План-конспект занятия по сценическому движению для вокалистов
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по программе «Сценическое движение»
Составитель: педагог дополнительного образования
МАУДО «Центр дополнительного образования»
г. Балаково Саратовской области
Логинова Юлия Николаевна
Авторская разработка
Вашему вниманию предлагается занятие по дополнительной
общеразвивающей программе «Сценическая хореография», разработанной
для детей 11-13 лет. Занятия по данной программе включают следующие
разделы: ритмические упражнения, специальные навыки сценического
движения и актёрского мастерства, дыхательная гимнастика.
Ее содержание ориентировано на то, чтобы дать обучающимся базовое
систематизированное образование по сценическому движению, основанное
на изучении ритмики; принципы работы над сценическим движением у
известных исполнителей, а также тренинг на умение включаться пластикой,
мимикой, жестами; дыхательная гимнастика Стрельниковой.
Каждый раздел программы, по усмотрению педагога, может сочетаться
и взаимодействовать друг с другом на любом этапе обучения, в зависимости
от целевых ориентиров обучения.
В процессе занятия организована целенаправленная деятельность
обучающихся на ритмопластику, развитие пространственной координации
(работа в группах и парами на передачу ритма, ритмических рисунков в
заданном темпе, по цепочке; базовые упражнения дыхательной гимнастики),
интеллектуальная деятельность (просмотр и обсуждение видеоматериалов с
примерами выступлений известных исполнителей, анализ их принципов
работы с жестами, мимикой, сценическим движением), творческая (тренинг-
игра на извлечение творческого потенциала, задание-игра «Повтори-ка!»:
исполнение сольной песни в манере вокалистов на основе просмотренных
видео).
Наработки в данной области могут быть полезны и интересны не
только педагогам дополнительного образования, работающим по
программам художественной направленности, но и учителям, работающим с
детьми среднего школьного возраста.
Тема: «Танцующая музыка»
Цель занятия: знакомство обучающихся с особенностями сценического
движения как одной из форм проявления творческого мышления и
самовыражения личности.
Задачи занятия:
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
воспитательные задачи:
• формирование навыков здорового образа жизни и коммуникативных
навыков;
• воспитание эстетического вкуса детей;
развивающие задачи:
• развитие у детей фантазии, артистизма, двигательной памяти и
танцевальных способностей, чувства ритма, пространства,
эмоциональной раскрепощённости;
• стимулирование моторико-двигательной и логической памяти;
• снятие психологических и мышечных зажимов;
образовательные задачи:
• ознакомление с принципами работы над актёрским жестом, мимикой,
пластикой;
• овладение опытом творческой деятельности и публичного
выступления;
• обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы,
самоконтроля и взаимоконтроля.
Занятие рассчитано на детей 11-13-летнего возраста.
Тип занятия: подача нового материала.
На занятии используются следующие методы: наглядный, словесный,
практический.
Формы обучения: групповая, фронтальная.
Оборудование:
• Звукотехническое: ноутбук, акустические колонки, носитель с видео
показательных выступлений известных профессиональных вокалистов,
фонотека;
• Инвентарь технический: воздушные шарики, стулья, зеркала, листы
формата А4 с напечатанными песенками-распевками, солнцезащитные
очки, парики, блестящий пиджак, микрофонная стойка.
Ход занятия
Дети входят в танцевальный зал и встают в шахматном порядке.
– Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами проведем занятие по
сценическому движению. Сначала мы немного разомнемся, потом
посмотрим и обсудим творчество известных певцов, немного поиграем и
подышим.
Педагог и дети совершают приветственный поклон
- Хорошо, а теперь поставили ноги на ширине плеч, руки на пояс.
Повторяем за мной.
Разминка под фонограмму под музыкальную композицию «Микс-дэнс»
- тянемся наверх, как будто пытаемся достать макушкой до потолка,
наклоняемся вниз и дотягиваемся ладонями до пола (8 раз);
- наклоняем голову к плечу вправо-влево (8 раз), вперед-назад (4 раза);
- поднимаем оба плеча вверх (8 раз), по одному плечу (4 раза);
круговые движения плечами (8 раз);
- руки на пояс, ноги на ширине плеч: наклоняемся из стороны в
сторону (8 раз);
- «мельница»: ноги широко расставлены, наклоняемся к ногам,
доставая до них руками поочерёдно разворачивая корпус наружу (8 раз);
- ноги вместе, прыгаем (8 раз);
- вращаем руками, сжатыми в кулаки: вперед и назад (8 раз);
- бег на месте (30 сек.);
- вращение стопами (8 раз);
- приседания (8 раз).
– Сегодняшнее занятие мы посвятим музыке. Но не простой, а
танцующей. Ведь не под любую музыку можно станцевать. Как вы думаете,
под какую музыку нельзя танцевать, а под какую можно?
(ответы детей)
– Молодцы, вы очень верно подметили стили и направления в музыке и под
какие мелодии можно и нельзя танцевать. Но, однако, есть и самые простые
звуки, под которые можно сделать необычнее творческие номера. В обычной
жизни мы слышим с вами много звуков: стук дождя с крыши, шелест ветра в
ветвях деревьев и волн, бьющихся о пристань, пение птиц. Любой этот звук
цикличен и если есть условия для его поддержания, он постоянен. И мы
плавно перейдём с вами к такому понятию, как ритм.
Определение понятия «ритм» – очень простое. Ритм – это чередование
звуков и пауз разной продолжительности. Обратите внимание, что образуют
ритм мелодии не только длительности звуков, но ещё и паузы – моменты
тишины, так как они тоже занимают время.
Мы попробуем вместе с вами отыграть ритмический рисунок с
помощью хлопков в ладоши.
Игра - «четвёртый лишний»
(развитие чувств партнёрства, умение включаться в сюжет
действия, развития чувства ритма)
– Ребята, нас 8 человек. Правила игры таковы, что трое хлопают
поочерёдно в ладоши, четвёртый садится на стул и встаёт вместе с хлопком
восьмого. Таким образом, за один блок на стул должны сесть два ребёнка, а
встать только один.
– А сейчас мы поиграем ещё в одну игру, в которой нам помогут наши
ладоши.
Игра – «Цепочка» (на ноутбуке включается метроном)
(воспитание чувства целостности музыкального ритма,
внимательности, чувства времени)
- Встаём в линию рядом друг с другом. Передавать движение будем
вправо. На первый счёт ребёнок хлопает в свои ладоши, на второй счёт левой
рукой хлопает по правой руке справа стоящего. На третий счёт второй
ребёнок в свои ладоши и дальше передаёт эстафету следующему.
- Молодцы, ребята! (дети убирают стулья)
- Но в музыке есть не только ритм, но и мелодия. Сейчас мы попробуем
изобразить эту мелодию. Но не просто движениями, а с помощью нашей
творческой энергии. У каждого из нас есть свои уникальные творческие
способности: кто-то умеет хорошо петь, кто-то танцевать, а кто-то рисовать.
Сейчас мы поиграем в необычную игру с шариками, в которой они будут
выступать в роли нашего творческого потенциала. Задача –
импровизированно двигаться под мелодию музыки. Можно обмениваться
шариками, подкидывать и перекатывать из руки в руку. Совместим приятное
с полезным, нам нужно немного подышать – надуем шарики!
Дети надувают шарики
Тренинг-игра – «Облако»
(развитие фантазии, артистизма, снятие психологических и
мышечных зажимов)
Дети берут по разноцветному воздушному шарику и под
предложенную музыку импровизируют с ним, воображая его своим
талантом.
- Отлично, ребята, вы справились с этой задачей. А теперь мы
переходим к другой теме нашего урока. Убираем реквизит и рассаживаемся
по стульям.
Педагог включает видеоматериал с выступлениями известных
исполнителей, таких как: Майкл Джексон, Джон Леннон, Оззи Осборн,
Пинк, Адель. Рассказывает о творческом пути артистов, называет их
известные песни.
- Назовите основные поведенческие черты каждого из этих певцов?
Какие движения-жесты руками они используют? Какие сочетают вокальные
приёмы и движения, акценты? Как двигаются в зависимости от настроения
музыки?
Дети отвечают
- Вы правильно отметили их особенности, молодцы! Следующее
задание заключается в следующем: нужно спеть отрывок своей сольной
песни, пытаясь подражать одному из этих исполнителей на выбор.
Педагог достаёт коробку с реквизитом и раздаёт ребятам
необходимые предметы
Игра «Повтори-ка!»
(создание собственного образа на основе подражания, развитие
зрительного восприятия, понимание принципов работы над актёрским
жестом)
- У вас очень хорошо получилось вжиться в образ! А теперь убираем
реквизит в коробку и переходим к следующему заданию. Для этого нужно
снова сесть на стулья.
Дети убирают вещи в коробку и садятся.
- Сейчас мы поговорим с вами о таком важном аспекте артиста, как
жест. На видео вы видели их очень много.
Жест - естественное жизненное проявление. Он подчёркивает мысль.
Помогает воспринять стремление партнёра передать смысл своего
убеждения, своей твёрдой веры и своего сегодняшнего настроения. Выявляет
неуверенность. Зовет к поддержке, к выявлению неясного и спорного. Ещё
артисту очень важно владеть своей мимикой. Мимика – выражение
человеческого лица, выражающее какую-либо эмоцию, помогает жесту быть
более целостным и понятным для зрителя. Сейчас я буду называть вам
настроения, которые вы должны будете выразить жестами и «помочь
лицом».
Педагог называет поочерёдно: радость, скука, неистовое веселье, гнев,
желание защититься, страх, удивление. Дети по очереди показывают эти
эмоции на практике.
- Ребята, я думаю, мы справились с заданием. А сейчас мы поговорим о
дыхании. Дыхание – это одна из важнейших составляющих вокалиста. Для
того чтобы брать высокие или нижние грудные ноты, легкие человека
должны быть развитыми. Очень важно приучить себя исполнять песню с
движением так, чтобы не нарушать тот поток дыхания, которые вы взяли для
той или иной ноты. Сейчас я раздам вам листочки с распевками, все вы их
хорошо знаете.
Педагог делит группу из 8 человек по парам и каждой паре выдаёт по
листочку.
- Наша задача – взять дыхание на распевку и вместе с этим начать
движение. А какой – я сейчас покажу, и мы будем выполнять его вместе со
мной. Каждой паре - свой комплекс движений. Встаём на середину зала.
Игра «Песенки-распевки»
(развитие рече-двигательной координации, развитие навыков дыхания,
совмещённого с движением)
- Для первой пары: берём дыхание, начинаем пропевать распевку:
вытягиваемся наверх, поднимаясь на носочки, поднимаем руки, затем,
опуская руки, скругляем спину, медленно сгибаем ноги, садимся на корточки
в позу «эмбриона», обхватываем себя руками, выпрямляемся.
- Для второй пары: берём дыхание, начинаем пропевать распевку: три
приставных шага вправо, круг плечами назад и сброс плеч вперёд вниз; два
скользящих шага влево, один глубокий круг корпусом с поднятыми вверх
руками.
- Для третьей пары: берём дыхание, начинаем пропевать распевку:
вращение правой, левой рукой, в плечевом суставе, как будто плывём на
спине, четыре вращения руками со сложенными в локтях руками в быстром
темпе, плие вправо на широких ногах с ударом вниз вытянутых рук,
сложенных в кулаки, то же повторить влево.
Во время распевки одной пары, две другие наблюдают за исполнением
«работающей» пары, следят за изменением звукоизвлечения в процессе
движения и оценивают степень их влияния на дыхание.
- Ребята, отлично получилось! Сегодня мы познакомимся с
дыхательной гимнастикой Стрельниковой. Эта гимнастика –
оздоровительный метод, созданный педагогом-фониатром изначально в
качестве способа восстановления певческого голоса. Фониатр - это
специалист, занимающийся диагностикой и лечением голосовых связок.
Попробуем три базовых упражнения из этой техники. Слушаем внимательно
и повторяем за мной.
Педагог объясняет правила выполнения и делает вместе с детьми.
1. Упражнение «Ладошки».
Исходное положение – стоя или сидя прямо, руки согнуты в локтях, ладони
направлены от себя. Сжимайте ладони в кулаки, одновременно делая резкие
и шумные вдохи. После завершения серии из 8 вдохов, ненадолго
передохните и повторите упражнение. Сделайте 20 серий по 8 вдохов.
2. Упражнение «Погончики».
Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины плеч,
руки на уровне пояса, ладони сжаты в кулаки. На вдохе резко опустите руки,
разжав кулаки и растопырив пальцы, причем в этот момент старайтесь с
максимальной силой напрягать кисти и плечи. Сделайте 8 серий по 8 раз.
3. Упражнение «Насос».
Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины плеч.
Громко вдохните и медленно наклонитесь, а затем так же медленно
вернитесь в исходное положение, словно если бы вы работали насосом.
Сделайте 8 серий по 8 раз.
– Молодцы, вы успешно справились с заданием! Подведем итог урока.
Скажите, на что были направлены сегодняшние упражнения? (ответ детей)
Трудно ли вам было их выполнить? (ответ детей)
В чем заключалась трудность выполнения упражнений? (ответ детей)
- На сегодня мы с вами заканчиваем урок. Мне было очень интересно с
вами заниматься, надеюсь, что вам тоже понравилось! В заключении сделаем
поклон и поблагодарим друг друга за отличную работу аплодисментами и
улыбками!
Педагог и дети совершают поклон и аплодируют, прощаются.
Музыка - еще материалы к урокам:
- Фонд оценочных средств по музыке 4 класс
- Фонд оценочных средств по музыке 3 класс
- Фонд оценочных средств по музыке 2 класс
- Фонд оценочных средств по музыке 1 класс
- Развитие вокально-хоровых навыков и творческих способностей в процессе игровой деятельности
- Методическая работа "Художественный образ как проблема музыкальной педагогики"