Деятельность концертмейстера в музыкальной школе

Виола Георгиевна Зенченкова
преподаватель
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
“Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве”
Деятельность концертмейстера в детской музыкальной школе.
Аннотация: В данной статье затрагивается тема деятельности
концертмейстера в образовательном пространстве, а именно в
музыкальной школе. Цель работы- осветить и дать характеристику
деятельности концертмейстера в нескольких ипостасях- концертмейстер
детского хора, вокала и инструменталиста- солиста. Особое внимание
уделяется навыкам и специфике работы концертмейстера в разных
классах. Методические рекомендации в данной статье являются
результатом анализа опыта ведущих педагогов пианистических школ и
собственной концертмейстерской деятельности. Они могут быть
использованы пианистами-концертмейстерами, начинающими свою
практику.
Ключевые слова: концертмейстер, деятельность, исполнительство,
аккомпанемент, репертуар
Abstract:
Key words: concertmaster, activity, performance, accompaniment, repertoire
«Концертмейстерство это призвание педагога, и труд его по своему
предназначению сродни труду педагога» - утверждает К.Л. Виноградов [1,
с.26].
Как вид деятельности концертмейстерство на протяжении столетий
претерпевает изменения и постепенно становится одной из самых
распространенных профессий, обрастает новыми нюансами и обязанностями.
Концертмейстерство важная фигура в педагогическом процессе. По мнению
известного концертмейстера, профессора Московской консерватории К.Л.
Виноградова «нет, пожалуй, ни одной музыкантской профессии более
всепроникающей в различные сферы музыкальной жизни, чем концертмейстер-
пианист» [1, с.156].
В образовательном процессе плодотворная работа концертмейстера
осуществима лишь в том случае, если она поддерживается основами теории и
практики концертмейстерства, непрерывным расширением уровня своего
культурного развития [2, с.38-40]. «Знаний, которых хватило бы на всю жизнь,
нет. Значит, этот запасник надо пополнять ежедневно», пишет Т. Гайдамович.
В концепции доктора педагогических наук Бориса Тимофеевича Лихачева
педагогический процесс – это «целенаправленное содержательно насыщенное и
организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности
взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности
при ведущей и направляющей роли воспитателя».
Опираясь на свой опыт в деятельности концертмейстера “Детской
музыкально-хоровой школы имени Г. Струве”, а это более 20 лет, я считаю, что
быть Концертмейстером с большой буквы и профессионально заниматься на
поприще музыкально-образовательного пространства это особая
универсальная деятельность, предъявляющая к специалисту много незыблемых
критериев и попросту обязательств. Профессиональное мастерство свободное
владение инструментом, интуиция, чутье, воля, такт, воображение и артистизм
далеко не все.
Существует ряд особенностей в деятельности концертмейстера
концертмейстера хора, концертмейстера вокалиста, концертмейстера
инструменталиста и концертмейстера ритмики или хореографии. Работая с
учениками-вокалистами, учениками-инструменталистами, концертмейстер
является и психологом и другом-наставником. А иной раз и может заменить
преподавателя по данному предмету. Профессионализм концертмейстера
заключается и в том, чтобы суметь передать ребенку вдохновение от
творчества, характер исполняемого произведения. Для этого нужно хорошо
знать партию солиста (звукоизвлечение, фразировку, штриховую окраску,
технические трудности).
Исследуя свою деятельность концертмейстера детского хора, могу
сказать, что она явно отличается от занятий с вокалистами. Концертмейстер
хора должен уметь играть хоровую партитуру на фортепиано, уметь задавать
правильно и понятно тон хору, понимать приемы цепного дыхания, вибрато,
четкой дикции. Именно концертмейстер помогает дирижеру в распевании
участников хора, предлагая различные виды упражнений, а также способствует
формированию вокально-хоровых навыков, задавая четкий ритм работы.
Пианист должен постоянно следить за жестом дирижера-хормейстера, уметь
играть по руке дирижера. На занятиях хора иногда приходится играть
отдельные отрывки музыкального произведения, проигрывать все или
отдельные голоса хоровых партитур. Для этого нужно уметь бегло читать с
листа, уметь совмещать хоровую партитуру с аккомпанементом в произведении
и взять нужный темп, создать целостный художественный образ. Играть стоит
выразительно, дабы создать образец исполнения для хористов. Своим
исполнением концертмейстер настраивает хористов на чистоту интонирования,
характер звучания, фразировку и ритм. Исполнять хоровую партитуру нужно
так, как будто звучит хор. Знание основ вокально-хоровых законов показать как
раз таки при исполнении хоровой партитуры (певучесть, плавное
голосоведение, исполнение штрихов, цезур) [3, с.72-75]. Все это поможет
лучше понять исполняемое произведение.
Прежде чем выйти к хору, я обязательно проучиваю репертуар вне
уроков. Существует некая методика ознакомления с партитурой. «Здесь
сначала рекомендуется сыграть вокальные партии в совмещенном виде на
фортепиано, а также ознакомиться с каждой партией отдельно путем
интонирования ее голосом со словами. После этого присоединить ко всем
участвующим голосам гармоническую основу частично или полностью в
зависимости от наличия аккордовых звуков в вокальных партиях» -
рекомендует Н. Крючков. Е. Шендерович, исходя из многолетнего опыта
работы в концертмейстерском классе, предлагает поэтапную методику
овладения навыком чтения с листа. Исполнение с листа требует от
концертмейстера слышать произведение «внутренним слухом». Совершенно
необходимо умение транспонировать музыку в другую тональность. Особую
работу пианисту представляют фортепианные переложения. Я обязательно в
таких случаях слушаю звукозапись оркестровой партитуры произведения,
стремлюсь передать ту или иную окраску оркестровых инструментов. Не
помешает и знание оркестровых стилей композиторов, состав оркестра и
масштаб звучания в данном произведении. Деятельность концертмейстера хора
в музыкальной школе предполагает необходимость обладания таких умений,
как подбор на слух, элементы импровизации. «Способность подбирать
сопровождение, аккомпанировать по слуху предполагает наличие у
концертмейстера импровизационных умений» - подчеркивает в своей статье И.
Крюкова [4, с. 124].
Работа с вокалистами отличается от работы с хором. Нужно иметь ряд
знаний и навыков о специфике вокала, особенностях певческого дыхания,
правильной артикуляцией, диапазоном голоса, тесситурами. Уметь
корректировать певца-ученика в отношении интонирования. Для этого
показывать гармоническую опору, связь с предыдущими нотами, обязательно
проигрывать партию самого солиста. Учить солиста бережно относиться к
ритму, обращать внимание на ритмически сложные места. Концертмейстер
должен хорошо понимать поэтический контекст произведения, следить за
четкостью дикции, правильной расстановкой дыхания. Фортепианная партия
должна быть корректной и мягкой. Перед выступлением концертмейстер
должен уметь снять излишние волнение и нервное напряжение солиста, а на
сцене через выразительное исполнение аккомпанемента передать солисту свое
творческое вдохновение, помочь обрести уверенность, психологическую и
мышечную свободу [5, с.112]. Подбодрить своего партнера хороший
концертмейстер может и с помощью шутки или ласкового слова и тем самым
добиться душевного равновесия. На сцене умело увлечь вокалиста и помочь
ему проникнуться произведением. Данный союз должен прямо таки «жить и
дышать как единый организм»! «Здесь концертмейстер не только сотоварищ
по творчеству, но и надежный тыл для солиста. Всегда! Он чувствует состояние
голоса, дыхания, психологически-эмоциональную настроенность партнера,
которого на сцене пианист должен бережно и надежно любить» [6, с.87].
Работа концертмейстера со струнными инструментами очень
специфична. Для педагога по спец-классу – концертмейстер- правая рука и
первый помощник. Для солиста-инструменталиста концертмейстер помощник
и друг, тренер и педагог. Претендовать на такую роль может не каждый
концертмейстер. Оно завоевывается авторитетом солидных знаний, постоянной
творческой собранностью, настойчивостью, ответственностью в достижении
нужных художественных результатов при совместной работе с солистами [7,
с.44]. Пианисту не помешает знание о скрипичных штрихах. Нужно быть во
всеоружии, когда ученик изучает новые штрихи, двойные ноты или ломаные
аккорды. Фортепианная партия концертмейстера чаще напоминает «оркестр»,
т.к. в репертуаре струнных инструментов есть концерты. Здесь нужно хорошо
передать характер вступлений, проигрышей и заключений, но «быть при этом
на чеку», потому что скромно и не ярко исполненная партия солистом может
немного отойти на задний план. Главная задача концертмейстера- полностью
поддержать солиста.
Работая концертмейстером на уроках ритмики, я столкнулась с новыми
для себя задачами и обязанностями. Если на уроках хора, вокала и скрипки
педагог может некоторое время работать без концертмейстера, то на предмете
ритмики это недопустимо. Постепенно я научилась подбирать музыку для
различных танцевальных движений, которая строго должна соответствовать
характеру, динамике и темпу. Музыкальное сопровождение необходимо по
мере усвоения материала пополнять. И при этом иметь чувство художественной
меры. Постоянно звучание одной и той же музыки ведет к механическому
выполнению упражнений. Но и слишком часто менять сопровождение не
желательно, особенно у маленьких детей (3-5 лет). Это рассеивает их внимание,
не способствует усвоению и запоминанию ими движений. Именно на ритмике я
была уже не самостоятельный исполнитель, а своего рода «эхо» если хотите,
которое в точности откликается на требования преподавателя: вовремя
изменить темп, громкость и характер. Концертмейстер на уроке ритмики имеет
возможность научить детей выделять в музыке главное, передавать движением
интонационный смысл (ритмическое, мелодическое, динамическое начало).
Концертмейстер учит выполнению «команд» преподавателя: начало мелодии
начало движения, окончание мелодии – окончание движения.
Быть концертмейстером на уроках ритмики интересно и познавательно.
Но нужно обладать такими психологическими качествами, как большой объем
памяти, реакция и находчивость [8, с. 37-41].
В заключении хочется сказать, что существует ошибочное мнение, когда
говорят о концертмейстере как о человеке на вторых ролях. «Когда
выступление удалось, то это заслуга преподавателя, а когда все плохо, то это
вина концертмейстера…».
В деятельности концертмейстера объединяются творческие,
педагогические и психологические функции. Безусловно, нужно любить свою
специальность бескорыстно, что не всегда приносит внешнего успеха:
аплодисментов, цветов и званий. Здесь должен работать тандем:
«преподаватель-ученик-концертмейстер-родители» для воплощения единого
замысла-содержательного и убедительного. И тогда возникнет чудо искусства.
Концертмейстерство это такой вид деятельности, где воедино воплотились и
педагогика и исполнительство. И два этих компонента опираются на интуицию.
Список литературы:
1.Виноградова К.Л. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-
концертмейстера и певца//Музыкальное исполнительство и современность:
сборник статей. -М. музыка, 1998.С.156-179.
2.Кубанцева Е.И. «Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность // Музыка в
школе. – 2001. - 2. – С. 38-40.
3. Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и хором // Музыка в школе. –
2001. - № 5. – С. 72-75.
4.Крюкова И.А. Методы формирования импровизационных умений студентов в процессе
концертмейстеской подготовки. -М., 1980.- С. 124-131.
5. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе /Е.М. Шендерович. – М., 1996.- 207 с.
6.Сахарова С.П. Воспитание концертмейстера: сборник методических статей/С.П. Сахарова. -Ростов-
на –Дону: Издательство Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова,2001.
7. «Концертмейстерский класс» Методическая разработка по курсу Московского института культуры.
Составитель Курасова Т.И., Норинская Л.Д. М., 1993. - 44 с.
8. Кленова Н.М.В концертмейстерском классе (из опыта практической работы) //Концертмейтсерский
класс и камерный ансамбль в контексте специальных дисциплин: сборник докладов научно-
практической конференции. Курск, 2001.С. 37-41