Методический доклад "Некоторые вопросы развития вокально-технических навыков в классе сольного пения"

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Симферопольская детская музыкальная школа №5»
муниципального образования городской округ Симферополь
(СДМШ №5)
Методический доклад на тему:
«Некоторые вопросы развития вокально-технических навыков
в классе сольного пения»
Автор
Ф.И.О. - Товт Елена Владимировна
Должность заместитель директора по учебной работе,
преподаватель по классу сольного пения
2
г.Симферополь 2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение с.3
1.Особенности развития детского голоса с.4
2. Вокально – технические навыки в классе сольного пения с.7
2.1. Певческое дыхание с.7
2.2. Звукообразование и звуковедение с.12
2.3. Певческая артикуляция и дикция с.13
2.3.1. Правила работы над гласными звуками с.15
2.3.2. Правила работы над согласными звуками
с.16
2.3.3. Особенности произношения в пении с.17
3. Современные подходы к обучению в вокальной педагогике с.18
на уроках сольного пения
3.1. Вокально – технические навыки и методики их формирования с.22
3.2. Вокальные упражнения с.30
4. Заключение с.34
5. Библиографический список с.36
6. Приложения с.37
3
А. Серов:
«Всякая музыка, естественно говоря, есть пение»
Введение
Актуальность данной работы обусловлена тем, что музыкальное развитие
детей имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется
эмоциональная сфера, развиваются воображение, воля, фантазия, обостряется
восприятие, активизируются творческие силы разума и энергия мышления даже
у самых инертных детей. Такое музыкальное развитие дает приобщение детей
к пению, как к самому доступному виду музыкальной деятельности.
В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс
музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость к музыке,
обогащаются переживания ребенка. Кроме того, решаются воспитательные
задачи, связанные с формированием личности школьника. Современной наукой
доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы,
эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку
возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот
эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией
В основных направлениях в федеральной программе развития
образования выдвигается важнейшей задачей значительное улучшение
художественного и эстетического воспитания учащихся, что может быть
достигнуто путем усовершенствования методов обучения и воспитания.
Несмотря на то, что пение один из самых доступных видов музыкальной
деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует
определенной системы. Занятия по обучению пению состоят из нескольких
частей, важнейшей частью которых является формирование вокальных
технических навыков.
Особенности развития детского голоса
Для правильного обучения детей пению, для последовательного
воспитания их голоса в процессе роста организма нужно знать возрастные
особенности развития их певческого аппарата. Необходимо иметь ввиду, что
голосообразующие органы детей не одинаковы в различные периоды их роста.
Голос детей 7-8 лет находится еще в самой первоначальной стадии. Гортань и
4
голосовые мышцы в этом возрасте слабы и еще окончательно не сформированы.
Следовательно, голос детей этого возраста не имеет еще той силы, которая
появится постепенно в последствии с развитием вокальных мышц и придаст ему
содержательность. Голос этого возраста еще в «зачаточном» состоянии, размер,
положение, строение мышц и нервное снабжение гортани ребенка 7-8 лет имеют
определенное своеобразие. Гортань расположена несколько выше уровня
обычного для взрослого человека. Еще доктор Н.И.Левидов обнаружил, что если
дети младшей группы поют легкой, естественной, не крикливой манерой, при
которой хорошо отличается головное резонирование, связки их имеют
нормальную белую, перламутровую окраску и такие дети не страдают
расстройством голоса. При этой естественной манере пения голос мальчика мало
чем отличается от голоса девочки. Если же, наоборот, дети поют напряженно,
форсировано, ярко выраженной крикливой манерой, подражая голосу взрослого
человека, связки у них бывают покрасневшие, покрытые слизью, а сам голос
принимает грубый характер, несвойственный детскому звучанию. У детей
дошкольного и младшего школьного возраста еще недостаточно образовались
рефлекторные связи работающей дыхательной мускулатуры с голосовым
аппаратом. В этом возрасте еще не сформирована и голосовая мышца, и наиболее
естественная и правильная манера детского пения - именно фальцетная манера
звукообразования. Слово «фальцет» (фальсетто) итальянское и в буквальном
переводе означает «ложный», «фальшивый». Сущность фальцета заключается в
том, что голосовые связки вибрируют главным образом только своими краями, в
то время как при так называемом «грудном» голосе, свойственном взрослым
певцам, голосовые связки смыкаются очень плотно и вибрируют всей своей
массой. Не нужно стремиться «обогнать природу» и прививать детям
несвойственное им звучание взрослых голосов. При правильном и умелом
развитии голос ребенка рано или поздно сам достигнет необходимой силы и
насыщенности. Формирование вокальной мышцы протекает у маленьких детей
очень индивидуально, у некоторых, очевидно, медленно, т.к. количественное
накопление мышечных сил переходит в новое качество по-разному; - у одних
детей появляется звонкость и тембровая окраска уже в 10 лет, а у некоторых
позднее в 11-12 лет. При подборе репертуара надо помнить, что в пении лишь
тот звук для исполнителя полезен, который при неоднократном его повторении
не причинит вреда голосу, т.е. не вызывает напряженность. (Приложение 1)
Самой ответственной работой в вокальном воспитании считается работа с
подростками от 11 до 15 лет. Именно в эти годы формирование певческого
голоса, находящегося в прямой зависимости от изменения структуры голосового
5
механизма, входит в свои права. Это изменение заключается в том, что внутри
голосовой складки ее соединительной ткани) начинают развиваться
мышечные волокна различного направления: продольного, поперечного и
косого, придавая голосу в этом возрасте новые качества звучности. При
постоянном и спокойном переходе от чисто детского звучания к подростковому
наблюдается следующая картина:
1) голос, продолжая звучать спокойно, как бы «насыщается обертонами» и
приобретает некоторые индивидуальные тембровые качества;
2) диапазон голоса начинает расширяться не только вверх, но и вниз, и, если в
предыдущем возрастном этапе он умещался в пределах ре мажорной октавы, то
здесь он уже достигает до диеза 1 октавы — ми бемоля 2 октавы;
3) сила голоса постепенно увеличивается;
4) дыхание углубляется.
Необходимо указать, что мышечная выносливость голоса мальчиков
значительно большая, чем у девочек.
В переходном возрасте голосовой аппарат подростков претерпевает весьма
сложные изменения известные под названием «мутация». Мутационные явления
происходят не у одних только мальчиков, но и у девочек, поэтому выбрасывать
из поля зрения это обстоятельство никак нельзя. Но изменения эти по своему
характеру у мальчиков и у девочек существенно различаются.
Мутационное состояние следует рассматривать как нормальное физическое
явление, связанное с изменяющимися функциями гортани и всего организма в
целом. Перемены, наблюдаемые в голосе подростков, происходят от роста их
гортани. У мальчиков гортань увеличивается в своих размерах значительно
больше, чем у девочек, в силу чего щитовидный хрящ у них выдвигается вперед,
образуя выступ, в то время как связки тоже увеличиваются и становятся длиннее
и толще, чем у девочек. На сроки наступления мутации оказывают большое
влияние климат и здоровье детей. Сроки наступления мутации во многом зависят
и от режима голоса в предмутационном и мутационном периодах. При
крикливости и чрезмерно громком пении изменения могут дать себя знать
значительно раньше и длятся дольше, нежели при нормальном режиме. Как уже
говорилось, голос мальчика 7-10 лет при естественном здоровом звучании мало
чем отличается от голоса девочки. Но вот наступает момент, когда предельные
верхние звуки голоса начинают «не дотягиваться». В то же время, как верхние
звуки у мальчика начинают «спадать» начинается «рождение» нижних звуков,
которых раньше в его голосе не было. Если с понижением голоса мальчик
продолжает петь без усилия своим вновь рождающимся голосом, он может
6
продолжать занятия под руководством и наблюдением опытного и осторожного
педагога.
Основное различие мутации девочек от мутации мальчиков заключается в
том, что у девочек голос не понижается на октаву, а если и изменяется в своем
диапазоне, то лишь временно. Самым частым отклонением от нормы у девочек
надо считать утрату чистоты интонации. Девочка, которая ранее всегда чисто
интонировала, вдруг начинает понижать звук. Иногда это неприятное явление
проходит быстро, а порой длится очень долго, требует тщательной работы над
дыханием, и постепенно проходит, когда устанавливается должная координация
в звукоообразующих, гортанных и дыхательных органах. Научные исследования
подтверждают - дыхание девочек в период полового созревания подвергается
изменчивости, что не может не отразиться на качестве звучания голоса. Иногда
у девочек наблюдается сипота, какие-то ранее не наблюдаемые призвуки. Все это
связано с развитием мышц гортани, изменение которых придает голосу новое
качество. Очень частое явление при формировании голоса девочек — усиленная
работа языка, который в своем росте изменяет и движения, в силу чего слово
становится нечетким.
Продолжительность мутационных явлений как у мальчиков, так и у
девочек очень индивидуальны. У мальчиков острые мутационные явления
длятся от нескольких месяцев до нескольких лет. Режим голоса в данное время
имеет решающее значение. При отсутствии должного режима в период
перестройки голосового механизма гибнет большая часть подростковых голосов.
Срывают голос не только поющие, срывают и те, которые «неистово» кричат на
переменах, улице, спортивных площадках. Часто встречающиеся отклонения от
нормы звучания голоса у девочек обязывают педагога очень осторожно, чутко и
вдумчиво проводить занятия с ними и при необходимости временно освобождать
их от занятий. Так же желательно периодически посещать врача - фониатра.
Занятия с девушками и юношами 15-17 лет рассматриваются мною не
только как укрепление всех навыков, приобретенных ранее, но и как углубление
сознательности, способствующей их дальнейшему развитию. Необходимо,
чтобы все возможности ученика и его особенности, выявившиеся в ряде лет,
были глубоко проанализированы для определения характера дальнейшей
работы. Слабые стороны ученика должны быть взяты на учет и сделаться
доминантой в работе. Но эта доминанта должна применяться разумно, с
«прозорливостью», терпением и настойчивостью.
7
Вокально- технические навыки в классе сольного пения
Певческое дыхание
Основой вокальной техники является навык правильного певческого
дыхания, т.к. от него зависит качество звука голоса. Певческое дыхание во
многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого
происходит фонация, значительно удлиняется и вдох укорачивается.
В певческой практике различают 4 основных типа дыхания:
-ключичный (или верхнегрудной тип), при котором активно работают мышцы
плечевого пояса, поднимаются плечи. Такое дыхание для пения неприемлемо;
-грудной тип. Внешние дыхательные движения сводятся к активным движениям
грудной клетки;
-брюшной, или диафрагматический тип. Осуществляется за счет активных
сокращений диафрагмы и мышц живота;
-смешанный тип грудобрюшное дыхание осуществляется при активной
работе мышц как грудной, так и брюшной полости, а так же диафрагмы.
(Приложение 2) Деление дыхания на отдельные типы является условным, в
значительной мере теоретически, на практике же чистых типов дыхания и резких
границ между ними нет.
В вокальной практике наиболее целесообразным считается нижнереберное
диафрагматическое дыхание, т.е. смешанный тип, при котором поднимаются
и расширяются нижние ребра, а верхняя часть грудной клетки почти
неподвижна, диафрагма и мышцы брюшной полости активны.
Воспитание правильного певческого дыхания одно из самых сложных процессов
при обучении пению. Правильность дыхания зависит от того, как протекает
воздушная струя по дыхательным органам поющего и какое в зависимости от
этого она оказывает влияние на гортань. Если дыхание протекает без толчков
спокойной, ровной и непрерывной струей, это способствует достижению
кантиленного пения. Если же наоборот, вследствие излишнего напряжения и
неуравновешенности дыхательных мышц в дыхании происходят толчки,
неровности это нарушает спокойный поток воздушной струи, отрицательно
сказывается такой недостаток на гортани и на звуке. Условием правильного
певческого дыхания будет являться умеренный не чрезмерный) вдох и
хорошая активность нижних ребер, позволяющая лучше осуществлять контроль
дыхания. Следить за дыханием следует не только зрительно или наощупь,
контролем правильного дыхания должен быть вокальный слух педагога и
8
постепенно вырабатываемый вокальный слух ученика. От качества дыхания
зависит и характер атаки звука мягкой или твердой. Спокойное и плавное
дыхание мягко прорывает для зарождения звука достаточно сомкнутые
голосовые связки, без особого напряжения вызывая этим мягкую атаку звука, в
то время как перебор воздуха и очень плотное смыкание голосовых связок влекут
за собой твердую атаку и создают более жесткий, а иногда и напряженный звук
голоса. Если для художественных целей обученный взрослый певец может
прибегать к различным атакам — мягкой, твердой, придыхательной; в детском и
подростковом пении должна быть рекомендована лишь мягкая атака, так как в
ней таится основная профилактика молодого неокрепшего голоса. Исследуя
голосовые данные детей 7-8 летнего возраста, пришлось убедиться, что голос
маленьких детей находится в «зачаточном» состоянии не только в силу того, что
вокальные мышцы у них еще не развиты и голосовые связки смыкаются еще
недостаточно плотно, но несомненно и в результате слабого развития
дыхательных мышц, неспособных осуществить подачу большой силы голоса.
Правильное певческое дыхание прививается маленьким детям уже на
первых уроках, однако указания о правильном дыхании детям необходимо
давать очень осторожно и постепенно. Это необходимо потому, что с одной
стороны маленькие дети не способны еще воспринимать много сложных
понятий, а с другой стороны практика показала, что прямые указания
правильного певческого дыхания воспринимаются детьми младшего возраста не
только слабо, но даже отрицательно, так как при требовании вдоха через нос и
расширения нижних ребер дети осуществляют эти указания
«гиперболическими» приемами и вместо спокойного и непринужденного вдоха
поднимают плечи, дышат шумно, напрягают шейные мышцы. Дыхание детей
этого возраста очень поверхностно, коротко, преимущественно ключичного
характера, в силу чего его углубление происходит очень медленно. Поэтому уже
только первое требование, относящееся к мягкому, легкому напевному
звучанию, служит достаточно хорошей предпосылкой регулировки дыхания в
самом процессе пения. Можно вырабатывать элементы ощущений правильного
певческого дыхания у детей младшего, а иногда среднего возраста, в процессе
гимнастических упражнений. Физические упражнения способны вызвать у детей
ритм дыхания с его организованным вдохом и выдохом. Такие упражнения
можно проводить с детьми младшего возраста сначала среди урока, а после
приобретенного умения расширять при вдохе ребра следует проводить в начале
урока в течение 1-2 (не более) минут.
9
Дыхательное упражнение №1 — прямой корпус, ноги слегка раздвинуты в
ступнях, носки врозь. Руки на бедрах. Губы мягко сомкнуты. На «раз» - поднятие
на носках со вздохом через нос, на «два» - опускание на пятки с выдохом через
рот. Повторить 3-5 раз.
Дыхательное упражнение №2 — исходное положение Упражнения №1. На «раз»
- вдох и поднятие на носках. На «два» и «три» - более медленное опускание на
пятки с замедленным выдохом.
Дыхательное упражнение №3 корпус прямой, руки заложены за шею.
Движение упражнения №1, и №2.
Дыхательное упражнение №4 исходное положение упражнения №1. Шаг на
месте. При вдохе через нос шаг вперед с перенесением центра тяжести на
переднюю ногу, при выдохе шаг назад с опусканием на пятки. После
трехкратного повторения шаг вперед переносится на другую ногу.
Дыхательное упражнение №5 исходное положение упражнения №1. Шаг по
кругу (цепочка). На 1-й шаг вдох, 2-й выдох. Круг идет сначала в одну
сторону, а затем в другую. После этого упражнения: на 1-й шаг — вдох, на 2-й и
3-й выдох.
Дыхательное упражнение №6 исходное положение корпуса упражнение №1
на «раз» - поднятие на носки с руками, смыкающимися над головой, на «два»
- выдох, руки возвращаются в исходное положение. Повторить 3-5 раз.
После того как дети постепенно научатся расширять нижние ребра, умение
это закрепляется на более длинных фразах, требующих более длительного
дыхания, но снова на ранее выработанном стереотипе.
Следует сначала отработать фразу на одно дыхание словесно, т.к. оставшийся
речевой след в центральной нервной системе облегчает повторение пути к
вокальному. На основании этого дети после неоднократного произнесения этой
фразы словесно понимают, что и спеть ее следует на одном дыхании. Для
облегчения задачи синтаксически правильного исполнения, вокальную строчку
следует начинать петь в быстром темпе, затем постепенно доводить до более
медленного, приучающего детей к певучести.
Занятия с детьми переходного возраста практикуют по уже «проторенным
путям», но с постепенно усложняющимися программными задачами. Здесь,
чтобы дыхание стало основой голоса, работа над ним должна носить
сознательный характер и занять очень ответственное место в учебном процессе.
10
Воспитание дыхания у детей среднего возраста осуществляется с самого начала
занятий в следующей последовательности: устанавливается правильное
положение корпуса, в меру активное, упругое в пояснице и расправленное в
плечах: спокойный медленный вдох через нос, не поспешный, не суетливый, без
шума, с мягко сомкнутыми губами, сохраняющими без выдвижения их вперед.
Если работа над дыханием в младшей группе ограничивается воспитанием
навыков спокойного вдоха и выдоха (1й этап), а также привычки поднимать
плечи, то в среднем возрасте при более развившихся реберной и межреберной
мускулатуре ощущение раздвигающихся ребер при вдохе следует считать как бы
вторым этапом воспитания певческого дыхания. Для реализации этих ощущений
и укрепления сознательного контроля над ними рекомендуются следующие
дыхательные упражнения:
Дыхательное упражнение №7 — исходное положение упражнения №1. На «раз»
- вдох через нос с резким раздвижением ребер, на «два» - выдох через рот с
опусканием ребер.
Дыхательное упражнение №8 — исходное положение упражнения №1. На «раз»
- вдох как и в предыдущем упражнении, на «два», «три» - более медленный и
спокойный выдох.
Дыхательное упражнение №9 — исходное положение упражнения №1. На «раз»
- короткий вдох при раздвижении нижних ребер с фиксацией на этом внимании
учащегося. Контроль движений осуществляется положением ладоней рук на
нижних ребрах. Выдох на счет «два» - длинный со счетом. Ряд цифр также
постепенно увеличивается.
Дыхательное упражнение №10 — исходное положение упражнения №1. На
«раз» - короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания. На
«два» - медленный выдох со счетом. При этом певцы стараются сохранить
нижние ребра в положении вдоха, т.е. раздвинутыми.
Дыхательное упражнение №11 — исходное положение упражнения №1.
На «раз» - короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания. На
«два» - по руке преподавателя с мягкой атакой спеть один звук в пределах зоны
примарного звучания и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом.
Сначала звук продолжается 2-3 секунды, затем постепенно удлиняется. Нижние
ребра фиксируются в положении вдоха.
Умение расширять ребра воспринимается детьми и подростками очень
индивидуально, так как в большей степени зависит от их физической
конструкции. У детей со слабой и вялой мускулатурой раздвижение ребер
11
осуществляется весьма заторможено, у детей, более развитых физически - более
активно и свободно.
Полезно провести 2-3 дыхательных упражнения — на вдох и выдох перед
занятием, но долго заниматься изолированным дыханием не рекомендуется, так
как оно должно развиваться и укрепляться в процессе речи и пения. Учащимся
необходимо внушать, что хорошее дыхание должно улучшить не только
звучание их голоса, но и содействовать правильному произношению слова и
грамотному исполнению текста. Это значит, что при пении необходимо
«думать», а не только издавать голос, т.е. не вдыхать среди слова и никогда при
исполнении произведения не вдыхать там, где не принять вдыхать в речи.
Очень важно научить ученика «предвидеть», какую вокальную фразу по длине
ему предстоит спеть. Если успевает это сделать своевременно, ему не
приходится «спохватываться» в последний момент, когда уже поздно и когда
дыхание из-за невнимания частично растрачено.
В старшем возрасте воспитание дыхания принимает особо важное
значение. Если у учащегося закрепилось внимание и умение расширять нижние
ребра, то для сохранения их устойчивости дыхание должно получить
дополнительную помощь от брюшных мышц, которые до того времени хотя и
принимали в дыхательном процессе участие, но на них не фиксировалось
особого внимания. Одним напряжением межреберных мышц осуществить
длительную поддержку нижних ребер трудно. В певческом дыхании участвуют
целый ряд мышц, имеющих непосредственную связь с гортанными мышцами и
влияющих на подсвязочное давление. В частности, большую роль в певческом
дыхании играет брюшной пресс. При его активности струя дыхания вытекает из
дыхательного резервуара (легкие, бронхи, трахеи) медленно, без толчков,
эластично. Необходимо подчеркнуть, что этот этап воспитания певческого
дыхания может вырабатываться успешно лишь у тех учащихся, которые хорошо
усвоили физические ощущения двух предыдущих этапов. Все ощущения
вокального дыхания воспитываются постепенно на упражнениях,
произведениях, отвечающих намеченной программе.
Важно заметить, что от характера дыхания зависит чистота
интонирования. При изменении напряжения дыхания обычно наблюдается
повышение звука (дистонирование); при недостаточном напряжении, при
мышечной расслабленности понижение (детонирование) звука. Контролем
этого явления должен быть слух педагога и целенаправленное слуховое влияние
ученика. Но, как правило, чистота интонирования зависит от взаимосвязи
голосового механизма и дыхательного аппарата. Отсутствие этой координации
12
наблюдается у начинающих певцов, в особенности тогда, когда поющий, еще не
создавший у себя этой координации, начинает петь без наблюдения своего
преподавателя.
Звукообразование и звуковедение
Звукообразование в певческом голосе является результатом
взаимодействия дыхательных и артикуляционных органов голосовыми
связками. Основное требование художественного вокального исполнения
правильный красивый певческий звук.
Образование звука человеческого голоса обусловлено сложной работой
голосового аппарата. Колебания голосовых связок и проходящего между ними
воздуха образуют звуковые волны, которые направляются в расширяющуюся
полость, представляющую собой верхний резонатор голосового аппарата.
Высота звука зависит от звуковых волн: чем больше число колебаний, тем звук
выше, и наоборот чем число колебаний меньше, чем длиннее волна колебаний
тем звук ниже.
Певческий голос должен звучать ровно, однородно по всему диапазону.
Средством плавного постепенного перехода от грудного регистра к головному
резонированию служит выработка микстового (смешанного) звучания. Успех
работы в этом направлении обеспечивает воспитание голоса с примарных
звуков, т.е. с той части диапазона, которая звучит наиболее естественно,
свободно, удобно. Примарное звучание определяется индивидуальными
особенностями устройства голосового аппарата. Обычно примарные звуки
находятся в середине диапазона певца. Начиная развивать голос ребенка с
примарных звуков, мы постепенно расширяем диапазон вверх и вниз. При этом
поющий, не прибегая к лишним усилиям и напряжению, переносит на соседние
звуки незначительно видоизмененную мышечную установку, характерную для
зоны примарного звучания. Работа эта ведется осторожно и постепенно.
Преимущество такого подхода к развитию певческого голоса, его истинное
звучание и истинная вокальность заключаются прежде всего в том, что мы не
форсируем, не напрягаем голос, а исходим из того, что характерно и удобно для
голоса, распространяя это свободное, естественное звучание на другие отрезки
диапазона. Важным вопросом певческого звукообразования является атака
звука, связанная со способом его (звука) возникновения в гортани, с характером
работы голосовых связок. Атака звука - это способы взятия звука, начальный
момент его возникновения. В практике употребляются три вида атаки:
- Твердая атака. Голосовые связки смыкаются до начала выдоха.
13
- Мягкая атака. Момент смыкания голосовых связок почти совпадают с началом
выдоха. Выдох незначительно опережает неплотное закрытие голосовой щели.
Такого плотного смыкания и напряжения голосовых связок, какое наблюдается
при твердой атаке, нет. Мягкая атака может быть различной в зависимости от
степени смыкания (сближения) голосовых связок.
- Придыхательная атака. Смыкание голосовых связок значительно отстает от
начала выдоха. Поэтому звуку предшествует шум выдыхаемого воздуха
(придыхание). Пение при такой атаке часто сопровождается сиплым призвуком,
так как смыкание голосовых связок в этом случае имеет наименьшую степень и
происходит утечка воздуха. Придыхательная атака рассматривается
самостоятельно и как крайняя разновидность мягкой атаки.
В детском вокальном пении применяются и мягкая, и твердая атаки, но основу
певческого дыхания составляет мягкая атака звука.
Певческая артикуляция и дикция
Дикция (от греч. - произношение) это ясность, разборчивость,
правильность произношения текста. Основная задача достижения хорошей
дикции в вокале это полноценное усвоение слушателем содержания
исполняемого произведения. Мелодия в вокальных произведениях неразрывно
связана с текстом. Между тем в вокальном исполнении очень часто невозможно
разобрать слова. Такое пение нельзя считать художественным. Четкое
произношение слов является непременным условием хорошего пения. Под
хорошей дикцией подразумевается не только четкое и ясное произношение, но и
чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз
в целом. Кроме того, необходимо знать и практически применять правила
культуры речи (верные ударение в слове), орфоэпии (правильное произношение
гласных и согласных в словах и их сочетаниях), правила логики речи (выделение
основного слова, несущего логическое ударение, помогающее понять смысл
фразы).
Звукообразующими органами являются губы, язык, челюсть, гортань с
голосовыми связками, зубы. Все это называется артикуляционными аппаратом.
Работа артикуляционного аппарата для достижения хорошей дикции называется
артикуляцией. Вокальная дикция требует повышенной активности
артикуляционного аппарата. Вялость артикуляции обычно является одной из
основных причин плохой дикции в пении гласные и согласные не имеют
необходимой ясности, четкости и устойчивости. Звук приобретает
однообразный, невыразительный характер. В основе формирования правильной
14
дикции в вокале лежит правильно организованная работа над произношением
гласных и согласных в пении.
Правила работы над гласными звуками
Основа пения гласные звуки. На них воспитываются все вокальные
качества голоса. От правильного образования гласных зависит красота тембра.
Основной момент в работе над гласными воспроизведение их в чистом виде,
т.е. без искажений. В речи не совсем точное произношение гласных мало влияет
на понимание слов, т.к. основную смысловую роль выполняют согласные. В
пении же, когда длительность гласных возрастает в несколько раз, малейшая
неточность произношения становится заметной и отрицательно влияет на
ясность дикции. Специфика произношения гласных в пении заключается в их
единой округлой манере формирования.
В русском языке в соответствии с алфавитом шесть основных (И, Ы,Э,А,О,У) и
четыре йотированных (Е,Ё,Ю,Я), т.е. сложных гласных звуков.
Гласный «И» самый звонкий из всех гласных звуков. Он настраивает на головное
резонирование, помогает собрать и приблизить звук, применяется при глухом,
затемненном фоне звучания. При произношении И гортань поднимается,
поэтому он противопоказан при зажатом горловом тембре. Гласный И
способствует созданию активной атаки и образуется при значительном
сокращении голосовых связок, активизирует их смыкание и поэтому показан при
сипе, особенно если этот призвук присутствует как остаточное явление мутации.
Гласный «Ы» по артикуляционному укладу неудобен для пения. Его
артикуляция связана с напряжением корня языка и поэтому он может вызвать, а
если это уже есть, то увеличить зажим горла и горловые призвуки. Если учесть,
что гласный «Ы» в русском языке близок к «И», представляет собой
своеобразный вариант этого гласного, то и в пении приближая звучание «Ы» к
«И» можно уменьшить неудобство его артикуляции.
Гласный «Э» по артикуляционному укладу не всегда удобен. Целесообразно
применять его в случаях, когда голос звучит на этом гласном лучше, чем на
остальных. Гласный «Э» стимулирует работу гортани, вызывая более плотное
смыкание голосовых связок. Его формирование связано с более высоким типом
дыхания и приближает вокальную позицию. Гласный «Э» способствует
активной атаке.
Гласный «А» занимает среднее положение между звонкими и глухими гласными,
легко поддается округлению. При его произношении ротоглоточный канал
принимает наиболее правильную рупообразную форму, положение гортани
близко к певческому. Из-за всех качеств гласный «А» часто применяется как
15
основной гласный для выработки вокального звучания. Он помогает лучше
других гласных освободить артикуляционный аппарат, выявить природный
тембр голоса.
Гласный «О» способствует хорошему поднятию мягкого нёба, наводит на
ощущение зевка и положения глотки при округлении звука, помогает снятию
зажатого звука. Рекомендуется при чрезмерном близком, резком и плоском
звучании.
Гласный «У» самый глубокий и «темный» гласный, поэтому не применяется
при углубленном и глухом общем фоне звучания. При произношении этого звука
больше, чем на всех других гласных поднимется мягкое нёбо, расширяется
ротоглоточная труба. «У» активизирует голосовые связки, значительно
стимулирует работу губ. Этот гласный показан при работе с детским голосом:
Йотированные гласные (Е,Ё,Я,Ю) сложные, так как состоят из двух
звуков, образованных из «И» краткого и гласных «Э», «О», «А», «У» –
«Е» – ЙЭ, «Ё »- ЙО, «Я»- ЙА, «Ю» –ЙУ.
При пении йотированных гласных первый звук мгновенно сменяется
вторым, тянущимся звуком. Необходимо следить, чтобы после быстрой смены
артикуляции с и краткого на основной гласный не искажалось звучание
последнего. Применение йотированных гласных способствует созданию более
собранного близкого, яркого и высокого звучания, соответствующих простых
гласных звуков, а также активации голосовых связок в момент атаки. При
зажатости эти гласные следует применять осторожно. Таким образом, работа над
гласными сочетается с работой над качеством звучания и заключается в
достижении их чистого произношения в сочетании с полноценным певческим
звучанием. Гласные, распеваемые на несколько звуков, всегда должны звучать
фонетически ясно и чисто, а при переходе со звука на звук они как бы
повторяются.
Правила работы над согласными звуками
Формирование согласных, в отличие от гласных, сопряжено с
возникновением какой- либо преграды на пути потока воздуха в речевом тракте.
Согласные делятся на глухие и звонкие в зависимости от степени участия голоса
в их образовании. По отношению к функции голосового аппарата на второе
место после гласных следует поставить полугласные, или сонорные звуки: М, Л,
Н, Р. Они так называются потому, что тоже тянутся и нередко употребляются на
правах гласных. Далее идут звонкие согласные Б, Г, В, Ж, З, Д, которые
образуются при участии голосовых связок и ротовых шумов; глухие П, К, Ф, С,
16
Т, образуются без участия голоса и состоят из одних шумов; шипящие Х, Ц, Г
Ш, Щ, также состоят из одних шумов.
Основное правило дикции в пении – быстрое и четкое формирование
согласных и максимальная протяженность гласных. Укорочение произношения
согласных и быстрая смена их гласными требует мгновенной перестройки
артикуляционных органов. Поэтому особенно важна полная свобода в
движениях языка, губ, нижней челюсти и мягкого нёба. Для достижения
четкости дикции особое внимание следует уделить работе над развитием
кончика языка, после чего и весь язык становится более гибким. В качестве
упражнений в произношении глухих согласных, сочетающих в себе движения
губ и кончика языка, можно использовать различные скороговорки. Слова всех
упражнений произносятся твердыми губами при активной работе кончика языка.
Упражнения на скороговорках следует начинать в медленном темпе с
постепенным переходом к более быстрому. Глухие согласные на конце слов
часто при пении выпадают совсем, поэтому требуют к себе особого внимания,
подчеркнутого и твердого произношения.
Тренировка в певческой дикции обычно проводится на слоги, сочетающие
в себе различные комбинации гласных с согласными. Их взаимовлияние при
произношении в слове, а тем более в речевом потоке вносит определенный
смысл в работу по решению конкретных вокальных задач. То или иное сочетание
гласных с согласными в словах или слогах имеет огромное значение для
вокальной педагогики. Гласные в сочетании с сонорными звуками легче
округляются, смягчают работу гортани, позиционно приближают звук. Функция
гортани фактически выключена на глухих согласных. При этом она оказывается
весьма ослабленной и на последующих за ними гласных. Поэтому при наличии
зажатости мышц гортани в пении целесообразно использовать сочетание слов
«по», «ку», «та» и т.п. Для устранения различных недостатков в
звукообразовании можно использовать вполне определенные слоговые
сочетания. Например, при гнусавости применять гласные А, Э, в сочетании с
губными согласными Б, М, П., при глубоком звучании голоса используются
гласные И, Е, приближающие вокальную позицию, в сочетании с согласными Д,
Л, Р, Т,Ц. При пассивном пении или глухом тембре звонкие согласные в
сочетании с гласными А, И, Э. Крикливый или открытый «белый» звук
устраняется при пении гласных У, О, в сочетании с сонорными М, Л.,а горловой
призвук – при помощи гласных О,У, в сочетании с глухими согласными и т.д.
Хотя согласные нарушают плавность течения мелодии, они очень важны с
точки зрения влияния их на разборчивость дикции, так как несут в себе основную
17
информативную нагрузку. Например, если из слов «спичка» убрать все гласные
(спчк), то слово без труда все-таки можно опознать, что нельзя сказать в случае
изъятия всех согласных (иа).
С целью обеспечения непрерывности звучания мелодии, кантилены, чтобы
согласные не замыкали звук, необходимо соблюдать очень важное правило:
согласные, стоящие в конце слова или слога, присоединяются в пении к
последующему слогу, тем самым создавая условия для максимального
распевания гласных.
Для соединения и разъединения согласных существует правило: если одно
слово кончается, а другое начинается одинаковыми или приблизительно
одинаковыми (Д-Т, Б-П, В-Ф, и др.), то при медленном темпе их нужно
подчеркнуто разделять; при быстром темпе, когда подобные звуки приходятся
на мелкие ритмические доли, нужно подчеркнуто соединять. Согласный
произносится подчеркнуто утрировано, но быстро и слитно.
Особенности произношения в пении
Особенностью нашего языка следует считать неточность произношения
гласных. Мы пишем ГОЛОВА, а произносим ГАЛАВА, или, пишем ОКНО
говорим АКНО. Такое изменение гласных в речи обусловлено историческим
развитием языка и вошло в норму. Однако, эти изменения, допускаемые в речи,
далеко не всегда могут быть допущены в пении, так как речевая гласная звучит
коротко, а вокальная гласная продленно. Еще более необходимо следить за
чистотой гласных, если их изменение «на речевой манер» наносит не только
художественный ущерб исполняемому произведению, но и влечет за собой
изменения значения слова (вместо «все летала распевала» поют « все летала
распивала» и т.п.).
Наиболее часто встречающиеся изменения произношения в пении:
-глагольные окончания «СЯ» выговариваются как «СА» - удивилса, рассердилса,
обернулса и т.д.;
-в неопределенной форме окончание «ться» выговаривается как «цца» -
рапевацца, расставацца, возмущацца;
- окончание «сь» выговаривается как «с» - раскрылас, потерялас;
- сочетание согласных ЧН и ЧТ произносится как ШН и ШТ: скушно, што,
- в родительном падеже прилагательных и местоимений окончание «ОГО»,
«ЕГО» - выговариваются как «ОВА», «ЕВА» - роднова, ево;
- в словах, происшедших от иностранных слов, не изменяются ни гласные, ни
ударения. Например: нельзя произносить вместо поэт – паэт, вместо аромат –
арамат, вместо октава – актава;
18
- нельзя переносить в иностранных словах ударения, а также коверкать
иностранные слова.
Педагог обязан следить за правильностью речи русского языка и запрещать
в нем делать неправильные ударения. Согласные необходимо произносить очень
четко в начале и в конце слова. Согласный звук, с которого начинается слово,
имеет весьма важное «ключевое» значение, что обязывает произносить его очень
четко. Так, например, если в слове «слушай» мы опустим звук «с» и скажем
«лушай» - слово потеряет свое значение. Не менее важно, чтобы четко
произносился финальный согласный звук, так как при его отсутствии слово
также теряет свое значение («поё, поё, кукушечка» вместо «поёт, поёт,
кукушечка»). В речи и в пении согласные по сравнению с гласными обладают
меньшей мощностью и длительностью, поэтому они требуют более тщательной
работы над четкостью и правильностью их произношения. Четкость и
разборчивость согласных, как и гласных должна быть основана на литературно-
правильном их произношении при соблюдении законов орфоэпии.
Современные подходы к обучен