Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста

Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста.
Хорошее чтение с листа необходимо каждому обучающемуся музыке. Важно
обратить внимание на этот навык и разобраться в причинах, отчего одни ученики читают
с листа хорошо, другие – плохо. Ставить хорошее чтение с листа в зависимость от общей
одаренности ученика нельзя: очень часто талантливые музыканты, прекрасно играющие,
плохо читают с листа и наоборот, ученики со средними данными читают с листа хорошо.
Педагоги часто встречаются с тем, что даже в первом классе, еще не имея опыта,
одни ученики читают лучше, другие – хуже. Существуют причины и условия, от которых
зависит этот навык.
Нотная запись – это условные обозначения, из которых так же, как слово из букв в
книгах, слагаются музыкальные фразы. Кроме этого имеется целый ряд добавочных
обозначений возле нот (штрихи, аппликатура, динамические оттенки и т.д.). Чтобы суметь
сразу охватить такое количество обозначений, необходим запас музыкально-технических
навыков: хорошо развитый (внутренний) слух, чувство ритма, умение группировать
различные длительности.
Начинающий ученик, читая с листа, должен успеть осознать каждое из нотных
обозначений во взаимосвязи с другими навыками и объединить их в одно целое. Этот
своеобразный анализ и синтез составляет основу процесса чтения нот с листа. От
постоянной тренировки процесс прочтения приобретает быстроту и, со временем,
играющий будет охватывать сознанием не отдельные ноты, а уже целые группы их (как
слово при чтении книг).
Умение смотреть вперед самый необходимый навык чтения нот с листа и
воспитывать его надо с первого же года обучения. Скорость восприятия текста зависит от
нервных процессов, а также от правильного воспитания навыков, прививаемых ученику с
первого года обучения и от тренировки.
В ходе обучения можно заметить, что затрудняют чтение с листа одни и те же
элементы:
- одного ученика – быстрая ориентировка в счете;
-другого – сбивает обилие знаков;
Разбираем обе причины:
1-я. Впервые с элементарной группировкой нот ученик встречается на первом году
обучения. Он должен сначала осмыслить и усвоить каждую длительность в отдельности, а
затем постепенно их перемешать. Ученик свое чтение нот начинает сразу с четвертных
вперемешку с половинными или восьмыми длительностями, не успев осознанно усвоить
каждую длительность, и играет большей частью по слуху, с помощью педагога. а не
самостоятельно высчитывая каждую долю такта. Если к этому прибавить, что в начальном
периоде много внимания уделяется организации игровых движений, то становится ясным,
что для осознания и усвоения каждой длительности и их сочетаний ученик не может
уделять достаточно внимания. Когда педагогу удастся добиться осмысленного прочтения
ритмических группировок – это послужит прочным фундаментом для чтения нот с листа в
дальнейшем.
2-я. Причина осложняющая прочтение текста – это обилие знаков альтерации.
Многие ученики начинают играть новый текст, не глядя на ключевые знаки, не определяя
тональность. Это упущение педагога, не приучившего ученика определять тональность
прежде, чем что-либо играть.
Сосредоточенное внимание – один из главных рычагов развития чтения нот с
листа. При упражнении в чтении нот не ставится целью развитие техники. В этих
упражнения должны развиваться:
1 способность быстро воспринимать взглядом и осознавать группу нот;
2 способность во время исполнения определенной группы нот переводить
внимание на следующую группу;
Если с первого года обучения обращать внимание на прочное усвоение каждого
нового навыка, то чтение нот не будет вызывать трудностей. Нужно приучить ученика,
прежде чем читать предложенный текст, определить тональность, размер, темп,
посмотреть глазами нотный текст, его фактуру. Только после такого предварительного
ознакомления следует начать его играть.
Хорошим учебником по читке с листа служит сборник С.М. Майкапара «Первые
шаги», так же можно использовать материал учебников «Сольфеджио».
Материалом для читки с листа должны стать произведения на 1-2 класса ниже
уровня подготовки ученика.
При читке с листа в средних классах огромной ритмической сложностью в
исполнении являются паузы, ноты с точкой, слигованная нота, синкопа, ноты на
добавочных линейках и т.д. На более поздних ступенях обучения трудности возникают
при смене четвертных нот на шестнадцатые, последние переходят в восьмые или
половинные, это часто имеет место в произведениях Моцарта, Бетховена, как и движение
ровных восьмых с переходом к триолям и наоборот.
Хорошее чтение с листа помогает ученику быстрее справиться с разбором нового
текста заданных произведений, расширить свой музыкальный кругозор.