Организация и содержание начальных занятий в классе баяна

1
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №1» г. Нижневартовска
Методическая разработка
«Организация и содержание начальных
занятий в классе баяна»
Преподаватель по классу
баяна Чечеткина Г.А.
г. Нижневартовск 2019г
2
План работы
1.Введение.
2.Организация начального обучения: роль семьи, специфика
взаимоотношений с учителем, организация занятий, темп ведения урока,
формы воспитания навыков самостоятельного мышления.
3.Содержание занятий: План урока, формы передачи знаний ученику,
планирование учебного процесса.
4.Общие принципы постановки исполнительского аппарата: Основные
критерии правильной посадки и постановки рук, характерны недостатки в
постановки правой руки, основные функции левой руки.
5.Заключение.
3
Введение
Методическая разработка включает в себя изучение наиболее важных
проблем музыкальной педагогики, а также основные теоретические и
методические сведения в вопросах музыкального обучения учащихся. Целью
данной методической работы является рассмотрение вопросов современной
методики организации и проведения урока как основной формы работы с
учеником, знакомство с лучшими методическими рекомендациями по
вопросам обучения на музыкальном инструменте ведущих педагогов
музыкантов.
ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В
КЛАССЕ БАЯНА.
Целью начального обучения игре на инструменте является
постепенное введение ребенка в более узкий круг профессиональных
навыков, сохраняя при этом его эмоциональную увлеченность музыкой.
Хотелось бы отметить некоторые сложности, с которыми
сталкиваются преподаватель и ученик в сегодняшней музыкальной школе.
Проходя последовательно все стадии обучения на инструменте от
начальной до высшей, нельзя не отметить, что за последние 15-20 лет в этой
области произошли большие изменения. Особенно сильно они затронули
начальную ступень обучения игре на баяне.
Прежде всего, раньше средний возраст поступающего по классу
баяна ученика составлял 9-11 лет (что соответствовало 3-4 классу
общеобразовательной школы), сейчас этот рубеж составляет 7-8, а иногда и 6
лет. Высказываются самые разные аргументы «за» и «против». Пока идет
дискуссия, это нововведение закрепили в административном порядке.
Не будем спорить, но любое новшество должно быть подготовлено. У
нас же при болезненной нехватке инструментов маленького размера и при
слабом состоянии теоретической базы положение складывается не лучшим
образом. Конечно, работа в этом направлении ведется, создаются новые
программы, рассчитанные на восьмигодичный курс обучения. А пока
каждый педагог ищет свои пути решения этой проблемы.
Наиболее трудным является органичное введение занятий музыкой в
жизнь ребенка. Для этого необходимы знания детской психологии.
Основываясь на знании психологии младшего школьника, попытаемся
определить
этапы организации начального обучения:
4
1.Для этого периода характерна главная роль семьи в
удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных
потребностей ребенка. Поэтому большую роль в первый период обучения
музыке играет домашнее окружение. Родители могут стать незаменимыми
помощниками в деле ежедневного обучения ребенка. Не знающие
музыкальной грамоты и не умеющие играть родители, став помощниками
педагога, должны сами в какой-то мере учиться. Особенно в первое время,
чтобы по возможности помогать ребенку. И, конечно, сразу педагог обязан
обратить внимание родителей на организацию домашних занятий ребенка -
где, чем, как часто и как долго он должен заниматься.
2. В психологической адаптации младшие школьники испытывают
разного рода трудности. Одна из них - это специфика взаимоотношений с
учителем. Учитель - самая авторитетная личность для младших школьников.
Его оценки, суждения воспринимаются как истинные, не подлежащие
проверке, контролю. Ребенок тянется к учителю, в котором хочет видеть,
прежде всего, справедливого, доброго, внимательного человека. Поэтому
одно из условий ранних занятий - суметь привлечь к себе симпатии ученика.
Педагог не может надеяться, что ребенок полюбит музыку, если ему не стала
близка личность педагога. Если педагог не проявляет чуткость, то
воздействие оказывается односторонним, направленным от педагога к
ученику. Не имея возможности «раскрыться», ученик замыкается. И это -
одна из серьезных издержек индивидуальной педагогики.
Поэтому педагогу, ведущему занятия с младшими учениками,
необходимо создавать на уроках непринужденную, радостную атмосферу,
поддерживать в детях игровое настроение, пробуждать их воображение. При
этом он обязан учить не только музыке, но, что не менее важно, и
воспитывать музыкой.
3. В младшем школьном возрасте правильная организация
занятий ребенка возможна лишь в том случае, когда ее цели близки
школьнику. Учитывая эту особенность, педагогу необходимо расчленять все
сложные и трудоемкие задачи музыкального воспитания на более мелкие
составные части с их последующим объединением в целое. Исключительное
значение здесь приобретает прием ежеурочного обновления заданий по
принципу развивающего обучения. При такой системе занятий ученик
осваивает и совершенствует какой-либо конкретный технический прием
исполнения не на одном, а на нескольких аналогичных по своей технической
или художественной значимости произведениях. Для ученика это будет
каждый раз новое задание, а для педагога - продолжение целенаправленной
работы над одной и той же дидактической задачей.
4. Дети младшего школьного возраста не умеют еще сами
организовать процесс систематического наблюдения. Для того, чтоб
ученик не просто смотрел, слушал, а «рассматривал», «вслушивался»
учителю необходимо пробудить у него соответствующую активность -
поставить перед ним учебную задачу.
5
Так, в музыкальной педагогике с первых звуков, извлекаемых
учеником на инструменте, внимание учителя направлено на пробуждение у
ученика активного, действенного, практически острого слухового
самоконтроля. Помочь в этом педагогу может запись отрывка или целого
произведения в исполнении ученика, дать ему послушать данное
музыкальное произведение несколько раз - значит наглядно и ярко показать
разницу между тем, как он сам слышит свое исполнение во время игры и как
в действительности звучит это исполнение. Также при прослушивании
музыки в записи, педагогу необходимо давать ребенку определенные
задания.
5. Дети младшего школьного возраста не владеют своим
вниманием,
необходимым для длительной работы в классе. В связи с этим, большое
значение приобретает темп ведения урока. Быстрый или замедленный темпы
одинаково отрицательно влияют на устойчивость и концентрацию внимания
ученика. Если урок в младших классах не возбуждает достаточного
интереса, однообразен, не сопровождается положительными
«эмоциональными переживаниями», дети быстро начинают отвлекаться.
Поэтому задания на уроке должны быть короткими, цель ясна и совершенно
конкретна, повторение же пройденного материала должно быть таким,
чтобы ожидаемый результат, и способ его достижения был бы хорошо
знаком ученику. Исходя из этого, изучаемые произведения должны быть
небольшими по своему объему, а включение в работу нового материала
должно быть исключительно постепенным.
Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих
учеников возможность пережить радость достигнутого, осознать свои
возможности, поверить в себя. Поэтому, огромное значение в учебной
деятельности школьников имеет оценка. Показательными являются и
выступления учащихся на концертах и, особенно, на родительских
собраниях, так как родители - самая благодарная публика.
6. Дети младшего школьного возраста не умеют ещё достаточно
хорошо перерабатывать материал логически, подготавливая его для
заучивания, поэтому педагогу необходимо развивать в ребёнке логические
способности запоминания, то есть учить учиться.
Для воспитания и развития навыков самостоятельного мышления
можно рекомендовать следующие формы работы:
а) устный отчёт о подготовке домашних занятий: чего было труднее
всего добиться, как устранялись встретившиеся трудности;
б) анализ своего исполнения с указанием допущенных ошибок и
поиском способов их устранения, оценка своей игры;
в) разбор исполнения пьес, сыгранных товарищами, особенно тех
произведений, которые ученик сам играл прежде и хорошо изучил:
6
г) самостоятельный устный и практический разбор на
инструменте
нового задания под наблюдением педагога;
д) определение жанра и характера музыкального произведения
е) анализ средств музыкальной выразительности.
ж) овладение целесообразными мышечными движениями.
Итак, для того, чтобы начальное обучение протекало успешно
необходимо:
- поддержка родителей;
- дружеские, доверительные отношения между учеником и учителем;
- цели и мотивы близкие ученику;
- организация систематического наблюдения и внимания на уроках;
- создание логического мышления и запоминания у учащегося.
В данном возрасте у детей происходит бурный процесс развития не
только в области психики, но и в физической активности и разнообразии
движений, в то время как на уроках по специальности происходит в
основном интеллектуальная и однообразная физическая работа, поэтому,
составляя план урока, педагогу необходимо учитывать данный аспект.
Усталость начинает сказываться в первую очередь на качестве
внимания. Начинают появляться ошибки там, где их обычно не было.
Педагог должен заметить усталость и сделать небольшой перерыв или
изменить характер деятельности. Во время перерыва ребенку необходимо
снять инструмент и немного походить по классу. Таким образом, урок
делится на две части. Первая часть урока чаще всего используется для
проверки домашнего задания, а вторая, после перерыва - для разбора нового
материала и для отработки трудных эпизодов, которые встретились в новом
домашнем задании. Учитывая, что детям младшего школьного возраста
трудно переключить свое внимание на новый вид деятельности,
педагогу необходимо делать небольшие перерывы между разделами урока,
во время которых можно подвести итоги работы над домашним заданием,
поставить новые задачи, настроить ученика на следующую часть урока.
Для успешного проведение урока необходимо найти наиболее
эффективные формы передачи знаний ученику. Существуют следующие
методы проверки домашнего задания:
I метод - метод прослушивания материала;
П метод - метод устного отчёта учащегося.
Методы изложения нового материала:
I метод - метод инструктажа;
II метод - метод тренировки.
Но все-таки основной метод обучения в этот период - дидактическая
игра, которая строится на строгом учете возрастных особенностей ученика.
Данный метод характеризуется доступностью, конкретностью, яркой
7
образностью изучаемого материала и способствует поддержанию высокого
уровня внимания детей. Дидактическая игра строится с учетом свойственной
детям склонностью к подражанию и воздействует, прежде всего, на
эмоциональную сферу ребенка.
Особого внимания заслуживает метод ансамблевого изучения, при
котором ученик с первых же уроков вовлекается в активное музицирование,
получая возможность воспринимать всю полноту художественного образа
музыкального произведения. Игра в ансамбле хорошо развивает чувства
ритма, гармонический слух, воспитывает навыки восприятия и освоения
многоэлементной структуры музыкальных произведений, способствует
лучшему изучению средств музыкальной выразительности. Все это
накапливает художественные впечатления в сознании ученика и
стимулирует развитие его творческого мышления и музыкального вкуса.
Содержание занятий
Так как осветить весь объём знаний и навыков, необходимых на
начальном этапе обучения, задача весьма трудоемкая, остановимся лишь на
некоторых аспектах этой проблемы. Прежде всего, это - посадка, постановка
инструмента и положение рук. Следует помнить, что в семилетнем возрасте
у детей происходит активный процесс замены хрящевой ткани костной.
Поэтому, все постановочные положения должны быть оформлены
идеально, так как искривление позвоночника и сутулость, а отсюда
неуклюжесть и зажатость движений, приобретённые в это время, остаются
на всю жизнь.
Чтобы избежать этих серьёзных последствий, необходимо уделять
самое пристальное внимание вопросам воспитания свободы игровых
движений и особенно посадки. Параллельно с воспитанием свободы мышц
рук, непременно нужно проводить работу со всеми мышцами организма, так
как возникающие при игре на инструменте сопутствующие напряжения в
мышцах, не участвующих в работе, будут существенно мешать точности
движений и снижать выносливость. Ненужное сопутствующее напряжение
следует искать в мышцах корпуса, ног, лица, шеи, так как такое напряжение
может вызвать нарушение мозгового кровообращения, что в свою
очередь, приводит к ухудшению памяти, зрения, слуха и быстрой
утомляемости от любой умственной работы.
Прежде, чем перейти к занятиям на музыкальном инструменте,
важно освоить мышечную свобод