Методическое сообщение "Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение"

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Михайловская детская школа искусств»
Методическое сообщение на тему:
Проблема музыкальных способностей
и ее социальное значение
Работу выполнила:
Преподаватель высшей КК
Сидельникова Любовь Васильевна
г. Михайловск
2019 г.
2
Проблема музыкальных способностей всегда была и остается острой и
жизненно важной: перед каждым индивидом постоянно возникает
необходимость в удовлетворении жизненных потребностей. До сих пор,
когда хотят определить конкретные способности, их называют
музыкальными, литературными, математическими и т.д. Музыкальные
способности обнаруживаются и формируются только в музыкальной
деятельности: в пении, попытках подбирать мелодии на инструменте. Только
в ней они могут проявляться и развиваться.
Естественно может возникнуть вопрос: всем ли доступны занятия
музыкой? Поставим этот вопрос шире: что в способностях является
результатом действия наследственных или врожденных факторов и что
приобретено прижизненно, под влиянием среды, обучения, воспитания.
Есть музыкально- одаренные и очень способные, есть малоспособные и
неспособные. Каждый человек к чему-то и в какой-то мере способен.
Что же является природным в музыкальных способностях и что
приобретенным? Бесспорно, что способность к анализу специфических
звуковых сигналов речевых и музыкальных является природой,
передающейся по наследству. Но степень звукоразличения, острота
дифференцирования приобретается прижизненно. Превращения звуковых
сигналов в содержательную, смысловую или эстетическую информацию
происходит в результате обучения и воспитания, приобретения речевого или
музыкального опыта в определенной среде, в условиях определенной
музыкальной культуры. Таким образом, музыкальные способности
представляют собой сложное сочетание природного (врожденного),
социального и индивидуального.
Как же формируются музыкальные способности? Почему все же есть
музыкально малоспособные и неспособные? Наблюдения за музыкально
одаренными детьми показывают, что многократное подражание различным
звукам, постоянное слушание музыки и частое пение тренируют их голос и
слух. Это и является первичной формой приобретенного, которую отмечал
Б.М.Теплов, подчеркивая, что «даже и самые способные дети научаются
воспроизводить голосом мелодию, соблюдать точность интонации,
правильно передавать ритм музыки, но процесс этого учения происходит у
них в столь раннем возрасте так быстро и легко, в большинстве случаев в
процессе игры, что ускользает от внимания родителей и педагогов».
3
Процесс формирования музыкальных способностей можно представить
в следующем виде: повышенная реактивность на музыкальные впечатления
порождает склонность к слушанию музыки, ее исполнению и сочинению,
которые перерастают в устойчивую потребность в занятиях музыкой. При
этом диалектическая связь между способностью и деятельностью выражается
в том, что в отдельные моменты и в разных ситуациях первичным по
отношению к деятельности является склонность к музыке и проявление
определенных природных свойств или их комплексов; в других ситуациях
деятельность выступает основной формой и главной причиной
формирования способностей.
На основании работ Б.М.Теплова, ряда других исследований и
педагогических наблюдений можно выделить три основных уровня
музыкальной одаренности:
1 Высшие музыкальные способности, которые проявляются очень
рано в виде склонностей и требуют минимальных педагогических усилий
или участия взрослых для развития элементарных способностей, например,
повторения мелодии, следования за музыкальным ритмом звучащей музыки
или его воспроизведения.
2 Хорошие и удовлетворительные музыкальные способности,
которые начинают интенсивно развиваться главным образом в процессе
обучения: их проявление может быть самостоятельным или связано с
инициативой взрослых.
3 Неудовлетворительные способности, которые развиваются
затрудненно или достигают невысокого уровня даже в результате
педагогического воздействия. И все же музыкальные способности, как и
любые другие, динамичны по природе. В некоторых случаях они могут и
деградировать.
Так при наличии призвания и благоприятных результатов
деятельности, казалось бы нет причин для участия склонностей и
потребностей в музыкальной деятельности. Однако если большинство
биографий выдающихся композиторов подтверждают это правило, то
примеры М.А.Балакирева и Джорджа Россини, прекративших на склоне лет
творческую музыкальную деятельность, являются исключением.
В то же время сила призвания как признак мощи дарования, например
Л.Бетховена, Н.Паганини, Ф.Шуберта, преодолевавших неблагоприятные
4
условия, боровшихся с жизненными трудностями и сумевших их победить,
убеждает в значение сложного сочетания способностей с личными
качествами и чертами характера, в первую очередь волей, настойчивостью,
целеустремленностью, для формирования одаренности.
Давно признанно, что точные науки формируют познавательные
способности и развивают мышление школьника, а музыка, формирует
чувства и нравственные качества будущего гражданина. Самые гуманные
чувства – сочувствие в горе, переживание печали, торжества победы, светлой
радости музыка вызывает легко и непосредственно своим звучанием и тем
самым эмоционально воспитывает человека, подготавливая его к реальным
переживаниям.
Мы ищем возможность длительное время наблюдать детей,
одновременно обучающихся в двух школах общеобразовательной и
музыкальной. С удивлением отмечали, что робкие и незаметные среди
учащихся организовывали музыкальные лектории, а считавшиеся вялыми,
становились активными организаторами музыкального КВН. Все это
свидетельствует о больших возможностях образовательного и
воспитательного характера, которые заложены в детской психике. Причем
многие из детей не готовятся стать музыкантами-профессионалами.
Некоторые избрали будущей профессией математику, биологию,
химию и вместе с тем серьезно занимаются музыкой, которая пройдет с ними
через всю жизнь. Конечно, режим дня таких школьников весьма
напряженный. Но деятельность детей весьма разнообразна, и это помогает не
только успешно придерживаться режима, но и преодолевать физическую и
нервную нагрузку.
Характер увлечений исключает утомление и нервную нагрузку,
которые испытывают дети, занятые бесцельным времяпрепровождением во
дворе или дома, не умеющие использовать свободное время, что и порождает
неудовлетворенность собой, угнетенное настроение. В результате иногда
получается, что гораздо меньше успевают услышать, увидеть и узнать, чем
их вдвое больше загруженные сверстники.
Многочисленные наблюдения показывают, что занимающиеся в двух
школах, как правило, не обнаруживают нервно-психических признаков,
свидетельствующих о переутомлении или перенапряжении. Примеры детей,
обучающихся в детской музыкальной школе, показывает, что музыка
5
существенно влияет на улучшение успеваемости в общеобразовательной
школе. Таким образом, занятия музыкой одна из форм гармонического
воспитания детей, которая может быть расширена за счет включения в нее и
других видов искусства.
Формирование музыкальных способностей, которое осуществляется в
детских музыкальных школах, на практике подтверждает возможность
всестороннего развития личности. К этому нужно добавить, что искусство
способствует повышению восприимчивости, развитию различных
способностей, овладению разнообразными видами деятельности. Биографии
выдающихся музыкантов Ф.И.Шаляпина, С.В.Рахманинова и многих
других показывают, что художественная одаренность сама по себе
многогранна.
Искусство объединяет художественно-эмоциональные и
познавательно-интеллектуальные компоненты одаренности и тем самым
расширяет возможность формирования специальных способностей. Таким
образом, проблема способностей стала еще более острой социальной и
научной проблемой. Однако противоречие между развитием односторонних
способностей и гармоническим развитием личности может быть разрешено
только на высшем уровне развития производительных сил, когда у человека
после выполнения общественно-необходимой работы останется достаточно
свободного времени для удовлетворения всех других интересов.
Особое значение имеет музыка в детском и юношеском возрасте, когда
формируется личность. Если в общей педагогике отчетливо
разграничиваются обучение и воспитание, то в эстетической и
художественной области такое разделение немыслимо: эстетическое
воспитание и художественное обучение слиты, их разделение уничтожает
смысл эстетического, обедняет личность и снижает эффект обучения.
Занятия музыкой и рисованием, интерес к поэзии и театру необходимы для
эмоционального и нравственного воспитания, без которого школьное
образование и воспитание будет односторонним и неполноценным, что
может отрицательно сказаться в последующей жизни человека.
Примеры детей, обучающихся в ДМШ, показывают, что музыка
существенно влияет на улучшение успеваемости в общеобразовательной
школе. Большинство учащихся имеет оценки «хорошо» и «отлично» в обеих
школах. Таким образом, занятия музыкой одна из форм гармонического
6
воспитания детей, которая может быть расширена за счет включения в нее и
других видов искусства.
Музыка по своей природе социальна, коммуникативна. Она
предназначена для общения: раскрывая мысли, чувства, переживания
композитора и исполнителя, она ищет сочувствия вовне; сила ее воздействия
на слушателей заключается в том, что она выражает свойственные и им
самим чувства. Композитор и исполнитель, воплощая в музыке радость и
горе, хорошее настроение и печаль, делятся сокровенными переживаниями
со слушателями, но достигают понимания только тогда, когда вызывают
сопереживание. По сути, музыкальное искусство, в эстетическом понимании,
это всегда коллективное сотворчество. В этом смысле проблема
способностей является и социальной проблемой, и проблемой формирования
личности.
7
Список используемой литературы:
1.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1967г.
2.Мясищев В.Н. О связи склонностей и способностей. Л., 1962г.
3.Готсдинер А. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и
юношества. М., 1981г.