Методическая разработка "Композиторы-романтики в репертуаре ДШИ"

1
Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного образования детей
«Детская школа искусств» города Сельцо Брянской области
Методическая разработка на тему:
«Композиторы-романтики в репертуаре ДШИ»
Выполнила: преподаватель,
концертмейстер
Краснобаева Н.А.
2020 год
2
ПЛАН
I. Введение. Происхождение и развитие романтизма…………..3
П. Основная часть. Композиторы-романтики в репертуаре
ДМШ.................................................................................................4
1. Изучение пьес композиторов-романтиков в младших классах.
Методический анализ пьесы Р. Шумана «Весёлый крестьянин,
возвращающийся с работы»…………………………………..7
2. Изучение пьес композиторов-романтиков в старших классах.
Методический анализ пьес Э.Грига «Кобольд» и Ф.Мендельсона
«Песня без слов»…………………………..13
III. Заключение.
1. Анализ используемой литературы…………………………….24
2. Значение изучения произведений композиторов-романтиков в
репертуаре ДМШ……………………………………………….25
3
Каждый год в первые классы детских музыкальных школ приходят
новые ученики. С этого момента начинается их путь в музыкальное
искусство, полный радостных открытий. Первые шаги ученики
совершают под руководством своего педагога.
Зажечь, «заразить» ребёнка желанием овладеть языком музыки
главнейшая из первоначальных задач педагога. Он воспитывает юного
музыканта и обучает ученика. Первый этап обучения является
решающим для всей дальнейшей судьбы музыканта.
Полноценное гармоничное и разностороннее развитие учащегося
будет происходить тогда, когда будут, затронуты все стили и
направления музыкального искусства. Это народная музыка и классика,
современная и музыка старых мастеров. Музыкальное искусство имеет
различные направления. На эти направления оказывали влияние
окружающие явления: общественная жизнь, литература, живопись и др.
Увлекательное знакомство ученика с миром искусства и музыки не
обойдётся без романтического стиля, без замечательных произведений
композиторов-романтиков. И прежде чем знакомить учащихся с
музыкальной литературой композиторов-романтиков, необходимо
сначала познакомить и рассказать о происхождении и развитии
романтизма.
Романтизм - художественное течение, сформировавшееся в конце 18
- начале 19 веков сначала в литературе, затем в музыке и других видах
искусства.
Музыкальный романтизм исторически был подготовлен
предшествовавшим ему движением в литературе Германии
.Ваккенродер, Новалис), позже испытав влияние, Байрона, Гейне,
Гюго.
В «век романтизма» композиторы сосредоточили своё внимание на
проблемах внутреннего мира «героя». Ведущим жанром романтической
музыки, связанным с бытовыми традициями, стала песня (романс) И
камерная фортепианная миниатюра, выросшая из бытового
музицирования, интимной импровизации, на которую оказали влияние
различные танцевальные жанры.
К важнейшим жанрам творчества композиторов-романтиков
относятся поэма, колыбельная, песня без слов, романс, мазурка, вальс
ноктюрн и др. В этих жанрах раскрылись лирические, сказочно -
фантастические, героико-патетические образы и национальные
традиции. Новые образы романтизма привели к значительному
4
видоизменению и расширению выразительных средств музыки. Самая
яркая особенность системы выразительных средств у романтиков
значительное обогащение гармонической и тембровой красочности.
Кто же из композиторов-романтиков входит в репертуар ДМШ? В
первую очередь это Р.Шуман, Э.Григ, Ф.Мендельсон, Ф.Шопен,
Фуберт.
Черты романтизма проникли в русскую музыку в 19 веке.
Верстовский -- крупный представитель романтического направления в
русскрй музыке. В репертуар ДМШ входят произведения русских
композиторов-романтиков: Грибоедова, Глинки, Ласковского,
Чайковского, Фильда. Русский романтизм развивался по своему пути.
На первый план выдвигаются патриотические чувства, любовь к
природе, национальные традиции. Всё это нашло отражение в музыке.
Знакомство учащихся с композиторами-романтиками можно
начинать с младших классов. Психика младших школьников
своеобразна. Это объясняется тем, что психические способности
ребёнка ещё не оформились: одни из них находятся в относительно
завершённой стадии становления, другие -- только начали развиваться,
третьи - зарождаются и т.д.
У школьников младших классов наиболее развита чувственная,
эмоциональная сторона восприятия, преобладающая над
рассудочностью. Непосредственность ребёнка делает его восприятие
конкретным, образным. Они лучше и острее реагируют на те явления,
события, которые производят эмоциональное впечатление и оставляют
эмоциональный «след» в душе ребёнка.
Как я уже говорила, эмоциональная сторона восприятия преобладает
в данном возрасте, однако, педагогу следует обратить внимание и на
развитие мышления. Изучение различных проблем стиля композиторов
- очень эффективный путь для развития музыкального мышления
ученика.
Воображение младших школьников богатое, яркое, часто
безудержное и оригинальное, но всегда работающее в рамках
конкретной образности. Образность является как бы вратами в мир
музыки композитора. Поэтому для изучения необходимо подбирать
такие пьесы, которые будут понятны учащимся младших классов по
образу, конкретны по содержанию, желательно программные, которые
будут иметь эмоциональный отклик в душе ребёнка. Такие пьесы есть в
«Альбоме для юношества» Румана.
5
В младших классах ДМШ начинается знакомство учеников с
великим композитором-романтиком Робертом Шуманом, с его
замечательными и прелестными пьесами из «Альбома для юношества».
Роберт Шуман (1810-1856) - тонкий музыкант-психолог, с
удивительной поэзией, воплотивший сложный внутренний мир
человека. Его музыка очень контрастна и противоречива. «Мятежность
исканий, неудовлетворённость жизнью вызывают быстрые переходы
эмоциональных состояний - от бурного отчаяния к воодушевлению и
деятельному подъёму - или сменяются тихой задумчивостью, нежной
мечтательностью» (№5 с.392). Многим сочинениям Шумана присущ
колорит необычности, фантастики. Вместе с тем они насыщены
глубоким жизненным содержанием. Новизна шумановского мышления
выразилась в его музыкальном языке - своеобразном и оригинальном.
Мелодия, гармония, ритм словно повинуются малейшему движению
причудливых образов, изменчивости настроений. Необычайно гибким и
эластичным становится ритм, наделяющий музыкальную ткань
произведений неповторимо острой характерностью. «Углублённое
вслушивание в таинственные процессы духовной жизни рождает особо
пристальное внимание к гармонии» (№5,с.393).
Фактура произведений Шумана отличается насыщенностью,
полнозвучием, плотностью ткани, он использует преимущественно
аккордовое изложение.
«Сочинения Шумана насыщены полифонией. В них постоянно
обнаруживаешь контрастную полифонию, проведения голосов по
принципу взаимодополняющей ритмики». (№1,с.80).
Для передачи образов потребовались разнообразные
артикуляционные средства.
Музыка Шумана облагораживает и возвышает человеческую Душу,
обогащает внутренний мир, воспитывает душевную чуткость,
эмоциональную отзывчивость у юного исполнителя.
Нет, наверное, ученика, который бы не играл пьесы из шумановского
«Альбома для юношества». Шуман очень любил детей, и посвятил им
много своих сочинений. Непосредственность, доверчивость
любопытство, открытые сердца детей всегда привлекали его. Наблюдая
за ними, Шуман, подмечал характерные чёрточки детских натур, их
манеры вести себя, их игры. Он всерьёз старался понять внутренний
мир ребёнка. «В каждом ребёнке скрыта чудесная глубина», - писал
Шуман. Возможность убедиться в этом он имел, наблюдая за
собственными детьми.
6
Первого сентября 1848 года Марии - старшей дочери композитора -
исполнилось семь лет. К этому дню отец приготовил ей в подарок
несколько пьесок для фортепиано. Мария занималась музыкой, и пьесы
были написаны ей по силам, поэтому она быстро разучила их к
большому удовольствию отца. Затем Шуман сочинил ещё несколько
пьес и объединил их в сборник под названием «Рождественский альбом
для детей». Сейчас мы его знаем как «Альбом для юношества». В
«Альбоме» многое определило его название, а также педагогическую
направленность. Здесь собраны пьесы не только о детях, но, прежде
всего, для детей, для их музыкального воспитания, для их музыкальных
и исполнительских возможностей. В пьесах сборника композитор
запечатлел мир ребёнка, его интересы и впечатления, радости и
огорчения. Шуман тонко чувствовал душу ребёнка и передавал жизнь
такой, какой её ощущал и воспринимал ребёнок.
Пьесы, составляющие «Альбом», в большинстве своём образно
конкретны, очень характерны; здесь собраны «зарисовки с натуры» из
большого мира, окружающего ребёнка, это и жизнь в доме, в детской, и
картинки природы, и «сельские сцены». Детское восприятие, как губка,
впитывает остро характерные, наполненные эмоциональным
содержанием образы. Они рождают в воображении ребёнка точные
представления, в первую очередь - изобразительные. Яркие зрительные
представления помогают ребёнку в постижении внутреннего
содержания музыки.
Большинство пьес «Альбома» программные. В работе с детьми часто
приходиться развивать «подсказки», заключённые в названии, и
придумывать развёрнутые программы. Они обогащают представления
ученика, дают толчок его собственной фантазии. Важно, однако, чтобы
программные пояснения педагога не отвлекали ребёнка от самой
музыки, а вели его вглубь, к пониманию психологического содержания
пьесы.
Нельзя не упомянуть о «Жизненных правилах для музыкантов»,
которые Шуман поместил в приложении к « Альбому». Они изложены в
виде афоризмов. Впервые они были опубликованы в «Новом
музыкальном журнале» (1850). С этими правилами полезно
познакомиться каждому, кто занимается музыкой. Здесь он найдёт
много полезных и ценных советов. «Советы» Шуман не сочинял
специально для молодых музыкантов, он предлагал то, что было
нормой, основой его собственной жизни: широкий кругозор, упорная
работа, скромность. Он рекомендует постепенно знакомиться «со всеми
значительными произведениями всех выдающихся композиторов»,
7
общаться «больше с партитурами, чем с виртуозами», не забывать, что
«самое высокое в музыке находит своё выражение в оркестре и хоре»,
не упускать никогда «случая послушать хорошую оперу». Даёт советы:
петь в хоре (особенно средние голоса) - это развивает музыкальность,
играть в ансамблях и аккомпанировать, пробовать дирижировать, что
приносит ясность, упражняться на органе, слушать народные песни.
«Домашние и жизненные правила» представляют большую
педагогическую ценность и были высоко оценены впоследствии
великими музыкантами.
Педагогическая чуткость композитора сказалась в построении
сборника. «Альбом для юношества» состоит из 43 пьес и разделён
на две части. В первую часть входят пьесы, которые могут быть
включены в репертуар младших и средних классов. Вторую часть
составляют произведения более сложные по исполнению и
восприятию, могут быть даны для исполнения учениками старших
классов. Но, как утверждает исследователь творчества Шумана,
О.И.Бобров, такое деление представляется весьма условным, так как
композитор далеко не везде придерживается принципа
расположения пьес по возрастанию трудности. Шуман объединяет
пьесы при помощи нескольких сквозных линий. Например, внутренний
цикл, посвящённый временам года («Дед Мороз», «Май, милый май»,
«Весенняя песня» и т.д.); сквозные линии намечаются в
интонационной сфере, одна из них нисходящее движение
мелодии из вершины источника («Мелодия», «Первая утрата»,
«Воспоминание»)
Знакомство с пьесами и работа над ними должны иметь
целеустремлённый и последовательный характер.
Для более подробного методического разбора я выбрала пьесу
«Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы». Произведение
может исполняться в 3 классе. Пьеса привлекает своим ярким
жизнерадостным характером. Знакомство ученика с пьесой всегда
начинаю с проигрывания. Далее использую метод наведения,
спрашивая, что ученик сам может рассказать о характере пьесы.
Некоторые ученики сразу же представляют образ и могут рассказать
о характере пьесы. С учениками, у которых плохо развито
воображение, с помощью наводящих вопросов совместно пытаемся
нарисовать образную картину: крестьянин идёт по тропинке, что вьётся
через поле спелой ржи, и поёт весёлую песню (т.1-4).
8
Далее пытаемся определить форму произведения. Я не всегда
констатирую элементы формы, поскольку с первого класса стараюсь
научить учеников разбираться в построении мотивов, фраз, разделах,
тем самым подвожу мышление учеников к определению музыкальной
формы. Вот и здесь у них спрашиваю, видят ли они повторяющиеся
разделы. Совместными усилиями выясняем, что пьеса по форме
двухчастная репризная.
«Весёлый крестьянин» относится к пьесам с комплементарной
ритмикой, (аккомпанемент дополняет мелодию) это излюбленный
шумановский приём. Это определение необходимо скорее нам,
педагогам, и я не буду «загружать» ученика таким термином, но при
разучивании всегда показываю, как аккомпанемент дополняет мелодию,
и заставляю слушать такую фактуру. Такая дополняющая ритмика
рождает ощущение пульсации музыкальной ткани, придаёт мелодии
внутреннюю активность.
Мелодия в первой части звучит в басу в партии левой руки.
Выясняем с учащимися характер мелодии: она очень добродушная и
весёлая, передаёт тембр голоса крестьянина. Напевная мелодия с
широкими интонационными ходами развёртывается степенно.
Остановки на сильных долях такта рождают ощущение, будто мелодия
«шагает» вместе с крестьянином. Однако, остановки в мелодии
заполняются пульсацией аккомпанирующих аккордов, поэтому в целом
ритм пьесы приобретает размеренность и живость.
Основную мелодию надо играть густым, певучим звуком чуткими
пальцами и гибко её интонируя. Приёмы работы над мелодией могут
быть следующими: играя аккомпанемент, пропевать мелодию. Сначала
это будет трудно ученику. Трудным моментом в мелодии является
ритмическая фигура - нота с точкой. С этой проблемой встречаемся и в
средних и в старших классах. Педагог должен пристально относиться к
этой проблеме и обращать внимание ученика на это. Одна из
значительных интонационных трудностей - соединение долгих звуков с
последующими короткими. Надо с детства приучать ученика
«дослушивать» долгие звуки и исполнять последующий за ними
короткий звук примерно с той силой звучности, с какой звучали долгие
звуки к моменту взятия короткого. В мелодии «Весёлого крестьянина»
ученик должен дослушивать ноту с точкой, но в то же время, не
передерживая её, без резких толчков. При этом всё время должен
присутствовать слуховой контроль. Здесь необходимо проследить
развитие фразы, кульминация её в третьем такте на доминанте.
9
В тексте обозначены мотивные лиги. И поэтому ученику необходимо
объяснить, что эти лиги объединяются в одну большую фразу. Для
наглядности можно обозначить эту фразу в тексте карандашом.
Поскольку вторая фраза не несёт каких-либо принципиальных
изменений, я прошу ученика самому поработать над ней. Этот метод
позволяет увидеть: может ли ученик перенести опыт работы на другую
фразу. Как бы ни были похожи фразы, но музыка развивается, и
поэтому вторая фраза будет исполняться ярче.
Партии правой руки поручена роль аккомпанемента, изложенного в
виде аккордов. Аккорды, как и во многих пьесах этого альбома,
имитируют народный инструмент. С учеником пытаюсь выяснить
какой. Почти всегда они точно определяют, что это щипковый
инструмент, похожий на нашу домру или гитару. Если ученик может
представить этот инструмент, тогда ему будет понятно, что аккорды
необходимо играть легко и в то же время цепко. Аккомпанемент
играется всегда тише, чем мелодия. Здесь, прежде всего надо обращать
внимание и слух ребёнка на ровность, и одновременность
воспроизведения всех звуков. Следует поработать методом вычленения,
т. в аккордах после их снятия оставляем по очереди каждый звук или
играем их в разложенном виде. Аккорды играются приёмом нон легато
(nоn gаtо). Запястье должно быть свободным, но не «разболтанным».
Кисть должна дышать. Всё это придаёт музыке бодрый, радостный
характер.
Во второй части пьесы фактура уплотняется, как будто к
крестьянину присоединяются его друзья и поют вместе с ним .5-8)
В этой части трудностью для ученика является исполнение мелодии
и аккомпанемента в партии одной руки. Эти две линии необходимо
разной артикуляцией. В работе над этой трудностью полезно разделить
фактуру правой руки на две руки, мелодию играть правой, а средние
подголоски – левой. (т.9-12).
Этот принцип работы поможет лучше услышать мелодию и
аккомпанемент. Работая одной рукой, следует применить такие методы:
мелодические звуки играть громко и ясно, аккомпанемент - еле касаясь
клавиатуры, и постепенно прибавляя силу звука до необходимой. Тогда
ученик не «выпустит» мелодию из звуковой сферы.
Начиная с девятого такта, мелодия проходит в партиях обеих рук
(начало второй части) одновременно. Полезно поучить это место
аналогично предыдущему.
Акценты и стаккато (stассаtо) придают музыке шутливый характер.
Этот характер получится только при правильной артикуляции этих
10
штрихов: акценты исполняются с весом руки, опираясь на клавишу,
очень выпукло и ярко, стаккато(stассаtо) - пальцами, а не рукой, легко и
весело.
Динамика пьесы. Динамика любого музыкального произведения
является сильным выразительным средством для создания
музыкального образа. В данной пьесе ед. П. Егоров) она указана
следующим образом: 1 часть проходит вся на форте(f) , 2 часть
начинается на меццо-форте (mf), заканчивается на форте (f). Однако мне
думается, что начинать следует на пиано (р) - тихое начало говорит о
том, что песня раздаётся вдалеке; по мере приближения образа
крестьянина динамика меняется в сторону нарастания, поэтому
заканчивается пьеса на форте (f).
Педаль в этой пьесе берётся на первую и третью доли, не
наслаиваясь на предыдущие звуки от мелодии, т.е. прямая.
Эта пьеса поможет ученику научиться играть мелодию и
аккомпанемент в одной руке разным звуком. Тем более, что мелодию
играют слабые пальцы: четвёртый и пятый. Также даёт навыки игры
легато (1еgа1о), учит умению петь на инструменте. Пьеса очень образна
и конкретна, поэтому близка и понятна ученикам, они всегда исполняют
её с удовольствием.
Построение сборника требует решение определённых
пианистических задач. Педагог должен последовательно вести линию,
работая над определённой задачей. Следующей для изучения я
предложила бы пьесу «Маленький романс».
Своими пьесами композитор стремился воспитывать понимающего,
любящего, музыкального пианиста.
«Альбом для юношества» Роберта Шумана никогда не утратит
свежести, красоты, привлекательности, и пьесы будут понятны и
любимы детьми.
Данный сборник по сей день служит непревзойдённым образцом
педагогического репертуара и далеко выходит за рамки инструктивной
музыки для детей. В этом сочинении Шуман сочетал высокую
художественность со строгим, точным и целесообразным отбором
музыкально-выразительных средств, продолжая тем самым традиции
И. С. Баха.
Репертуар ДМШ старших классов также не обходится без пьес
композиторов-романтиков, вернее, они являются неотъемлемой его
частью.
11
Подростковый возраст - самый неустойчивый и переходный период
в развитии ученика. В этот период происходят перемены в детских
понятиях и представлениях, меняется внутренний мир подростка. В
переходный возраст значительно обогащается сфера чувственного
восприятия, появляется склонность к более глубоким переживаниям,
улавливаются более тонкие оттенки настроения.
В старших классах яснее сказываются интересы и привязанности
учеников. Не причиняя ущерба гармоничному развитию ученика,
педагогу необходимо отметить и поощрить его склонность к тому или
иному музыкальному стилю.
Именно в подро