Развитие вокально-хоровых навыков и творческих способностей в процессе игровой деятельности

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Новороссийская детская музыкальная школа
Методическая работа
РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО – ХОРОВЫХ НАВЫКОВ И ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выполнил: преподаватель хорового класса
Н.А. Бахтерева
с. Новороссийское
2020
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................. 3
РАЗДЕЛ 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР. ....................................................................................... 5
РАЗДЕЛ 2. ИГРА КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНО-
ХОРОВЫХ НАВЫКОВ........................................................................................ 7
РАЗДЕЛ 3. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ
ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ ХОРА ...................................... 10
ЛИТЕРАТУРА ..................................................................................................... 16
ПРИЛОЖЕНИЯ .................................................................................................. 18
3
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня как никогда широко осознается ответственность музыкантов,
педагогов за художественно-эстетическое воспитание подрастающего
поколения. Творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к
лучшему, к прогрессу, к совершенству. Все преобразования, которые
осуществляются в настоящее время, нацеливают на использование всех
возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебного процесса и
развития творческой личности.
Начиная с самого детства необходимо развивать музыкально-
сенсорные способностей ребенка. Их развитие должно быть в поле зрения у
музыкального руководителя и осуществляться различными методами и
средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий,
игр, творческой деятельности. Важной задачей современного образования
является не просто усвоение знаний, навыков и приемов мастерства, но и
развитие творческого потенциала ученика, создание для него наиболее
благоприятных условий, необходимых для самореализации. Игра
оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет
всесторонне влиять на формирование креативной личности ребенка.
В игре формируется воображение, которое заключает в себе и уход от
действительности, и проникновение в неё. В игре собираются, в ней
проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни
ребенка в ролях, которые он, играя, принимает на себя. Тем самым
расширяется, обогащается и углубляется сама личность.
Целью данной работы является выявление особенностей применения
игровой деятельности в процессе развития вокально хоровых навыков и
творческих способностей у детей в хоровом классе Новороссийской детской
музыкальной школы (далее Новороссийская ДМШ)
**
.
На сегодняшний день теория игры представлена у многих авторов.
Что касается общей педагогики, то мы выделяем следующие имена:
4
Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.П. Аникеева, Н.Я. Большунова. В
музыкально- эстетическом аспекте большой вклад в развитие интересующей
нас темы внесли Г.Г. Коломиец, Й. Хейзинг, Д. Родари, Н.П. Коляденко,
М.А. Крафт, Л.П. Робустова. В теории и практике вокально-хорового
воспитания существуют лишь игровые приемы, методы и формы обучения,
представленные в работах Д.Е. Огороднова, В.В. Емельянова, Г.А. Струве,
Г.П. Стуловой, Л.М. Школьной. Но разработанной комплексной методики
для развития творческих способностей в игровой деятельности не
существует. Этим и обусловлена актуальность данной темы.
5
РАЗДЕЛ 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР.
Этапы развития музыкальной игры привели к поиску классификации
детских игр. В разное время и разными авторами осуществлялись подходы к
педагогическому управлению процессом игры. Разносторонние подходы
отражали и разнообразные принципы классификации.
Изучив методические разработки Н.А. Метлова, А.Н.Зиминой, Л.Н.
Комиссарова по проведению уроков в игровой деятельности, в своей
практике автор работы начала применять:
Статические игры (стоя или сидя);
Артикуляционные игры;
Игры на развитие дыхания;
Игры-песни;
Игры на развитие творческих способностей;
Статические игры развивают собранность, помогают снять
мышечное напряжение, быстро выполнять двигательные действия без
физических усилий;
Артикуляционные игры укрепляют мышцы языка, губ, щек,
активизируют подвижность челюсти.
Игры на развитие дыхание укрепляют и развивают его, добиваясь
длинного фонационного выдоха, который необходим каждому певцу;
Игры-песни развивают функции голосообразования и свойства голоса,
способствуют развитию дикции, дыхания;
Творческие игры побуждают к активности, инициативе, развивают
эмоциональность детей, их воображение и фантазию;
Музыкально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям
требование проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии
выразительных интонаций, ритмических рисунках. Понимание музыкально
игрового задания вызывает у ребенка быстроту реакции, формирует
6
музыкальные том числе и вокально-хоровые) и двигательные навыки,
активизирует чувства, воображение, мышление.
В соответствии c этим музыкальная игра имеет следующие задачи:
1.Развивающие:
слуховое, зрительное, тактильное восприятие, мимическую
мускулатуру, дыхательную систему, артикуляционный аппарат, свойства
голоса, координацию движений и нормализацию их темпа и ритма;
выразительные средства ребенка: интонацию, мимику, жесты,
движения;
познавательную активность;
устойчивый интерес к деятельности;
саморегуляцию и самоконтроль;
внимание, память, мышление, воображение.
2.Оздоровительные:
укрепление сердечно сосудистой, дыхательной систем,
мышечного аппарата;
развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
развитие «мышечного чувства» (способности снимать
эмоциональное и физическое напряжение);
развитие быстроты двигательной реакции.
3.Художественно-эстетические:
развитие музыкальных, творческих, актерских, коммуникативных
способностей;
формирование умственных умений и действий;
воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной
культуры;
эстетическое отношение к окружающему миру;
развитие чувств, эмоций, воображения, эмпатии.
7
РАЗДЕЛ 2. ИГРА КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНО-
ХОРОВЫХ НАВЫКОВ.
Функции игры и ее роль в процессе музыкального воспитания.
Наряду с музыкой, игра оказывает огромное влияние на развитие
личности ребенка. Детская игра близка к природе и специфике искусства. И
игру, и художественное творчество отличают интерес не к цели, а к самому
процессу.
Музыкальная игра объединяет различные виды музыкальной
деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения,
музыкальную драматизацию. Музыка вызывает у детей яркие
эмоциональные впечатления, усиливает радость и удовольствие от
творческого процесса.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны,
интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся
своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, танцевать и
играть.
В процессе игр дети не только приобретаются специальные
музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности.
Развитие певческих навыков является одной из главных задач
музыкального воспитания в хоровом классе. Музыкально-дидактические
игры, используемые в процессе пения, помогают научить детей петь
выразительно, непринужденно, с нужными эмоциями.
Функции игры на уроке хора:
Обеспечение увлекательности учебного процесса;
Развитие вокально-хоровых навыков и творческих способностей;
Активизация внимания на уроке;
Развитие воображения;
Развитие коммуникативности детей;
Развитие эмоциональной выразительности.
8
Все свойства и возможности игры увлекательность, легкость
запоминания материала, самостоятельность в преодолении трудностей,
способствуют зарождению начальных музыкальных впечатлений и
стремления к творчеству.
Одной из характерных черт работы с начинающими певцами является
развитие, прежде всего, их исполнительской выразительности,
эмоциональности. Ведь именно искусство тренирует гибкость чувств, что
ощущает сам человек, обретая полноту эмоциональных связей с жизнью.
Эмоциональная отзывчивость на музыку одна из важнейших составляющих
музыкальных способностей, она связана с развитием эмоциональной
чувствительности в жизни. Эмоционально-осмысленное пение обязательно
активизирует воображение детей. Игровая деятельность помогает проводить
занятия живо и увлекательно, принося радость и удовлетворение
собственными результатами.
Для начала выделим вокально- хоровые навыки, которые развиваются
на уроках хора:
Певческая установка;
Певческое дыхание;
Атака звука (звукообразование);
Звуковедение;
Дикция.
В организационной структуре хоровой репетиции в Новороссийской
ДМШ выделяется два раздела:
1. Распевание. Здесь идет работа над вокально-хоровыми
упражнениями с целью развития певческих навыков. В процессе их освоения,
путем игровой деятельности, решаются многие психологические и
физиологические проблемы. Несомненно, игровая форма работы дает
возможность гибкого воздействия на детей, развивая способность к
сотрудничеству, совместно добиваясь результата, способствует созданию
9
положительного эмоционального фона, доброжелательной атмосферы в
коллективе.
2. Работа над художественным репертуаром. Включает в себя
беседу о произведении, где рассматриваются интересные факты из жизни
композитора, истории создания, о заложенных в произведении настроениях и
чувствах. Все это происходит в форме диалога. Дети делятся своими
знаниями и впечатлениями, тем самым расширяют свой кругозор и
развивают культуру речи.
Работа над произведением из репертуара включает в себя: знакомство,
разучивание, работу над трудными фрагментами, закрепление материала и
художественное исполнение. Все это должно происходить в эмоциональной
обстановке, работая над музыкальным фрагментом нельзя уклоняться от
художественного образа, ведь каждая фраза несет в себе определенное
состояние и переживание.
В процессе формирования элементарных певческих навыков педагог
раскрывает и накапливает в сознании детей различные музыкальные понятия
как вывод из песенно-игровой практики. Заучивание не может иметь места на
хоровых занятиях, все должно идти от образа, от игры и постепенно
закрепляться как навык у детей.
От педагога и его увлеченности профессией во многом зависит,
какими методами он будет пользоваться для достижения желаемого
результата. Для формирования вокально-хоровых навыков можно
использовать как игровые этюды, так и целостные игровые ситуации. Ведь
одни и те же задачи можно решить по-разному – обогатить или же упростить
10
РАЗДЕЛ 3. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ ХОРА
Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что
до тебя еще никем не было сделано, или то, что до тебя существовало,
сделать по-новому, по-своему, лучше. Музыкально-эстетическое воспитание
учащихся в детской музыкальной школе происходит через вовлечение их в
процесс собственного художественного созидания, социально-значимого по
сущности и направленного на познание и освоение окружающего мира.
С этой точки зрения, целью хоровых занятий в Новороссийской ДМШ
является:
1. Всестороннее развитие личностно-творческого потенциала ребенка
и на этой основе формирование его эстетической культуры;
2. Оптимизация мышления и познавательной деятельности;
3. Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на
внутреннюю сферу ребенка, на его отношение к окружающей
действительности, на идейные, нравственные и эстетические идеалы, на
формирование жизненной позиции;
4. Овладение образным языком музыкального искусства посредством
усвоения знаний, формирования умений и навыков с целью постижения
основ хорового пения;
5. Понимание сущности музыкальной интонации, ее драматургии
через различные формы вокального (сольного, ансамблевого, хорового)
музицирования.
Развитию творческих способностей свойственны определенные этапы:
1. Накопление впечатлений;
2. Спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-
моторных, речевых направлениях;
3. Двигательные, речевые, музыкальные импровизации,
иллюстративность в рисовании.
11
Преодоление этих этапов осуществляется решением следующих
задач:
1. Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости,
эмоциональной культуры учащихся, развитие фантазии, воображения при
восприятии и исполнении художественных произведений;
2. Выявление художественно-творческих устремлений на основе
поисковых методов обучения: беседы, игровой импровизации, диалога,
наблюдения, сравнения;
3. Формирование музыкальных знаний, умений и навыков таких, как:
Развитие вокально-хоровых навыков;
Сравнение различных музыкальных построений или
произведений;
Осознание и понимание средств музыкальной выразительности;
Определение по характеру музыки того или иного персонажа,
создание его словесного и живописного портретов;
Умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки;
Художественное исполнение произведений.
Результатом детской творчески-игровой деятельности на уроке
становятся различные виды элементарных форм импровизации как наиболее
естественного для детей вида творческой деятельности. Импровизация
возможна в особом творческом самочувствии, которое сродни вдохновению.
Спонтанность, сиюминутность рождения и воплощения многих идей,
атмосфера незапрограммированного для ребенка творчества составляют суть
деятельности на уроке.
На хоровом занятии мы используем следующие творческие задания:
1. Вокальная импровизация при распевании;
2. Создание вариантов плана исполнения песни, чередуя сольное,
ансамблевое и хоровое пение;
3. Сравнение произведений входящих в программу нахождение
общего и различного;
12
4. Словесный рисунок (описание словами музыкального образа, его
развития в произведении);
5. Нахождение взаимосвязей в других видах искусства;
6. Мини-сочинение, рисунок-фиксация впечатления от исполняемой
музыки;
7. Передача содержания музыкального образа:
в движениях танца;
в тактильном прикосновении.
8.Исполнение произведения, внутренне представляя его в различном
освещении – синем, красном, зеленом, коричневом;
9. Исполнение произведения, стараясь передать обонятельные
ощущения, как будто вдыхаешь аромат душистых цветов или морского
бриза;
10. Исполнение упражнений, произведений, мысленно надев маску с
настроением, которое выбрали дети. Такая форма работы связана с понятием
пластичности - психической, физической, артистической. Она развивает
выразительность ребенка.
Игровая деятельность несет в себе богатейшие возможности развития
эмоциональной отзывчивости ребенка, проявления его актерского
мастерства. Все это проявляется в играх-драматизациях.
Приведем примеры педагогических ситуаций, разрешаемых с
помощью театральной деятельности:
1. «Погружение в сказку» при помощи «волшебства».
Создание воображаемой ситуации. Например, посмотреть на мир,
используя «волшебный ритуал» (зажмурить глаза, вдохнуть, с выдохом
открыть глаза и осмотреться) и попасть в Волшебную страну.
2. Детям предлагается сначала прочесть текст из музыкального
произведения, а затем и исполнить с разным настроением (удивленно,
радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно).
3. Интонационное прочтение стихов-диалогов
13
4. Игра «Озвучивание»
5. Проигрывание отрывков из шуточных песен (песен сценок),
передающих различные черты характера, с параллельным объяснением
нравственных качеств и мотивов действий персонажей.
Ярким итогом нашей творческой деятельности явился музыкальный
спектакль «Страна Фантазия». В этом проекте дети показали комплексное
развитие своих способностей, так как эта работа синтезировала различные
виды деятельности: пение, музыкально-ритмическое движение,
художественное слово, музыкальную драматизацию, актерскую игру. В
художественном воплощении хорового спектакля сказка рассматривалась как
ведущий сюжетный первоисточник. Сказка, по мнению О. Ю. Ивановой,
живет в детском сознании и как ничто другое способна удовлетворить
потребность ребенка в постоянном желании жить в мире фантазии и мечты,
где добро торжествует над злом, где красота и благородство героев
постоянно «поднимают планку» жизненных представлений юного
слушателя.
Музыкальный материал музыкально-драматического проекта
соответствовал основной тематике концерта детский мир фантазии и
волшебства. Хоровым коллективом были исполнены произведения как
шуточного, сказочного характера («Страна Фантазия», «Кашалотик»,
«Черепашьи острова», «Карабас и тарантас»), так и нравственно-
воспитательного («Дорога Добра»). Совместными усилиями педагога и детей
был подобран стихотворный текст сказочным персонажам, развивающим
драматургическую линию. В процессе работы над их образом мы:
составляли словесный портрет героя;
фантазировали по поводу его дома, придумываем его любимые
занятия, игры;
придумывали различные ситуации из жизни героя, которые не
предусмотрены инсценировкой;
14
работали над сценической выразительностью: определяли
целесообразные действия, движения, жесты персонажа, мимику.
Несмотря на то, что подготовка к концерту-спектаклю всегда требует
большой, напряженной работы, его успех приносит радость и
удовлетворение не только зрителям, но и участникам постановки. Важно
отметить, что участие в таком проекте развивает творческие способности
ребят, их фантазию, музыкальность и воображение. Дети в процессе игры,
хорового спектакля совершенствуют свои исполнительские возможности,
овладевают певческими, танцевальными навыками, сценическими умениями,
учатся импровизации, актерскому мастерству.
В заключении хочется отметить, что игровая деятельность в процессе
формирования вокально-хоровых навыков и творческих способностей
открывает множество путей для творческого подхода. Она дает возможность
гибкого воздействия на детей, развивает способность к сотрудничеству,
поиску совместного решения задачи.
На собственном педагогическом опыте можно выделить следующие
положительные результаты использования игровых технологий в работе:
Дети легче усваивают и запоминают материал занятия;
Дети получают удовольствие от музыкально-игровой
деятельности, проявляют желание повторить ее вне класса, тем самым
бессознательно развивая свои способности;
В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения и
навыки;
Повышается уровень развития познавательной активности,
творческих способностей и певческой культуры.
На хоровых занятиях происходит развитие ученика не только как
личности, но и его музыкальности, голоса, эмоциональной сферы и
интеллекта. Этому способствует и репертуарная политика коллектива.
Руководителем всегда выбираются яркие, интересные, разнохарактерные
15
произведения, в которых имеется возможность распределения музыкального
материала по ролям.
Следует отметить, что на собственном педагогическом опыте автор
работы пришел к выводу, что освоение творческих способностей происходит
быстрее, интенсивнее, если материал преподносится в форме игры.
Педагогическая направленность таких занятий на основе принципов
сотворчества очевидна: углубляются знания; устанавливается благоприятная
атмосфера; уроки проходят интереснее; в музыкальных постановках и
концертах дети ярко проявляют свои актерские таланты, а главное -
развивается музыкальность, креативность и эмпатийность как важнейшие
качества творческой личности. Все это способствует сплочению коллектива,
а это имеет большое значение в хоровом искусстве.
16
ЛИТЕРАТУРА
1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. – М., 1987. – 144с.
2. Аникеева Н. П. Специфика игровой ситуации // Педагогика и
психология игры. Новосибирск, 1985. С. 28-49.
3. Анисимова Г. И. 100 музыкальных игр. – Ярославль: Академия
развития, 2005. – 96с.
4. Большунова Н.Я. Организация образования дошкольников в
формах игры средствами сказки. Учебное пособие / Н.Я. Большунова –
Новосибирск: Изд. НГПУ, 1999.-.407 с.
5. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
415с.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.2-
е изд. - М., 1967. - 93 с.
7. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии
ребёнка // Вопросы психологии. – 1996, № 6.
8. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – Спб:
Издательство «Лань», 2003. – 192с
9. Крафт М. А. Промолчать не смогу- Новосибирск, 2000. – 366с.
10. Левидов И. И.: Охрана и культура детского голоса. Л. – М. :Гос.
муз. изд. 1939. 111 с.
11. Огороднов Д.Е. Вокально- певческое воспитание детей. – Л.:
Музыка, 1972. 152с.
12. Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство
придумывания историй. Интернет ресурс.
13. Рождественская Н.В. Креативность: пути развития и тренинги. –
Спб.: Речь, 2006, – 320с.
14. Соловейчик С. Л. «Педагогика для всех». Интернет ресурс
http://1001.ru/books/pdv
17
15. Станиславский К. С. Работа актера над ролью. Т.4. М., Госиздат.
«Искусство», 1957, – 551с.
16. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения
пению. – М.: Прометей, 1992. – 255 с.
17. Стулова Г. П. Хоровой класс: Учеб. пособие для студентов пед.
ин-тов. – М.: Просвещение, 1988. – 126 с.
18. Стрельникова А. Н. Дыхательная гимнастика. Интернет ресурс.
http://www.strelnikova.ru
19. Струве Г. А. Школьный хор. – М.: Просвещение, 1981. – 190с.
20. Струве Г. А. Музыка для всех. – М., 1978. – 206с.
21. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радяньска
школа, 1969. – 381с.
22. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.-Л.,
1947. 335с.
23. Эльконин Д. Б.Психология игры. - М.: Владос, 1999 г. 360 с.
18
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Чтение прибаутки "Федул" со сменой выражения лица
("обрадованное" - приподнять брови, открыть верхние зубы, режим
произношения - фальцетный; "обиженное" - нахмурить брови, открыть
нижние зубы, режим произношения - грудной):
- Федул, а Федул, чего губы надул? (обрадованное)
- Кафтан прожег. (обиженное)
- А велика ли дыра? (обрадованное)
- Один ворот остался. (обиженное)
Приложение 2.
Сказка про Языка Языковича.
«Далеко-далеко, за темными лесами, за синими морями, в далеком
городе Головограде, в поместье Ртове жил-был очень важный господин, а
звали его – Язык Языкович.
Как все люди, он каждое утро делал зарядку: первое упражнение для
верхней части туловища (покусываем кончик языка); второе упражнение для
всего туловища (покусываем язык по всей длине - «шинкование»); третье
упражнение Язык Языкович делал для своих боковых ребрышек (покусываем
язык то с одной, то с другой стороны - боковыми зубами). После зарядки
Язык Языкович обязательно обходил свое большое поместье, заглядывал в
каждую комнату («прокалывание» языком щёк, губ), заглядывал и на чердак,
и в подвал. Он проверял все ли у него в доме в порядке, все ли чисто?
(проглаживание языком десен по кругу).
Вдруг Язык Языкович увидел, что в поместье не совсем прибрано,
ведь он строгий и чистоплотный хозяин. Язык Языкович позвал своих
служанок, чтобы они навели порядок. У него было две служанки. Одна была
строгая, серьезная, важная. Вот она идёт (щелкаем языком, вытянув губы
вперед «рупором»); другая служанка была веселая, всегда смеялась, а вот и
19
она бежит (щелкаем языком при этом широко улыбаясь). Выслушав
замечания Языка Языковича, они взяли половички, и пошли их вытряхивать.
Одна вытряхивает (язык, зацепляясь за верхние зубы, резко выбрасывается
вперед), а другая скручивает и уносит уже чистые половички (высунув язык
«скручивается в трубочку» и прячется в рот).
В это время Язык Языкович вышел на балкончик. Вот он смотрит по
сторонам (высунутый язык медленно двигается из стороны в сторону вдоль
губ). Посмотрел вверх, вниз, где под его балконом располагалась клумба с
красивыми цветами (язык потянулся вверх к носу, затем вниз к подбородку).
В доме Языка Языковича в большом аквариуме живёт маленькая
золотая рыбка. Так как она не умеет разговаривать, то делает вот так (губы
вытянуты вперёд, то открываются вертикально, то опять закрываются; зубы
при этом сомкнуты, нижняя челюсть не шевелится, работают только губы).
Когда к ней приходит Язык Языкович, она очень радуется (поднимая брови,
приподнимаем верхнюю губу так, чтобы были видны верхние зубы), а когда
он не приходит, рыбка огорчается (брови нахмурены, нижняя губа
опускается, чтобы были видны нижние зубы).
А ещё у Языка Языковича живёт змейка, она делает так (быстрые
движения кончиком языка, язык остренький, рот приоткрыт).
Язык Языкович очень любит всех жителей своего поместья и часто
проводит с ними вечера».
Приложение 2А.
Работа над артикуляцией:
1. покусывание губ по очереди верхними и нижними зубами;
2. нижнюю губу придерживать пальцами, а верхней губой
прикрывать и открывать зубы, потом наоборот;
3. "Цветочек". Губы вытянуты в трубочку, затем раскрыть
"цветочком";
4. Влево-вправо: Поворачивая голову то влево, то вправо,
попытаться достать подбородком до плеча;
20
5. Вперед вниз вперед на место: Открыть рот одновременно
круговым движением челюсти "вперед вниз " с оттопыриванием нижней
губы. То же самое сделать с активной верхней губой (открыть верхние зубы).
Наконец, открыть рот полностью так, чтобы были обнажены 4 верхних и 4
нижних зуба. Рот должен быть открыт полностью, так как челюсть отведена
"вперед-вниз" на максимум и при этом углы рта, так называемая комиссура,
должна быть ненапряженной. Рот должен иметь вид прямоугольника,
поставленного на более короткую сторону. Эту артикуляционную позицию
условно называют "Злая кошка" ("ЗК").
6. Упражнение для развития навыка короткого произношения
согласных: произносить согласные надо таким образом, чтобы перед каждой
согласной рот принимал исходное положение "ЗК". Упражнение
выполняется с помощью рук - во время произношения согласной коротко
смыкаются средний и большой пальцы обеих рук ("утюжок").
Последовательность согласных: Ш,С,Ф,К,Т,П,Б,Д,Г,В,З,Ж. В этой
последовательности каждый согласный повторяется 4 раза. На согласных Т и
Д производится покусывание кончика языка передними зубами; согласные К
и Г произносятся с полностью открытым ртом без движения челюсти.
Приложение 3.
Игры со скороговорками.
1. «Испорченный телефон» - играют две команды. Капитан каждой
получает свою скороговорку. Выигрывает та команда, которая по сигналу
ведущего быстрее передаст скороговорку по цепочке и последний
представитель которой лучшее и точнее произнесет ее вслух;
2. «Змейка» - дети двигаются цепочкой и проходят через воротца,
образованные двумя последними детьми. Тот ребенок, перед которым
воротца захлопнулись, должен спеть скороговорку с хорошей дикцией, если
он справляется с заданием, воротца открываются и игра продолжается.
3. «Главное слово» - дети произносят скороговорку по очереди,
каждый раз выделяя новое слово, делая его главный по смыслу.
21
Приложение 4.
Упражнения на развитие дыхания:
1."Толстый, тонкий". Чередование выпячивания и втягивания живота.
Тело при этом остается неподвижным, руки на поясе.
2."Ежик". Педагог рассказывает детям историю (сказку) о ежике –
ворчунишке, который всё время ворчит и сердито пыхтит. В это время все
дети изображают ежика, выполняя следующие движения: пальцы рук
переплетаются между собой и торчат как колючки. Ежик сердится и пугает
нас дети делают толчки животом внутрь, при которых струя воздуха
размыкает сомкнутые губы и образуется непроизвольный звук «пф»
(пыхтение); при этом пальцы рук резко опускаются, изображая содрогание
колючек.
3.«Накачать шины»: «Сейчас мы отправимся в путешествие. Только
вот беда, у наших машин спустились колеса и нам необходимо их накачать».
Дети по сигналу педагога накачивают воображаемые шины. Вдох через нос,
живот при этом выпячивается вперед (как бы набрать воздух в живот),
нагнулись активный выдох через рот, живот при этом втягивается,
сдувается. Все повторяется несколько раз. «Молодцы, накачали шины, теперь
можно отправляться в путешествие».
4. «Комар». Все дети расставляют ладошки, направленные внутренней
стороной друг к другу, в стороны и, постепенно сближают их, при этом
звуком подражая писку комара на одном звуке поют «З». Вот ладони
приближаются друг к другу и хлопают. В этот момент пение прекращается,
что означает, что комар пойман. Упражнение повторяется несколько раз, но с
каждым разом ладони соединяются все медленнее, тем самым, продлевая
фонационный выдох.
5. «Деревья». Педагог просит детей изобразить шелест листьев на
деревьях при легком дуновении ветерка. Одна рука при этом кладется на
пояс, чтобы ребенок сам мог контролировать движения живота, а другая рука
22
поднята вверх, изображая слегка качающиеся ветви деревьев. Спокойный
вдох, задержка и долгий выдох на согласный звук «Ш».
6. «Шарик». Все пальцы обеих рук соединены в «щепотки» -
соприкасаются кончиками. Взяв аккуратный вдох через нос, дети начинают
дуть на «щепотку» продолжительной, экономной, ровной струёй воздуха
пальцы рук постепенно раздвигаются и принимают форму шара. Дети
должны распределить выдох на время звучания музыкального
сопровождения.
7. «Насос и мяч». Все дети группы разбиваются по парам. Один
ребенок – «большой надувной мяч», другой воображаемым насосом надувает
этот мяч. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом на полусогнутых ногах, руки и
шея расслаблены, корпус отклонён несколько вперед, голова опущена мяч
не наполнен воздухом. Второй ребенок начинает надувать «мяч», стараясь
выдувать экономно и продолжительно на звук «С». Концертмейстер
сопровождает упражнение музыкальными отрывками в форме предложения.
Дети, прислушиваясь к музыке, должны распределить дыхание так, чтобы
его хватило на всю музыкальную фразу или предложение. Так «мяч»
постепенно надувается, выпрямляя туловище, ноги, поднимая голову,
надувая щеки и приподнимая руки. Музыка закончилась. Мяч надут. Вдруг
второй ребенок «выдергивает из мяча шланг насоса» и из него выходит
воздух со звуком «Ш» также постепенно и продолжительно музыкальным
сопровождением). «Мяч» сдувается, тело ребёнка «мяча» вновь обмякло,
вернулось в исходное положение. При повторении этого упражнения дети
могут поменяться ролями.
Приложение 5(упражнения по методике Стрельниковой).
УПРАЖНЕНИЕ "ЛАДОШКИ" (РАЗМИНОЧНОЕ)
Исходное положение: встать прямо, показать ладошки "зрителю", при
этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить - поза экстрасенса.
23
Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно
сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны,
сжимаются только ладошки.
Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через
нос или через рот. В это время кулачки разжимаем.
Опять "шмыгнули" носом (звучно, на весь класс) и одновременно
сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в
кулачки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаем, кисти рук на
мгновение расслабляем.
В этой дыхательной гимнастике очень важно научиться не думать о
выдохе! Активен только вдох, выдох пассивен.
УПРАЖНЕНИЕ «НАСОС».
Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки
вдоль туловища. Сделать легкий поклон (руками тянуться к полу, но не
касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом во второй
половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка
приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный
вдох пола". Поклоны вперед делаются ритмично и легко, низко не
кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая не прямая), голова
опущена.
Норма: по 8 вдохов-движений.
УПРАЖНЕНИЕ «КОШКА».
Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч
(ступни ног в упражнении не должны отрываться от пола). Сделайте
танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий,
короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже
короткий, шумный вдох носом. Вправо - влево, вдох справа - вдох слева.
Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Колени слегка
сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не
24
приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне
пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии.
Норма: по 8 вдохов-движений.
УПРАЖНЕНИЕ «ОБНИМИ ПЛЕЧИ».
Исходное положение: встать прямо, руки согнуты в локтях и подняты
на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы
обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым "объятием" резко
"шмыгайте" носом. Руки в момент "объятия" идут параллельно друг другу,
широко в стороны не разводить и не напрягать.
Приложение 7.
Игра «Озвучивание»:
Для этой игры руководитель подбирает какую-нибудь детскую сказку
или рассказ, который нужно инсценировать. Но вместо слов дети должны
использовать гласные звуки и пропевать фразы. С помощью звуков и
интонации нужно отразить переживания персонажей, эмоции.
Например, звук «и» улыбка, презрение, сожаление; звук«о» восхищение,
удивление, боль; звук «а» – крик, боль, радость, и т. д.
Можно использовать также междометия: ах, ух, эх, эй, ай, ой; но
только гласные звуки, входящие в их состав, дети должны пропевать.
Руководитель может заранее распределить между детьми, кто каким звуком
будет петь.