Развитие вокально-хоровых навыков на уроке музыки

Развитие вокально
-
хоровых
навыков на уроке музыки
.
(Из опыта работы)
Скпаринова Татьяна Ивановна,
учитель музыки
МАОУ СОШ №22 г.Пермь
2019г.
Урок музыки в школе-это комплексное музыкальное воспитание. Один
вид деятельности обогащает другой, и каждый урок является неотъемлемым
звеном процесса музыкально воспитания. Хоровое пение-самая доступная
форма музыкального искусства, которая играет большую роль в
формировании личности ребенка и его музыкальном воспитании.
Через хоровую деятельность происходит приобщение к музыкальной
культуре, а коллективное пение-это прекрасная психологическая,
нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих
качеств. В школьных хорах дети приобретают навыки музыкального
исполнительства, позволяющее им творчески проявить себя в искусстве.
Специфика хорового пения как коллективной формы исполнительства
способствует тому, чтобы стеснительные, неуверенные в себе дети,
затрудняясь спеть что-либо индивидуально, с удовольствием пели в хоре.
Процесс музыкально-хорового образования на базе общеобразовательной
школы должен быть целенаправленным и последовательным. Поэтому на
каждом уроке музыки я отвожу определенное количество времени для
развития вокально-хоровых навыков.
Работа в этом направлении ведётся с первых уроков. Основные
составляющие работы: дыхание, интонирование, дикция . Дети приходят в
школу с разной музыкальной подготовкой: кто-то уже посещает
музыкальные школы, хоровые коллективы, а кто-то мало соприкасается с
музыкой, не знает самых популярных детских песен. Но все дети с младших
классов хотят петь. Певческий голос-природный инструмент, имеющийся у
каждого нормально-развитого, здорового школьника. Одна из задач, стоящих
перед школьными занятиями -научить каждого школьника владеть
певческим голосом, вначале не совсем податливым и гибким. Можно сказать,
что способность к пению так же естественна, как способность к речи.
Разница лишь в том, что говорить учатся все, а петь-сравнительно немногие.
Поэтому неспособность управлять своим голосом поддаётся
исправление и развитию.
В нашей школе (МАОУ «СОШ №22») хоровое пение можно назвать
традицией, потому что ни одно школьное или классное мероприятие не
проходит без выступления хоров. Особенностью наших хоров является то,
что мы не проводим отбор по музыкальным способностям, а берем всех,
каждых класс-это хор. Поэтому работа по развитию вокально- хоровых
навыков проводится регулярно, на всех уроках музыки ,во всех параллелях.
В силу возрастных особенностей обучение детей пению необходимо
вести со строгой постепенностью, начиная с самых элементарных приемов
усвоения того или иного навыка.
Дыхание. Дыхательные пути у детей по сравнению с ёмкостью легких
относительно узкие. Обучение детей дыханию следует начинать с простых
указаний на вред поднимания плеч и на необходимость брать дыхание
нижней частью грудной клетки.
Я использую на занятиях такое упражнение: быстрый вдох и
постепенных выдох, при вдохе не подымаем плечи, а напрягаем мышцы
живота и по мере выдоха расслабляем. При выдохе можно пропевать любой
слог. Для более понятного объяснения можно предложить детям пение с
движением руки-как будто тянем «звуковую ниточку», можно предложить
упражнение «Задую свечу. Сдуй пушинку».
Зачастую дети начинают петь громко, «с покрикиванием». В этом
случае необходимыми требованиями будут: сравнительно тихое пение, без
напряжения, без крика, пение с округлым звучанием, чтобы не было
режущего звучания. Очень важно научить детей слышать себя и других.
Большую роль играет показ учителя, ведь в общеобразовательной
школе идет обучение «с голоса». Возможен индивидуальный показ
исполнения музыкально-одарёнными детьми, после чего стараются
повторить остальные дети.
Фальшивое исполнение может быть обусловлено следующими
причинами:
1. Ограниченный диапазон (2-3 звука).
2. Отсутствие координации между слухом и голосом (слышит, но не
может воспроизвести).
3. Недостаточная острота слуха, отсутствие певческих навыков.
Диапазон голоса у детей 7-10 лет охватывает примерно октаву: ре
1
-
ре
2
.Нельзя использовать сложный репертуар без учета возрастных
особенностей и возможностей детей. Непосильные исполнительские задачи,
форсированное пение ведут к перегрузкам и даже заболеваниям детских
голосов. В работе над качеством звука, унисоном предпочтительнее
использовать не большие песенки-попевки, в которых быстро усваивается
текст, запоминается мелодия. Дети могут исполнять их не только хором, но
ансамблем и индивидуально, что придает занятиям здоровую
соревновательность, возможность самовыразиться каждому ребенку.
Желательно, чтобы эти песенки-попевки имели плавную мелодию, не
большой диапазон, несложный ритм. В вокально-хоровой работе, особенно
на начальном этапе, можно использовать игровые ситуации. Например, игра
«Передай музыку», которая заключается в том, чтобы заданный тон ученики
передавали друг другу, как эстафету. Сначала без перерыва в звучании, затем
с паузой при передаче эстафеты, таким образам тренируя музыкальный слух
и память. Для развития музыкальной памяти и внимания полезна игра
«Музыкальное эхо», когда учитель поёт музыкальные фразы, а хор «вторит».
Возможно исполнение мелодии по фразам группами хора, добиваясь
ровного, слитного звучания.
Наряду с работой над частотой интонирования важным моментом в
вокально-хоровом развитии является работа над дикцией. Главный
недостаток детской дикции состоит в вялости артикуляционных движений.
Наоборот, при слишком энергичной работе внешних органов артикуляции
(губ, языка, нижней челюсти) получается излишне открытое, малоприятное
звучание гласных. Одним из условий приобретения навыка правильного
открывания рта при пении является снятие излишних движений и
напряжения в работе мускулов. В этой работе поможет разучивание
скороговорок и упражнения для губ. Скороговорки можно произносить с
акцентом на разные доли, проговаривать с ритмическим аккомпанементом, с
движениями, группами и индивидуально. Такая работа интересна
школьникам любой возрастной группы. Дети сами приносят разные
скороговорки для разучивания. Например: «Расскажите про покупки»
(исполняем двумя группами по ролям), «Щегол», «Параскевья» и другие.
Хоровое пение - это не только музыкальное воспитание, но не в меньшей
мере- нравственное. Огромное значение имеет выбор репертуара для
исполнения. Дети любят сюжетные песни. Но, как показывает практика, они
глубоко чувствуют песни о Родине, о войне; песни о дружбе и верности. И
это огромное пространство для воспитания самых высоких чувств каждого
школьника.
Результаты хоровой работы на уроках музыки ярко проявляются в
концертной деятельности. Концертная деятельности является одним из
важных звеньев в хоровом воспитании. Это своеобразный отчет о
проделанной работе. Выступления на концертах выявляют все возможности
хора, демонстрируют его сплоченность, дисциплинированность,
музыкальность, эмоциональность и т.д. Концертные выступления имеют
большое воспитательное значение. Создают ситуацию «успешности» для
каждого ребенка, формируют чувства ответственности. Участия в
репетициях и концертных мероприятиях дает детям возможность больше
общаться с ровесниками, активно участвовать в жизни школы, что
положительно влияет на самооценку, на их социализацию. Хоры нашей
школы принимают участие во всех школьных мероприятиях: «День
учителя», «День матери», «День Победы», «Школьная весна» и т.д. Ежегодно
проводятся концерты для гостей из Франции, где хоры нашей школы
исполняют песни на французском языке(МАОУ СОШ№22-с углублённым
изучением французского языка). Лучшее хоры являются участниками
городских, районных фестивалей детского и юношеского творчества:
«Прекрасное далеко», «Песенный звездопад», «Вектор дружбы».
Список использованной литературы.
1. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. Москва. Просвещение 1978г.
2. Тевлина В.К. Музыкальное воспитание в школе. Выпуск № 15. Москва. 1982 г.
3.Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе.
Москва. Просвещение. 1989 г.
4. Виноградов. К.П. Работа над дикцией в хоре. Москва. Музыка. 1967 г.
5. Гладковская С. Музыкальное воспитание в школе. Выпуск 14. Москва 1989 г.