Презентация "Формирование Советского искусства в первые годы после Октябрьской революции"

Подписи к слайдам:
Формирование советского искусства в первые годы после октябрьской революции
  • Автор: Шустова Ольга Николаевна
  • Учитель изобразительного искусства
  • МБОУСОШ №36 г.Кострома
Введение
  • 25 октября 1917 года Россию и весь мир потрясла Великая Октябрьская социалистическая революция. Рушился старый мир, и на его обломках нужно было построить что-то новое.
  • Это было очень трудное и страшное время. Проблем было слишком много: гражданская война и интервенция, голод и разруха. Мне стало интересно, почему в такой ситуации государство проявило такую заинтересованность в области искусства и культуры, и какую роль оно сыграло в их развитии.
План монументальной пропаганды. Цель – увековечить память основоположников марксизма, борцов и жертв революции и пропаганда нового образа жизни.
  • Н.Андреев
  • Обелиск «Советская конституция»1918г.
  • С. Коненков. Павшим в борьбе за мир и братство народов.
  • Л. Шервуд. А. И. Радищев. 1918 год
  • Прием аллегории был очень популярен у художников и скульпторов. Так С. Коненков выполнил доску-рельеф «Павшим в борьбе за мир и братство народов». Юность и начало новой эры символизирует фигура юноши в античных одеждах, светлое будущее – яркое золотое солнце, миролюбие новой власти – пальмовая ветвь.
  • Также задачей скульпторов была популяризация «борцов за народное счастье» и пламенных революционеров. В эту когорту попали Гарибальди, Радищев, Степан Разин, Дантон, Марат, Робеспьер, Софья Перовская, Лассаль, Тарас Шевченко, Карл Либкнехт и Роза Люксембург.
  • К. Маркс и Ф.
  • Энгельс
  • С. Перовская
  • Тарас Шевченко
  • Естественно, что каждый гражданин новой страны должен был знать основоположников победившего в России учения – Карла Маркса и Фридриха Энгельса. По качеству и уровню мастерства эти памятники были разные. Создавались как шедевры, так и достаточно наивные поделки.
  • Памятник Степану Разину
  • Кроме образов революционных деятелей прошлого нужно было показать народу героев настоящего времени.
  • И. Шадр «Сеятель»
  • М. Манизер «Рабочий»
  • Л. Шервуд «Красноармеец»
  • В первые годы советской власти стали началом формирования нового культа. Н.Андреев создает скульптуру «Ленин за работой», которая положила начало «Ленинианы».
Агитационное искусство на службе октября
  • Цель – утвердить определенную систему идеологических ценностей, задать нормы социального поведения
  • Д. Моор
Советский плакат — самый мобильный и оперативный вид искусства. Это наглядные пособия для разъяснения определенного вопроса. Например, отношения Советской власти к текущим событиям в доступной форме. Они воздействовали на сознание и настроение людей с целью побуждения их к политической или другой деятельности. Плакат взывал о помощи, кричал об успехах, метко высмеивал врагов новой власти.
  • Содержавшаяся в них пропаганда сочетала общечеловеческие ценности, патриотизм, общеобразовательные элементы, призывы к здоровому образу жизни и так далее. Советские плакаты, как правило, являются произведениями изобразительного искусства и отражают элементы советского культурного наследия.
Окна «РОСТА»
  • Необходимость пропагандировать новые идеи вызвала подъем искусства плаката, а также принципиально новые формы агитации: регулярно обновляемые выставки политических трафаретных рисунков
  • В. Маяковский, М. Черемных
Революционная живопись
  • В первые годы революции продолжали развиваться традиционные станковые формы. Оставались художники, стремившиеся запечатлеть сюжеты привычным изобразительным языком отображения. Но появлялись и те, которые использовали более сложное, образное восприятие современности.
  • К. Юон. Новая планета
  • Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна)
  • И. Бродский
  • А. Рылов. В голубом просторе
  • И. И. Бродский много работал над созданием образов советских вождей, в первую очередь В. И. Ленина и И. В. Сталина, и от него требовали фотографически точного изображения персонажей. Сейчас эти картины воспринимаются как цветные фотографии.
  • Аркадий Рылов, как считалось, в своем пейзаже «В голубом просторе» тоже мыслит символически. Наконец-то народ будет таким же счастливым и свободным, как эти белые гуси. Небо всегда будет чистым, и для людей будут открыты немыслимые горизонты.
  • А.А. Дейнека
  • Творческий облик А.А. Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой выставке его выставке. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» . Также Дейнека много работал над образом нового советского человека – сильного, спортивного и безусловно верящего в светлое будущее.
  • Б. М. Кустодиев
  • Одним из выдающихся художников того времени был Б.М. Кустодиев. Им были созданы две работы, в которых он «зашифровал» свое отношение к революции. . Одна из них – «27 февраля 1917 года», другая – «Большевик». На первой картине изображено то страшное время, когда человек с ружьем всегда прав.
  • На другой работе Кустодиева, которая называется «Большевик», изображен праздничный день в Москве. Здание и улицы освещены солнцем. Улицы заполнены народом. В центре картины - гигант с безжалостным выражением лица, который с кроваво-красным флагом идет напролом, не разбирая дороги, по безликой толпе, круша все на своем пути. Видимо, только ему с его высоты видно светлое будущее.
  • Николай Купреянов
  • В графике тоже прослеживаются новые образы. Николай Купреянов «в сложной технике деревянной гравюры стремится выразить свои впечатления от революции»
Заключение
  • Самовластные правители во все времена использовали искусство в корыстных целях: фараоны Египта, императоры Древнего Рима, Наполеон, Ленин, Сталин и Гитлер достигли высот в искусстве пропаганды. Скульпторы и художники своими творениями возвеличили их идеи, деяния и личности.
  • Для чего был нужен план монументальной пропаганды? Для пропаганды, коммунисты использовали искусство как средство духовной мобилизации народа. Большевистская политика была изначально нацелена не только на захват и удержание политической власти, но и на формирование нового общества и «нового человека». Как писал Луначарский, «человек должен мыслить как МЫ, стать живым, полезным соответствующим органом, частью этого МЫ».
  • Молодое Советское государство задалось целью создать новую общность людей, навязать им новые этические и эстетические идеалы. Художественные достоинства произведений заказчика интересовали мало. Главным достоинством считалась правильная идеологическая направленность и понятность. Но и в этих узких рамках настоящие мастера создавали шедевры: Бродский, Кустодиев, Юон, Моор, Маяковский, Черемных, Дейнека, Андреев, Шервуд, Шадр и многие другие.
  • К началу 30-х годов практически исчезло индивидуальное начало в творчестве многих советских художников. Живопись стала похожа на цветную фотографию.
  • Однако, свою воспитательно-пропагандистскую роль, отведенную ему партией, искусство первых лет Октября сыграло достойно.
  • Поколение, воспитанное этим искусством, разгромило фашизм.
Спасибо за внимание