Методический доклад "Подготовка ученика к публичному выступлению"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств № 1 г. Волгограда»
Методический доклад преподавателя по классу фортепиано
Кудряшовой Т.Г.
Подготовка ученика к публичному выступлению
Любому публичному выступлению ученика – будь то экзамен, зачет, концерт –
предшествует длительная кропотливая работа.
Публичное выступление – синтез многих компонентов: и музыкальных способностей
ученика, и его физической и нервной конституции, и метода его обучения музыки с
первых шагов, и воспитание исполнительской воли, и психологической подготовки к
исполнению при публике. Это – итог всей системы обучения музыки на данном этапе
развития, где все взаимосвязано воспитание мышления и сознания, памяти,
двигательных навыков. Работая с учеником над музыкальным произведением педагог
прививает и закрепляет нужные навыки. И если ученик, волнуясь на эстраде, многое
теряет, то чаще следует винить не его нервную систему, а недостаточное, либо
неправильное усвоение и закрепление навыков. Трудно сказать, что именно важнее всего
для уверенного самочувствия на эстраде, но безусловно память один из наиболее
важных факторов.
Психология различает следующие виды памяти: зрительный, слуховой, двигательный и
смешанный(зрительно – слуховой, зрительно – двигательный, слухо -
двигательный).Наиболее распространены смешанные виды памяти. Какой бы вид памяти
не преобладал ,какая бы ни была у ученика природная память, следует воспитывать у
него сознательный и логичный подход к разучиванию музыкального текста.
То и другое связано с гармоническим слышанием и пониманием формы не только в
хорошо заученных словах: «экспозиция, разработка, реприза»,но и в самых ее мелких
элементах. Самые простейшие элементы ученик узнает уже при прохождении первых
пьес из сборников для начальных классов. Несколько позднее появляются легкие этюды
и пьесы простой двух и трехчастной формы. В самых легких сонатинах( например
И.Берковича ,С.Гедике) есть уже зачатки сонатного allegro .В них четко ограничены и
контрастны главная и побочная темы, есть даже какой –то элемент разработки.
Обязательно следует обратить внимание ученика на то, что побочная тема в репризе «не с
той ноты ,что в экспозиции».Старшие ученики могут определить тональность и узнать, что
в экспозиции побочная тема не бывает в основной тональности, а в репризе побочная
проходит в основной тональности. Основные ступени гаммы тонику и доминанту можно
показать ученику на первом году обучения. В легких этюдах можно предложить ученику
самому сделать гармонический анализ. Если ученик хоть частично понял гармоническую
структуру и уяснил фактуру этюда – гаммообразное движение, короткие или длинные
арпеджио, пятипальцевые построения, скрытое двухголосие и т.д. – он значительно
быстрее заучивает наизусть. При такой работе у ученика развивается гармоническое
слышание , умение разобраться в фактуре, умение обобщать длинные построения .С
возрастом знания накапливаются, и в старших классах можно предложить ученику
сделать гармонический анализ какого – нибудь отрывка пьесы или этюда. Не следует
утверждать ,что такой метод работы помогает всем техническим трудностям, или
исключает работу над техникой, но он помогает чувствовать себя уверенней при
исполнении наизусть, помогает мыслить крупнее, видеть в нотах «вперед», что
сказывается при чтении с листа и разборе.
Музыкальное произведение при разборе требует членения. Известные педагоги
говорили, что «Хорошо разучивать – это умело расчленять материал. Расчлененный ,он
затем легко соединяется .Плохо разучивать – бездумно дробить материал;
раздробленный он с трудом затем соединяется». К сожалению наши ученики почему
то любят делать наоборот. Спросите ученика как он учит дома и вы услышите, что
стихотворение он учит по абзацам , а муз.пьесу – целиком. Приходится часто детям
напоминать, что пьесу нужно учить «по кускам».При этом никогда не следует
останавливаться на окончании фразы, пассажа. Если учил по фразам, то останавливаться
надо на первых звуках следующей фразы и т.д.
Рекомендовано 4 способа заучивать пьесу на память:
- учить пьесу на рояле по нотам
-на рояле без нот
-по нотам без рояля
-без нот и без рояля
Первые 2 способа применяют все, без них никак не обойтись, и , к сожалению, ими
ограничиваются. Дети, особенно менее музыкальные, волнуются перед выступлением не
потому, что боятся сыграть недостаточно ярко , образно .Единственная мысль, которая им
внушает страх – боязнь забыть. Сыграть свою программу, нигде не забыв, не
споткнувшись, для большинства учеников это основное мерило удачного выступления.
Ученик должен уметь внутренне воспроизводить пьесу без нот и без рояля ,без этого
умения не может быть настоящей уверенности при исполнении на эстраде. Это умение
дается не сразу, к нему можно подводить учеников двумя способами:
-играть на крышке рояля
-играть на коленях
Овладев этими двумя способами, ученик пробует играть «в голове» .Учить «в голове»
можно на улице, в транспорте, и т.д. На уроке можно чередовать игру на инструменте с
игрой «в голове» по знаку педагога(например хлопку).Можно пометить пьесу цифрами и
затем спрашивать «в разбивку». Часто когда пьеса уже твердо выучена на память . при
исполнении в классе начинают появляться неточности в артикуляции, случайная
аппликатура. В этом случае , спросив ученика как он дома занимается, окажется , что
дома он учит пьесу на инструменте без нот. Бывает, что произведение выучено задолго
до выступления и начинает увядать, или, как говорят «забалтываться». Это происходит
оттого, что ученик дома не играет, а проигрывает пьесу автоматически. Кроме того ,что
исполнение становится неинтересным, автоматическая игра означает отключение
внимания и может привести к провалам памяти. Как только педагог замечает признаки
такого бездумного исполнения, он должен проходить пьесу по нотам, как новую ,
принесенную на разбор .Проверить артикуляцию динамику, аппликатуру. Иногда что- то
меняется в динамике, в педализации, отделывается заново интонация т.е. включается
сознание, будится уснувшая мысль и таким образом можно избежать
«забалтывания» .Для того ,чтобы ученик почувствовал эмоциональную окраску пьесы,
нужна педагогическая гибкость, чтобы не навязывая своего слышания , подвести
ученика к желаемому представлению образа пьесы, разбудив его воображение и призвав
на помощь ассоциативное мышление. Известно, с каким трудом прививаются мало
музыкальным детям нужные навыки. Известно так же , что учить легче , чем
переучивать .Вот почему особенно важен процесс разбора. Если ученику сразу ясна
художественная цель, он работает дома с большим интересом, не механически, и работа
над пьесой пойдет быстрее. Чрезвычайно важно установить темп пьесы. Когда педагог
колеблется, меняет темп готовой пьесы перед выступлением, вряд ли ученик в момент
эстрадного волнения найдет нужный темп. Это не значит, что в последние дни перед
выступлением нужно играть технические пьесы только в быстром темпе Очень полезно
играть такие пьесы в концертном исполнении, но в медленном темпе или исполнять в
настоящем темпе только в классе, в присутствии педагога. Дома же ученик должен играть
такие произведения только в среднем темпе, соблюдая динамику, фразировку и т.д. К
сожалению, ненужные рефлексы закрепляются у учеников очень быстро - стоит какому –
нибудь месту в пьесе раз или два не получиться, как исправить его уже почти
невозможно. Поэтому для того, чтобы отработать выдержку при исполнении технической
пьесы в настоящем темпе , можно разрешить ученику играть ее дома в темпе два раза в
день, за 2 – 3 дня до выступления.
Нужно говорить ребятам о том, что при исполнении на эстраде нужно волноваться, иначе
будешь играть скучно , не интересно .Нужно только уметь волноваться т.е. не терять
головы ,думать вперед как в классе. Для учеников часто главный критерий исполнения
забыл или не забыл. Надо объяснить , что где –то споткнуться .забыть не страшно, это
случается и со взрослыми исполнителями, не на это музыканты обращают внимание.
Важно не исправлять свои ошибки на эстраде, не топтаться на клавишах, а играть
дальше .Это не страшно , если знаешь пьесу «в голове».
Обычно младшие учащиеся меньше подвержены эстрадному волнению .Для них
выступление – игра, в которой они охотно участвуют. Подростки относятся к выступлению
с большей ответственностью и нервозностью .Старшим ученикам, испытывающим
волнение, полезно сделать 2-3 медленных глубоких вдоха перед самым выходом на
сцену , сев за инструмент, сыграть мысленно 2-4 такта, установить темп и только после
этого начинать играть .Окончив пьесу ,не торопиться начинать следующую, пока не
перестроишься на новое содержание, новое настроение и также «сыграть» про себя
начальные такты, чтобы установить темп.
Публичное выступление для любого исполнителя является важным событием , и для
учеников это событие должно быть радостным.