Воспитание навыков самостоятельной домашней работы - залог успешного обучения игре на фортепиано в ДШИ
ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДОМАШНЕЙ
РАБОТЫ — ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА
ФОРТЕПИАНО В ДШИ
Колесникова Лариса Васильевна
преподаватель фортепиано,
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
ЗАТО Северск «Детская школа искусств»
Самостоятельная работа в овладении профессиональными навыками
необходима в любом деле. Особенно актуально эта проблема звучит при
обучении игре на инструменте. Порой мы, преподаватели, на уроках очень
тщательно решаем исполнительские задачи, разбираем детали технической
работы над произведением, фразировкой, интонированием, динамикой, общей
драматургией развития, выпуская из виду то, что ребенка нужно научить
подкреплять усвоенное в классе продуктивными домашними занятиями.
Организация самостоятельной работы обучающихся должна
присутствовать в качестве отдельной педагогической задачи преподавателя. В
сферу самостоятельных домашних занятий входит обширный комплекс
вопросов, связанный с содержанием, формами организации домашней работы,
тогда как систематичность и последовательность домашних занятий юного
пианиста непосредственно влияет на успех и качество всего последующего
обучения. Практика показывает, что дети не умеют эффективно работать в
самостоятельной домашней работе. Часто в ней присутствуют пассивные виды
деятельности, связанные с нецелесообразным затратами времени. Отсюда
проблемы воспитания навыков самостоятельной домашней работы
обучающегося принадлежат к числу наиболее актуальных в практике обучения
игре на инструменте в ДШИ.
Как сделать занятия музыкой наиболее продуктивными в домашних
условиях? - этот вопрос будет в центре нашего внимания в данной статье.
Конечно, однозначный ответ найти трудно, так как каждый ребенок
индивидуален, но общие рекомендации педагог может подсказать и направить
домашнюю работу в нужное русло.
Дополнительная предпрофессиональная программа ДШИ – начальная
ступень профессионального образования. Для выполнения программы нужны
определенные личностные качества и уровень развития музыкальных
способностей. Сложность и специфика обучения игре на инструменте в том и
заключается, что у нас всего 2 урока по специальности в неделю, а все
остальное время ребенок должен заниматься самостоятельно в отличие от
занятий в художественной школе, где все задания выполняются в урочное
время или занятия танцами, которые проводятся 5 раз в неделю под
присмотром педагога. Музыка в этом плане похожа на занятия спортом, где
только ежедневные тренировки дают результат. Интересно, что дети, которые,
например, обучаются плаванию или занимаются легкой атлетикой в ДЮСШ,
понимают, что тренироваться нужно ежедневно, а вот на музыку смотрят как на
развлечение, где можно время от времени присесть за инструмент.
Основная задача преподавателя по специальности состоит в том, чтобы
научить ребенка осмысленно и самостоятельно работать дома, то есть научить
учиться. Под самостоятельностью мы понимаем умение обучающихся
применять в домашней работе те знания и навыки, которые он получил на
уроке, творчески подходя к решению поставленных задач. Педагог здесь
выступает в роли наставника и друга, который заинтересован в продвижении и
развитии ребенка. Г.Г. Нейгауз считал, что «одна из главных задач педагога –
сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным
ученику,... то есть привить ему ту самостоятельность мышления, методов
работы, самопознания и умения добиваться цели» [2, c.192].
Важными факторами, отрицательно влияющими на качество домашних
занятий, является загруженность детей в общеобразовательной школе. Они
учатся в учреждениях дополнительного образования в условиях жесткого
дефицита времени, когда учебные программы и без того перегружены. Об этом
можно говорить долго и бесконечно, мы лишь обозначим этот момент, так как
он имеет существенное значение при самостоятельной домашней подготовке к
уроку по специальности.
Подчеркнем также, что немногие дети могут перенести интенсивность
работы на уроке в домашнюю работу. Причиной тому могут быть как внешние
условия, так и качество домашних занятий. К внешним условиям относятся:
наличие инструмента; достаточное количество времени для игры на
инструменте; положительный настрой и физическое состояние. Внешние
условия особенно важны в работе с начинающими обучение в ДШИ. Педагог
может посоветовать, как рационально использовать время для занятий. На
время занятий нужно обеспечить условия для концентрации внимания. Часто
приходится слышать, что ребенок не смог позаниматься, потому что все
смотрели телевизор, который находится в комнате, где стоит фортепиано, или
папа пришел с работы и отдыхал, а музыка ему мешает.
Заставлять заниматься дома на инструменте — дело неблагодарное, а вот
создать благоприятные условия для домашних занятий вполне возможно.
Конечно, здесь потребуется поддержка и помощь семьи. Домашние занятия за
фортепиано должны быть включены в ежедневное расписание ребенка.
Необходимо провести работу с родителями, чтобы они оказывали помощь и
осуществляли контроль в домашних занятиях. В последующие годы обучения
помощь родителей ограничена и может проявляться в том, чтобы родители
контролировали добросовестное выполнение домашних заданий. Если ребенок
будет знать, что его дневник дома проверяют, что его могут попросить сыграть,
он будет относиться к занятиям более ответственно. Записи в дневнике должны
содержать конкретные и детальные рекомендации по разучиванию
произведений. Особенно дети запоминают задания, которые они
сформулировали сами. Дети во 2-3 классах, когда уже в достаточной степени
овладели навыками письма, очень любят сами записывать домашнее задание.
Ведь лучше запоминается то, что добыто собственным трудом! В нашей
практике были случаи, когда дети просили записать им задание печатными
буквами, чтобы они сами могли прочитать его дома. Хоть это занимает больше
времени, но если ребенок умеет читать, такое стремление к самостоятельности
заслуживает поощрения и похвалы.
Намного труднее оказывать влияние на профессиональное качество
домашних занятий. С воспитанием самостоятельности мышления связан еще
один важный момент - умение самокритично относиться к своей игре, уметь
оценить ее и предложить способы устранения ошибок. Здесь ученик должен
быть «сам себе режиссер», обладать дисциплиной, проявить способность к
самоконтролю и стремление к самосовершенствованию. Главный недостаток
домашних занятий, как правило, бездумное и формальное проигрывание от
начала до конца, чтобы отчитаться перед мамой, что позанимался музыкой. В
этом плане важна подробная запись домашних заданий, где описывается, что и
как нужно учить. Занятия на фортепиано должны носить систематический и,
главное, регулярный характер. Иногда дети говорят, что у них не было
настроения, вдохновения для игры на фортепиано. Для этого случая у нас в
классе висит плакат с высказыванием П.И. Чайковского: «Вдохновение — это
такая гостья, которая не любит посещать ленивых». Ребенок должен понимать,
что только постоянный труд за инструментом поможет открывать новые
горизонты для развития, чтобы продвигаться по ступенькам творчества.
Пока обучающийся не овладел технологией самостоятельной домашней
работы, преподаватель должен осуществлять контроль в урочной деятельности
за этой сферой обучения. Для наглядной иллюстрации он может часть урока в
классе посвятить моделированию домашних занятий. Нужно научить ребенка
оптимизировать распределение времени и максимально продуктивно
планировать часы для занятий, не бездумно играть на инструменте, а
воспитывать умение ставить конкретную цель и добиваться ее реализации. В
рекомендациях выдающихся педагогов-пианистов преобладает мысль о том,
что домашние занятия должны быть целенаправленными, о чем пишут Г.Г.
Нейгауз, С.Е. Фейнберг, А.Б. Гольденвейзер и др.
Приобщать обучающихся к самостоятельной работе следует с учетом
возрастного фактора. Можно подтолкнуть ученика на поиск приемов, которые
сделают домашние занятия интересными и занимательными. Для младшего
школьного возраста игра является тем фактором, который всегда найдет отклик
в душе ребенка. Игры, которые будут описаны ниже, возникли в результате
совместной деятельности преподавателя и обучающихся и основаны на
собственном опыте практической деятельности. Многие педагоги, наверное,
узнают в них игры, которые используют сами, но в обновленном варианте. Так,
игры с перекладыванием игрушек — это игра, в которую мы играли лет 20
назад, только материалом для игры служили счетные палочки или счеты,
которые раньше использовали на уроках математики.
Игра «Учитель и ученик». Будь дома для себя учителем! Но для этого
нужно на уроке поиграть в учителя и ученика, только нужно поменяться
ролями. Детей очень забавляет факт, когда они начинают что-то показывать
своему педагогу, а у того — ну, никак! - не получается! Этот же прием можно
перенести и в домашние занятия, но теперь ученик будет един в двух лицах.
Сам себе задает задание и сам выполняет то, что выше мы назвали приемом
«сам себе режиссер».
Игра «Повторение — мать учения». Как заставить ученика играть пьесу
или ее фрагмент не один раз, а несколько? Когда мы задаем просто сыграть
пьесу 5 раз - это превращается в скучный и бессмысленный процесс, но
который можно превратить в творческую игру. Эта игра проводится по
принципу: съешь ложку за маму, за папу и др. Для этого можно перекладывать
мелкие игрушки с одного края клавиатуры на другой, каждый раз проигрывая
пьеску. Можно для тех же игрушек сыграть песенку, выкладывая их на пюпитр:
сначала для мишки, потом для зайчика и т.д. Если есть цветные стикеры, их
можно наклеивать после каждого проигрывания на часть клавиатуры, клавиши
которой не используется.
«Вверх по ступенькам». Необходимо приучить ученика к четкой
последовательности этапов работы в домашних занятиях: гаммы, этюды,
полифония, пьесы. Причем гаммы и этюды обязательно играть в начале
занятия, как спортсмены разминают мышцы перед тренировкой, так и пианист
разыгрывается на технических формулах. На наш взгляд, лучше сначала
разминать пальцы на гаммах и этюдах, потом слух - на полифонии. Полифония
настраивает слух и дает возможность сконцентрировать внимание на
музыкальных задачах. Остальную последовательность можно менять местами.
Подобные приемы приучают с детства к самостоятельным занятиям и
входят в привычку с раннего возраста. В средних и старших классах педагогом
определяется курс на развитие самостоятельности и инициативы обучающегося
для повышения результативности домашней работы с помощью использования
инновационных педагогических технологий: проблемно-поисковых методов
обучения, проектной деятельности, активизации познавательной активности.
Хорошим подспорьем в этом направлении является организация классных
концертов, программы которых составлены из произведений, выученных в
самостоятельной домашней работе.
Таким образом, взаимодействие всех элементов обучения, их
взаимообогащение сможет обеспечить продвижение и развитие обучающихся,
поможет поднять на новую, более высокую ступень уровень подготовки и
профессиональной ориентации обучающихся ДШИ. Совместная творческая
деятельность преподавателя и обучающегося, доброжелательная атмосфера на
уроках и творческая заинтересованность в домашних занятиях могут стать
прочной основой успешности обучения в ДШИ.
Литература
1. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка,
1978. - 288 с.
2. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1988.-240с.
3. Фейнберг, С.Е. Пианизм как искусство. - М.: Музыка, 1969. - 598 с.
Музыка - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Ковер дружбы" 4 класс
- Открытый урок "Куда ведет нас танец?" 2 класс
- Методическая разработка урока "Поэзия зимы" 2 класс
- План-конспект "Весна: поэт - художник - композитор" 2 класс
- Открытый интегрированный урок "Ноты долгие и короткие" 2 класс
- Технологическая карта урока "«Чудеса» в музыкальном театре" 1 класс