Фонетический метод обучения пению начинающих вокалистов

Фонетический метод обучения пению начинающих вокалистов.
Различные звуки речи и их сочетания позволяют воздействовать на
работу голосовых связок в желаемом направлении.
В вокальной педагогике фонетический метод это воздействия на
голосообразование посредством использования отдельных звуков речи и
слогов. Фонетический метод воспитания голоса один из самых
распространенных. Педагогу необходимо знать свойство звуков речи, чтобы
сознательно употреблять их для выработки нужных качеств голоса.
Согласные звуки, в зависимости от того, какие органы участвуют в
их образовании делятся на:
-губные («Б», «М», «П», «Ф»);
-язычные («Д», «Л», «Р», «Т», «Ц», «Ч»);
По месту образования в ротовой полости согласные бывают:
-заднего уклада («К», «Г»);
-среднего уклада («Х», «Ш», «Р»);
-переднего уклада («Д», «З», «Л») и др. укладов
Следует отметить, что звонкие согласные это звуки высокого
импеданса, а, следовательно, они усиливают работу голосовых связок.
Глухие согласные выключают работу голосовых связок. Поэтому при
наличии зажатости мышц гортани нужно использовать глухие согласные.
Смена слогов, тренирует дикцию и сдерживает выдох. Начать формирование
и развитие голоса с той гласной, которая лучше всего получается, на которой
выявляются лучшие качества голоса.
Подбор гласных и слогов для вокальных занятий должен
осуществляться с ясным пониманием характера их влияния на работу
голосового аппарата.
Практические рекомендации фонетического метода:
- гласные в сочетании с сонорными согласными («М», «Н», «Л», «Р»)
легче округляются, смягчают работу гортани.
- работа голосовых складок выключатся на глухих согласных («П»,
«К», «Ф», «С», «Т»). Они смягчают и гласную. Поэтому при наличии
зажатости мышц гортани полезны слоги «ПО», «КУ» и т. д.
- при гнусавости звука употребляются гласные «А», «Э», «И» в
сочетании с губными согласными («П», «Б», «В», «Ф»).
- при пассивном пении звонкие согласные в сочетании с
гласными «Ф», «И», «Э».
- крикливый («белый») звук гласные «У», «О» в сочетании с
сонорными согласными «М», «Л».
- горловой звук – гласное «О», «У» с глухими согласными.
- согласные губные «Б», В», «М», «П», «Ф» не влияют на работу
гортани.
- согласные «Г», «Д», «Ж», «З», «К», «Л», «С», «Х», «Ц», «Ч», «Ш»,
«Щ» влияют на работу гортани.
- согласный «Д» - нахождение грудного резонирования, твердой атаки.
- согласный «П» округляет гласную.
- согласные «Ф», «С», «Р», «Л» просветляют звук.
- согласные «Л», «С» - нахождение придыхательной атаки.
- согласные «К», «Ж», «Г» поднимают гортань.
- звуки переднего уклада приближают звук, поэтому применяются при
глубоком, глухом звучании.
- звуки заднего уклада исправляют «белый» звук.
- согласные «Г», «К» - поднимают мягкое небо, активизируют его,
применяются сочетания «КУ», «ГУ», «КО», «ГО».
- согласные «Б», «М», «П» активизируют губы.
- согласные «Ж», «В», «Ф» активизируют язык.
- согласные «Т», «П» взрывные активизируют дыхательную функцию.
- согласный «Л» активизирует корень языка, образует мягкую атаку.
- сонорные «М», «Н» (небные) опускают мягкое небо, усиливают
резонирование носовой полости, противопоказаны при вялом мягком небе,
особенно при носовом звуке.
- согласный «Р» активизирует дыхание и работу голосовых связок.
Этот метод очень мягкий и его хорошо использовать в работе с детьми
и начинающими вокалистами. Начинать работу нужно со среднего участка
диапазона (микстовой зоны) и постепенно его расширять. Двигаться от
простого к сложному, сохраняя принцип постепенности. На первом этапе
целесообразно разделить работу по освоению звукообразования на части, но
только весьма осторожно и умело: как дышать, как открывать рот,
освободить глотку, сделать зевок, раскрепостить нижнюю челюсть и т. д.
Такая работа целесообразна только на первом этапе освоения
голосообразования, как подготовительный этап.