Методическая работа "Художественный образ как проблема музыкальной педагогики"

МБУДО «Суземская ДШИ»
Методическая работа
на тему
«Художественный образ как проблема музыкальной педагогики»
Преподаватель фортепиано
Афанаскина Т.Н.
Содержание
1. Перспективный план самообразовательной деятельности
2. Обоснование выбора темы
3. Цель, задачи, ожидаемые результаты
4. Направления самообразования
5. Материалы работы
2
Перспективный план самообразовательной деятельности
Этапы
Содержание работы
Сроки
1. Диагностический
Анализ затруднений.
Постановка проблемы.
Изучение литературы по проблеме,
имеющегося опыта.
2012 2013 учебный год
2. Прогностический
Определение цели и задач работы над
темой.
Разработка системы мер, направленных
на решение проблемы.
Прогнозирование результатов.
2012 2013 учебный год
3. Практический
Внедрение системы мер, направленных
на решение проблемы.
Формирование методического комплекса.
Отслеживание процесса, текущих,
промежуточных результатов.
Корректировка работы.
2013 2014 учебный год
4. Обобщающий
Подведение итогов.
Оформление результатов работы по теме
самообразования.
Представление материалов.
2014 2015 учебный год
5. Внедренческий
Использование опыта самим педагогом в
процессе дальнейшей работы.
Распространение.
2014 2015учебный год
3
«Художественный образ как проблема музыкальной педагогики»
Работа над темой начата в 2012 2013 учебном году
Предполагается закончить работу над темой в 2015 2016 учебном году.
Обоснование выбора темы
1. Условия возникновения данной проблемы.
С каждым годом возрастает значение работы над художественным образом в
произведениях. В музыкальной школе довольно часто можно увидеть следующую картину
( речь идет о детях со средними музыкальными способностями).Произведение ,которое
учащийся проходит на уроке, не вызывает в душе ребенка решительно ничего, кроме
желания скорейшего окончания занятий . Подобные занятия оканчиваются тем, что ученик
и педагог остаются при своем мнении. В чем же причина создавшегося положения? Прежде
всего, надо отметить , насколько велика роль педагога в преодолении этой проблемы.
Очень важно, какими педагог сделает уроки музыки, насколько они будут интересны,
увлекательны и содержательны.
Целью занятий является формирование умений общаться на творческом языке с
учетом возможностей и потребностей школьников. Важно показать учащимся
практическое применение их знаний, умений и навыков. Не менее важным аспектом
является формирование мотивации к разучиванию данного произведения.
2. Актуальность проблемы
Для решения данной проблемы определила для себя методическую тему
«Художественный образ как проблема музыкальной педагогики» с целью развития
личности учащегося, способной и желающей самостоятельно совершенствоваться в
овладеваемом им инструменте. Для эффективного достижения ключевых
профессиональных задач строю обучение на понимании сущности художественного образа
как процесса взаимодействия учителя и ученика, обучающихся друг с другом,
включающего в себя гуманистические взаимоотношения, стремление к соучастию,
сопереживанию, принятию друг друга.
Учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не
заставлять, а мотивировать его к учёбе. Основные задачи сегодня не просто вооружить
выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание
учиться всю жизнь.
3.Постановка проблемы .
Проблема раскрытия художественного образа, понимания замысла композитора и
умение передать характерное данного автора, данного жанра, данной эпохи – всегда
актуальна в музыкальной педагогической работе. Процесс воспитания грамотного,
4
увлеченного слушателя музыки, любителя музицирования достаточно сложен и долог.
Одной природной интуитивности недостаточно, как и невозможно вложить понимание
без желания ученика воспринимать.
Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и
приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения знаний, помогают
распознать в каждом учащемся его индивидуальные особенности и на этой основе
воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.
Цель самообразования:
Освоить новые формы и методы работы , способствующие развитию личности учащегося,
способной и желающей самостоятельно совершенствоваться, ввести ученика в мир искусства,
разбудить его творческие способности и вооружить техникой .
Задачи:
1) Прививать ученику общую культуру, развивать наблюдательность, воспитывать
сознание ,этичность ;
2) Ввести ученика в мир музыки, открыть ему эстетическую и познавательную
ценность, прививать музыкальную культуру, воспитывать слух;
3) Руководить воспитанием пианистического мастерства, обучить умению
высказываться средствами своего инструмента;
4) Формировать пианиста,
5) Воспитывать специфические исполнительские качества : способность
«воспламеняться», проникаясь музыкой , волю к воплощению музыки , к обучению со
слушателями и к воздействию на слушателя.
Ожидаемые результаты самообразования
1. Повысить качество преподавания предмета.
2. Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в
творческих работах.
3. Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.
4. Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и
поместить их на школьном сайте.
5. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности,
отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
6. Разработать дидактические материалы, тесты, видео пособия, способствующие
личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
7. Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном сайте.
8. Обобщить опыт по исследуемой теме.
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по
самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.
Направления самообразования:
Действия и мероприятия
Сроки
реализации
1. Изучить новые программы и учебники, уяснить
их особенности и требования
2012- 2013
5
2.Знакомиться с новыми педагогическими
технологиями через предметные издания и
Интернет.
3. Повышать квалификацию на курсах для
преподавателей фортепиано
регулярно
регулярно
регулярно
Совершенствовать свои знания в области
возрастной и педагогической психологии.
регулярно
1.Совершенствовать знания современного
содержания образования учащихся .
2. Знакомиться с новыми формами, методами и
приёмами обучения.
3. Принимать активное участие в работе МО
преподавателей фортепиано.
4. Организовать работу с одарёнными детьми и
принимать участие в творческих конкурсах,
фестивалях .
5. Изучать опыт работы лучших учителей своей
школы, района, края через Интернет.
6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене
опытом.
7. Периодически проводить самоанализ
профессиональной деятельности.
8. Создать собственную базу лучших сценариев
уроков, интересных приемов и находок на уро.
9. Проводить открытые уроки для коллег по
работе.
10. Разработать программы по предмету..
11. Выступать с докладами по теме
самообразования
регулярно
регулярно
Регулярно
ежегодно
регулярно
регулярно
регулярно
2013-2014
2013-2014
Согласно
Плана МО
1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
2. Обзор в Интернете информации по педагогике
и психологии.
Регулярно
регулярно
Внедрять в образовательный процесс
здоровьесберегающие технологии.
регулярно
6
Коммуникативный системно деятельностный подход является ведущим
средством достижения данной цели. Он обеспечивает полный и взвешенный охват всех
сторон, аспектов и операций овладения иностранным языком в комплексе всех его функций
важным становится формирование умений работать с информацией, развития творческой
личности, умеющей находить и получать информацию, способной самостоятельно
ориентироваться в жизненном пространстве. Человек говорит, чтобы воздействовать на
поведение, мысли и чувства других людей через речевую деятельность. Значит, научить
коммуникации можно только за счет вовлечения учащихся в различного рода деятельность,
путем моделирования реальных жизненных ситуаций общения на основе систематизации
языкового материала, что и дает нам системно – деятельностный подход.
Процесс обучения в рамках коммуникативно-деятельностного подхода строится
по модели коммуникации. В соответствии с этой моделью обучение максимально
приближено к реальному общению. Поскольку обсуждаемые проблемы не имеют, как
правило, однозначного решения, то обсуждающие их участники учитель и ученики
равноправны как речевые партнеры. Поэтому основной чертой данного подхода является
коммуникативность, которая включает в себя целый ряд характеристик, позволяющих
осуществлять переход от первых социальных контактов к ситуациям.
«Коммуникативность предусматривает речевую направленность обучения,
стимулирование речемыслительной активности, обеспечение индивидуализации, учет
функциональности речи, создание ситуативности обучения, соблюдение принципа
новизны и нешаблонности организации учебного процесса» .
Параметры коммуникативного общения реализуются в коммуникативном
поведении учителя, активном поведении ученика, в предметах обсуждения, ситуации
общения, использовании речевых средств.
Ситуации могут быть реальными, условными, воображаемыми, сказочными.
Главное все они должны соотноситься с возрастными и психологическими
особенностями учащихся. Ситуации могут быть конкретными, и тогда речь учащегося
7
является их непосредственным отражением. Для учащихся среднего и старшего звена
создаются абстрактные и проблемные ситуации. Учащиеся выражают своё собственное
суждение, отношение, соглашаются или опровергают мнение учителя или другого
ученика, используя различные речевые клише. Поэтому обсуждение проблемы есть
реальное общение на уроке. Ситуацию можно изобразить при помощи наглядных средств
(ситуативных картинок, магнитной доски), которые будут отражать определённое место и
время действия, сделать ее статичной или динамичной (изменить компоненты,
переставить действующих лиц, добавить новых персонажей).
Очень важно, чтобы учащиеся могли "пропустить ситуацию через себя”, придавая
ей личностный характер. Это повышает эффективность усвоения иностранного языка, т.к.
наряду с интеллектом подключаются детские эмоции. Личностно-значимой ситуацию
делает роль, которую учащиеся получают на время или постоянно. Наиболее адекватным
приёмом обучения говорению являются различные формы драматизации, включая
импровизации и ролевые игры.
В общении, основой которого является обсуждаемая проблема, наряду с
коммуникативной функцией языка выступает и познавательная, поэтому
коммуникативно-деятельностный подход имеет большие перспективы для развития
интеллектуальных возможностей учащихся. Ориентируясь на общение и активную
деятельность школьников, основным при его осуществлении является выработка
мышления и поведенческих умений. Этому способствует обучение общению на
иностранном языке, вовлечение личности в деятельность в течение учебного процесса,
формирование способности постоянно трудиться.
Коммуникативно-деятельностный подход ставит в центр обучения иностранному
языку субъектно-субъектную схему общения, т.е. обучающийся выступает как активный,
творческий субъект учебной деятельности, управляемой педагогом; способствует
развитию инициативности учащихся, их способности к творческому поиску. Ученик
должен ощущать, что вся система работы ориентирована на его непосредственную
деятельность, опыт, мировоззрение, интересы, чувства, которые учитываются при
организации общения на уроке. Таким образом, содержание занятий строится на
обсуждении актуальных жизненных проблем, а не готовых тем или текстов.
Кроме того, данный подход позволяет реализовать принцип индивидуализации,
так как овладение коммуникативной функцией иностранного языка предполагает учет
индивидуальных особенностей, интересов учащихся, их способностей, наклонностей и
пожеланий.
Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и
выражения смысла, грамматика служит фундаментом для достижения этой цели.
Учащимся необходимо знать, какими языковыми средствами выразить свою мысль в
непосредственной ситуации на уроке, когда они обмениваются мнениями, о
8