Развитие вокально-хоровых навыков на уроках музыки
Муратова Н. В.,
г. Нижний Тагил
РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ
В статье представлены методы и примы развития вокально-хоровой
подготовки учащихся младших классов в процессе музыкального воспита-
ния в школе.
Ключевые слова: распевание, произношение, дикция, интонация, ре-
зонирование.
Среди наиболее эффективных методов и приемов вокальной работы,
направленных на развитие вокально-хоровых навыков с детьми на уроке
музыки, мы выделим следующие:
1.
Методические приемы развития слуха, направленные на формирова-
ние слухового навыка и вокально-слуховых представлений:
а) слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью по-
следующего анализа услышанного;
б) сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучше-
го из них;
в) введение теоретических понятий о качестве певческого звука и эле-
ментах музыкальной выразительности только на основе личного опыта
учащихся;
г) пение «по цепочке»;
д) моделирование высоты звука движениями руки;
е) отражение направления движения мелодии при помощи рисунка,
схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;
ж) настройка на тональность перед началом пения;
з) устные диктанты;
и) выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные
упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или
вокализацией;
к) в процессе разучивания произведения смена тональности с целью
поиска наиболее удобной для детей, где их голоса звучат наилучшим об-
разом.
2.
Методические приемы развития голоса, относящиеся к звукообразо-
ванию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения:
а) вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком
на гласный «у» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при
переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки;
б) вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового
звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.;
в) при пении восходящих интервалов верхний звук исполняется в по-
зиции нижнего, а при пении нисходящих – напротив: нижний звук следует
стараться исполнять в позиции верхнего;
г) расширение ноздрей при входе (а лучше – до вдоха) и сохранения их
в таком положение при пении, что обеспечивает полноценное включение
верхних резонаторов, при этом движении активизируется мягкое небо, а
эластичные ткани выстилаются упругими и более твердыми, что способст-
вует отражению звуковой волны при пении и, следовательно, резонирова-
нию звука;
д) целенаправленное управление дыхательными движениями;
е) произношение текста активным шёпотом, что активизирует дыха-
тельную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание;
ж) беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опо-
рой на внешнее звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и
помогает восприятию звукового эталона;
з) проговаривание слов песен нараспев на одной высоте слегка возвы-
шенным голосом по отношению к диапазону речевого голоса; внимание
хористов при этом должно быть направлено на стабилизацию положения
гортани с целью постановки речевого голоса;
и) вариативность заданий при повторении упражнений и заучивания
песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого сло-
га, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности и т. п.
У детей необходимо развивать хорошую дикцию как еще один из во-
кально-хоровых навыков. Дикция (греч.) − произношение. Формирование
хорошей дикции основывается на правильно организованной работе над
произношением гласных и согласных. Работая над дикцией с хоровым
коллективом, педагог обычно старается научить певцов как можно четче и
яснее произносить согласные. Это очень важно, потому что именно яс-
ность согласных помогает понять текст произведения.
Формирование гласных и произношение их также необходимо. Основ-
ной момент в работе над гласными – воспроизведение их в чистом виде, то
есть без искажений. В речи смысловую роль выполняют согласные, поэто-
му не совсем точное произношение гласных мало влияет на понимание слов.
В пении длительность гласных возрастает в несколько раз, и малей- шая
неточность становится заметна и отрицательно влияет на четкость дикции.
Хорошее певческое произношение отличается в том числе особым ре-
жимом дыхания.
Занятие пением, как правило, начинается с распевания, и здесь мы вы-
деляем два момента:
1)
разогревание и настройка голосового аппарата детей к работе;
2)
развитие вокально-хоровых навыков, достижение качественного и
красивого звучания в произведениях.
Певческая установка – необходимое условие для правильной настройки
певческого механизма (положение корпуса, головы), которую надо соблю-
дать на каждом уроке: плечи опущены, спина прямая, шея не вытянутая,
подбородок невысоко поднят, ноги на полу, руки на коленях.
Напоминаем детям: рот открываем хорошо, представляем, что во рту
находится сливка. Челюсть опускается, зубки разомкнуты; проверяем ука-
зательными пальцами обеих рук, достаточной ли ширины щель между зу-
бами. Пение чередуется стоя и сидя.
Педагог учит детей беречь голос, закалять свое горло полосканием: ка-
ждое утро, почистив зубы, полезно набрать глоток воды в рот, запрокинуть
назад голову и полоскать горло, произнося протяжно звуки: «а-а-а», «э-э- э»,
«и-и-и», «о-о-о», «у-у-у». На каждый глоток – новый звук. Важнейшим
фактором голосообразования певцов является дыхание: «Школа пения –
школа дыхания».
Для выработки у детей правильного певческого дыхания педагог ис-
пользует следующую игру. Певцы кладут руку на живот. Учитель, произ-
нося коротко «раз», одновременно поднимает руку вверх. Певцы делают
вдох носом и задерживают дыхание. Рот закрыт. Живот как бы чуть выпя-
чивается вперед. Затем задерживаем дыхание, пока дирижер не опустит
руку и не скажет медленно «два-а-а». Живот как бы «уходит» на место.
Постепенно увеличивается счет до 3, 5 и далее. Если дирижер медленно
поднимает руку – вдох делаем плавный, быстро − короткий.
Педагогу необходимо рассказать детям, что звуки, словно ручейки,
сливаясь, образуют речку – песенку. Итак, вдохнули, как будто нюхаем
цветок. Мягко, аккуратно как бы «ставим» гласную на «звуковую ленту».
Подержали, потянули звук – и «снимаем» его, как бы ставим точку. (Пред-
ставим себе, будто мягко ставим на стол полный до краев стакан с моло-
ком, стараясь не разлить его.)
Игра «Птичка»:
–
знак вдоха (птичка взлетает);
–
знак выдоха (птичка приземляется).
Рот округлен, при смене гласных не дергаем губами. При правильном
исполнении образуется звуковой купол (звук как бы расправляется, запол-
няя весь рот).
Заметим, что развитие дикции − это работа не только над четким про-
изношением гласных и согласных в слогах, но и умение выделить главное в
тексте. Ребята во время пения «глотают» буквы, особенно в окончаниях.
Полезно работать над скороговорками − губы энергично шевелятся, как
бы обрисовывая каждый звук. При работе над дикцией следует использо-
вать все правила вокальной орфоэпии. Долгие гласные дети пропевают,
помогая себе рукой: «А я по лугу…»
Учащимся очень полезно дирижировать во время пения. Пение глас-
ных происходит в единой манере звучания, плавно, протяжно. Согласные
произносятся кратко, но четко, иногда утрированно.
Особое место в хоровой работе на уроке музыки занимает воспитание
унисона. Много внимания учителю нужно уделять воспитанию у детей
чувства ритма. Для этого можно использовать следующие приемы:
–
прохлопывание ритма детьми − по одному или всем вместе;
–
различать движения под музыку.
Задачи начального этапа обучения:
а) учить детей петь выразительно, без напряжения, плавно, «легким»
звуком;
б) брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами;
в) произносить отчетливо слова;
г) своевременно начинать и заканчивать песню;
д) вырабатывать естественное, легкое звучание голоса, чистоты инто-
нирования в пении.
Большая работа уделяется вокальным упражнениям перед разучивани-
ем песни. Задачи упражнений:
–
координация слуха с голосом;
–
развитие и укрепление музыкального слуха на ладовой основе;
–
выработка правильного произношения;
–
развитие певческого дыхания;
–
развитие гибкости и подвижности голоса;
–
привитие вокально-технических навыков;
–
разогрев голосового аппарата.
Упражнения лучше петь сверху вниз. Упражнения сначала поются с
сопровождением, затем – a capella. Рекомендуются использовать упражне-
ния-игры со словами шуточного характера («Про Емелю», «А третий – это
я» и т. п.). Когда упражнения хорошо выучены, играем на внимание: дети
поют – учитель в любом месте может внезапно остановить пение. Кто не
остановился − выбывает из игры. (Это развивает дикцию, кантилену, вни-
мание, интерес.) Полезно петь каноны (в 3, 4 классах).
Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков на уроках музыки
проходит более эффективно тогда, когда музыкальное обучение осуществ-
ляется систематически, в тесной связи педагога и учеников, на фоне фор-
мирования общей музыкальной культуры ребенка в младшем школьном
возрасте и, наконец, с учётом возрастных и личностных качеств ребенка.
Музыка - еще материалы к урокам:
- Методическое сообщение "Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение"
- Методическое сообщение "Танцевальные жанры в фортепианной музыке"
- Сценарий "Пушкинского бала-фантазии"
- Презентация "Театральное искусство"
- Тест "Русская и зарубежная классика в опере"
- Конспект занятия "Зимние приметы в музыке"