Методическая разработка лекции-беседы с применением ИКТ "Эпоха барокко (И.С. Бах)"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Янтиковская детская школа искусств»
Янтиковского района Чувашской Республики
Методическая разработка лекции-беседы с применением ИКТ
«Эпоха Барокко (И.С.Бах)»
Предмет – фортепиано, музыкальная литература, изобразительное искусство
Целевая аудитория - 10-17 лет (учащиеся средних и старших классов ДШИ)
подготовила
преподаватель фортепиано
Глухова Светлана Анатольевна
с.Янтиково, 2015
2
Вступительное слово преподавателя.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами пришли на встречу с музыкой
великого немецкого композитора - Иоганна Себастьяна Баха (21 марта 1685 -
28 июля 1750). На уроках музыкальной литературы вы уже встречались с ним,
но сегодня мы хотим рассказать вам о нём немного больше. В ходе лекции мы
встретимся с Михаилом Казиником (родился в г. Санкт-Петербург)– автором и
ведущим популярных программ о классической музыке в России, философом,
музыковедом, педагогом, скрипачом, пианистом, радио- и телеведущим.
Узнаем интересные истории, которые происходили в жизни великого
композитора, послушаем любимый инструмент Баха - орган, полюбуемся
красивыми органами мира. Прекрасными иллюстрациями к повествованию
будут бессмертные шедевры классической музыки эпохи барокко, также мы
познакомимся с некоторыми произведениями Баха в новой, современной
обработке. Вам, ребята, предстоит принять активное участие в проведении
этой беседы – внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы и, в
конце лекции – дать ответ на самый главный вопрос – «Что мы знаем о
И.С.Бахе?», «За что мы его любим?»
А помогать мне будут сегодня учащиеся средних и старших классов
отделения «Фортепиано», которые не только будут рассказывать, но и сыграют
вам некоторые произведения этого великого композитора.
Итак, начинаем…
I ведущий (учащийся старших классов):
-Что рядовой слушатель знает о Бахе? Попробуем собрать и пояснить вкратце
некоторые основные известные факты.
Итак, большинство людей знает, что Бах:
- Немецкий композитор, представитель эпохи барокко, органист-виртуоз,
музыкальный педагог.
- происходит из славного рода Бахов, где все поголовно были потомственными
музыкантами;
- родился давным-давно, и его музыка должна напоминать нам о глубокой
старине, с менуэтами, свечами в канделябрах, напудренными париками и
кринолинами, а сама - мудрена и скучна, к тому же исполняется на старых,
давно уже не существующих инструментах и со столь сложными "форшлагами
и мордентами", что мало кто сейчас и исполнить отважится;
[
3, с. 15
]
III ведущий (учащийся средних классов):
-Интересный факт из биографии композитора:
Отец Баха скоропостижно скончался, когда Иоганну Себастьяну было девять
лет. Мальчик был отдан на воспитание старшему брату, органисту города
Ордруфа - Иоганну Кристофу Баху. У Кристофа имелся сборник произведений
знаменитых тогда композиторов: Фробергера, Пахельбеля, Букстехуде. Этот
сборник «модной» музыки старший брат запирал в зарешеченный шкаф, чтобы
Иоганн Себастьян не «развратился» и не потерял уважение к общепринятым
музыкальным авторитетам. Однако по ночам юный Бах умудрялся каким-то
хитрым способом подцепить и вытащить из-за решетки нотный сборник и
3
тайком переписывал его для себя. Вся сложность заключалась в том, что
достать свечи было невозможно, и приходилось пользоваться только лунным
светом. Целых шесть месяцев десятилетний Иоганн Себастьян ночами
переписывал ноты, но - увы! Когда героический труд близился к
завершению, Иоганн Кристоф застал младшего брата на месте преступления и
отобрал у непокорного оригинал, и копию. Горе Баха не знало пределов, в
слезах он вскричал:- Раз так, я сам напишу такую же музыку, напишу еще
лучше! Брат рассмеялся в ответ и сказал: - Иди спать, болтун.
Но Иоганн Себастьян не бросал слов на ветер и свое детское обещание
выполнил.
[
25, с. 16
]
II ведущий (учащийся старших классов):
- будучи совсем еще юным, совершил пешком паломничество в Любек. К
Букстехуде - главному северогерманскому органисту. Там Бах и полюбил
орган. И стал лучшим в мире композитором, сочиняющим для органа
(собственно, и любовь к органной музыке для большинства рядовых
слушателей равнозначна любви к баховской органной музыке; другой просто
не замечают);
- был религиозен. Являлся твердым сторонником Лютера и потому в музыке
чтил протестанский хорал. Многие свои сочинения посвятил страницам жизни
Христа (музыкальные иллюстрации Нового Завета);
- всю жизнь работал как церковный органист. И сочинял духовную музыку к
церковным службам (особенно известен его лейпцигский период жизни - самый
протяженный по времени - где Бах служил в церкви святого Фомы до самой
своей кончины и писал обязательные кантаты к воскресным богослужениям);
- еще "прирабатывал" придворным музыкантом и капельмейстером у разных
богатых вельмож (и нередко вступал с ними в споры и даже ссорился!). На этом
поприще ему удавалось писать светскую "развлекательную" музыку;
I ведущий (учащийся старших классов):
- соревновался с заезжим французским клавесинным виртуозом - и, на виду у
почтенной аристократической публики, победил!;
- В 1747 Иоганн Бах сочинил и подарил цикл пьес «Музыкальные
приношения», прусскому королю Фридриху II - ужасно мудреную и сложную
вещь, трудную для исполнения и понимания, но доказывающую, что - Бах
может все!;
- прекрасно разбирался в органах; с ним советовались органостроители. И
вообще прославился при жизни как исполнитель-органист. Когда не хватало
пальцев, "играл кончиком носа"!;
- а вот как композитор остался совершенно неизвестен современникам? Те не
разглядели таланта. Потому - умер в безвестности и нищете;
II ведущий (учащийся старших классов):
- земное бытие Баха целиком проходило в пределах раздробленной,
раздираемой междоусобными распрями бюргерской Германии. Он ни разу не
побывал за рубежом, хотя правила хорошего тона того времени прямо таки
обязывали каждого уважающего себя музыканта побывать в "стране Муз" -
4
Италии. Бах сначала один, а позднее вместе с все прибывающим семейством
беспрестанно переезжал из одного городка в другой (Эйзенах - Ордруф -
Люнебург - Веймар - Арнштадт - Мюльхаузен - вновь Веймар - Кётен -
Лейпциг). В своей музыке он твердо стоял на почве национальной, немецкой,
но был совершенно не чужд восприятию (и художественной обработке!)
наследия Мастеров Италии, Франции, Англии, Испании;
I ведущий (учащийся старших классов):
- кстати, действительно любил обрабатывать хорошую, понравившуюся музыку
своих предшественников и современников! Тогда мало что понимали в
проблемах заимствования, плагиата и авторского права...;
- был дважды женат; и оба раза жены Баха были музыкальны необычайно. Они
как верные спутницы и музы, поддерживали его творческие устремления, а он
сочинял для них арии и прочие пьесы. Широко известна, например, "Нотная
тетрадь Анны Магдалены Бах" (второй жены), в которую Бах с любовью
заносил множество чудесных мелодий. С целью развивать и дальше
музыкальные вкус и задатки супруги;
II ведущий (учащийся старших классов):
- имел невероятное количество детишек. Если быть точным, то - двадцать! И,
что похвально, почти всем дал прекрасное музыкальное образование;
- четыре сына Иоганна Себастьяна - Вильгельм Фридеман, Карл Филипп
Эмануэль, Иоганн Кристоф Фридрих и Иоганн Кристиан - сделались крупными
композиторами. При этом в XVIII веке все они были гораздо более знамениты и
признаны, чем их отец;
- в итоге создал столько музыки, что даже простое переписывание ее кажется
невероятным для человеческих сил и возможностей. Существует также версия,
что Бах - инопланетянин. Или Избранный, которому помогал сам Господь Бог;
- главным своим музыкальным детищем считал фугу - многоголосное
сочинение, построенное по определенным и строгим законам. Фуг написал
великое множество и закончил свой творческий путь созданием "Искусства
фуги" - сборника загадочной, мистической для многих непосвященных музыки,
который на самом деле являлся учебником полифонии для профессиональных
музыкантов;
- в конце жизни ослеп, перенеся несколько неудачных операций на глазах.
Преподаватель:
- Вот, пожалуй, основные вехи биографии и отправные точки, с помощью
которых обычный слушатель судит о жизни и творчестве Баха. И то сказать, -
жил этот музыкант за триста с лишком лет до нас, и вовсе немудрено
пожаловаться на скудность фактов и попенять на нерадивых биографов,
вовремя не зафиксировавших с достаточной точностью жизнетечение великого
человека, да заодно уж пообижаться и на самое время, которое, как известно, не
щадит ничего и норовит все превратить в пыль...
Бах задает много вопросов. И не на многие отвечает. В этом он тоже
человечен. Он - не Бог. Он просто заставляет человека задавать вопросы себе
самому. Трудиться. Искать. Страдать и верить. Созидать и мечтать. Не
5
сдаваться. Бах в равной степени помогает искать истину и доверяться
мечтам...
[
3, с. 15
]
Давайте вглядимся в лицо Мастера. Прижизненных
портретов Баха немного, менее десятка: и это объясняется
биографами тем, что он не был выдающимся человеком в глазах
современников. Вот молодой Бах. Около 1715 года. (показ
портрета)
[
1, с. 15; 3, с. 15
]
Это Веймарский период. Юное приятное лицо, в котором,
пожалуй, только полуулыбка привлекает внимание; все
остальное вполне обычно. Нет, все-таки еще, пожалуй, глаза:
внимательные, чуткие. Портреты той поры часто писали по вполне
определенным сложившимся канонам. Поворот головы, осанка, взгляд - редко
прямой, чаще в сторону, словно бы на что-то, отвлекшее внимание. Таковы
прижизненные портреты известных, "не обойденных Славой" современников
Баха - Генделя, Куперена, Корелли, Телемана. В этих портретах легко найти
элементы парадности, даже - пышности: роскошные парики, богатые жабо и
камзолы, тяжелые портьеры на заднем фоне. Это - коллеги Баха по
музыкальному цеху. Что уж тут говорить о портретах бесчисленных
курфюрстов, князей, графов и королей, длинной вереницей сопровождавших
(точнее сказать для того времени - возглавлявших!) галереи лиц придворных
музыкантов. Словом, салонная барочная живопись. Ни в одном портрете Баха
нет даже намека на роскошный декор. Хотя бы элементы, детали того
пространства, в обрамлении которого написано лицо Мастера, могли быть
богатыми. Но этого нет. Такое впечателние, что все художники, рисовавшие
Мастера, словно сговорились. Или, быть может, на таком "композиционном
решении" настоял сам портретируемый? Простые парики (куда им до
генделевского!). Никаких жабо и сложных воротников. Никаких роскошных
портьер. И везде открытый прямой взгляд пронзительных глаз. И загадочная
полуулыбка. Кстати, очень напоминающая, как ни странно это звучит,
знаменитую джокондовскую!
Но вот - последний прижизненный портрет Баха.( Показ
портрета)
[
2, с. 15; 3, с. 15
]
Величественный и в то же время спокойный взгляд,
устреемленный куда-то в глубины собственных
переживаний. По- прежнему проницательный. Но что-то
изменилось: исчезла веселая искорка! Взгляд усталого, все
познавшего и мудрого Творца. "Я познал тайну жизни", -
словно бы говорит нам этот портрет. Прямодушный, открытый для друзей,
простой и лишенный зависти, весельчак и шутник, любвеобильный семьянин
Бах, характер которого отчетливо засвидетельствован на предыдущих
портретах, словно бы враз меняется. Мы, люди, которых отделяет от этого
Человека три века - бездны эпох и событий, пристально и тревожно
вглядываемся в черты его лица: что видит он? Что знает он? Куда он так
пристально вглядывается? В себя? А, может быть, в нас?
6
Что видит он в нас, будущих поколениях, до которых докатилась как океанский
вал, как цунами, его Музыка.
[
4, с. 15
]
II ведущий (учащийся средних классов):
- Успехи не кружили Баху голову. Он всегда оставался скромным и
трудолюбивым человеком.
Однажды в городе Касселе он исполнил соло на педали органа, чем восхитил и
изумил ценителей органной музыки. На вопрос, как ему удалось достичь
подобного совершенства, неизменно отвечал: «Мне пришлось усердно
заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же».
[
25, с. 16
]
Преподаватель:
-А как вы думаете, ребята, надо ли усердно заниматься, чтобы достичь
совершенства игры на инструменте или в любой другой области искусства?
(Ответы детей, личный опыт детей).
-А вот как о трудолюбии Баха говорит известный искусствовед классической
музыки - Михаил Казиник.
(Показ фрагмент видеолекции М.Казиника «Эффект Баха»,фрагмент№1)
[
18, с. 15
]
Бах не мыслил своего творчества без полифонии.
-Ребята, а что такое «полифония»? – (ответы детей. Полифония —
многоголосная музыка, в которой каждый голос имеет самостоятельное
мелодическое значение).
Преподаватель:
-Правильно,ребята. Слово "полифония" переводится как многозвучие,
многоголосие. Даже непосвященному в музыковедческие таинства ясно, что
"многозвучие" сложнее "однозвучия" - гомофонии. И дело здесь не только, и не
столько в сложности создания полифонического произведения. Такую музыку
сложнее и воспринимать. Ведь, если говорить серьезно, необходимо услышать
каждый голос в полифоническом "хоре", да еще не просто отдельно, а в
контексте других: иначе незачем и создавать эту сложность. Но сложность ли
это? Разве сложна музыка Баха - главного и непревзойденного полифониста? И
да, и нет. Полифония ближе к диалогу, так как, само собой разумеется, в ней
есть право выступить и быть услышанным каждому голосу. Наоборот,
мелодика гомофонии - монолог. Но, сразу оговоримся: и та, и другая музыка
равно необходимы, поскольку отражают реалии мира - где есть место и
одинокому высказыванию, и задушевной беседе двух друзей, и диспуту, и даже
шумному базару.
Бах самой своей жизнью показывал торжество полифонии: у него не было
врагов в стане композиторов! Точнее сказать, он не искал их и потому - не
находил. Он не искал лидерства среди музыкантов-современников; все
известные его биографам ссоры и тяжбы связаны отнюдь не с композиторским
самоутверждением. Он уважал любую личность, взыскующую своей
собственной музыки. И не вставал у другого на пути...Так он и в жизни своей
признавал равноправие голосов!
[
5, с. 15
]
III ведущий (учащийся средних классов):
7
-А я знаю-откуда идёт это «многоголосие». Хотите знать? Вот вам интересный
факт из жизни композитора:
-Все Бахи были музыкантами, кроме «основателя» династии Фейта Баха. Он
жил в XVI столетии, был булочником и держал мельницу. Однако предание
говорит, что и он прекрасно играл на цитре (инструменте, напоминающем
гитару), и очень любил музыку. Братья, отец, дядя, дед, прадед, все
многочисленные сыновья, внук и правнук Иоганна Себастьяна Баха были кто
органистом, кто церковным кантором, кто капельмейстером, кто
концертмейстером в различных городах Германии. Всех членов семьи Бахов
отличала большая привязанность друг к другу, и раз в год они собирались на
встречу. Атмосфера на этих вечерах была насквозь проникнута музыкой.
Вначале они запевали хорал (а это, заметьте-«Многоголосие»!), но далее это
благочестивое песнопение сменялось шутками, являвшимися полной
противоположностью хоралам. То были народные песни, отчасти шутливого, и
даже вольного содержания. Пели они одновременно и без какой-либо
подготовки, так что голоса создавали вид гармонии, а тексты были совершенно
разными по смыслу. Исполняя всё это, они не только сами смеялись от всей
души, но и у других вызывали сердечный, непреодолимый смех.
[
25, с. 16
]
Преподаватель:
-Спасибо, это интересно. Да, действительно, многое в жизни идёт от
воспитания в семье и её жизненного уклада, но…продолжим нашу беседу…
…В произведениях Баха много элементов состязательности. То скрипки
соревнуются друг с другом. То им противостоят фагот с кларнетом. После чего
сами затевают борьбу за лидерство темы. То вдруг в спор вмешаются гобои - и
решительно перехватят инициативу. Это - в оркестровых концертах. В
"Страстях" и мессах - тут и говорить нечего: всюду, куда ни кинешь взор, идет
напряженное противостояние светлых сил силам тьмы. Евангельские тексты,
повествующие о борьбе и страданиях Богочеловека, обретают настоящее
музыкальное звучание, "воплощение в звуке", небывалым доселе образом
достигая вершин "звукового раскрытия" всех человеческих переживаний. А
фуги? Те самые, королем которых называют Баха исключительно все до
единого исследователи? Уже само то, что контрапунктическая музыка (punctus
contra punctus - "нота против ноты"!), реализующая одновременную связь и
противоборство многих голосов, по природе своей состязательна...
Но - парадокс: элементы состязательности в музыке Баха служат совершенно
определенной цели. Цель эта - единство. Как в самой жизни не бывает только
черного, и только белого, так и у Баха мир многоцветен. Он -
"многополюсной". Он роскошен, богат, обширен, полон всевозможных
коллизий, энергичен, весь находится во внешнем движении и одновременно -
внутренне спокоен. И величав. Но он - един.
[
6, с. 15
]
- Сейчас мы с вами послушаем Концерт для 2 скрипок с оркестром
И.С.Баха
[
26, с. 16
]
Преподаватель:
8
…Бах, несомненно, был религиозен, что являлось нормой того времени.
Но не следует забывать, что и религиозность баховская носила особый
характер: он следовал курсу, провозглашенному Мартином Лютером. Лютер же
был реформатором. Он яро и непримиримо боролся со "старой",
ортодоксальной церковью, отстаивая право верующего человека быть с Богом
наедине, не нуждаясь в посредниках - служителях культа. Зато музыка (точнее,
грегорианский хорал), по убеждению Лютера, вполне могла служить
проводником верующего в его пути к Богу. И даже являлась необходимостью
для Веры!
Бах понимал такую музыку по- своему. Он считал, что каждый верующий
имеет еще и такое право: выбирать сопровождающую к Богу музыку. Внимая
строгим "псалмам Давида" Генриха Шютца, Бах, тем не менее, находил краски
куда более яркие и жизнелюбивые для окрашивания своих "литургических"
звуков. Разве удивительная земная жизнь должна противоречить загадочной
жизни небесной? Разве они должны быть обязательно противопоставлены? Бах
явно так не считал. И потому мы, находящиеся в иных условиях, в ином
времени, слышим "церковно-религиозного" Баха абсолютно земным, простым,
естественным... Духовная и светская части музыки Баха представляются нам
абсолютно единым целым. Поэтому Бах захотел не просто написал 24
прелюдии и фуги, а раскрыл в них историю человечества - в звуках изобразил
историю цивилизации. Сокращённо эти сборники называются-ХТК.
[
7, с. 15
]
–Ребята, а как расшифровывается это слово? (ответы детей - ХТК-хорошо
темперированный клавир, цикл произведений И. С. Баха, состоящий из 48
прелюдий и фуг для клавира, объединённых в 2 тома по 24
произведения.)
[
15, с. 15
]
(Показ 3-6 слайдов презентации «С любовью –о И.С.Бахе».)
[
24, с. 16
]
Хорошо темперированный клавир занимает обширное и почётное место
не только в мировом концертном репертуаре, но ещё и в учебном. Иоганн
Себастьян Бах продолжает быть учителем буквально всех, кто занимается
музыкой. Он – учитель серьёзный и строгий, требует умения сосредоточиться,
чтобы овладеть искусством исполнения полифонических произведений. Но тот,
кто не побоится трудностей и внимательно отнесётся к его требованиям,
почувствует за его строгостью мудрую и сердечную доброту, которой он учит
своими прекрасными бессмертными творениями.
- Наша воспитанница Наталья Кондратьева не побоялась трудностей, выучила и
сейчас исполнит Прелюдию и фугу с -moll (до-минор) из ХТК, ч.I И.С.Баха.
- Про фугу вы знаете, а что такое прелюдия? (ответы детей -Прелюдия -
вступление к какому-либо музыкальному сочинению или небольшая
самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина,фортепьяно, органа.
Создаются циклы прелюдий и фуг, а также одних прелюдий).
[
16, с. 15
]
-Исполнение на фортепиано Прелюдии и фуги с -moll (до-минор) из ХТК, ч.I
И.С.Баха (в работу выставлено личное видео).
[
23, с. 16
]
…Бах был человеком Церкви. Он был не просто глубоко верующим
лютеранином, но и богословом, хорошо разбиравшимся в религиозных
9
вопросах. Вся его жизнь была подчинена не мирскому, а церковному
календарю. К каждому воскресенью Бах должен был написать "свежую"
кантату, к Страстной седмице писал "Страсти" - по Матфею или по Иоанну; к
Пасхе писал "Пасхальную ораторию", к Рождеству - "Рождественскую".
Именно этим ритмом церковных праздников, ритмом священных памятей
определялся весь строй его жизни.
-Вопрос к вам, ребята. Здесь прозвучали слова «оратория», « кантата». Как вы
объясните-что это такое? (ответы детей –
Кантата -крупное вокально-инструментальное произведение торжественного
содержания, обычно для солистов, хора и оркестра. Близка к оратории,
отличается от нее меньшим масштабом.
[
13, с. 15
]
Оратория - крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра.
В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания.
Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты —
бо
́
льшими размерами и разветвлённостью сюжета).
[
14, с. 15
]
При жизни Иоганн Себастьян славился, главным образом, игрой на
органе. О Бахе-органисте рассказывали как о чуде, ему посвещали стихи:
«Говорят, когда Орфей трогал струны своей лютни,
На звуки её сбегались из леса звери.
Но искусство Баха по праву считают выше,
Потому что весь мир дивился ему…»
III ведущий (учащийся средних классов):
-Хочется добавить сюда интересный факт, ребята:
Бах любил переодеваться бедным школьным учителем и в таком виде
появляться в какой-нибудь захолустной церкви. Там он просил у церковного
органиста разрешения сыграть на органе. Получив таковое, великий органист
садился за инструмент и... Присутствовавшие в церкви были поражены
великолепием и мощью его игры! Некоторые, полагая, что обыкновенный
человек не может играть так прекрасно, в испуге убегали. Они думали, что к
ним в церковь заглянул переодетый дьявол!
[
25, с. 16
]
Преподаватель:
- Да-да, нам - преподавателям, хочется, чтобы и вы научились играть на
инструментах так же прекрасно, но это зависит только от вас самих!
-Ребята, а что такое орган и из чего он состоит?
(Показ слайда №9 презентации «И.С.Бах»–) -
[
24, с. 16
]
(ответы детей – орган — клавишно-духовой музыкальный инструмент,
отличающийся огромными размерами, богатством тембровых и динамических
оттенков. Состоит из регистров (наборы труб) и клавиатуры
(мануал)).
[
17, с. 15
]
-Да, правильно. А теперь мы с вами познакомимся поближе с игрой на этом
замечательном инструменте.
Сейчас прозвучит Токката и фуга ре-минор И.С.Баха. Обратите внимание-как
сложно играть на органе.
10
Но сначала давайте вспомним-что такое Токката? –(ответТокката (
прикосновение)– это полифоническая пьеса виртуозного характера)
[
10, с. 15
]
Что такое фуга? –(ответ -Фуга (бег) - это высшая форма полифонической
музыки,
в которой одна музыкальная тема звучит последовательно в разных голосах,
«разговор голосов»)
[
11, с. 15
]
(Просмотр видеофайла Токката и фуга ре-минор И.С.Бах, орган)
[
19, с. 16
]
-Ответьте мне-что использовал органист при игре на органе? (ответ детей-
«руки и ноги», «педали для ного», «переключал регистры», «играл на
нескольких клавиатурах»)
-Сколько регистров (клавиатур) вы увидели?(ответ детей -3)
-А что из себя представляют педаль для ног? (ответ детей –«клавиши»,
«клавиатуру для рук»-«октава»)
-Ребята, как вы думаете, любил ли Бах орган? (ответ – Да,любил,потому что
писал много произведений для этого инструмента)
Предлагаю послушать искусствоведа Казинника о любви Баха к органу.
(Просмотр фрагмента №2 видеолекции Казиника о любви Баха к органу)
[
18, с. 15
]
-Сейчас я вам покажу - как выглядят органы, при помощи которых проводятся
органные концерты и которые находятся в России и ближайщем зарубежье.
(Показ 8-15 слайда презентации «С любовью – о И.С.Бахе».
[
24, с. 16
]
-А сейчас мы полюбуемся красивыми органами мира и, пока будут идти
слайды-звучит орган – Альбинони.Адажио
(Посмотр видеофайла «Красивые органы мира» , где звучит и «Альбинони
Адажио», орган)
[
20, с. 16
]
III ведущий (учащийся средних классов):
Послушайте, это интересно:
- Пишут, что Бах никогда не сочинял, сидя у клавесина. Он писал музыку прямо
за столом, поскольку она звучала у него в голове, - и совершенно не было
необходимости проверять себя инструментом. Музыковеды говорят о
подобных талантах, что "они руководствуются при сочинительстве внутренним
слухом". Пишут также, что Бах будто бы даже посмеивался над теми
композиторами, которые сочиняли "за пюпитром". И не позволял поступать
подобным образом своим подрастающим сыновьям, пробующим свои силы "в
композиции". Этому можно легко поверить, так как большинство своих
грандиозных сочинений Бах исполнить просто физически не мог. И они
оставались законсервированными на бумаге с самого начала их сотворения. Бах
накладывал одну тему на другую, следом - третью и более. Так рождались
фуги, мотеты, каноны. Полифонический "многослойный пирог" было не так-то
просто испечь! И сейчас мы изумляемся даже этой чисто технической
способности Баха: слышать каждый голос в общем многоголосии. Говорят, что
эта способность исчезла с приходом классицизма в музыке. Так, как
"музыкально мыслил" Бах, не умел никто в его время.
I ведущий (учащийся страших классов):
11
-И, тем не менее, Баха в конце его жизни знала вся Германия. Молва людская
способствовала известности. Способствовало ей и то, что само имя "Бах"
означало в тамошних немецких землях музыканта. Причем, хорошего,
"доброго" музыканта! Вот, например, что по этому поводу пишет первый
биограф Баха Форкель: "Среди шести поколений Бахов едва ли можно
насчитать двух или трех человек, которых природа не наградила блестящим
музыкальным дарованием, и для которых занятие музыкой не стало главным
делом их жизни". Быть может, потому и мало знали и почитали Баха-
композитора современники, отдавая ему должное как исполнителю, что
привыкли к традиции - раз Бах, значит и так ясно, что музыкант! Чего уж там
разбираться с композиторским дарованием! Другое дело - виртуозная техника:
она вся на виду!
[
8, с. 15
]
III ведущий (учащийся средних классов):
-Ещё интересный факт из жизни великого композитора:
В знании гармонии с Бахом не мог сравниться ни один из смертных.
Возможно, поэтому он совершенно не терпел неразрешённых аккордов.
Обрывки музыкальной фразы терзали слух гения, и, по свидетельству
современников, не было более верного средства вывести его из себя. Однажды
Бах вошел в какое-то общество, где музицировал весьма посредственный
любитель. Увидев великого композитора, тот настолько растерялся, что
вскочил, прервал игру и, на свою беду, остановился на диссонирующем
аккорде.
Ни с кем не здороваясь, не обращая ни малейшего внимания на струхнувшего
исполнителя, разгневанный Бах бросился к инструменту. Разъяренный лев,
атакующий гладиатора, и тот выглядел бы овцой по сравнению с Иоганном
Себастьяном! Даже не присев, он довел проклятый аккорд до надлежащего
каданса. Затем вздохнул, поправил парик и пошел здороваться с
хозяином.
[
25, с. 16
]
Преподаватель:
…Бах разделен временем с нами и им же соединен вновь. Мы почти
ничего не знаем о его жизни. Следов очень мало. Он жил тихой, скромной
жизнью. "Добивайся своей цели, не досаждая другим..." Эту фразу
приписывают Баху. И это действительно так. Она написана его собственной
рукой в прошении об отставке его в качестве органиста церкви св.
Блазиуса. Всюду, куда бы мы ни следовали за "скитальцем" Бахом, он мало
оставляет того, что биографы называют документальными материалами к
жизнеописанию. Или - их не находят. Всюду за собой он словно задергивает
плотные шторы, оставляя исследователей гадать, что же происходило тогда в
его жизни. Да и, полноте, происходило ли? Разве не стало расхожим штампом
говорить и писать о баховской жизни в "дремотной" Германии как о бедной на
внешние события, замкнутой, внутренней духовной жизни художника-
затворника, чурающегося многолюдных собраний и веселых карнавалов?
[
9, с. 15
]
III ведущий (учащийся средних классов):
12
- Но кое какую историю всё-таки удалось узнать. Например, такую:
Непонятно почему, но Бах любил засыпать под музыку. Вечером, когда он
ложился спать, три его сына по-очереди играли ему на клавесине. Подобные
обязательные занятия очень досаждали детям, и самым сладким звуком для них
был мелодичный отцовский храп. Они заметили, что быстрее всего он засыпал
под игру Кристиана. Счастливчик! Быстренько усыпив отца, он вырывался на
свободу. Как-то была очередь Эммануила. Он терпеть не мог эти вечерние
упражнения, и как только услышал долгожданное посвистывание,моментально
удрал от клавесина. Но он остановил игру прямо на неразрешенном аккорде!
Уже погруженный -в сладкую дремоту, Бах моментально проснулся. Диссонанс
истязал его слух! Диссонанс убивал его сон. Сначала он думал, что ребенок
пошел в туалет и скоро вернется. Не тут-то было! Эммануил не
возвращался.Бах долго ворочался в теплой постели. Потом, одним рывком
отбросив одеяло, в кромешной темноте, натыкаясь на мебель и набивая шишки,
пробрался к инструменту и разрешил ненавистный аккорд! Через минуту
композитор безмятежно спал.
[
25, с. 16
]
II ведущий (учащийся старших классов):
- Чем дальше уходит от нас баховское время, тем меньше шансов найти нам
следы его, кроме музыки. Но - парадокс: музыки Баха становится все больше! В
ней, в его музыке, находят исследователи все новые и новые аспекты (порой
самые вычурные, немыслимые и фантастические!). В ней черпают свое
вдохновение новые поколения исполнителей. И, конечно же, в ней, всякий раз,
словно открывая новые земли, обнаруживают "спасение и отраду"
многочисленные слушатели-поклонники Баха.
Музыки становится больше потому, что ее исполняют по-разному. Ее
разнообразно интерпретируют. Ее "обрабатывают". Порой необычайно
талантливо (как, например, Джоэл Шпигельман, создавший "джазового Баха").
[
9, с. 15
]
Преподаватель:
И.С.Бах - автор величайших транскрипций всех времен.
-Опять вопрос к вам, ребята :«Что такое транскрипция?» -(ответ детей –
транскрипция, это переложение, переработка муз. произв., имеющие самостоят.
художеств. значение для других инструментов или изменение изложения без
перемены инструмента (голоса), для которого предназначено произведение в
оригинале.)
Он транскрибировал и аранжировал всю свою жизнь: Вивальди,
Телемана, Марчелло и многих других. После смерти Баха его музыка была
«заново» открыта и транскрибирована. С тех пор каждое поколение вносило
свою лепту в этот процесс. Довольно долго другого выхода просто не было:
инструменты баховской эпохи — клавесин, барочный орган, барочная труба,
кончерто гроссо — были либо не в моде, либо утеряны, либо в плачевном
состоянии. Бетховен, Мендельсон, Шопен и Брамс играли Баха на фортепиано,
Лист и Бузони аранжировали его музыку для виртуозного концертного рояля.
Сюиты и концерты были «приспособлены» для современного оркестра так,
13
чтобы они могли войти в репертуар. Арнольд Шёнберг сделал оркестровые
транскрипции фуг Баха, а оркестровки Антона Веберна отличались
свойственной ему «пуантилистической» манерой. Пожалуй, самым известным
переложением для оркестра являются роскошные интерпретации Леопольда
Стоковского: его версия «Токкаты и фуги ре минор» прославилась благодаря
фильму Уолта Диснея «Фантазия». В музыке Бахе есть нечто, что делает ее
притягательной в любую эпоху. Она поистине универсальна: в бесконечном
числе и вариантах интерпретаций и аранжировок не теряется ее сущность, ее
внутреннее ядро. Моцарт, Гайдн, Бетховен начали переосмысливать музыку
Баха еще до конца его века. Романтики романтизировали его. В 20-х годах
Стравинский возглавил движение «Назад к Баху» и несколько позднее создал
свои версии нескольких произведений Баха. Джазовые музыканты с самого
начала проявляли необычайное тяготение к Баху. Современное отношение к
исполнению ранней музыки меняется довольно быстро. Концепция
«естественного звучания», начавшаяся с возрождения клавесина, завоевала за
последнее время прочные позиции. В то же время возрождается интерес и
возобновляется признание идеи транскрипции. То есть лозунг времени звучит:
«либо — либо»,-либо глубоко погружаться в прошлое, либо пересоздавать его
для нашего времени. Однако эти два подхода вовсе не противоречат, а,
напротив, прекрасно дополняют друг друга. Учитывая все это, вполне
естественно ожидать, что кто-нибудь воспользуется колоссальными
достижениями электронной музыки, воплотившимися в цифровом синтезаторе
«Курцвейль 250».
[
21, с. 16
]
- Сейчас мы с вами послушаем произведение И. С. Баха «Ария с 30-ю
вариациями», переложенное для синтезатора "Курцвейль 250" Джоелом
Шпигельманом (США). (БАХ В СТИЛЕ "НЬЮ ЭЙДЖ"), запись 1988 года.
- Вопрос к вам, ребята - что такое «вариация» и «ария»? (ответ детей –
вариация-это прием, вследствие которого мелодия видоизменяется, не теряя,
при этом, своих характерных очертаний. Ария – это законченные вокальные
пьесы для соло с оркестром, безразлично, отрывки ли это из оперы, кантаты,
оратории или самостоятельные произведения…)
[
27, с. 16; 28, с. 16
]
«Ария с 30-ю вариациями» И. С. Баха была написана для его молодого
ученика Иоганна Теофилуса Гольдберга и получила его имя. Несмотря на всю
контрапунктную и вариационную технику, Гольдберг-вариации сочинялись как
лекарство от депрессии. Они полны жизнелюбия, радости и веселья, и именно
эти качества наряду с серьезностью, и сумел так хорошо передать в своей
интерпретации на синтезаторе «Курцвейль 250» Джоел Шпигельман.
«Для меня синтезатор - это инструмент, с помощью которого композитор
может творить чудеса. Я уверен, что Бах был бы от него в восторге». Джоел
Шпигельман.
-Послушайте – как звучит этопроизведение на синтезаторе.
(исполняется фрагмент произведения - Ария Вариации 1-15 mp3)
[
21, с. 16
]
Преподаватель:
14
…Баха становится больше потому, что его слушают по-разному разные
люди. И, что самое удивительное, ее совершенно по-разному воспринимает
один и тот же слушатель в разных ситуациях и в разных возрастах своей жизни!
Уйти, не оставив следов... Как ничего не сказал нам Бах в заглавиях к своим
творениям, так ровным счетом ничего не написал он потомкам в качестве
"духовного завещания" в эпистолярном жанре и в дневниках. Зачем пояснять? -
словно бы подразумевает Бах, оставляя нас наедине с музыкой. Пусть она сама
все скажет! Разве композитору нужно использовать слова для объяснений своей
музыки? Если - нужно, то, значит, это никудышный композитор!
[
9, с. 15
]
- В конце нашей беседы хочется показать вам современнное эстрадное
выступление с обработкой музыки Баха. Звучат электронные инструменты-
скрипки, виолончель и синтезатор. Послушайте и скажите: «На каком ещё
инструменте вы слышали сегодня исполнение этого произведения? Как он
называется?»
(Просмотр видеофайл «Токката и фуга ре-минор» в эстрадной обработке на
электроинструментах)
[
𝟐𝟐, с. 𝟏𝟔
]
Преподаватель:
-Итак, возвращаюсь к своим вопросам: «На каком ещё инструменте вы
слышали сегодня исполнение этого произведения? Как оно называется?»
(ответы детей - «Токката и фуга ре-минор», « на органе»).
-Наша встреча подошла к концу, и мне бы хотелось узнать:
-Что нового вы увидели, узнали на нашей встрече? Что вам больше
запомнилось?
Заключительная часть. Выводы.
Преподаватель:
-Понравились ли вам произведения Баха и можно ли сказать, что вы полюбили
музыку этого великого композитора? почему? (ответы детей, рефлексивно -
оценочные суждения учащихся: «Да, потому что музыка И.Баха живая,
глубокая, человечная. Она многокрасочная: радостная и печальная, задумчивая
и стремительная, трагическая и полная юмора; Узнали, как сложно играть на
органе. Поняли, что необходимо упорно учиться и трудиться, чтобы хорошо
играть на инструментах»).
Преподаватель:
-Спасибо за ваши ответы. Я, со своими помощниками, надеюсь, что после
вашего дополнительного знакомства с музыкой Баха, услышав о предстоящем
звучании его музыки, вы пойдёте на встречу с ней как с добрым знакомым. До
новых встреч!
15
Интернет - источники:
1.Портрет молодого И.С. Баха. Около 1715 года.
http://www.mega-stars.ru/compositors/bach-photo1.php
2. Последний прижизненный портрет И.С.Баха
http://www.mega-stars.ru/compositors/bach-photo1-8.php
3. ШУСТОВ С.Б. – книга «БАХ», глава «Что мы знаем и что мы чувствуем»
http://yont.narod.ru/book_shustov_bah.htm
4. ШУСТОВ С.Б. – книга «БАХ», глава «Портрет»
http://yont.narod.ru/book_shustov_bah.htm
5.ШУСТОВ С.Б. – книга «БАХ», глава «Полифония»
http://yont.narod.ru/book_shustov_bah.htm
6.ШУСТОВ С.Б. – книга «БАХ», глава «Состязание»
http://yont.narod.ru/book_shustov_bah.htm
7.ШУСТОВ С.Б. – книга «БАХ», глава «Шифр»
http://yont.narod.ru/book_shustov_bah.htm
8. ШУСТОВ С.Б. – книга «БАХ», глава «Технический прогресс»
http://yont.narod.ru/book_shustov_bah.htm
9.ШУСТОВ С.Б. – книга «БАХ», глава «Уйти»
http://yont.narod.ru/book_shustov_bah.htm
10.Токката
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/7574/%D0%A2%D0%BE%D0%BA%D0%
BA%D0%B0%D1%82%D0%B0
11.Фуга -
http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%
91%D0%A1%D0%AD/%D0%A4%D1%83%D0%B3%D0%B0/
12.Полифония -
(Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона -
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/81573/%D0%9F%D0%BE%D0%BB
%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F)
13.Кантата -
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/3394/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D1%
82%D0%B0%D1%82%D0%B0
14. Оратория - http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%F0%E0%F2%EE%F0%E8%FF
15.ХТК
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D5%EE%F0%EE%F8%EE_%F2%E5%EC%EF%E5
%F0%E8%F0%EE%E2%E0%ED%ED%FB%E9_%EA%EB%E0%E2%E8%F0
16.Прелюдия-
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%E5%EB%FE%E4%E8%FF_(%EC%F3%E7
%FB%EA%E0)
17.Орган - http://eomi.ws/keyboard/organ/
18.Вырезка фрагмента из программы М. Казиника «Свободный полет. Эффект
Баха», ч.1 (ТВ Центр 2008-08-08) - http://test.kiwi.kz/watch/90tws0nm8q0r/
Фрагмент №1 - http://yadi.sk/d/CD0VBIPD3xQP0
Фрагмент №2 - http://yadi.sk/d/QvxWFetB3xQPK
16
19.Видеофайл «Токката и фуга ре-минор И.С.Бах. Орган»
http://www.youtube.com/watch?v=_FXoyr_FyFw
20.Видеофайл «Красивые органы мира» + мр3 «Альбинони. Адажио», орган.
http://www.youtube.com/watch?v=CWI9e2TNCBU&list=PLF6EEA241E3991CEC
&index=2
http://iplayer.fm/q/%D0%91%D0%B0%D1%85+%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0
%B0%D0%BD/
21.«Ария с 30-ю вариациями» И. С. Баха, переложенное для синтезатора
"Курцвейль 250" Джоелом Шпигельманом (США). (БАХ В СТИЛЕ "НЬЮ
ЭЙДЖ"), запись 1988 года. Мр3
http://music.tonnel.ru/index.php?l=music&alb=44745
22.Видеофайл «Токката и фуга ре-минор» И.С.Бах в эстрадной обработке на
электроинструментах (скрипки, виолончель, синтезатор).
http://www.youtube.com/watch?v=K8LQCQ-pFwc
23.Прелюдия и фуга с -moll (до-минор) из ХТК, ч.I И.С.Баха
24.Презентация «С любовью – о И.С.Бахе» ррt. - работа преподавателя МБОУ
ДОД «Янтиковская ДШИ» Глуховой С.А.
http://yadi.sk/d/THV8f_DN3xQOI
25. И. С. Бах. Интересное из жизни композитора (с сайта «Домашнее
музыкальное образование») - http://notka.spb.ru/about.php?id=1&d=3
26. Видеофайл И.С.Бах - Концерт для 2 скрипок с оркестром
http://www.youtube.com/watch?v=cdnltnPiddA
27.Вариация -
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/19249/%D0%92%D0%B0%D1%80%
D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
28.Ария - http://pianinotrade.ru/460-ariya.html
17
Библиография:
Все данные для работы взяты с сайтов Интернета.
Рекомендую обратиться в раздел «Интернет-источники»
Презентация «С любовью-о И.С.Бахе» - авторская работа Глуховой С.А.
Музыка - еще материалы к урокам:
- Методическое сообщение "Взаимодействие преподавателя и родителей в процессе музыкального образования детей"
- Развитие эмоциональной выразительности средствами хореографического искусства в дошкольном образовании
- Учебно-методическое пособие для учащихся и преподавателей "Тайны старого фортепиано"
- Конспект урока по аккомпанементу с учащейся 8 класса «Развитие творчески-слуховых и пианистических способностей учащихся на уроках фортепиано»
- Методико-исполнительский анализ "Полифоническое произведение XVII-XVIII века. Георг Бём Аллеманда"
- Методика обучения детей дошкольного возраста в хореографическом коллективе