Мастер-класс "Развитие творчества у детей школьного возраста в процессе изготовления цветов методом валяния"
1
Развитие творчества у детей школьного возраста в процессе
изготовления цветов методом валяния (мастер-класс)
Исполнитель
Радионова Татьяна Викторовна
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Центр дополнительного
образования детей им. В Волошиной»
г. Кемерово
Кемерово 2015
2
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………..3
План-конспект занятия «Изготовление цветов методом
валяния»……………………………………………………………………4
Список литературы ……………………………………………………….7
Приложение………………………………………………………………..8
3
Пояснительная записка
Творческое развитие ребенка в области декоративно-прикладного
творчества, а также конструирования и моделирования, изготовления
изделий играет большую роль в процессе воспитания и образования.
Дополнительное образование детей способствует расширению круга
интересов, воспитанию эстетических потребностей, развитию их
мышления, творческого воображения, художественных способностей.
Работы по декоративно-прикладному искусству привлекают детей своими
результатами. Они помогают детям школьного возраста делать шаги в мир
искусства, творить, выдумывать, узнавать много нового, развивать мелкую
моторику осваивать технологические приемы и способы обработки
материалов, развивать образное и пространственное мышление.
Занятия по конструированию, моделированию, изготовлению
изделий способствуют самопознанию, самоопределению, саморазвитию
учащихся, содействуют познанию и развитию личности ребенка в целом.
На занятиях учащиеся знакомятся с теорией, но большая часть
времени отводится практике. Практическая работа выполняется по образцу
(исполнительские занятия), и без образца (творческие). Задания для
учащихся представлены в виде: рисунка, чертежей моделей, либо по
самостоятельному творческому замыслу.
Организация занятия строится с учетом опыта и знаний полученных
на уроках труда в школе, а также возрастных особенностей детей.
В процессе занятия происходит формирование художественно-
эстетического вкуса учащихся.
4
План-конспект занятия «Изготовление цветов методом валяния»
Целью работы является развитие у слушателей навыков ручного
труда, побуждение к творчеству и самостоятельности посредством
моделирования и конструирования изделия.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Познакомить с одним из способов создания цветов из шерсти
методом валяния.
2. Рассказать об истории возникновения валяния.
3. Способствовать развитию творческого мышления и эстетического
восприятия.
Основные этапы занятия:
1. Вводная часть.
2. Приветствие. Вступительное слово.
3. Сообщение темы, постановка темы и задач.
4. Практическая работа.
5. Заключительная часть.
Материалы и инструменты:
шерсть для валяния
полиэтиленовый материал
небольшой отрез ткани
сетка (фатин)
жидкое мыло
вода
ножницы
нитки
игла
5
заготовка для заколки, заготовка для броши, лента и т.п. – по
желанию, если вы будете делать приколку.
Ход занятия:
I. Вводная часть:
Приветствие присутствующих слушателей. Сообщение цели и задачей
занятия.
II. Основная часть:
Краткий рассказ об истории создания валяных изделий (приложение 1).
III. Практическая часть.
Сегодня вам предлагается изготовить цветок из шерсти, с помощью
которого вы сможете сделать ваш наряд либо прическу неповторимыми или
украсить им свой дом, например, сделать «подхват» для штор.
Инструкция по ТБ (приложение 2).
Порядок изготовления цветка: (фото в приложение 3)
1. Вырезаем из ткани круг нужного диаметра.
2. На стол стелим полиэтиленовую пленку. На пленку выкладываем
круг. На круг выкладываем шерсть, ровняя волокна вдоль радиуса
круга.
3. Накрываем сеткой. Сбрызгиваем ткань водой и наливаем
небольшое количество жидкого мыла.
4. Совершаем проглаживание поверх сетки, распределяя мыло. Если
воды недостаточно – добавляем. Снова проглаживаем и трем руками
по поверхности.
5. Скатываем в трубочку все слои (вместе с пленкой) и катаем по
столу сверток пару минут.
6
6. Разворачиваем трубочку. Расправляем все слои. Аккуратно снимаем
сетку. Переворачиваем нашу работу, снимаем круг, убираем его и
накладываем сверху шерсть, придавая ей узор с другой стороны. Снова
накрываем кусочком сетки и повторяем процедуру с водой и мылом.
Снова скручиваем в трубочку и опять катаем по столу (валяем)
несколько минут.
7. Снова разворачиваем, проверяем. Подравниваем края и если
недостаточно сваляно, валяем еще.
8. Когда вы решите, что валяние закончено, вырезаем из заготовки
нужные детали и придаем с помощью швейных ниток и иголки,
нужную форму цветку.
9. Промываем цветок от мыла, высушиваем.
Цветок из шерсти готов.
Подведение итогов:
Изделия, сделанные вручную, ценятся очень высоко. Они не только
хранят тепло рук мастера, но и каждая работа индивидуальна. Этот цветок
станет украшением нашей жизни!
7
Список литературы
1. Шинковская К. Художественное валяние [Текст]/ К. Шинковская.-
М.:АСТ-Пресс, 2009.-80 с.
2. Вольк-Герхе Ангелика Цветы из шерсти. Оригинальные модели в
технике фелтинг. [Текст] /Зуевская Е.- М.: Издательская группа
«Контент»,2013.-96с.
3. Армани С. Мои любимые зверушки. Красивые войлочные модели.
[Текст] /Е.А. Козинкина .- М.: Издательство «Магма»,2013.-64 с.
4. Соколова О. Фелтинг. Экзотические поделки из шерсти. [Текст]- М.:
Издательство «Феникс»,2014.-64с.
5. Интернет. «Страна мастеров» мастер-класс (фото).
6. Интернет.www.ukrasa.ru (фото).
8
Приложение
Приложение 1
Валяние из шерсти (фелтинг, фильцевание) — это особый процесс, в
результате которого из шерсти создаются объемные игрушки, одежда
(жилеты, туники, валенки, тапочки), аксессуары (палантины, шарфы,
шляпки, бижутерия).
Из истории возникновения валяния.
История валяния из шерсти связана, в первую очередь, с кочевниками,
которые одомашнили овец. У натуральной шерсти есть способность
сваливаться, т.е. образовывать войлок. Никакой другой материал к этому не
способен. Это происходит из-за того, что шерстяные волокна имеют верхний
чешуйчатый слой. Чешуйки волокна шерсти под воздействием горячей воды
и пара могут сцепляться друг с другом. Однако шерсть дикой овцы почти не
валяется, так как у нее нет чешуйчатого слоя.
Ученые говорят о том, что валяние из шерсти – самая древняя техника
создания текстиля. Но, как же человек догадался, что шерсть можно свалять?
История валяния связана также с легендой о Великом потопе. В ней
рассказывается о том, как в Ноев ковчег были согнаны разные звери, в числе
которых были и овцы. Им приходилось находиться в маленьких помещениях,
их шерсть падала прямо на пол, по которому они ходили. Куски шерсти то и
дело попадали под копыта животным, а когда Потопу пришёл конец, и овцы
были выпущены, поверхность пола оказалась покрытой первым валяным
ковром.
Кочевники были первыми людьми, оценившими уникальные свойства
войлока. Они делали из шерсти дома, одежду (стельки, бурки и мужские
головные уборы), предметы интерьера (ковры, дорожки, подушки),
скотоводческое снаряжение (детали седла, чепраки и попоны для коня,
большие войлочные сумки для перевозки грузов и др.), утварь (мешки для
хранения чая, мелкой посуды и прочих мелких предметов), подстилки для
новорожденных телят.
Люди спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, коней
укрывали войлочной попоной. Войлок оберегал их от злых духов и
вражеских стрел, спасал от жары и холода. Они использовали свалянную
9
шерсть даже в кузнечном деле и медицине (при лечении переломов костей) и
др.
На Руси войлок появился в эпоху монголо-татарского ига. Гораздо
позже, около двухсот лет назад, в России научились валять из шерсти
валенки. Но кроме валенок на Руси изготавливалось также сукно, которое
было достаточно популярным, войлоки для хозяйственных нужд и валяные
шапки.
Мастерство валяния из шерсти передавалось из поколения в поколение.
В технике валяния по прошествии многих лет практически ничего не
изменилось. Однако в наше время выводят новые породы овец -
мериносовые. Они славятся более тонкой и мягкой шерстью, из которой
можно получить исключительно нежные изделия.
Сегодня войлоковаляние превратилось в интересную форму
художественного самовыражения. Художники по войлоку умудряются даже
изобретать новые приемы валяния шерсти. Уже давно в моде войлочные
аксессуары и украшения из войлока, одежда, войлочные картины и игрушки.
Неожиданными становятся сочетания войлока с керамикой, металлом,
стеклом.
Валять шерсть можно двумя способами - мокрым и сухим:
Сухое валяние – уплотнение шерсти с помощью специальных игл.
10
Иглы имеют специальные насечки, благодаря которым они подцепляют
и смешивают (спутывают) волокна шерсти. Все насечки на игле
расположены в одном направлении, противоположном направлению
втыкания, благодаря этому иглу можно легко вынуть из шерсти. Втыкая иглы
в шерсть, расположенную, например, на губке, - шерсть уплотняют
(сваливают), добиваясь необходимой формы (при объемном валянии) или
толщины шерстяного слоя (при валянии плоских деталей).
По своей авторской методике я создаю цветы в технике сухого валяния:
Мокрое валяние – валяние руками с помощью воды и мыла.
При этом способе валяния - шерсть, разложенную слоями,
пропитывают мыльным раствором и поглаживают (трут) руками, постепенно
увеличивая усилия. При этом, под воздействием щелочной среды и рук,
волокна шерсти плотно переплетаются и получается войлок.
11
Из непряденой шерсти можно сделать как очень простые (бусины,
цветы), так и очень сложные (сумки, картины/панно, верхнюю одежду)
изделия – все зависит лишь от Вашего желания и фантазии!
Валять из шерсти могут не только взрослые, но даже маленькие дети,
например – бусины или толстые веревочки, из которых, с помощью
взрослых, можно сделать игрушку (например, забавную гусеницу или
бабочку) или украшение – это очень полезно для развития моторики.
Работать с шерстью очень увлекательно и приятно – это мягкий,
теплый и живой материал!
12
Приложение 2
Техника безопасности при работе с колющими и режущими
инструментами и приспособлениями
1. Подготовить рабочее место, инструменты, приспособления. Постоянно
держать их в исправном состоянии.
2. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения
рабочего места посторонними предметами, которые не используются в
работе в данное время.
3. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать
других.
4. Передавать колющие и режущие предметы ручкой от себя, располагать
их на столе острым концом от себя.
5. При шитье не пользоваться ржавой или кривой иглой.
6. Не вкалывать иголки и булавки в одежду или случайные предметы,
нельзя брать иглу в рот.
7. Хранить иголки и булавки нужно в игольнице.
8. Сломанную иглу следует отдать педагогу.
9. Нельзя брать иглы, нитки, пуговицы в рот.
10. Нельзя перекусывать нитку зубами.
11. Руки во время шитья держать на весу, сидеть прямо и не подносить
близко к глазам работу.
12. Ножницы во время работы находятся справа кольцами к себе.
13. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
14. Лезвия ножниц должны быть остро наточенными.
15. Передавать ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
16. Нельзя резать на ходу.
17. При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания
и пальцами левой руки, которые поддерживают материал.
13
Приложение 3
Порядок изготовления цветка.
14
15
Педагогика - еще материалы к урокам:
- Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Вырастала елка…»
- Мнемотехника как средство преодоления неуспеваемости младших школьников
- Самоанализ профессиональной деятельности педагога
- Развитие профессиональной компетентности педагогических работников
- Формирование исполнительской культуры учащихся старших классов ДШИ в работе над кантиленой
- ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПУТЕМ ВОВЛЕЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ