Формирование вокально-певческих навыков у детейстаршего дошкольного возраста

1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 143»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению
художественно- эстетического развития детей
Методическая разработка раздела ООП
по направлению художественно – эстетического развития
«Формирование вокально-певческих навыков у детей
старшего дошкольного возраста»
Выполнила
Музыкальный руководитель
Боброва Анна Константиновна
г.Дзержинск 2014г
2
Глава 1.
1.1 Пояснительная записка
“Музыкальное воспитание –
Это не воспитание музыканта,
а прежде всего воспитание
человека”.
Сухомлинский В.А
Всё самое лучшее и светлое в человеке формируется в дошкольном возрасте. Но быть
человеком – это значит не только быть “таким как все”, владеть всем, чем владеют другие,
но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами. Один
из главных документов образовательной сферы “Конвенция ООН о правах ребенка” –
развитие индивидуальности ставит на видное место уже в дошкольном возрасте:
“Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности”.
Приобщение к музыке один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как
музыка сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к
окружающим явлениям.
ФГОС дошкольного образования выделяет художественно эстетическое направление,
как одно из приоритетных направлений в развитии детей дошкольного возраста и даёт ему
следующую характеристику:
«…художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-
смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему
миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам
художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности
детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»
Проблемой формирования певческих навыков занимались многие известные педагогии
учёные: Н.А.Ветлугина, П.К.Анохин, Н.А.Метлов, А.Д.Войнова и др.
Н.А.Ветлугина пишет: “Взаимосвязь музыкального воспитания и развития предполагает
соотношение объективной, социальной общественной музыкальной среды с
субъективными переживаниями ребенка, приобщенного к музыке…”
“Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которого
успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются
3
переживания ребенка, активно формируются музыкально слуховые представления
звуковысотных отношений” (Н.А.Ветлугина. “Музыкальное развитие”.)
Отечественные композиторы С.Прокофьев, Д.Шостакович, В.Герчик, М.Раухвергер,
Е.Теличеева, А.Филиппенко и многие другие создали золотой фонд музыкальных
произведений, разнообразных по жанрам, тематике, музыкальной образности для детей.
Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее
состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением
кровообращения, дыхания. Влияние музыки на организм человека установили физиологи
В.М.Бехтеров, И.П.Павлов.
П.К.Анохин изучал влияние мажорного и минорного ладов на слушателя, пришел к
выводу, умелое пользование мелодии, ритма и других выразительных средств музыки
может регулировать состояние человека во время работы и отдыха, стимулировать или
успокаивать его. Правильно поставленное пение формирует деятельность голосового
аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза
влияет на равномерное и глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха,
улучшает детскую речь.
Наш детский сад реализует программу музыкального развития «Камертон» Э.П.Костиной,
в которой даётся характеристика процессу формирования вокально певческих навыков.
Музыкальный руководитель , в процессе обучения пению , развивает у детей музыкально-
эстетическое восприятие песен различных жанров: народный, эстрадный и классический.
Задача музыкального руководителя: сформировать музыкально-слуховые певческие
представления, знакомить детей с образной основой песни, побуждать воспринимать
средства выразительного пения (настроение, характер песни), воспринимать
художественный музыкальный образ песни, формировать опыт ценностных ориентаций.
Побуждать детей к восприятию азбуки певческих умений: дикция, звуковедение ,ритмика,
дыхание, артикуляция.
Специфика пения дошкольников исследовалась в разных аспектах. Еще в 1940 году
Н.А.Метлов в своей диссертации “Обучение пению детей старшей группы детского сада
ставил и решал вопросы, связанные с охраной детского голоса, разработкой методики
обучения детей пению. Им были определены удобные для каждой возрастной группы
диапазоны, выработаны рекомендации по овладению вокальной установкой и певческими
навыками, звукообразованием, дыханием, дикцией, чистотой интонации, ансамблем.
(Метлов Н.А. Музыка детям.– М.1985).
Проблему развития чистоты интонации в старшем дошкольном возрасте
проанализировала А.Д.Войнова. (Развитие чистоты интонации а пении дошкольников
М.1960 г.)
4
1.2. Цели и задачи
Цель:
Воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке.
Задачи :
1. Развивать музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость на музыку; ладовое
чувство; музыкально – слуховые представления, чувство ритма
2. Формировать основы певческой и общественной культуры:
-эстетические эмоции;
-интересы, оценки;
-вокально-певческие умения и навыки.
3. Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.
Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения
соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации
музыкальной деятельности. Поэтому мы учим детей петь именно для того, чтобы достичь
главной цели развитие личности через развитие эмоциональной и интеллектуальной
сфер ребенка средствами музыкального искусства.
Пение ведущие способ музыкальной деятельности, так как певческая деятельность –
единственный способ общедоступный в настоящее время способ музицирования.
Для того, чтобы дети захотели петь, надо показать им красоту звучания певческого голоса,
сделать процесс обучения интересным, убедить ребят в успешности обучения при
определенной заинтересованности и настойчивости с их стороны. Голос – инструмент
общедоступный, и именно он позволяет привлечь ребенка к активной музыкальной
деятельности, к познанию красоты и законов музыкального искусства.
1.3 Психолого - педагогические объяснения формирование вокально – певческих
навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Особенности детского певческого голоса.
Обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития
детского голоса и сохранения его естественного звучания. Поэтому я постоянно обращаю
внимание на основы физиологии детского голоса, чтобы исключить ошибки.
Детский голос обладает особыми качествами, отличающими его от голоса взрослых.
Детские голосовые связки короткие по сравнению со связками взрослых отсюда особое
звучание детских голосов, особенно в младших группах. Гортань с голосовыми связками в
несколько раз меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани очень слабый, но
5
он усиливается резонаторами: верхний головной (полости носа, рта и глотки) и нижний
грудной (трахея, бронхи, грудная клетка). Легкость, звонкость детского голоса зависит от
слабого развития грудного резонатора, так как у детей преобладают головные резонаторы.
Резонаторы играют большую роль, так как они придают разную окраску голосу. При
неправильном извлечении звука, например, в случае его форсирования, голос у детей
приобретает низкое звучание. Дети дошкольного возраста поют, как правило, фальцетом.
Детские легкие малы по емкости, отсюда естественная ограниченность силы детского
голоса.
Чрезмерно громкое пение губительно отражается на голосовых связках детей. Малейшее
форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость,
приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик.
В своей работе я не забываю о том, что мельчайшая сила детей дошкольного возраста еще
очень слаба и при пении значительная ее часть затрачивается на преодоление инерции
окружающего воздуха. Если требовать, чтобы ребенок пел громче, он вытягивает шею,
причем гортань под напором воздуха поднимается, кровеносные сосуды на шее
переполняются кровью, а сосуды в голосовых связках даже могут лопнуть от напряжения.
Кровоизлияние в область голосовых связок влечет за собой неровности краев связок и
длительную хрипоту. Громкий разговор, пение, крик не только портит голосовые связки,
но и снижает слух. Для расслабления мышц шеи перед пением я использую упражнения с
плавными движениями рук, наклонами головой вперед, назад, и в стороны, и упражнения
с пропеванием гласных “У”, и “О”, но не “И”, которая сужает гортань.
На занятиях совершенствуем детское дыхание, занимаемся дыхательной гимнастикой. Во
время пения, упражняем артикуляционный аппарат, что способствует ясному
произношению. Движения артикуляционного аппарата видны, в отличии от скрытой для
глаз работы мышц глотки и гортани. Поэтому на занятиях я часто использую правильный
показ, дети легко и охотно копируют движения нижней челюсти, губ, щек, языка, которые
при пении максимально активны.
Пение активизирует мышцы гортани и глотки, связанные с мышцами артикуляционного
аппарата. Применяя в упражнениях разного рода гласные и согласнее, я вызываю
активизацию голосового аппарата.
Для пения дошкольников, голос, которых находится в детской стадии развития,
характерно голосовое фальцетное звучание, лишь какой либо насыщенности
(безтембровое). Невелик и диапазон детских голосов. Они лишены грудного звучания,
которое обычно дает качество полноты и насыщенности, что естественно для пеня
взрослых.
Исследования в области физиологии возраста показали, что основные показатели
звукоизвлечения – высота тона, динамика звука определяются работой 2 групп мышц:
Вокальных (голосовых), сокращающих голосовые связки;
6
Передних, натягивающих голосовые связки;
В работе я постоянно помню о том, что происходит с голосовым аппаратом ребенка при
естественном звучании голоса (т.е. фальцете) и при напряженном (грудном), чтобы не
делать ошибок в работе. Установка высокого звука происходит при участии обеих групп
мышц. При использовании грудного регистра в большей степени имеет сокращение
вокальных мышц, и голосовые связки колеблются всей массой (вибрируют). Получается
полное закрытие голосовой щели, то ест плотное примыкание голосовых связок друг к
другу. У дошкольников при этом задерживается дыхание, получается застой крови,
шейные вены набухают, нарушается питание мозга. Такое звучание им не по силам и
может быть доступно только в старшем школьном возрасте в результате общего
психофизического развития.
При пении фальцетом, то есть при использовании головных резонаторов, свойственным
дошкольному возрасту, наблюдается неполное замыкание голосовой щели, и
вибрирование голосовых связок. Таким образом, перенапряжение голосовых связок не
происходит, и голос оберегается от срыва.
Сила звука так же вызывает большую амплитуду колебаний голосовых связок, и,
следовательно, вовлекает в работу большое количество вокальных мышц. У детей это
ведет к излишней активности в работе голосовых связок. Возникает крикливость, что так
же вредно для развития детского голоса. Очень важно, чтобы ребенок говорил в быту
спокойно, без крика, пел естественным голосом. На начальном этапе я беседую с детьми
на эту тему. Говорю, что нельзя кричать, петь на улице в холодную и сырую погоду,
нельзя петь во время болезни.
Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому
способствует продуманный подбор репертуара, соответствующий певческим возрастным
возможностям детей.
Правильному подбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голоса.
Певческий диапазон это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием)
от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.
Возрастные особенности певческих диапазонов детей изучались многими
исследователями. Н.Д.Орлова определяет рабочий диапазон “звучащую зону”, в пределах
“ми I окт – си I окт”, хотя многие ребята могут воспроизводить и более высокие звуки.
В своей работе про обучении детей пению я соблюдаю следующие принципы
«безопасного» и «полезного» пения:
Удерживать детей от громкого пения (особенно от длительного) прежде всего во
время разучивания. Естественное нефорсированное пение одно из важных
условий, обеспечивающих нормальное звучание детских голосов, а значит, и их
нормальное развитие;
7
При выборе репертуара обращать внимание на звуковой диапазон песен, который
должен соответствовать объему голоса детей данной группы. Исполнение детьми
трудных песен из репертуара взрослых недопустимо;
Следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали;
Добиваться нормального естественного тона в разговоре в любых условиях
помещении, на прогулке);
Не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более 3 песен),
праздниках;
Не петь на улице при температуре воздуха + 18 С и влажности выше 46%.
1.4.Ожидаемые результаты
1. Сформированы музыкальные способности, эмоциональную отзывчивость; ладовое
чувство; музыкально – слуховые представления, чувство ритма
2. Сформированны основы певческой и общественной культуры:
-эстетические эмоции;
-интересы, оценки;
-вокально-певческие умения и навыки.
Глава 2
2.1.Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу
программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности.
Реализация цели и поставленных задач осуществлялась поэтапно и велась по 3
направлениям:
Этап 1 – диагностический
На этом этапе мной решалась первая поставленная задача: определить уровень
сформированности певческих навыков у детей подготовительной группы. Был
использован следующий диагностический материал: «Отслеживание уровня детей в
музыкальном развитии в подготовительной группе».
8
Я приглашала для обследования детей по 4 человека. Отвечает каждый ребенок по
очереди. Обстановка спокойная, доброжелательная. Главное установит контакт с каждым
ребенком, вызвать у него чувство доверия, выяснить отношение к музыке, дать
возможность поверить в свои силы. Каждого ребенка, непременно, надо похвалить,
поощрить. Если кто то из детей сразу затрудняется выполнить то или иное задание (это
может быть из за непонимания поставленной перед ним задачи, из за сложности в
общении со сверстниками и взрослыми) я прошу его посидеть и послушать других детей.
К началу обследования у меня готовы списки детей, где я отмечаю результаты
обследования по всем параметрам.
“Восприятие музыки” эмоциональная отзывчивость при восприятии музыки,
музыкально – аналитическая деятельность (музыкальное мышление).
“Пение” чистота интонирования, координация между слухом и голосом, музыкальная
память.
“Чувство ритма” – ритмичность, синхронность, координация движений.
“Музицирование на детских музыкальных инструментах”.
“Музыкальное творчество”.
“Музыкальный слух” – звуковысотный и гармонический слух.
Подробнее остановлюсь на обследовании параметра “пение” и “чувство ритма”.
“Пение” – каждый ребенок выполняет три задания.
1-е задание. Спеть знакомую песню, чередуя (по куплетам) выразительное пение с
сопровождением и пение а cappella. Повторить звук или мотив с голоса педагога или
инструмента.
2-е задание. Так как сюда входит показатель музыкального слуха, я использовала игру
“Бубенчики”, чтобы проверить способность детей различать звкуи в пределах терции,
игру “Лесенка” определение направления мелодии. При работе использовала
фланелеграф, лесенку.
3-е задание. Дети старшей группы (5–6 лет) способны слышать и фиксировать расслоения
звучания, что предполагает зачатки гармонического слуха, поэтому в этом задании я
использовала игру “Сколько нас поет?”, чтобы выявить способность детей различать
количество звучащих одновременно звуков (1, 2, много).
Критерии оценок:
Низкий уровень. Не выполняет задание, интонация неустойчивая.
Средний уровень. Выполняет задание с помощью взрослых, интонация неустойчива а
пении а cappella.
9
Высокий уровень. Самостоятельно выполняет задание. Интонация чистая, исполнение
выразительное, хорошая координация слуха и голоса.
“Чувство ритма”.
1-е задание. Прохлопать ритмический рисунок знакомой песни. Я просила детей
вспомнить попевку “Андрей воробей” и прохлопать ее ритм, одновременно исполняя
попевку.
2-е задание. Я пела детям несколько знакомых попевок (“Буду летчиком”, “Я иду” и т.д.),
затем по прозвучавшему ритму предлагала определить ритмический рисунок какой
попевки я прохлопала?
3-е задание. Движение под музыку:
Отмечать сильную долю притопом или приседанием под плясовую танцевальную музыку.
Ритмично двигаться под музыку (свободные, произвольные движения под ритмичную
музыку).
Критерии оценок.
Низкий уровень. Движения хаотичны, координация нарушена, ритм не улавливает.
Средний уровень. Упражнение выполняет правильно после тренировки.
Высокий уровень. Двигается и хлопает адекватно, координация и синхронность высокие.
Хочется сказать, что результаты обследования не окончательны, и не всегда объективно
отражают действительность. Надо постоянно наблюдать музыкальное развитие ребенка и
вносить коррективы в свои записи. Результаты обследования я не сообщаю детям,
стараюсь их обязательно похвалить.
После обследования детей я определила для себя наиболее значимые линии по
формированию певческих навыков:
Учить детей выразительному исполнению песни, без напряжения и крика, звонким,
легким, подвижным звуком, приручать петь напевно, не скандировать;
Правильно брать дыхание перед началом пения (фиксированный вход), между
музыкальными фразами, удерживать дыхание до конца музыкальной фразы;
Добиваться отчетливости дикции;
Учить правилам ансамблевого пения (научить детей слышать не только себя, но и
рядом поющего);
Петь с сопровождением и а cappella;
Петь коллективно и индивидуально;
10
Учиться петь по руке и понимать дирижерский жест;
Различать движение мелодии вверх и вниз;
Одновременно начинать и заканчивать пение;
Соблюдать динамические оттенки.
Этап второй - формирующий
Я использовала упражнения на развитие дикции и артикуляции: «Начинается на А»
муз. О. Боромыкова; «Маки, маковочки» р. н. п. в обр. А. Гречанинова; «Горошина» муз.
В. Карасёва ; «Пойду ль я , выйду ль я» р. н. п. в обр. А. Лядова; «Щенок « муз. Е.
Тиличеевой; «Считалка» муз. Е. Тиличеевой;
Сначала определяем содержание песни, расшифровываем непонятные слова, находим
кульминацию.
В своей работе я использую приемы:
Выразительное чтение текста песни в процессе разучивания;
Коллективное проговаривание текста нараспев, негромко на высоком звучании, в
умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно и выразительно;
Коллективное произношение текста шепотом, на высоком звучании. Этот прием
полезен при разучивании песен, исполняемых в быстром темпе.
Для отчетливого произношения слов важно правильно передавать гласные. Здесь я
использовала “Вальс” Е. Теличеевой, предлагая детям пропевать его на разные слоги (ля,
ле, ли, лю и т.д.)
Для отчетливого произношения согласных звуков в конце слов я акцентировала
внимание детей разучиваемой песне) на правильном замыкании звуков по руке
(дирижерский жест – снятие).
Далее я беру упражнения для развития певческого дыхания: «Ёжик», «Губы
Трубочкой», «Мыльные пузыри», «Ушки», «Язык трубочкой», «Насос».
Чистота интонации самый сложный певческий навык, он связан с развитием слуха
(ладового чувства и музыкально слуховых представлений), ощущением тяготения
мелодии к устойчивым звукам, представлением мелодического звуковысотного рисунка.
Для формирования этого навыка я использовала следующие упражнения: «Музыкальное
эхо» муз. М. Андреева; «Ой, утушка моя луговая» р. н. п. ; «Паровоз» муз. Г. Эрнесакса;
«Милая моя» муз. А. Зимина; «Птичка» у. н. п. в обр. П. Чайковского; «Вверх- Вниз» муз.
Е. Тиличеевой; «Болтушки» муз. Ш. Решевского.
11
Так же мною были использован и песенный репертуар: «Ёжик» муз. О. Буйновской; «Моя
Россия» муз. Г. Струве; «Будёновец» муз. Я. Дубровина; «Дождь пойдёт по улице» муз. В.
Шаинского; «Колосок» муз. О. Буйновской; «Мама» муз. Л. Бакалова; «Каждый по-
своему маму поздравит» муз. Т. Попатенко; «Скоро в школу мы пойдем» муз. Р. Хейфа;
«До свидания, детский сад» муз. В. Семёнова
Выбираю песни, удобные для данной группы детей, с короткими фразами, между
которыми можно брать дыхание;
Использую пение a cappella как прием для развития чистоты интонации; систематически
повторяю с детьми ранее разученные песни;
Использую собственное исполнение, как пример для правильного интонирования;
Предлагаю детям исполнять песню не только всей группой, но и подгруппами, и по
одному, так же “цепочкой”, это приучает детей слушать не только себя, но и друг друга;
Вырабатываю у детей умение слушать себя и анализировать качество своего исполнения;
Фальшиво поющих детей я размещаю так, чтобы они ближе сидели ко мне и между
поющими детьми, следили за моим исполнением, артикуляцией. Учитывая
индивидуальные особенности каждого ребенка, стараюсь показать, как надо растянуть
звук “потоньше”, какое положение придать губам и т.д.
Чувство ансамбля так же требует слухового внимания, умения слушать друг друга.
Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля целостности, слитности
звучания. В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с
общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся.
Самый подходящий материал по обучению пению всех возрастов народные попевки,
песни, хороводы. Их мелодии просты и доступны дошкольникам. Эти песни чаще
исполняются без сопровождения, способствуют развитию слуха, формируют вкус.
Поэтому я включаю в репертуар народную музыку, такую как: «Во поле берёза стояла»
р.н.п. в обр. Н. Римского-Корсакова; «На горе-то калина» р. н. м. в обр. Ю. Чичкова; «Как
пошли наши подружки» р. н. п. в обр. И .Иорданского; «Ходила младешенька по борочку»
р. н. п. в обр. Н. Римского- Корсакова; «Речка» р. н. п. в обр П. Чайковского; «Со вьюном
я хожу» Р. н. п. в обр. А. Гречанинова
3 этап заключительный, результативный
Анализируя конечный результат опыта работы можно увидеть уверенный рост уровня
развития певческих навыков. Это подтверждается следующими фактами:
В подготовительной к школе группе
Высокий уровень развития певческих навыков составил 32%, а в начале года он составлял
16%;
12
Средний уровень развития певческих навыков составил 64%, в начале – 68%.
Снижение показателя среднего уровня произошло за счет уменьшения низкого уровня
развития певческих навыков
Дети, которые показали низкий уровень развития певческих навыков, вообще не могли
петь в ансамбле с остальными детьми, чисто интонировать и пели отрывисто
(скандировали), не могли четко произносить текст, к середине года у некоторых уровень
повысился до среднего. Они стали стараться слушать остальных детей, петь более
напевно. У них исчезло скандированное пение, улучшилось произношение текста.
(Показатели высокого уровня развития чувства ритма выросли: в подготовительной
группе с 24% до 60%, а в старшей группе с 17% до 58%). Анализ показал, что ребята
стали более ритмичны. Так дети, которые в начале года выполняли задания с моей
помощью и не с первого раза, к середине года показали отличные результаты.
У всех ребят улучшилась музыкальная память, дети стали более эмоциональными.
Я считаю, что успехи детей объясняются дифференцированным подходом при
организации воспитательно образовательного процесса на музыкальных занятиях,
организация индивидуальной работы способствовала достижению положительных
результатов в развитии певческих навыков у детей.
2.2.Система знаний и система деятельности
Была отработана следующая система работы:
Проведенная работа позволила проверить и систематизировать ряд методических
приемов, развивающих певческие навыки у детей старшего дошкольного возраста.
Эффективность применения этих приемов подтвердилась показателями качества пения
детей.
На основе проведенной работы можно сделать следующие выводы:
В методике обучения пению имеется целый ряд приемов, систематическое
использование которых способствует развитию певческих навыков у детей
старшего дошкольного возраста.
Последовательность применения различных приемов в процессе обучения детей
пению варьируется в зависимости:
от задач и содержания отдельных занятий;
от репертуара;
от возрастных особенностей детей (общих и индивидуальных);
от уровня музыкального и певческого развития детей.
13
2.3 Календарно – тематическое планирование
таблица
Заключение
Педагоги музыканты накопили большой опыт работы по формированию личности
ребенка в процессе обучения пению. Пение воспитывает эстетическое восприятие и
эстетические чувства, художественно музыкальный вкус оценочное отношение к
песне. У детей появляются любимые песни, и они поют их в повседневной жизни.
Музыкальное воспитание и развитие ребенка осуществляется на протяжении всех
ступеней его жизни. Все виды музыкальной деятельности, рекомендуемые в дошкольном
воспитании, развивают музыкальность детей. Музыкальность развивается тем быстрей,
чем в более раннем возрасте начинают обучать ребенка каким либо видам музыкальной
деятельности, и наиболее благоприятным периодом начала обучения является
дошкольный возраст.
Перспектива
Работать над разнообразием форм, методов и приемов проведения занятий;
Продолжать работу в тесном контакте с воспитателями;
Продолжать совершенствование программно методического обеспечения и
предметно-развивающей среды;
Обеспечивать участие родителей в разных формах работы по музыкальному
воспитанию детей.
Библиография
1. Н.А. Ветлугина “Методика музыкального воспитания в детском саду” М.,
“Просвещение”, 1989.
2. Н.А. Ветлугина “Музыкальный букварь” – М., 1988.
3. О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.А. Палавандишвтли, “Музыкальное воспитание
дошкольников” – М., “Просвещение”, 1994.
4. А.Н. Зимина “Основы музыкального воспитания и развития детей младшего
дошкольного возраста” – М., “Владос”, 2000.
5. А.Д. Войнова “Развитие чистоты интонации в пении дошкольников” – М., 1960.
6. Н.А. Метлов “Музыка детям” – М., 1985.
7. Т.М. Орлова, Е.И. Бекина “Учите детей петь” М., “Просвещение”, 1988.
14
8. В.Н, Шацкая “Детский голос: экспериментальные исследования” – М., 1970.
9. В.В. Емельянов “Развитие голоса. Координация и тренаж” СПб, 1997.
10. “Конвенция о правах ребенка”.
11. Д. Демченко “Вокальные игры с детьми” – М., 2000.
12. И. Кончева, А. Яковлева “Вокальный словарь” – Ленинград, “Музыка”, 1988.
13. М.А. Михайлова “Развитие музыкальных способностей детей” – Ярославль,
“Академия развития”, 1997.
14. В. Кирюшин “Развивающие песни для дошкольников” – М., 1994.