Технологическая карта урока музыки "Соната. Сонатная форма" 7 класс

Технологическая карта урока музыки для учащихся 7 класса
по теме «Соната. Сонатная форма»
Салахутдинова А.А.
Студентка группы 417А
БУ ПО ХМАО-Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Программа по музыке: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина.
Класс: 7
Тема четверти: «Особенности драматургии камерной и симфонической
музыки»
Тема урока: «Соната. Сонатная форма»
Цель урока: познакомить учащихся с музыкальным жанром соната,
понятием сонатная форма: экспозиция, разработка, реприза, кода;
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
знание музыкального термина «соната», «сонатная форма» и строение
сонатной формы.
Регулятивные результат
умение определить цели учебной деятельности;
умение планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного
результата;
Познавательные результаты:
умение строить сообщения в устной форме;
умение сравнивать: находить общее и различие;
умение передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных
произведениях;
Коммуникативные результаты:
умение воспринимать различные точки зрения;
умение строить монологическое высказывание;
Личностные результаты
развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
Методы обучения: словесный, сравнение, метод звуковой и зрительной
наглядности, содержательного анализа музыкального произведения, создания
художественного контекста.
Наглядность: мультимедийная презентация;
Оборудование: фортепиано, компьютер, проектор и т.д.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Этап урока
Ход урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
1
Организация
учащихся на
уроке.
Музыкальное приветствие: Здравствуйте ребята!
Я сегодня проведу у вас урок музыки.
Личностные:
Знать основные моральные
нормы.
Регулятивные:
Организовывать свои действия.
Коммуникативные:
Ориентироваться на позицию
партнёра в общении.
2
Актуализация
знаний
учащихся по
теме
Обозначение
темы урока
-С самых первых уроков вас учат тому, что музыка
способна передавать весь спектр человеческих эмоций
и переживаний во всей красе. Что еще рисует музыка?
-Возможно ли без слов, но с помощью музыки
изобразить конфликт героев?
-Музыка многогранный вид искусства способна
также изображать взаимоотношения людей, конфликт
двух противоборствующих сторон. Вспомните
множество музыкальных произведений,
вдохновленных литературными - со своими завязкой,
кульминацией и развязкой. Какой музыкальный жанр
первым пришел вам в голову?
-Но там, где бессильны слова, в дело вступает музыка.
С ее помощью взаимодействие лирических героев
можно передать без слов и пения на более глубоком
уровне
Это особенно ярко проявляется в музыкальном жанре -
соната.
Что вы можете сказать, что такое соната?
И так, чему будет посвящен наш урок?
Предметные: воспринимать
новые понятия по теме.
Познавательные:
строить логическую цепь
рассуждений, делать выводы.
Регулятивные.
принимать и сохранять учебную
задачу.
Коммуникативные: допускать
возможность существования
различных точек зрения.
Личностные:
развивать художественный вкус
и интерес к музыкальной
деятельности.
3
Объяснение
нового
материала
Закрепление
материала:
слушание и
Да. А также мы познакомимся с таким понятием, как
сонатная форма.
А как вы понимаете, что такое форма в музыке?
И так тема урока Соната. Сонатная форма.
-Именно соната лучше, чем другие виды музыки,
способна передать динамичность музыкального
Предметные:
Анализировать художественно-
образное содержание
музыкальный язык произведений
. Познавательные:
строить логическую цепь
анализ
произведений
развития, конфликт двух противоборствующих сторон.
Слово «соната» происходит от итальянского sonarе
звучать. Это крупное произведение, рисующее в
контрастных образах нашу жизнь, мысли, переживания
людей.
В каких произведениях показывается жизнь во всех ее
проявлениях: с конфликтами, событиями?
-Совершенно верно. В искусстве сонату можно
сравнить с романом или повестью. Подобно романам
сонаты «населены» различными «героями» -
мелодиями или темами, они не просто следуют друг за
другом, а взаимодействуют, вступая в конфликты.
Соната циклическое произведение многочастное.
Она состоит обычно из трех частей. Первая часть –
быстрая, живая, вторая неторопливая или медленная,
третья обычно самая быстрая, перекликающаяся по
характеру с первой.
Какая часть по-вашему наиболее напряженная? И
почему?
Молодцы. Первую часть обычно композиторы пишут в
сонатной форме. Сейчас разберем её содержание.
Она состоит из трех разделов. Первый раздел
называется экспозиция - «изложение, показ». Сначала
композитор как бы знакомит нас с действующими
лицами темами, которых не меньше двух. Первую
называют главной, вторую побочной. Итак, мы
познакомились с «героями», произошла завязка драмы.
Дальше начинается ее развитие.
-Второй раздел сонатной формы называется
разработка. Этот раздел наиболее конфликтный. Темы
в нем могут звучать не целиком, из них выделяются
отдельные мотивы, фразы\ Темы переплетаются,
сталкиваются, видоизменяются, борются друг с
другом. Это ощущение движения, динамичности,
неустойчивости, борьбы в конце разработки достигает
кульминации, и мы ждем, когда же наступит
равновесие и придет покой.
рассуждений, делать выводы.
Регулятивные.
принимать и сохранять учебную
задачу.
Коммуникативные: допускать
возможность существования
различных точек зрения.
Личностные:
развивать художественный вкус
и интерес к музыкальной
деятельности.
-Они наступают в третьем разделе сонатной формы
репризе. Здесь повторяются основные темы, но с
изменениями, вызванными событиями разработки. Так
же как в жизни, пройдя развитие, темы могут
несколько изменить свой характер, они могут стать
ближе друг другу или, наоборот, стать контрастнее.
-Сегодня познакомимся с сонатиной старинного
итальянского композитора Муцио Клементи..Он
примечателен тем, что внес значительный вклад в
развитие фортепианного искусства; современники
называли его «отцом фортепианной музыки».
-И так, что такое сонатина?
Сонатины, подобно сонатам, тоже состоят из
нескольких частей, чаще всего из трех.
Первая часть сонатин, как правило, тоже пишется в
сонатной форме.
-Сейчас я вас познакомлю с первой частью сонатины
Клементи. Давайте вспомним, в какой форме она
обычно пишется?
-Сколько разделов в ней будет?
-Как они называются в сонатной форме?
-Внимательно послушайте сонатину и постарайтесь
услышать в ней различные темы и разделы…
-Из скольких разделов состоит сонатина?
-Каких? Назовите их?
-Давайте поближе познакомимся с двумя основными
темами сонатины.
В каком разделе они показаны впервые?
-Как называются они?
-Давайте еще раз вслушаемся в интонации этих тем и
определим их характеры.
Главная партия: какой характер?
Побочная партия – какой характер?
-Какой раздел звучит дальше? Какие события
происходят?
-В сонатине, с которой мы знакомимся, в основе
разработки лежит одна из основных тем. Послушайте,
какая из них.
-Что в ней изменяется?
-Какой раздел звучит дальше? Послушайте, что
происходит в этом разделе?
У: Какие темы звучат в репризе?
К какому разделу сонатной формы близка реприза?
4.
Подведение
итогов или
обобщение
материала
Итак, давайте вспомним о чем мы сегодня
размышляли на уроке. Что такое соната?
С каким произведением, какого композитора
познакомились?
В какой форме написана она?
Сколько разделов в сонатной форме?
Как они называются?
Какой основной принцип сонатной формы?
Что больше всего понравилось на уроке?
Предметные: понимание новых
понятий темы.
Познавательные:
строить логическую цепь
рассуждений, делать выводы.
Регулятивные.
принимать и сохранять учебную
задачу.
Коммуникативные: допускать
возможность существования
различных точек зрения.
Личностные:
развивать художественный вкус
и интерес к музыкальной
деятельности.