Методическое сообщение "Танцевальные жанры в фортепианной музыке"

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская
музыкальная школа №1 им. Я.И.Гуревича г.Ржева Тверской области.
Методическое сообщение
Танцевальные жанры в фортепианной музыке.
Преподаватель
по классу фортепиано
Пояркова Анна Михайловна
ДМШ №1 им. Я.И.Гуревича г.Ржева
Тверской области.
Ржев 2019г.
Введение.
Жанр это определенный тип музыкального произведения. Музыкальные
жанры (от фр. genre род, вид, манера, обычай) исторически сложившиеся
разновидности музыкальных произведений. Музыкальные жанры могут быть
народными и профессиональными; вокальными, инструментальными,
вокально-инструментальными; песенными и танцевальными; хоровыми,
оркестровыми; камерными, симфоническими, музыкально-сценическими;
эстрадными. Специфические черты мелодии, метроритма и фактуры имеют
решающее значение среди признаков, по которым различаются конкретные
жанры. В каждом танцевальном жанре четко выражен характерный ритм,
темп, позволяющий отличать вальс от мазурки, польку от тарантеллы,
чардаша и регтайма.
Танец - одно из проявлений народного творчества. Возникновение танца
относится к глубокой древности, когда движение было непосредственным
выражением сильных эмоций. Танец (польск. tanies, от нем. Tanz) вид
искусства, основанный на выразительности ритмического движения и
пластики человеческого тела. Из глубины веков дошли до нас названия
таких танцев, как павана, алеманда, сарабанда, куранта, жига. В странах Азии
и Востока тысячелетиями существуют различные танцы. Одна из
особенностей восточного танца тонко разработанный язык жестов,
танцевальный эквивалент словестной речи, иллюстрирующий иногда
содержание сопровождающей танец песни. В танце и в отношении общества
к танцу выражается характер времени, дух эпохи. В танце каждого народа
накапливались свои традиции, появлялась индивидуальная пластическая
выразительность и соотношение с музыкой. В танце движения определены
заранее, в отличие от пляски, которая импровизируется. Существует деление
танцев на «показываемые» (сценические и культовые) и бытовые. Среди
бытовых со временем определились различия между танцем крестьянским и
городским, а из последних выделились придворные, бальные, салонные.
В XVI веке многие празднества открывались гордой и плавной
четырехдольной паваной. (от латинского «павлин»). За ней следовала более
быстрая трехдольная гальярда (от итальянского «веселая») с
подпрыгивающим ритмом. К концу века итальянскую павану сменила
немецкая алеманда – величественный, несколько грузный танец-шествие.
Чтобы лучше понимать многие музыкальные произведения, необходимо
познакомиться с танцами, к которым часто обращались выдающиеся
композиторы.
Танцы разных народов. Характеристика жанров.
Использование композиторами в творчестве.
Павана (исп.) - один из старейших бальных танцев, размер 2-дольный, темп
очень медленный, движения танцующих торжественные, величавые. По
разным версиям павана восходит к испанским и итальянским истокам. Во
Франции павана распространилась в XVIв. как церемониальный танец. В
старинной инструментальной двухчастной сюите павана исполнялась перед
гальярдой.
Гальярда староитальянский веселый танец в умеренно быстром движении,
размер 3/4. Характерен энергичными прыжками танцующих. Был
распространен в XVI-XVII вв. в Италии и Франции. В инструментальной
сюите помещался обычно после медленной паваны.
Фолия (португ.) - старинный португ.-испанский танец-песня в 3-дольном
размере, известный с XIVв. По построению и темпу близка к чаконе,
сарабанде. Исполняется как сольный или парный танец. На балетной сцене
Франции фолия появилась в XVIIв., впоследствии завоевала популярность и
в других странах Европы. Мелодия фолии послужила темой для многих
инструментальных произведений Корелли, Листа, Керубини, Алябьева,
Рахманинова.
Аллеманда (от фр. allemande немецкий) старинный плавный степенный
танец, известный во Франции с XVI века. Один из наиболее популярных
инструментальных танцев эпохи Барокко. Исполнялся в размере 2/4 или 2/2.
В XVII-XVIIIвв. в размере 4/4. Темп умеренно медленный. Алеманда
входила в состав старинной инструментальной сюиты.
Куранта (франц. courante, букв. бегущая) старинный французский салонный
танец. Получил распространение на рубеже XVI-XVII вв. Первоначально
имел музыкальный размер 2/4, движения с характерными прыжками.
Позднее размер трехдольный, движения скользящие. Куранта становится
плавным торжественным танцем-шествием. Как музыкальная форма куранта
в XVII-XVIIIвв. входила в состав танцевальной сюиты Рамо, Баха), следуя
в ней за алемандой.
Сарабанда (исп. zarabanda) старинный испанский народный танец в
трехдольном размере. Первоначально исполнялась только женщинами и
носила подчеркнуто эмоциональный характер. В XVIIв. В измененном виде
исполнялась во Франции в другой манере медленно, торжественно,
подобно менуэту. Позднее сарабанда стала придворным танцем, а также
входила в состав танцевальной сюиты, в которой помещалась после куранты,
перед жигой.
Жига (англ.) быстрый старинный народный танец кельтского
происхождения, до сих пор сохранившийся в Ирландии. На Британских
островах известен с XV века. Первоначально жига была парным танцем;
среди моряков распространилась в качестве сольного, очень быстрого танца
комического характера. Размеры 6/8, 9/8, 12/8 в триольном движении. К
XVII-XVIIIвв. становится бальным танцем, распространенным также во
Франции. Входила в старинную танцевальную сюиту в качестве последней
части после медленной сарабанды.
Бурре старинный французский народный танец в подвижном темпе и 3-
дольном размере. С XVII века известен как придворный танец в измененном
виде, в размере 4/4 или 2/2. Был введен Люлли в оперу и балет. Вставлялся
как необязательная часть в танцевальную сюиту XVIIIв. (Рамо, Бах).
Ригодон французский танец народного происхождения (танец прованс.
селян), размер 2-дольный. Веселый, темпераментный, весьма подвижный,
ригодон в конце XVIIв. приобрел известность как бальный танец
(разновидность контрданса). Тогда же вошел в состав инструментальной
танцевальной сюиты. В форме ригодона написаны номера в операх и балетах
XVIIIв.( Рамо, Филидор идр.).
Гавот (франц. Gavotte танец гавотов, жителей области Овернь), старинный
французский хороводный танец в умеренном степенном движении.
Исполняется в размерах 4/4 или 2/2, начинается со сложного затакта в
полразмера. Музыка гавота светлая, изящная, порой с пасторальным, иногда
с торжественным оттенком. Известен с XVI в. В XVII-XVIIIвв. стал одним
из распространенных придворных бальных танцев. Введен Люлли в оперу и
балет. В XVIIIв. Входил в состав инструментальных сюит Баха, Генделя. В
старинных гавотах встречается средняя пасторальная часть мюзет. Образцы
гавотов созданы Рамо, Глюком. В русской музыке Чайковским,
Глазуновым, Прокофьевым.
Менуэт (фр. menuet, от menu маленький) старинный народный французский
грациозный танец, названный так вследствие своих мелких па. (Pas menus
маленькие шаги). Произошёл от медленного народного хороводного танца
провинции Пуату. Пишется в двухколенном складе, в трёхдольном размере
(3/4). В XVI-XVIIIвв. ни один танец не мог сравниться по популярности с
менуэтом. Характерная черта исполнения торжественность, церемонность,
чопорность. Шаг плавный, в движениях много поклонов и реверансов.
Менуэт широко представлен в клавирной музыке (Куперен и др.), входил в
инструментальную сюиту (Бах, Гендель и др.), составлял III часть сонатно-
симфонического цикла (Гайдн, Моцарт), в симфониях Бетховена был
преобразован в скерцо. Образцы менуэта создали также Чайковский,
Глазунов, Дебюсси и др.
Полонез (франц.) - старинный польский бальный танец-шествие
торжественного характера. С XVIв. известен как придворный танец во
Франции и других европейских странах. Широкое распространение получил
в XVIIIв. Размер 3-дольный, движения танцующих пар плавные, изящные,
поступь мерная, величавая. С XVIIв. Полонез известен как самостоятельная
инструментальная пьеса. Полонез широко представлен в сюитах и партитах
Баха и Генделя, в произведениях Моцарта, Бетховена, Вебера, Шуберта.
Исключительное художественное значение приобрели полонезы Шопена,
полные поэзии и драматизма. Большое место полонез занял в творчестве
польских композиторов (Огинский, Венявский и др.). Полонезы есть у
Глинки опере «Иван Сусанин»), Мусоргского опере «Борис Годунов»),
Прокофьева (в опере «Война и мир»).
Экосез (франц.) старинный шотландский народный танец, исполняется в
сопровождении волынки, разновидность контрданса. Как бальный танец под
названием англез был известен во Франции в XVIIв., позднее в России при
Петре I «Английский танец». С XVIIIв. Распространился под названием
«шотландский». Первоначальный размер 3/4, позднее 2/4. Характерен
квадратным построением, сложными фигурами, пары непрерывно меняются
местами. Экосез использован Л.Бетховеном, Ф.Шубертом, Ф.Шопеном,
Ф.Листом.
Чакона (исп.) старинный испанский танец-песня в 3-дольном размере,
исполнявшийся в живом темпе в сопровождении кастаньет.
Распространившись во Франции (XVIIв.), был включен Люлли в балет, где
приобрел медленный, плавный характер. В инструментальной музыке XVII-
XVIIIвв. чакона известна как пьеса в форме полифонических вариаций на
неизменную тему в басу (бассо остинато). По характеру и строению близка
пассакалье. Широко известна Чакона Баха для скрипки соло. Форму чаконы
использовал Бетховен (32 вариации до минор для фотепиано).
Контрданс - англ. народный танец, в котором принимает участие четное
число пар. Танцевальные «куплеты» поочередно исполняются то одной, то
другой группой (линией) танцующих. Появившись в XVIIIв., позднее был
заимствован другими народами как бальный танец. Музыкальная форма
контрданса использована Моцартом, Бетховеном.
Пассакалья тал.) старинный танец испанского протсхождения, темп
медленный размер 3-дольный, был популярен во Франции в XVIIIв. как
сольный танец. Введен Люлли в оперу и балет. На основе пассакальи
развилась инструментальная пьеса для органа, клавира в полифонической
вариационной форме разновидность бассо остинато. Образный строй
пассакальи обычно выражает глубокую сосредоточенность, возвышенную
скорбь, принимающую иногда трагедийный оттенок. Пассакальи сочиняли
Букстехуде, Куперен, Гендель, Бах, Шостакович.
Гросфатер старинный немецкий танец, состоящий из 2 частей: медленной
вальсообразной (3/4) и быстрой, сходной с экосезом (2/4). Гросфатер был
распространен также в России в XVIII и начале XIX вв. Использован
Р.Шуманом («Бабочки», «Карнавал») и П.И.Чайковским («Щелкунчик»).
Краковяк (польск.) танец краковяков (жителей Краковского воеводства),
один из национальных польских танцев. В XIVв. Распространился как
воинственный шляхетский танец, исполнявшийся парами мужчин (рыцарь и
оруженосец), позднее мужчиной в паре с женщиной. Размер краковяка 2-
дольный, ритм острый, с частыми синкопами. Исполняется живо,
темпераментно, весело, с горделивой осанкой. В XIXв. И в начале XXв. был
популярен как бальный танец. Музыкальная форма краковяка использована
Шопеном ("Рондо а ля краковяк»), Глинкой («Иван Сусанин»), Асафьевым
(«Бахчисарайский фонтан»).
Вальс (франц.) один из самых распространенных бальных танцев
умеренного или быстрого движения в 3-дольном размере. Характерен
плавным кружением танцующих пар. Вальс развился из чешских и
австрийских народных танцев (лендлеров). Возникнув в XVIIIв., вальс стал
особенно популярен в XIXв. В виде так называемого венского вальса
(создатели Ланнер, Штраусы). Фигура танца укладывается в 2 такта музыки.
В форме вальса написано много романсов, инструментальных пьес,
отдельных номеров в опере, балете, частей в симфонии (Глинка, Шопен,
Вебер, Чайковский, Глазунов).
Лендлер (нем.) народный крестьянский парный круговой танец в 3-
дольном размере, распространенный в Германии и Австрии. До XIXв. как
сельский танец исполнялся в медленном темпе. В начале XIXв.,
распространившись в городской среде, стал более оживленным. Лендлер
один из хореографических источников вальса. Музыкальная форма лендлера
использована Л.Бетховеном, Ф.Шубертом, Р.Шуманом.
Полька (чеш. назв. «половина») чешский народный танец быстрого
движения, в 2-дольном размере. Исполняется парами по кругу. Живость
танца и простота формы способствовали его популярности. В середине XIXв.
Широко распространился как бальный танец. Образцы художественной
обработки польки дали Сметана, Глинка, Бородин, Балакирев, Рубинштейн,
Рахманинов.
Мазурка танец мазуров, проживавших в польской Мазовии. Поляки
называют танец также мазур или мазурек. Позднее мазурка стала любимым
польским народным танцем. Мазурка стремительный, динамичный, даже
воинственный танец и вместе с тем изящный и лиричный по манере
исполнения. Мелодия мазурки в 3-дольном размере характерна острым,
четким ритмом, резкими акцентами, переходящими с сильной на одну из
слабых долей такта. В XIXв. Мазурка стала популярным бальным танцем во
многих европейских странах. Велико художественное значение мазурок
Шопена. Прекрасные образцы мазурок дали русские композиторы Глинка,
Балакирев, Чайковский, Глазунов, Лядов, Скрябин, Ляпунов.
Галоп (франц.) быстрый бальный танец в 2-дольном размере, характерен
скачкообразными движениями танцующих пар. Каждую фигуру танца
начинают с затакта и с другой ноги. Был широко распространен в XIXв.,
часто включался в балеты и оперетты, реже - в оперы. Образцы галопа
создали Шуберт, Лист, Чайковский, К.Хачатурян.
Тарантелла итальянский народный танец, чрезвычайно живой,
стремительный, непрерывного движения, в размере 6/8. Сопровождается
игрой на гитаре, ударами тамбурина, щелканьем кастаньет, иногда пением.
Музыкальную форму тарантеллы широко использовали в своем творчестве
Россини, Лист, Шопен, Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Кюи, Танеев,
Прокофьев.
Халлинг норвежский мужской сольный танец умеренного движения в 2-
дольном размере (2/4 или 6/8). Музыкальные обработки халлинга даны в
произведениях Грига.
Хота испанский народный танец быстрого движения, в 3-дольном размере.
Характер живой, темпераментный, острый, четкий ритм подчеркивается
щелканьем кастаньет. Мелодия хоты использована Глинкой («Арагонская
хота», «Ночь в Мадриде»), Листом («Испанская рапсодия»), Римским-
Корсаковым («Испанское каприччио»).
Чардаш венгерский народный танец в 2-дольном размере. Исполняется
соло и одновременно парами. Характерен синкопированный ритм. Первая
часть медленная, патетическая (лашан), вторая - стремительная, вихревая
(фришка) Художественные обработки чардаша сделаны Листом (венгерские
рапсодии), Брамсом (венгерские танцы), Делибом («Коппелия»), Чайковским
(«Лебединое озеро»).
Кекуок бальный и эстрадный танец в 2-дольном синкопированном
движении, исполняется в темпе быстрого марша. Возник в США на рубеже
XIX- XXвв. На основе танца американских негров. Был распространен в
Европе. В пародийном освещении кекуок использован Дебюссии («Детский
альбом», «Генерал Лавин-эксцентрик»), Стравинским («История солдата»).
Регтайм (англ.) американский салонный и бальный танец, модный в первые
десятилетия XXв. Как форма городской танцевально-бытовой музыки
американских негров. Регтайм явился одним из предшественников джаза.
Регтаймы для фортепиано сочиняли Джоплин, Шмитц, Сасько, Бойко.
Заключение.
В фортепианной литературе широко представлены сочинения в
танцевальных жанрах разных эпох и народов. Эти музыкальные
произведения очень разнообразны по степени сложности. В них проявляется
национальное своеобразие языка, интонационное и ладотональное богатство,
гармоническая красочность. Многие жанры танцевальной музыки широко и
разнообразно представленные в опере, балете, оркестровых произведениях
как части симфоний и сюит приобрели самостоятельное значение в виде
переложений танцевальных форм для фортепиано. Таким образом,
фортепианные произведения очень многих композиторов, написанные в
танцевальных жанрах в качестве педагогического репертуара, от гавотов,
бурре и менуэтов И.С. Баха, Ж.Ф. Рамо до вальсов, мазурок и полонезов Ф.
Шопена, представляют собой не только художественную ценность, но и
богатейший материал для методической исследовательской работы.
Литература.
1. Медушевский. В. Энциклопедический словарь юного музыканта. - М.:
«Педагогика», 1985.
2. Михеев. Л. Музыкальный словарь в рассказах. - М.: «Советский
композитор», 1986.
3. Островский А. Спутник музыканта. - Л.: «Музыка», 1969.