Основные принципы обучения игре на фортепиано на начальном этапе

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств №1 им. Мусоргского г. Тверь
Статья
«ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО
НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ»
подготовила
преподаватель фортепиано
Колесникова Людмила Ивановна
Тверь 2020
С первых уроков обучения необходимо привлечь ребенка к музыке.
Г.Г. Нейгауз на вопрос, с чего нужно начинать обучение музыканта, отвечал:
«Начинать надо с музыки». Для этого необходимо начать с музыкально-
слуховых впечатлений. С первых встреч важно «погружать» ребенка в
музыку, «заражать» ею, приучать слушать небольшие произведения
исполнении педагога и в записи), говорить о них, учить слышать главное в
них. Необходимо, чтобы ученик пел на уроках, начиная с несложных детских
песен. Наряду с пением, следует уделить время подбиранию мелодии на
фортепиано. Подбирать можно отдельные фразы или всю небольшую песню
с начала от одного звука, затем пробовать от разных звуков. Здесь во главу
ставится важный процесс: от слуха к пальцам, то есть нужно
руководствоваться принципу «слышу-пою» или «слышу-играю» (подбираю).
На первых уроках необходимо знакомить ученика с названием клавиш,
с клавиатурой в целом, дать понятие о регистрах, их звучности. На известном
ученику музыкальном материале следует показать соотношение звуков по их
длительности (познакомить с целой, половинной и четвертной
длительностью). В качестве простейшей единицы измерения взять четверть и
начать со счета 4 / 4.
Совместно с пением и подбором необходимо начать как можно раньше
налаживание игрового аппарата, освоение первоначальных навыков игры на
фортепиано. Главный принцип работы педагога научить обучающегося
слышать звуковой результат того или иного движения рук на клавиатуре.
Правильная посадка ученика предполагает отсутствие напряжения
спины, но в то же время организованность и подтянутость корпуса,
ощущение плечевых суставов, шеи, не прижатые к телу локти, опору ног.
Нужное положение кисти обеспечивается собранностью пальцев (не
«склеенных» друг с другом), выпуклостью суставов пястья, немного ниже
расположенным запястьем. Следует контролировать положение 1 и 5
пальцев. Оно будет наиболее правильным, если округленные 2-3-4 пальцы
положить на три черные клавиши, а 1 и 5 на белые по краям.
Необходимо в первую очередь освоить игру на non legato, начиная с 3,
затем 2 и 4 пальцами, добиваясь полного, красивого звучания. Ученик
должен понять, что качество звучания зависит от спокойного опускания руки
и кисти, а так же глубокого погружения округленного пальца в клавишу.
Надо следить, чтобы ученик не прижимал клавишу после ее взятия, а
почувствовав опору пальца в клавишу и услышав звук, продолжал движение,
поднимая руку вверх.
Освоив non legato 2, 3 и 4 пальцами необходимо учиться брать терцию
1 и 3 пальцами, а затем квинту 1 и 5 пальцами (здесь следить за
одновременным взятием двух звуков), только затем начинать учиться играть
отдельные звуки 1 и 5 пальцами, которые следует держать немного
согнутыми. Играя на non legato необходимо работать над качеством
звукоизвлечения.
Хорошо освоившись с клавиатурой, ученику необходимо приобщаться
к связной игре, начина с упражнений на legato по два звука, а затем по три,
четыре и пять звуков. Ученик во время исполнения legato должен слушать
плавность звучания, пальцы переступают спокойно и плавно, при этом
необходимо следить не только за активностью пальцев, но и своевременный
их подъём после звучания. Попутно ученик усваивает и объединительные
движения, при которых кисть отводится к 5 пальцу. Чем шире мотив на
legato, тем активнее объединительное движение кисти.
Выбор пьес для ученика на начальной стадии дают сначала только на
non legato, затем с включением legato по два, три, а в дальнейшем и более
звуков. При выборе пьес нужно придерживаться, чтобы музыкальный
материал был интересен, прост и выразителен. Сначала играются пьесы с
чередованием рук, а затем включается одновременное звучание обеих рук.
Приступая с учеником к разучиванию пьес, надо с самого начала
приучать его после разбора всей пьесы учить ее по отдельным построениям,
иногда по фразам, выбирая наиболее трудные обороты. Необходимо учить
сначала каждую руку, затем проигрывать партию правой или левой руки
совместно с педагогом, который исполняет партию противоположной руки,
только затем соединять двумя руками.
Освоение приёма staccato лучше начинать с залигованных двух звуков,
где второй звук играть на staccato, отталкиваясь кончиком пальца от клавиши
и тут же освобождать запястьем кисть. Только после этого играть на staccato
одиночные звуки.
Для общего музыкального развития ученика, для воспитания его
полифонического мышления, а так же гармонического чувства, полезна игра
ансамблей.
Необходимо отметить важность основного требования во время
исполнения учеником умение точно по звучанию исполнять non legato и
legato, он должен слышать мягкость и полноту звучания мотивов или фраз,
умение добиваться большей ровности, певучести, разнообразия звучания.
Важно развивать чувство фразы: слушать ее начало, развитие и ее конец.
Так же необходимо добиваться ритмической четкости и ясности,
дослушивать большие длительности, вслушиваться в них, соблюдать паузы.
Выполняя все эти требования, мы воспитываем в учениках грамотность
исполнения и, если это сочетается с постоянным вслушиванием в
собственную игру, закладываем тем самым основу будущей музыкальной
культуры.
Приступая к работе над пьесой или этюдом необходимо педагогу
сыграть произведения, при этом нужно заинтересовать ученика, сделать так,
чтобы ему понравилась пьеса, чтобы ему захотелось работать над ней.
Можно обратить внимание на красивые музыкальные обороты, поговорить о
характере пьесы, объяснить форму построения, указав разницу частей.
Давать произведения необходимо разнохарактерные, чтобы развивать как
певучее исполнение, так и беглость.
Немало важную роль на уроках нужно отводить упражнениям,
развивающим те или иные технические задания (на координацию пальцев, на
развитие и на подкладывание 1 пальца, на интервалы, взятие аккордов).
Хорошо придумывать самим упражнения, помогающие освоить трудные
места произведений. Здесь нужно сказать о прохождении гаммового
комплекса, с которым ученики 1 класса должны ознакомиться уже во втором
полугодии, предварительно подготовив учащегося с помощью упражнений
для исполнения гаммы, аккордов и арпеджио. Необходимо отметить, что в
любом упражнении нужно следить за качеством звучания, умением
освобождать руку.
Очень важно организовать ученику его домашнее задание. Уже на
уроке нужно отметить, над чем ученик должен работать дома и каким
образом. Полезно иногда заставить ученика самостоятельно поучить ту или
иную пьесу на уроке минут на 10, предварительно сделав указания.
При планировании работы ученика основной целью является его
всестороннее музыкальное развитие. Пьесы должны проходить различного
характера. Техническая работа ученика в конце 1 класса, начале 2 класса
должна содержать этюды, развивающие поступенное движение, передачу
мелодии из руки в руку, этюды на тесное и широкое расположение рук на
клавиатуре, на аккорды для правой и левой руки.
Произведения необходимо давать полезные и качественные, быстро
запоминающиеся, образные, музыкально содержательные и доступные
пониманию ребенка.
Обеспечив правильную работу начального этапа, педагог сможет на
этой основе успешно продолжить дальнейшее развитие кругозора учащегося,
его звуковое разнообразие, тонкость нюансировки, обогащение технических
возможностей и другие качества, необходимые пианисту.
Библиографический список
1. Булатова Л.Б. Педагогические принципы Е.Ф. Гнесиной /
Л.Б. Булатова. М.: Издательство «Музыка», 1976. 80 с. – (В помощь
педагогу-музыканту).
2. Очерки по методике обучения игре на фортепиано. Выпуск первый /
под.ред. А.А. Николаева. М.: Государственное музыкальное издательство,
1950. 220 с.
3. Макуренкова, Е.П. О педагогике В.В. Листовой / Е.П. Макуренкова.
М.: Музыка, 1971. – 86 с., нот.
4. Глушенко М. Волшебный мир фортепиано. Тетрадь 1 / М. Глушенко.
СПб.: Издательство «Композитор», 2003. 54 с.