Самостоятельная работа над полифоническими произведениями

Тема: Самостоятельная работа над полифоническими произведениями.
Выполнила студентка гр.318А Бухтеева Е.
Научный руководитель: Кулиничева Е.А.
Полифония одно из важнейших выразительных средств музыки,
основывающиеся на одновременном звучании нескольких самостоятельных
голосов (по греч. poly много, phone звук; т.е. многоголосие).
Исключительно широкое распространение полифонический стиль получил в
средние века (особенно в хоровой музыке). Усилиями многих поколений
композиторов выработана богатая, разнообразная техника полифонического
письма, приведшая к появлению таких форм как инвенция, канон и фуга.
Полифония, как один из принципов композиции, сохранила огромное
значение и в эпоху господства гомофонно-гармонического стиля.
Воспитание полифонического мышления, полифонического слуха, то
есть способности расчленено, дифференцированно воспринимать (слышать)
и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в
одновременном развитии звуковых линий - один из важнейших и наиболее
сложных разделов музыкального воспитания.
Полифония - вид многоголосия, основанный на одновременном
сочетании двух и более мелодических линий. Воспитывает слух, учит
звуковому разнообразию, навыкам игры легато, готовит к исполнению
произведений любых жанров.
Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой
частью обучения исполнительскому искусству. Это объясняется тем
громадным значением, которое имеет для каждого играющего развитое
полифоническое мышление и владение полифонической фактурой. Умение
слышать полифоническую ткань, исполнять полифоническую музыку
учащийся развивает и углубляет на всем протяжении обучения. Параллельно
общему музыкальному развитию учащегося должно расти его восприятие
музыки как искусства многоплановых звучаний.
Полифонический материал для начинающих составляют легкие
обработки народных песен подголосочного склада. В этих пьесах студент
учится произносить мотивы второго голоса другим звуком: подголоски
можно произносить звуком более приглушенным, или, напротив, более
подчёркнутым, в зависимости от характера музыки. Таким образом, ученик
прикасается к основам полифонической музыки, развивается умение
слышать и воспроизводить два голоса.
Полифонию, доступную уже в 1-е годы обучения, можно разделить на
3 группы:
1. Народно-песенная музыка подголосочного склада. В ее основе
лежит развитие главного голоса. Остальные голоса, возникающие обычно,
как его ответвление, обладают большей или меньшей самостоятельностью.
Иногда они лишь повторяют с небольшими изменениями основную
мелодию, развиваясь параллельно с ней. Подголоски способствуют
увеличению общей распевности мелодического развития. Иногда подголоски
приобретают самостоятельность и становятся равноправными с основным
голосом по своей развитости. Примером освоения полифонии данного вида
может послужить исполнение учащимся пьесы «Дровосек» русская
народная песня в обработке В. Лушникова, в работе над которой учащийся
вместе с преподавателем разбирает основную мелодию и подголоски.
В русской народной песне «Дровосек», где в случае
первоначальный напев повторяется октавой ниже, во 2м - октавой выше,
можно образно объяснить имитацию сравнением с таким знакомым и
интересным явлением, как эхо. Очень оживит восприятие имитации игра в
ансамбле.
2. Контрастная полифония. Контрастная полифония это пьеса с
двумя контрастирующими голосами. Ее основу составляет развитие
независимых друг от друга музыкальных линий. Контрастной полифонии
свойственна переменная концентрация мелодического начала в различных
голосах, вследствие чего один голос выступает на первый план (большинство
прелюдий Баха). Для освоения данного вида полифонии может быть
использован «Менуэт» Л. Моцарта. Основной верхний, менее
значительный нижний голос.
При знакомстве с полифоническим произведением важно выяснить, к
какому жанру относится данное произведение и в какую эпоху оно было
написано. В данном случае Менуэт - старинный французский народный
танец. Во второй половине XVII в. стал придворным танцем, но его
танцевали как в домашней обстановке, так и во время торжественных
дворцовых церемоний. И у женщин и у мужчин того времени на голове
были напудренные парики с буклями. Мужчины одеты в кофты с
рюшечками, на ногах изящные туфли на каблуках, чулки с красивыми
подвязками-бантами у колен. На женщинах, обязательно, тугой корсет,
чтобы казаться стройнее, и кринолины необъятно широкие, требовавшие
плавных движений, весил такой наряд 8-10 кг. Танцевали менуэт с большой
торжественностью. Музыка его отражала в своих мелодических оборотах
плавность и важность поклонов, низких церемонных приседаний и
реверансов.
Выработке определенной, соответствующей самой сути произведения,
инструментовки, поможет прежде всего ясное понимание того, что
различные произведения могут потребовать для своего исполнения
различных фортепианных красок. Это различие иной раз удобно сделать
путем образных сравнений.
Полифонические пьесы развивают умение слушать одновременно два
голоса и выполнять двумя руками различные движения. Ансамблевый метод
работы в это время должен быть ведущим: исполнение одного голоса
учеником, другого преподавателем. Очень помогает в работе пропевание
одного голоса с одновременным исполнением на фортепиано другого,
исполнение одного голоса F, другого p, исполнение пьесы в четыре руки с
удвоением голосов в октаву.
2. Сочинения имитационного склада. Основаны на
последовательном проведении в различных голосах либо одной и той же
мелодической линии (канон), либо одного мелодического отрывка темы
(фуга). Имитация является важнейшим признаком полифонии. Слово
«имитация» значит «подражание», в применении к полифонии это приём
при котором каждый голос, как бы с некоторым запозданием повторяет
(точно или с незначительными изменениями) одну и ту же мелодию.
Познакомить учащихся с имитационным видом полифонии можно на
произведениях из «Нотной тетради А.М. Бах», и голосных инвенций
И.С. Баха.
Новой ступенькой в овладении полифонией является знакомство со
сборником «Маленькие прелюдии и фуги», а от него протягиваются многие
нити к «Инвенциям», Симфониям», и «ХТК». При изучении баховских
произведений очень важна постепенность и последовательность. «Нельзя
проходить фуги и симфонии, если до этого исчерпывающе не изучены
инвенции и маленькие прелюдии», - предупреждал И. Браудо. Эти сборники,
помимо своих художественных достоинств, дают возможность углубить
знакомство ученика с характерными особенностями баховской фразировки,
артикуляции, динамики, голосоведения, объяснить ему такие важнейшие для
полифонического стиля понятия, как тема, противосложение, скрытое
многоголосие, имитация и другие.
С имитацией ученик познакомился еще в начале своего обучения
музыке. В средних классах его представление об имитации расширяется. Он
должен понять ее как повторение темы главной музыкальной мысли, - в
другом голосе. Имитация основной полифонический способ развития
темы. Поэтому тщательное и всестороннее изучение темы, будь это
Маленькая прелюдия, Инвенция, Симфония или Фуга, является
первоочередной задачей в работе над любым полифоническим
произведением имитационного склада.