Организация домашних занятий в классе скрипки учащихся ДМШ и ДШИ
МО струнных инструментов
18.11.2020 г.
Доклад Вдовиной Л. А.
«Организация домашних занятий в классе скрипки
учащихся ДМШ и ДШИ»
«Вся техника и профессиональные навыки приобретаются учеником
лишь благодаря систематическим и упорным домашним занятиям»
А. Баринская
«Артистическое исполнительство стало героизмом,
ибо наш век суров к ученикам Аполлона»
Маргарита Лонг
Невозможно переоценить важность домашних занятий в развитии
юного музыканта. По словам Л. Ауэра «Молодые ученики, невзирая на
советы, обычно не отдают себе отчёта в том, насколько важен способ их
работы и как влияет манера занятий на всё их будущее». При обучении
игре на музыкальном инструменте большая часть работы должна
проводиться дома, без контроля и помощи преподавателя. Поэтому очень
важно научить ученика правильно работать самостоятельно.
На начальном этапе обучения родители могут сыграть благотворную
роль в успехах своих детей, если они установят постоянный,
систематический контакт с педагогом и неусыпный контроль над
домашними занятиями. Они должны по возможности и по согласованию с
педагогом присутствовать на уроке и очень внимательно следить за всеми
указаниями, исходящими от педагога. Если же у них нет возможности
присутствовать на каждом уроке, то необходимо читать записи в дневнике
и спрашивать у самого ученика обо всём, что было на уроке. Словом,
необходимо постоянно быть в курсе дела, чтобы ребёнок чувствовал
заинтересованность родителей в его успехах и помощь в домашних
занятиях.
Необходимо, по возможности, обеспечить тишину в комнате во время
домашних занятий. Помещение должно быть хорошо проветренным, с
достаточным освещением, чтобы на ноты не падала тень. Высота пюпитра
или приспособления для нот должна соответствовать уровню глаз ученика,
чтобы не препятствовать выработке правильной постановки корпуса при
игре.
Серьёзный вопрос — сколько времени надо отводить занятиям.
Известный методист — Л. Николаев полагал, что «три часа ежедневной
работы — вот минимум, при котором можно кое-как держаться на
достигнутом уровне; работая четыре часа — уже можно двигаться
вперёд...»
Начинающий скрипач, конечно, не может и не должен заниматься
столько же, сколько сложившийся профессионал. Савелий Шальман в
своём видеокурсе «Я буду скрипачом» рекомендует на начальном этапе
обучения заниматься 3 раза в день по 10 минут.
Анна Баринская в своей работе «Начальное обучение скрипача»
предлагает следующий режим работы:
«для начинающих – в 1-м полугодии – 45 минут или 2 раза по 25
минут;
во 2-м полугодии – 1 час или 2 раза по 30-35 минут и до 1,5 часов.
Для II - III классов – 1,5 – 2 часа;
для IV - V классов – не менее 2-х часов;
для VI - VII классов – не менее 2-х, 2,5 часов.
В те дни, когда ученик бывает на уроке в музыкальной школе, дома
он может заниматься на инструменте соответственно меньше, то есть урок
в школе входит в его дневной «рацион». Непременное условие –
заниматься каждый день».
Но в той же работе Анна Баринская указывает на важность
соблюдения режима дня, в частности, необходимость бывать на свежем
воздухе ежедневно. В наши дни мы не можем не учитывать
«загруженность» детей в общеобразовательной школе. Количество
изучаемых предметов в последние годы увеличилось, что может приводить
к общему переутомлению учащегося. Поэтому, будучи требовательными к
количеству занятий, мы не можем не учитывать реалии современной жизни
и не должны требовать от учащегося невозможного. В такой ситуации
особенно актуальным становится вопрос о качестве домашних занятий.
Если они сводятся только к механическому проигрыванию произведений,
то тем самым достигается лишь заучивание своих ошибок, закрепление
неправильных действий.
Многие ученики, занимаясь самостоятельно, плохо слушают себя,
многого не замечают в своей игре. В связи с этим у одних "страдает"
интонация, другие долго не могут ликвидировать постановочные
недостатки и зажатость аппарата, третьи не умеют добиться качественного
звучания.
Чтобы занятия были результативными, ученику должна быть понятна
цель отработки того или иного эпизода произведения, а также ему
необходимо иметь чёткое представление о том, как должно звучать
произведение и в целом, и в конкретных деталях. Примером может
служить показ педагога, слушание игры более старших учеников, а также
прослушивание записей выдающихся музыкантов. Планомерно нужно
добиваться того, чтобы ученик научился самостоятельно решать различные
исполнительские задачи, а не был пассивным исполнителем воли педагога,
тогда он будет заинтересован работой. Для этого педагог должен стараться
сделать свои уроки живыми, содержательными, сочетая ясное образное
объяснение с показом на инструменте. Очень большую пользу приносит
исполнение педагогом какого-либо эпизода в разных вариантах - хорошо,
не очень хорошо или плохо (например, как играет ученик). Это заставляет
ученика слушать более внимательно, думать, и предоставляет возможность
оценить варианты исполнения, выбрав то, что ему покажется
положительным. Вместе с учеником нужно обсудить все стороны
исполнения, находя положительные и отрицательные. Кроме этого, дать
ему возможность разобраться, благодаря чему получается лучше или хуже.
Уходя с урока, ученик должен иметь конкретное задание для
самостоятельной работы. С самых первых занятий необходимо учить
ученика "слушать свои руки", т. е. определять, насколько они зажаты или
свободны. Необходимо постоянно делать акцент на том, чтобы ученик
контролировал свои мышечные ощущения в самостоятельных занятиях.
Нужно помогать ученику находить целесообразные движения, стараясь
освободиться от излишнего мышечного напряжения. Это напряжение будет
возникать у любого ученика.
Важный элемент в начале ежедневных занятий — разыгрывание. И.
П. Павлов в своих научных докладах отмечал, что «никакую сложную
работу, как бы человек ни привык к ней, никогда нельзя начинать
стремительно. Это надо делать с некоторой постепенностью, смотря по
условиям деятельности». Нужно объяснить, что домашнюю работу никогда
не следует начинать, играя быстрое произведение в настоящем или близком
к нему темпе, т. к. неразыгранные руки не могут справиться с этой задачей
хорошо, а это внушает чувство неуверенности и разочарования, может
создаться впечатление, что предыдущая работа не принесла результата.
В процессе разыгрывания организм входит в состояние «боевой
готовности» - повышается частота пульса, ритма дыхания,
чувствительность анализаторов, скорость протекания мыслительных
процессов. В этом отношении физиологические механизмы работают так
же, как двигатели автомобилей, которые в холодную погоду нужно
разогреть, прежде чем запускать на полную мощность.
Работу лучше начинать с гамм, этюдов в спокойном темпе или с
кантиленных произведений. Начало работы в замедленном темпе даёт
возможность успеть всё понять, услышать, заметить свои ошибки.
Во время занятий ученик должен быть внутренне собран и
заниматься не механически, а вдумчиво, с учётом всех советов педагога.
Больше внимания и времени необходимо уделять сложным эпизодам.
Полезно сначала отметить карандашом в нотах все трудные места и
выучить их отдельно. Но, отрабатывая эпизод в медленном темпе, нужно
учитывать те приёмы игры, которые потребуются в настоящем темпе, а они
не всегда совпадают (например, Рис "Непрерывное движение" - штрих
деташе вначале занятий и сотийе потом).
Отработав технический эпизод отдельно, следует "связать" его с
предыдущим материалом, т.е. сыграть на несколько тактов раньше. Это
даёт возможность выяснить, насколько результативной оказалась
проведённая работа, а также поможет научиться быстрее переключать
внимание с одного объекта на другой.
Уделяя большое внимание работе над техникой, следует так же
тщательно работать и над кантиленой, которая тоже является важнейшей
областью техники. Необходимо будить воображение ученика, развивать его
музыкальное мышление, добиваясь того, чтобы музыка была им осознана и
прочувствована. Нужно большое внимание уделять качеству звука,
выразительности фразировки и динамики, грамотному распределению
смычка, характеру вибрато, добиваясь его разнообразия. Только благодаря
осознанному подходу к произведению ученик может добиться дома
значительных результатов.
Если ученик устаёт физически во время занятий, он может отдыхать
по 2-3 минуты каждые 20-30 минут для старших учащихся. А для малышей
интервалы могут быть чаще и короче. Но во время этих коротких
передышек не следует переключать внимание на посторонние дела: чтение
книги, телевизор и прочее, т.к. потом будет трудно сосредоточиться и
связать прерванную нить. Лучше в эти минуты ещё раз просмотреть ноты
изучаемого произведения, обращая внимание на динамические указания и
терминологию. Подобные занятия без инструмента развивают зрительную
память, помогают заучиванию наизусть и способствуют развитию
внутреннего слуха. Ёщё один способ отдохнуть несколько минут -
совершить несколько потягиваний, наклонов и поворотов корпуса, что
позволит «размять» уставшие группы мышц и освободиться от ненужного
напряжения в теле.
Список литературы:
1. Ауэр Л. «Моя школа игры на скрипке». - М., 1965
2. Баринская А. Начальное обучение скрипача. – М., "Музыка", 2007
3. Беленький Б. Эльбойм Э. Педагогические принципы Л. М. Цейтлина —
М., «Музыка», 1990
4. Петрушин В. Музыкальная психология: Учебное пособие для ВУЗов. -
М., Академческий проект, Трикста, 2008
5. Флеш К. Искусство скрипичной игры. - М.: 1963
7. Шальман С. Я буду скрипачом - DVD-1. –СПб: Продюссерский центр
«Школа», 1999
8. Янкелевич Ю. Педагогическое наследие. - (вступит. ст. В. Григорьева).-
М.: Постскриптум, 1993
Музыка - еще материалы к урокам:
- Развитие тембрового слуха на уроках сольфеджио у детей младшего школьного возраста в ДМШ, ДШИ
- Уроки музыки в условиях дистанционного обучения
- Формирование навыков двухголосного пения в младшем хоре ДШИ
- Тест "Рок - музыка" 8 класс
- Тест "Фольклор в музыке русских композиторов" 5 класс
- План-конспект первых 7 уроков "Работа с начинающим пианистом в классе фортепиано"