Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительного творчества

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 8 «Аленький цветочек»
города Лермонтова Ставропольского края
Статья из опыта работы
«Развитие творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста в процессе изобразительного
творчества»
подготовила
воспитатель старшей группы
Ефименко Ольга Ивановна
г. Лермонтов
2014 г.
Развитие полноценной личности невозможно без изобразительной
деятельности, она создает благоприятные условия для эстетического и
эмоционального восприятия искусства, которые способствуют
формированию эстетического отношения к действительности. На этой
основе развивается художественный вкус.
Ребенок через рисунок, лепку часто передает то, что не может выразить
словами: свое отношение к окружающим и окружающему. Поэтому
взрослым надо внимательно всматриваться в то, что изобразил ребенок, и
попытаться понять, что его интересует, пугает, огорчает, радует.
Дети, рисуют, лепят, конструируют не только для того, чтобы их работу
увидели и оценили другие, а также для подарка взрослым и сверстникам.
Так дошкольники привыкают заботиться о других детях, близких людях, у
ребят воспитывается особое чувство ответственности, появляется
стремление выполнить работу как можно лучше.
Изобразительная деятельность-это специфическое образное познание
действительности, оно имеет большое значение для умственного и
интеллектуального развития ребенка. При создании образа на бумаге, в
лепке у ребенка активизируются все психические процессы: память,
внимание, воображение, восприятие, а также мыслительные операции:
анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Изобразительная художественная деятельность имеет неоценимое
значение для подготовки детей к школе. Занятие рисованием, лепкой,
аппликацией воспитывает у детей умение, а главное, потребность доводить
начатое до конца, у них формируется умение сосредоточиваться и
целенаправленно заниматься интересующим их делом. Успешное овладение
детьми графическими навыками рисования и приемами облегчает освоение
письма в школе. Занятия изобразительной деятельностью - один из путей
воспитания в детях чувства прекрасного, умение замечать красивое в
явлениях природы, жизни, в произведениях искусства и отображать
увиденное в своих творческих работах.
Современная педагогика выделяет два этапа в развитии детских
изобразительных способностей: доизобразительный и изобразительный.
Первый этап начинается с того момента, когда в руки ребенка попадает
изобразительный материал: бумага, карандаш, кусок пластилина, мелок. Это
период 01 года до 3 лет.
Изобразительный период появляется с началом сознательного
изображения предметов. Деятельность детей на этом этапе приобретает
творческий характер. Первые изображения предметов в рисунке, лепке
очень просты, в них обычно отсутствуют не только детали, но и часть
основных признаков (дети 3 лет). Это объясняется тем, что у маленьких
детей еще слабо развито аналитико-синтетическое мышление, а
следовательно, и четность воссоздания зрительного образа, мало развита
координация движения рук, нет еще технических навыков.
С накоплением опыта, овладением изобразительными умениями дети
начинают изображать особенности предметов, передавать их основные
признаки. Образы становятся четкими, узнаваемыми, выразительными,
появляется динамика и пропорциональность не только в изображении
человека и животных, но и в изображении растений, деревьев.
Я уверена, что художественно-творческие способности, умение и
навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку
занятия изобразительной деятельностью способствует развитию творческих
способностей, воображения, наблюдательности, художественного
мышления и памяти у детей.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и
развития знаний эстетического восприятия, т. к. оно связано с
самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение
двух взаимосвязанных задач:
-во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную
отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей
жизни;
-во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умение.
В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность,
эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.
Наблюдая за детьми, хочу отметить, что почти все дети рисуют,
впоследствии же рисованием занимаются очень немногие. А это значит, что
в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством
познания окружающего мира. Рисуя, ребенок развивает определенные
способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве,
чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки:
координация глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того, я уверена, что
рисование дарит детям радость, создает положительный настрой, рождает
интерес к творчеству, а на его основе впоследствии формируется
художественная культура, а иногда и призвание. Еще Аристотель писал:
«Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности
ребенка».
Особое место в развитии творческого потенциала личности
дошкольника занимает изобразительное искусство и художественный труд,
так как лежащая в их основе практическая деятельность обладает
развивающим потенциалом.
Каждый человек обладает творческими возможностями и проявляет
интерес к какому-либо виду деятельности - художественному,
музыкальному, театральному и др.
Для развития творческой личности в современной практике
дошкольного образования рекомендуется использовать нетрадиционные
техники рисования. Технология их выполнения интересна и доступна и
взрослым, и детям дошкольного возраста. Существует много техник
нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они
позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждому ребенку
интересно рисовать пальчиками, делать рисунки собственной ладошкой,
ставить на бумаге кляксы и получить забавный рисунок. Ребенок любит
быстро достичь результата в своей работе, а перечисленные ниже
нетрадиционные техники способствуют этому.
Начиная с младшего дошкольного возраста я использовала:
рисование пальчиками;
оттиск печатки из картофеля;
тычок жесткой полусухой кистью.
Детей среднего дошкольного возраста знакомила с сложными
техниками:
оттиск поролоном
оттиск печатками из ластика;
восковые мелки + акварель;
свеча + акварель;
отпечатки листьев;
волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети осваивали еще более
трудные методы и техники:
кляксография с трубочкой;
монотипия пейзажная;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
кляксография обычная.
Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование
позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее,
развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Изобразительная деятельность, и в частности рисование, - вид
деятельности, без которого немыслимо полноценное развитие ребенка.
Однако здесь, я считаю важно не навязывать детям стереотипные
представления, которые не возбуждают их фантазию, а надоедают им
закрепощают и не стимулируют развитие творческих способностей.
Я заметила, что иногда, во время занятия, некоторые дети с неохотой
берутся за краски, а в свободной деятельности подолгу сидят над
раскрасками или самостоятельно создают какие-либо произведения, не
испытывая при этом ни каких затруднении. На традиционных занятиях, я
зачастую предлагаю детям сюжет будущей работы. Но при таком подходе
ребенок лишается возможности проявлять фантазию, самостоятельность,
право выбора. В итоге дети демонстрируют одинаковые работы. Рисунки
мал чем отличаются друг от друга, не отражают индивидуального подхода
ребенка к создаваемому образу. Это свидетельствует об отсутствии
творчества в работах детей. Работая по традиционным программам, я
пришла к выводам, что детям «тесто» в их рамках, они не побуждают детей
к экспериментированию с красками, бумагой, пластеином и другими
новыми материалами.
В поисках новых методов и технологий я обратилась к работам Т.
Дороновой, Б. Неменского, Р. Чумичевой. Открыла для себя новые подходы
в работе с детьми по изобразительной деятельности. Основным
направлением стало использование нетрадиционных техник рисования и
лепки.
Разнообразие нетрадиционных способов рисования рождают у детей
оригинальные идеи, развивают фантазию и воображение, вызывают
желание придумывать новые композиции. Знакомство с новыми техниками
происходит на занятиях по рисованию и специальных занятиях на кружке
по изобразительной деятельности «Мы - художники», где дети изучают
изобразительные материалы и инструменты, пробуют экспериментировать.
У них возникает естественный интерес к необычным материалам и желание
их использовать в разных видах рисования.
По мере усвоения все новых и новых способов работы, ребята
открывают для себя, что определенный образ можно выполнить не одним, а
несколькими способами. Например, техника «Кляксография» может быть
выполнена обычным путем: накладыванием второго листа на кляксы,
снятием его и рассматриванием полученного изображения. В технике
«Кляксография с трубочкой» используется трубочка для раздувания кляксы,
а в технике «Кляксография с ниточкой» ветные ниточки). При этом
каждый ребенок самостоятельно отбирает к занятию все необходимое, в
соответствии со своим замыслом. Так, как дети уже имеют знания и навыки
работы в разных техниках рисования, они уверенно демонстрируют умение
творчески применять освоенные способы работы для выражения
индивидуального замысла.
Я считаю, что важным условием развития ребенка - является не только
оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к
творчеству, но и использование на занятиях нетрадиционного материала и
нестандартных изобразительных технологий. В технике «Черно-белый
граттаж» или «Цветной граттаж» я использую также необычные материалы
как восковая свеча, жидкое мыло и зубной порошок, палочка с заточенным
концом или пустой стержень. Дети с огромным интересом и удовольствием
работают с этим материалом. Но прежде, чем выполнить эту технику, я
провожу предварительную работу. Она состоит из трех этапов.
Первый этап - это цель заинтересовать детей изложением того, в чем
состоит задача и как ее осуществить. В этом мне помогает чтение
художественной литературы, рассматривание картин и графических
рисунков. Большое внимание уделяю «составлению» сюжета рисунка. Для
этого я предлагаю взять обыкновенный лист бумаги и нарисовать то, что
задумано по сюжету. Потом дети рассказывают о своих персонажах и
решают композиционную сторону рисунка.
На втором этапе, мы совместно с детьми проводим специальную
подготовку бумаги к технике «Граттаж» и я объясняю им приемы
рисования.
Третий этап - это реализация идеи и анализ работы, который мы
проводим вместе с детьми. Каждый «художник» сам пробует представить,
понять собственное отношение к выбранной теме и полюбоваться ее
результатами. Для развития воображения, фантазии я использую такую
технику как «Монотипия». Монотипия - получение изображения переводом
его с одной поверхности на другую, т. е. оттиск изображения. Техника
монотипии требует от ребенка развитых изобразительных навыков,
точности и аккуратности. Сложность монотипии заключается в быстром
создании рисунка. Но эта особенность и нравится детям. Работы
получаются яркие, непредсказуемые, с помощью которых они учатся видеть
в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линей образы, оформляют их
до узнаваемых и погружаются в удивительный мир творчества.
Примерные темы, которые я использую на занятиях кружка: «Осенний
пейзаж», «Дорисуй предмет», «Бабочка», «Иней на стекле», для монотипии
я также использую лист бумаги и кафельную плитку, на которую краской
наношу рисунок, затем ее накрываю влажным листом бумаги. Пейзаж
получается размытым.
Осень. За окном золотом «горит» клен. Буйство красок будоражит
сознание. Вместе с детьми выходим в парк, я предлагаю рассмотреть кроны
деревьев, полюбоваться осенней красотой природы, дети собирают букеты
из листьев и приносят их в группу. Эти «волшебные» листья они
используют на занятии, когда работают в технике «Печать листьями».
После таких наблюдений (особенно в парке) дети очень внимательно
рассматривают изображение деревьев на слайдах, открытках, любуются
репродукциями известных художников: И. Шишкина, В. Васнецова, И.
Левитана, Ф. Васильева. После любых занятий по изодеятельности,
обязательно организовываю выставки детского творчества, на которых
ребята вместе с родителями рассматривают свои работы, делятся
впечатлениями, читают стихи.
В своей работе с детьми практикую тычковое рисование. Метод
тычкового рисования не требует от детей четкого изображения тонких
линий, несущих художественную нагрузку. Достаточно уметь рисовать
геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем необязательно
правильной формы и, только прямыми линиями. В процессе закрашивания
тычками, эти недостатки будут незаметны. Для закрашивания понадобится
густая гуашь и жесткая кисть. Я считаю, что важно научить ребенка
правильно держать кисть: вертикально по отношению к плоскости листа и
делать тычковые движения. В результате получается большая, пушистая
точка. Иногда я предлагаю детям использовать две или несколько красок.
Гуашь - густая краска, поэтому требуется меньше времени для ее
высыхания, а это позволяет накладывать друг на друга разные по цвету
краски, создавать различные цветосочетания, а отдельные мелкие детали
дети дорисовывают тонкими линиями. Этот метод очень увлекает детей,
поэтому мы используем его как на занятиях, так и в свободной
деятельности.
Очень забавными получаются ежики и котята, собаки, зайцы, утята на
пруду, снегири на ветках, цветы на лугу и сказочные елочки в зимнем
наряде. Детям нравится так рисовать, они легко усваивают данный способ.
Я уверена, что рисование тычками стимулирует развитие мелких мышц
кисти руки, поэтому дети легче овладевают и другими способами
рисования.
Я считаю, что главное - увлечь детей темой, помочь им освоить приемы
изображения окружающего мира, и тогда рисование станет увлекательным
занятием для детей. Работы детей в тычковой технике получаются
интересными, выразительными, красочными и радую как самих маленьких
художников, так и их родителей.
На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым
интересным видом деятельности дошкольника. Для занятий по лепке я
использовала нетрадиционную методику Г. Н. Давыдовой
«Пластилинография». Понятие «пластилинография» имеет два смысловых
корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова
«пластилин» подразумевает материал, при помощи которого
осуществляется исполнение замысла. Принцип этой техники заключается в
создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых,
полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Начиная работать с младшими дошкольниками, я использовала
простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание,
вытягивание. Это дает возможность создавать сложные лепные композиции
в старшем дошкольном возрасте, и использовать более сложные приемы:
выполнять декоративные налепы разной формы, прищипывание,
сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, примазывание одной
части к другой. Во время лепки я обязательно обращаю внимание детей на
цвет пластилина, как средство выразительности, учу ребят смешивать
разные цвета и получать более светлые оттенки. Для этого используем
прием «вливание одного цвета в другой».
Первые успехи в работе вызывают у детей желание творить
самостоятельно. Наиболее удачные работы получились на зимнюю
тематику: «Живые яблоки на ветках», «Пингвины на льдине», «Совушка -
сова», «Зимний лес». Такие тематические картинки, которые дети создают
своими руками, широко используются у нас в группе для украшения
групповой комнаты, оформления изобразительного уголка, для подарка
своим близким или друзьям. В конце занятия я зачастую предлагаю детям
проанализировать то, что у них получилось, правильно ли составлена
композиция, подобран цвет, какие чувства и впечатления вызывает работа.
Детским эмоциям и фантазиям нет предела. Они придумывают рассказы и
целые сказки о своих вымышленных героях. Я уверена, что каждое
творческое занятие должно приносить ребенку только радость и массу
позитивных эмоций.
В наши дни лепка из соленого песта стала очень популярным занятием.
Лепка везде - в детском саду, в школе и даже дома. И это не удивительно.
Лепка из соленого теста - большое удовольствие и радость. К тому же все
необходимые материалы легкодоступны. И соль, и мука, и вода - всегда под
рукой. А слепив фигурку, ее можно разукрасить, покрыть лаком, если надо
нарядить в лоскутки, добавить природные материалы. Соленое тесто -
экологически чистый материал, поэтому комок светлого, мягкого, теплого
теста можно смело доверить любому малышу.
Работая с детьми раннего возраста, я предлагала им вылепить «вкусные
угощения для игрушек». Дети лепили печенье, пряники, колобок, конфету,
бублик. Это занятие вызывает у них огромный интерес, развивает чувство
формы, мелкую моторику, координирует работу обоих рук (добиваюсь
синхронного движения при круговом раскатывании). Детей среднего
возраста учу самостоятельно применять освоенные методы лепки и приемы
украшения поделок (раскатывание шара, сплющивание в диск и полусферу,
прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков).
Дети с удовольствием лепят из соленого теста и украшают лепные изделия
всевозможными отпечатками. Для этого используют пуговицы, трубочки
для коктейля, колпачки фломастеров и т.д.
Когда я беру в руки соленое тесто, то этот комок дает ощущение чего- то
живого, и лепка вызывает самые приятные чувства. Из соленого теста мы
лепим с детьми все, что нам захочется: кукол, дома для них, даже целые
города. И это есть единственно и уникально. Ведь все, что мы сделали с
ребятами сегодня, не повторится никогда, просто по тому, что завтра они
станут старше и будут лепить по-другому.
Ребята старшего возраста могут справиться с более сложной работой. Ко
дню 8 Марта я предложила слепить в подарок мамам и бабушкам панно с
изображением цветов и необычные декоративные сердечки, уточнила
представление детей о том, что означает сердце как художественный
символ (любовь, нежность, сердечное отношение). Сначала научила детей
вылепливать элементы цветка (серединка, лепестки), цветок в форме бутона
(колокольчик, тюльпан, роза). Листья для цветов выполняли с помощью
шаблона. Для вылепливания сердечка предложила детям два разных
способа.
Первый способ - моделирование формы сердечка пальцами рук:
раскатать шар, сплющить в монетку (диск), с одной стороны вытянуть,
заострить, с другой стороны выдавить выемку.
Второй способ - вырезать сердечко стеком по шаблону.
Чтобы наше панно и декоративные сердечки оказались законченными,
подсказываю ребятам, как их можно украсить с помощью печатки или
вылепленных мелких деталей.
Чтобы сохранить готовые изделия, их надо обжечь или высушить. Я
обычно выставляю поделки на солнышко или высушиваю на отопительных
батареях. Изделия из соленого теста, до конца высушенные на воздухе,
остаются не менее прочными, чем обожженные в духовке.
Для раскрашивания предлагаю детям использовать акварельные краски,
гуашь. Для рисовки мелких деталей - фломастеры и гелевые ручки. После
раскрашивания я закрепляю все работы прозрачным лаком. Работа
закончена и я уверена, что она еще долгие годы будет радовать как самих
детей, так и их близких.
Лепка из соленого теста очень оригинальный и увлекательный вид
творчества. Главными инструментами, конечно же, были и остаются наши
пальцы. Но им нужны и помощники такие, как стеки, гладкие дощечки для
лепки. Кроме того понадобятся кисточки, банка для воды, ситечко, пресс
для чеснока, фактурные пуговицы, скалка для того, чтобы ровно
раскатывать пласт теста, ножницы, кусочки фактурной ткани, различный
природный материал.
Если дети вылепливают фигурки, а потом разукрашивают их, то
получается очень красиво, то я предлагаю им пофантазировать: кукле
Аленке приклеить волосы из ниток, одеть в сарафан из ситца, а ее другу,
Антошке подарить вязаный шарфик. И эти поделки сразу будут выглядеть
гораздо веселее и забавнее. Для составления орнаментов и композиций мы
используем различные сухоцветы, семена, крупы.
Очень нравится ребятам коллективная работа. Учу детей создавать
сложные композиции из соленого теста, например, в одной работе они
могут использовать разные техники и природный материал. Наиболее
благодатная теме - это тема природы. Листья деревьев и траву предлагаю
изобразить с помощью ситечка или чесноковыжималки. Напоминаю, что
для изготовления ствола дерева мы можем использовать настоящий
древесный сук или толстую ветку со снятой корой. А можно изготовить
ствол из жгутов теста, свитых в один каркас. Если же ствол дерева ребенок
лепит цельный (из одного цельного валика), предлагаю на нем процарапать
зубочисткой или спичкой волнистые линии - «бороздки» на коре.
Обязательно уточняю способы формирования кроны: из одного
большого диска (сплющенного шара), с помощью тонких нитей теста,
пропущенных через ситечко или чесночницу и способом отщипывания
маленьких кусочков теста, которые затем прикрепляем к стволу, начинаем с
нижних веток и заканчиваем на макушке дерева. На заключительном этапе
предлагаю украсить наши деревья. Дети лепят из соленого теста и
прикрепляют на деревья цветы, плоды (мелкие и крупные), птиц, сидящих
на ветках и взлетающих в небо, это придает картинке живость и
естественность. Поделки, которые дети мастерят собственными руками,
имеют особую энергетику и силу воздействия. Вещи, изготовленные
собственными руками, приносят радость, чувство восторга и удивления
каждому ребенку.
Опыт работы свидетельствует что, чтобы привить любовь к
изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию и лепке у
дошкольников, я использую нетрадиционные способы изображения. Такое
нетрадиционное рисование и лепка доставляют детям множество
положительных эмоций, раскрывают возможность использования хорошо
знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляют
своей непредсказуемостью. Научившись выражать свои чувства на бумаге и
в лепных поделках, ребенок начинает лучше понимать чувства других,
учится преодолевать радость, страх перед рисованием и лепкой, перед тем,
что ничего не получится.
Он уверен, что получится, и получится красиво.
Список литературы
1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой
личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 60 стр.
2. Баронова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству: обучение
детей 2-7 лет технике рисования: Методическое пособие. М.:
Мозаика-Синтез, 2010.
3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. Дошкольное воспитание. -
1982 №11. стр. 32-38.
4. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. -
СПб.: Союз, 1997. 92 стр.
5. Давыдова Г.Н. Детский дизайн-2: Пластилинография Год: 2008
Издательство: Скрипторий 2003
6. Давыдова Г. Н., Пластилинография для малышей, ООО
Издательство «Скрипторий 2003» , 2008 г.
7. Иванова О, Васильева И. Выразительные возможности цвета.
Желтый, синий, красный. АНО «Агентство образовательного
сотрудничества», 2005 г.
8. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое
пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
9. Кискальт И. Соленое тесто. М. : «Аст –пресс», 2002 г.- 142с.
10. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.
11. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 125 стр.
12. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» -
КАРО, Санкт – Петербург 2010.
13. Полуянов Д. Воображение и способности. - М.:3нание, 1985. 50 стр.
14. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - До-
школьное воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27.
15. Фирсова А.В. Чудеса из соленого теста. – М. : Айрис-пресс, 2008 –32с.
16. Хоменко В.А. Соленое тесто шаг за шагом. Харьков 2007 -63с.
17. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи: Книга для воспитателей
детского сада. М.: Просвещение, 1992.