или иного ученика и приспосабливается к нему упрощая
текст, штрихи, всевозможные мелизмы и даже меняет темп. Музыкальная
литература так безгранично богата, что всегда можно найти пьесу, которая
заинтересовала бы ученика и соответствовала его исполнительским
возможностям. Пьесы, превышающие эти исполнительские возможности и
недоступные детской психике не способствуют воспитанию культуры и
музыкального вкуса, снижают требовательность, самокритичность и ученика
и педагога.
Ученики ДМШ в подавляющем большинстве не так хорошо читают с
листа, чтобы сразу при разборе текста охватить и услышать пьесу целиком,
поэтому желательно, чтобы педагог мог сыграть ученику либо пьесу целиком
либо отрывки из неё. Очень полезно рассказать ученику об эпохе, в которой
жил автор данного произведения, о стилевых особенностях его творчества, о
специфике звучания клавишных инструментов, если пьеса написана в 18
веке. Каждый педагог должен уметь найти вопросы, наводящие на нужные
ассоциации, активизировать воображение, помочь раскрыть музыкальный
образ, характер и настроение пьесы, тогда ученик будет работать с большей
отдачей и на уроках и в домашних занятиях.
Двигательная память более устойчивая, чем слуховая. Переучивать
неудобную аппликатуру, изменить неудачный приём звукоизвлечения
значительно труднее, чем исправить фальшивую ноту или неправильный
ритмический рисунок. Поэтому аппликатура, элементы артикуляции, приёмы
звукоизвлечения должны быть показаны ученику и усвоены им при разборе
новой пьесы. Процесс разборки является чуть ли не самым важным этапом в
разучивании музыкального произведения. Чаще всего нерациональная
аппликатура наблюдается у ученика в non legato стаккатной фактуре. В таких
случаях очень полезно предложить ученику поучить такие места на legato.
Только при систематической работе над аппликатурой можно воспитать
прочно вошедшие в подсознание навыки. Но сам педагог не всегда должен
слепо следовать тому, что написано в нотах, так как теоретически верная, она
не всегда будет удобной для данного ученика, тогда следует изменить её в
нотах.
Здесь надо оговориться, что в полифоническом произведении нельзя
руководствоваться кажущимся удобством, так как она может оказаться
непригодной для правильного голосоведения, особенно в тех случаях, где
одна рука исполняет два голоса.
Одно из основных средств выразительности в музыке это
артикуляция, то есть способ произношения.
К сожалению, запас артикуляционных приёмов у учеников ДМШ
беден и однообразен. Результатом такой бедности двигательных приёмов
является однообразность звучания пьесы и что ещё хуже единообразие в
исполнении произведений композиторов различных эпох и стилей.
Задача педагога научить ученика овладеть не просто приёмами non
legato, staccato и legato, но и всеми их разнообразными видами, такими, как
legato кантабиле значит глубокое, певучее legato, non legato глубоким,
весомым портаменто и non legato метрически точным, как у Баха, non legato,
как пиццикато, схожим со скрипичным звучанием, очень коротким staccato и
т. д. Педагог должен научить ученика пользоваться большим или меньшем
весом руки это то, что необходимо для реального воплощения нужного
звучания.
Как дома разучивать музыкальное произведение: целиком или по
частям? Перельман в своей маленькой, но ёмкой книжке « В классе рояля »
пишет: « Хорошо разучивать - это умело расчленять материал. Плохо
разучивать – это бездумно дробить его »
Дома дети часто учат сначала строки, не обращая внимания на то, что
это середина фразы или учат с первой доли такта, не понимая, что фраза
начинается с затакта и т. д., поэтому получается только набор звуков, а не
чёткая фраза или предложение. В младших и даже в средних классах очень
полезна подтекстовка.
Так же последовательно и систематически следует заниматься
развитием гармонического слуха. Понимание формы тонального плана
музыкальных произведений, способствует воспитанию и развитию
логической памяти. Значение памяти для уверенного самочувствия во время
выступления, одно из главенствующих.
Как научить на память? Каждый пианист учит музыкальную пьесу на
рояле по нотам и затем на рояле без нот. Дети малоспособные, у которых
слабая слуховая и двигательная память затрачивают очень много времени
для заучивания наизусть. В их домашних занятиях работа в основном
механическая, мало осознанная, поэтому результат мизерный.
Кроме разучивания пьесы по нотам и без нот И.Гофман предлагает
ещё способы: по нотам без рояля, и без нот и без рояля. Таким образом, во
главу угла ставится работа сознания и внутреннего слуха.
1-й способ: по нотам без рояля можно разделить на 2 этапа : закрыв
рояль играть по крышке по нотам, убрав руки, мысленно играть глядя в ноты.
2-й способ: без нот и без рояля гораздо сложнее и требует
постепенной подготовки. Этим способом можно заниматься только с
хорошими, способными учениками.
Чаще всего в классе педагога могут оказаться ученики, которым не
под силу сыграть пьесу без нот и без рояля. Это дети с неразвитым
внутренним слухом, низким интеллектом. Таким ученикам можно
предложить механический приём: расчленить пьесу на фразы и предложения
и отрывки помечать цифрами, потом спрашивать ученика сыграть пьесу не
сначала, а с той или иной цифры, без нот и вразбивку, как говорят дети.
Всё, что говорилось о приёмах работы над памятью, не исключает и
не заменяет длительной и систематической работы над техникой.
Нередко на обсуждениях после неудачного выступления ученика
можно слышать от педагога такое «оправдание» « - Он так хорошо играл, а
теперь заболтал». С этим явлением забалтывания нужно не бороться пост
фактум, а не допускать его. Причина забалтывания кроется в неправильных
домашних занятиях.
Первые тревожные симптомы таких занятий появляются не за день за
два до выступления, а значительно раньше: то появилась неточность в
аппликатуре, то фальшивая нота вкралась и т.д. Опытный педагог сразу
улавливает плоды бездумной работы и принимает меры сразу, не дожидаясь
того, что ошибки укоренятся в подсознании и станут привычными. Ошибки в
тексте ученик должен находить сам. Педагог не указывает на ошибки, а
предлагает ученику самому найти их и исправить. Самостоятельное
исправление ошибки закрепляется в памяти значительно прочнее, чем
многократные замечания педагога.
Причины неудач технического порядка так же кроются в
неправильных домашних занятиях. У детей со слабыми музыкальными
данными часто встречаются такие недостатки, как плохая приспособляемость
к клавиатуре, плохая координация. У них очень быстро становятся
привычными движения прямопротивоположные нужному, рациональному
приёму, поэтому необходимо периодически проверять какими способами и
приёмами ученик добивается нужных результатов в домашней работе. Чаще
всего ученики дома играют техническую пьесу или этюд в быстром темпе по
нескольку раз в день раньше, чем пьеса «созрела» для такого темпа. В
результате руки устают и зажимаются. Такие эксперименты допускать
нельзя.
Мы, педагоги часто повторяем ученику стереотипную фразу:
«Слушай себя». Это требование абсолютно правильное, но ученики
понимают эту фразу, как регистрацию неудач, то есть слушают своё
исполнение пост фактум.
Умение слушать себя это процесс, который включает в себя три
фазы: мысленное представление звучания, приказ мозга к действию,
контроль исполнения, то есть умение думать и слушать вперёд.
Нельзя от каждого ребёнка, не обладающего музыкальными
способностями ожидать яркого и эмоционального исполнения, но научить
играть осмысленно, с пониманием характера, стиля исполняемой музыки
можно. Нужно прививать культуру слуха и музыкальный вкус каждому
ученику.
Контингент ДМШ и ДШИ чрезвычайно пёстрый. Очень много школ,
где контингент составляют ученики со слабыми музыкальными данными и
очень невысоким уровнем культуры, но педагогические принципы учителя
есть величина постоянная и суть их не меняется от степени одарённости
ученика
Теперь мы выясним, как подготовить психику ученика к открытому
выступлению.
У учеников младших классов волнение носит характер праздника,
радостного события. Такое волнение не тормозит работу слуховой и
двигательной памяти, поэтому дети чаще всего выступают с удовольствием и
с желанием показать всё, чему они научились.
Что касается учеников более старшего возраста, то эстрадное
волнение страшно тем, что застаёт ученика неподготовленным к новым
непривычным эмоциям, затуманивающих сознание, мешающих
сосредоточиться. Нельзя говорить ученику: «Ты только не волнуйся». Это
предупреждение вызовет обратную реакцию: настороженность,
беспокойство, ожидание чего-то неприятного. Гораздо лучшие результаты
дают наставления обратного порядка: «Волнуешься? Очень хорошо. Если не
будешь волноваться, то сыграешь бледно, неинтересно».
Но этого недостаточно. Нужно выработать навык исполнения в
состоянии эстрадного волнения. Для этого за 1,5-2 недели нужно устраивать
генеральные репетиции Можно позвать послушать своих учеников и
родителей. Пусть они поиграют роль «комиссии». Такие тренировки можно
проводить не только в классе, но и дома: посадить всех родственников и
представить себе зал, то есть почувствовать себя на эстраде.
Детей, особенно мало музыкальных больше всего волнует память.
Боязнь забыть текст во время выступления – сковывает ученика.
Такая неприятность может случиться с каждым и не только с
учеником, но и даже со взрослым пианистом. Главное помнить, что играя
на публике, ничего не надо исправлять, а продолжать уверенно играть
дальше. И если это произойдёт и ученик не растеряется, то обязательно надо
его за это похвалить и тем самым вселить в него уверенность и спокойствие.
В день выступления очень важна спокойная обстановка дома, в семье.
Некоторые честолюбивые мамы и бабушки умеют взвинтить нервную
систему любому даже самому уравновешенному ребёнку. Нельзя будить в
ребёнке дух конкуренции , не надо ставить перед ним цель играть лучше, чем
другие и т.д. Это исполнению не поможет, а воспитанию человеческих
качеств – повредит. Об этом нужно проводить беседы с родителями.
Перед выступлением ученику необходимо разыграться, но играть
программу «начисто» с настроением и целиком не нужно. Вполне достаточно
попросить ученика сыграть первые 2-3 предложения, чтобы проверить
правильны ли темп и характер произведения, или попросить повторить его
самые трудные места из каждой пьесы.
Поведение на эстраде должно быть подготовлено и закреплено на
«репетициях». Тем не менее, перед выступлением не помешает снова
напомнить ученику, чтобы он настроился на каждую пьесу и делал между
пьесами небольшие паузы. Активная работа сознания вызывает собранность,
внимание и помогает справиться с волнением.
Удовлетворительных результатов можно добиться с любым учеником:
способным и малоспособным, если он знает к чему стремиться в каждом
произведении, если педагог не ограничивается словестным заданием, а
добивается усвоение материала на уроках, путём преодоления трудностей
постепенно из урока в урок.
Но есть ещё и другая истина: учитель всегда должен быть спокоен и
доброжелателен к ученику. Он должен внушить ему уверенность в его
силах, как бы малы они не были.
Список использованной литературы:
1. Г.М. Цыпин. Обучение игре на фортепиано;
2. Л.А. Баренбойм. Вопросы фортепиано исполнительства под редакцией
Соколова, 1973 г.;
3. А. Алексеев. Методика обучения игре на фортепиано.