Роль татарской народной музыки в патриотическом воспитании детей

МБУДО «Детская музыкальная школа № 22» г. Казани
Роль татарской народной музыки в патриотическом воспитании детей.
Абдуллина Гульназ Талиповна
преподаватель вокала высшей
квалификационной категории
т: 89872728382
ruz2004ru@mail.ru
Казань 2020
Роль татарской народной музыки в патриотическом воспитании детей.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был самым одаренным и
разносторонне развитым, а именно самым музыкальным, знающим родной
язык и именно через него познавал бы окружающий мир, историю, культуру,
искусство, поэзию своего народа.
Издавна из поколения в поколение передавалось народом то богатство,
которое мы сейчас называем народным творчеством. Особое место занимает в
нем татарская народная музыка-это колыбельные песни, баиты, мунаджаты,
разнохарактерные народные песни (озын кой, кыска кой), частушки
(такмаклар), детские песни, различные обрядовые песни, игровые песни.
Именно песни на родном татарском языке прививают к детям любовь к
родному краю, воспитывают в них чувство патриотизма, гордость и уважение к
историческому прошлому и настоящему своей родины, знакомят их с
интересными событиями, трудовой деятельностью, бытом и праздниками
татарского народа.
Первое, что слышит ребенок с рождения - это колыбельные песни,
которые поет ему мать на родном языке. Именно с этих песен и начинается
первое в своей жизни музыкальное восприятие маленького человечка.
Колыбельная песня это песня, служащая для убаюкивания ребенка,
распространенный жанр народной песенности многих народов. Для
колыбельных песен характерны спокойное, замедленное движение, повторы
попевок и ритмических фигур.
Элли-бэлли итэргэ
Ал бишеге бар монын.
Иркэлэргэ сояргэ
Уз энкэсе бар монын.
Иркэлэргэ сояргэ
Уз энкэсе бар монын...
Следующий жанр народной музыки баиты. Это произведения,
рассказывающие о крупных исторических процессах и событиях, социально и
семейно бытовых явлениях и фактах прошлого. Они созданы после важных
исторических событий войн, крестьянских восстаний, или после каких либо
исключительных происшествий – внезапной смерти, неожиданной трагической
гибели кого-либо. Поэтому их содержание связывается с конкретными
историческими событиями, бытовыми явлениями и фактами.
Баиты лиро-эпос татар Среднего Поволжья. Известны такие баиты
,как «Сак-Сок бэете»-поучительный баит для детей, где рассказывается о двух
мальчиках-близнецах, которых мать прокляла в сердцах из-за непослушания, и
те превратились в птиц Также «Суга баткан Гайшэ бэете». Этот социально-
бытовой баит о том,как девушку по имени Гайшэ выдали насильно замуж за
богатого толстого старика, и она с горя утопилась в реке…Есть и такой
героический баит под названием «Карьят батыр»,где рассказывается о
необычайной силе, ловкости, удали, невероятных героических поступках
Карьят- батыра. А баит под названием «Рус - француз сугышы бэете» был
сложен участником войны 1812 года, который все видел своими глазами. Здесь
в поэтической форме передаются подробности боевого похода и победы на
войне. Поэтому и мелодия оживленная и не сложная. Из этого баита можно
узнать исторические события войны с Наполеоном.
Важное место в народном музыкальном творчестве отведено
мунаджатам. Слово мунаджат происходит с арабского языка. Оно
употребляется для обозначения мольбы, обращения к Аллаху. В Арабских
странах мунаджат используется в религиозных гимнах, исполняемых в день
рождения Мухаммеда.
В татарском фольклоре это отдельный музыкально-поэтический жанр
читаемый нараспев стихотворение, имеющее характер монолога
размышления, монолога-жалобы, сокровенного признания, обращения к Богу.
Чаще всего у мунаджатов поучительное содержание, в них нередко звучат
наставления молодому поколению, они призывают задуматься над проблемами
нашей жизни. Например, в мунаджате «Ата-ана упкэсе» говорится об
отношениях разных поколений детей и родителей. Дети вырастают и
забывают о своих родителях, не думают о них, как будто они им больше не
нужны. Бывают мунаджаты радостного характера, в первую очередь
прославляющие Аллаха, Пророка, мироздания. К таким относится мунаджат
«Инандым бер Аллахка». Здесь говорится о вере одному Аллаху, что нет
больше бога, кроме Аллаха, и что пророк наш Мухаммед. В большей степени,
этот жанр популярен среди людей образованных, умудренных жизненным
опытом. Не случайно мунаджаты чаще всего исполняются людьми пожилого
возраста.
Особое место в татарском фольклоре занимают песни. Татарские
народные песни это богатая сокровищница красивых мелодий и поэтических
образов. Песня состоит из стихотворного текста и напева. Напев играет важную
роль в песне и его характер тесно связан с содержанием текста. Напевы можно
разделить на два вида озын кой (долгие напевы) и кыска кой (короткие
напевы).
Озын кой имеет более древнее происхождение, этот стиль связан со
старинной татарской культурой. Он исполняется неторопливо, протяжно, с
помощью импровизационной орнаментики и мелизматики. К нему относятся
такие песни как «Голжамал», «Кара урман», «Бодрэ тал», «Сахралар», «Казан
солгесе», «Салкын чишмэ», «Илкэем» и мн.др.
Кыска кой имеет более позднее происхождение, этот стиль связан с
татарской культурой нового времени. Он предполагает исполнение в
подвижном темпе с четким ритмом. Это такие песни, как «Алмагачлары»,
«Кубэлэгем», «Кошлар кебек», «Тала-тала», «Жомга» и др.
Существуют также и сложно-смешанные песни, где куплет состоит из
двух контрастных частей: запев- озын кой, припев –кыска кой. Например такие
песни как «Коймэ килэ», «Тал эйлэнэ», «Зэнгэр чилэк», «Челтэрле» и др.
Во всех этих песнях поется о любимом человеке, о разлуке с ним, о
любви к родному краю, о ее природе, о разлуке с Родиной, о чувствах и
переживаниях связанных с близким человеком и т.д.
Также к песенному жанру относятся всевозможные деревенские напевы -
авыл кое, где поется о какой- либо деревне, местности: «Наласа авылы кое»,
«Сарман», «Арча», «Минзэлэ», «Кун авылы кое» и т.п.
Частушки - такмаки (шуточные песни), которые хорошо звучат на
праздниках, сопровождают игры и пляски, помогают в работе. Они бывают
трудовые, игровые, плясовые, шуточные: Эпипэ, Энисэ, «Янгыр», и тд.
Нужно отметить, что в татарской народной музыке огромное
многообразие и разновидностей песен. Песни различаются по содержанию, по
месту бытования, по возрасту исполнителей и т.п. Например: уен жырлары
(игровые песни), туй жырлары (свадебные песни), балалар жырлары (детские
песни).
Из всего этого можно сделать вывод, что татарское народное
музыкальное творчество очень богато и разнообразно. Имея такое богатое
наследие нужно постараться сохранить его суметь донести до младшего
поколения. Только так наши дети смогут получить правильное, высоко
духовное, культурное воспитание, и только тогда в них проснется чувство
патриотизма, интерес к историческому прошлому, любовь к родному краю, к
своему народу.
Слушая колыбельные песни, они никогда не забудут свой родной язык и
своих матерей. Слушая баиты, они познают исторические события своей
родины, получат много поучительного, чтобы потом не совершать плохих
поступков. Из мунаджатов они научатся любить Всевышнего, будут соблюдать
религиозные традиции, укрепят веру. Слушая и исполняя народные песни, дети
станут музыкальными, добрыми, внимательными к близким людям, бережными
к природе и ко всему, что их окружает, будут любить свой родной край, ценить
каждое прожитое мгновение.
Воспитание средствами народного музыкального фольклора это
самый правильный, отточенный, проверенный веками гениальный способ
патриотического воспитания.
Список литературы:
1. Виноградов, Ю. История татарской музыки Казань,1956. 106 с.
2. Губайдуллин, Х. Песни касимовских татар. Рукопись заметки хранится в
Пушкинском доме в Ленинграде, 1937. 62 с.
3. Затаевич, А. Мелодии казанских татар М., 1933. 88 с.
4. Исхакова-Вамба Р.А. Народные песни Казанских татар Казань, 1976.
190 с.
5. Ключарёв, А.С. Татарские народные песни. Т.1. Казань: Татгосиздат,
1941. 247 с.
6. Литинский, Г.И. Музыкальная культура Советской Татарии М., 1959.
122 с.
7. Музаффаров, М. Татарские народные песни М., 1964.
8. Нигмедзянов, М.Н. Народные песни Волжских татар М., 1982 32-49 с.
9. Нигмедзянов, М.Н. Татарская народная музыка Казань, 2003. 255 с.