Построение и организация урока в работе с начинающими баянистами

Киршина Людмила Дмитриевна
преподаватель баяна
высшей квалификационной категории
МБУДО ДШИ «Берегиня»,
г. Бердск, Новосибирская область
Методическое сообщение по теме:
«Построение и организация урока в работе с начинающими баянистами».
Аннотация: в данной методической работе пошагово описываются этапы
проведения урока на начальном этапе обучения ребенка игре на баяне. Прежде
чем ребенок заиграет на инструменте по нотам, он должен пройти так
называемый «безнотный период». Основной багаж знаний, умений и навыков
ученик будет получать на уроке. Домашние задания должны быть небольшими
и несложными. С этих позиций особое значение приобретает построение и
организация урока.
Содержание:
1. Слушание музыки. Беседа с учеником.
2. Музыкально-ритмические упражнения.
3. Пение простейших песенок. Повторение ранее выученных. Разучивание
новых песен.
4. Гимнастика (общая и специальная).
5. Упражнения на инструменте. Посадка. Постановка. Меховедение.
6. Игра песенок на инструменте.
7. Музыкально-слуховые звуковысотные упражнения.
8. Знакомство с основами музыкальной грамоты. Изучение клавиатур.
Особое внимание педагога в начальный период обучения ребенка в ДШИ
должно быть направлено на приобщение ученика к миру музыки, на развитие у
него музыкального слуха, чувства ритма и памяти. Прежде чем ребенок
заиграет на инструменте по нотам, он должен пройти так называемый
«безнотный период». Для семи-восьмилетних детей (тем более для
шестилетних) со скромными или слабовыраженными музыкальными данными,
этот период должен быть достаточно длительным. Основной багаж знаний,
умений и навыков ученик будет получать на уроке. Домашние задания должны
быть небольшими и несложными. С этих позиций особое значение приобретает
построение и организация урока.
Основываясь на педагогическом опыте работы с начинающими и
достигнутых положительных практических результатах, в данной
методической работе рекомендую следующую последовательность материала.
Рассмотрим более конкретно и подробно каждый пункт.
1. Слушание музыки. Беседа с учеником.
Педагог играет, ученик слушает. Затем вместе обсуждаем услышанное.
Репертуар должен быть подобран соответственно возрасту и интеллекту
ребенка. Шести-семилетнему, к примеру, ученику следует «преподнести»
несложную, но яркую и конкретную по характеру и построению пьесу
(например: уверенный, четкий марш или лирическую, спокойную
колыбельную). Затем следует поговорить с ребенком о характере услышанной
музыки. Спросить его: понравилась ли ему эта музыка? Веселая она, или
грустная? Быстрая, или медленная? Громкая, или тихая? Подсказать ему
наиболее точные слова, характеризующие услышанное.
Если ученик справляется с этим заданием, то постепенно, спустя
некоторое время, лучше перейти к слушанию и обсуждению мелодий русских
народных песен. Как показывает практика, даже средне одаренные дети,
регулярно, из урока в урок слушающие и запоминающие мелодии и названия
этих песен, в конце концов, через некоторое время, могут даже написать своего
рода «викторину» по русским народным песням, включающую до десяти и
более мелодий.
Итак, ученик в начале урока настроился на серьезную, творческую
работу: слушать, слышать и думать. Переходим к следующему разделу.
2. Музыкально-ритмические упражнения.
На первых занятиях, ставя задачу приобщения ребенка к метро-ритму,
уместно проговорить знакомые ему слова, состоящие из двух (Са-ша, Ми-ша,
чи-жик), трех -точ-ка, лас-точ-ка, Ю- роч-ка) и четырех (жа-во-ро-нок, лист-
вен-ни-ца) слогов. Одновременно можно выстукивать ритм на столе.
В дальнейшем, из урока в урок, следует несколько минут уделять
хлопанию в ладоши под музыку различных ритмических последовательностей
(на 4/4 и на 3/4). Здесь можно проявлять свою творческую фантазию. Более
сложный вариант - хлопки под музыку со счетом. Как показывает практика,
дети очень любят эту часть урока и живо на нее реагируют.
Следующий этап - пение.
3. Пение простейших песенок.
Повторение ранее выученных. Разучивание новых песен.В начале урока
педагог играл, ученик слушал. Теперь педагог играет, ученик поет. Начинать
пение следует с приговорок на одном звуке. (Андрей воробей не гоняй
голубей). Звук должен быть в удобном для ребенка диапазоне (обычно: «до» -
«соль» первой октавы). Пение приговорок закрепляет результат работы
предыдущего раздела урока и вырабатывает навык точного интонирования.
Повторив две, три выученных на предыдущих уроках песенки, можно
разучить одну новую (чуть более сложную). Работу над новой песенкой следует
вести в определенной последовательности. Вначале педагог поет сам
сопровождением в унисон). Затем выясняется, все ли ученику понятно в тексте.
После чего педагог опять поет, а ученик подпевает. После двух-трех
повторений обычно ребенок запоминает песню и может спеть ее
самостоятельно.
У каждого ученика должно быть две тетради: нотная и обычная. В
обычную тетрадь педагог сам записывает ученику текст каждой новой песенки.
Слова нужно записывать по слогам, отмечая черточками сверху длинные слоги.
Это поможет ребенку дома быстро вспомнить ритмический рисунок мелодии.
После напряженной творческой части урока необходим отдых,
расслабление. Этому как нельзя лучше помогает гимнастика - следующий
раздел.
4. Гимнастика (общая и специальная).
Эту часть урока дети любят больше всего. Особенно гимнастику общую.
Предлагаю примерный перечень упражнений, из которых можно выбрать
несколько (пять-шесть) на каждый урок, каждому ученику индивидуально.
Упражнения надо делать обоим вместе. Ребенку надо показывать, подсказывать
и поправлять, где это необходимо.
ГИМНАСТИКА ОБЩАЯ
1) Раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса. Поднимаясь на
носки, медленно и плавно, вместе с вдохом, поднимите ненапряженные руки
вверх, кисти висят свободно. Затем легко разведите руки в стороны и вместе с
выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уроните расслабленные руки
вниз. Голову также опустите. В таком положении предоставьте рукам
раскачиваться до тех пор, пока они не остановятся, приговаривая «шалтай-
болтай»
2) Круги плечом (вперед и назад).
3) Свободные повороты головы (вправо, влево, вверх, вниз, вращение
головы) для освобождения мышц шеи. Следите за осанкой.
4) Дыхательное упражнение. Не поднимая плечи, сделайте глубокий
вдох. Выдох постепенный, бесшумный и полный. После небольшой паузы-
снова вдох.
5) Круговые движения рук в разные стороны. Следите за осанкой, не
поднимайте плечи. Руки собранные, легкие.
6) Повороты вытянутых вперед рук ладонями вверх-ребром-ладонями
вниз.
7) Активная супинация и пронация (имитируя вкручивание лампочки,
повороты ключа в замке).
8) Супинация и пронация свободно опущенных рук. Вибрация свободно
опущенных рук.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ:
9) Перекатывание в ладони одного или двух шариков.
10) Свободно и естественно помахивайте всеми пальцами, подобно тому,
как машут, прощаясь, дети.
11) «Щепотка» (на коленях, как бы сбрасывая соринки).
12) «Веер» (на коленях, как бы разглаживая складки).
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ РУК.
13) Быстро и легко аплодируйте, обводя при этом руками круг перед
собой.
14) Зацепитесь за край стола кончиками пальцев и, держась на них,
почувствуйте свободное провисание руки. Раскачивайте руку во все стороны.
ГИМНАСТИКА СПЕЦИАЛЬНАЯ
1) Сидя на стуле, опустить руки вдоль туловища и легко потряхивать
свободно висящими кистями.
2) Все пальцы рук на столе. Перемещение рук в стороны по столу,не
отрывая пальцев (вариант второй: на толстой книге, прижатой к груди).
3) Упражнение «Курочка». Предплечье руки опирается на стол. Первый и
третий пальцы сомкнуты вместе и внешне имитируют птичий клюв. Кисть в
расслабленном состоянии опирается на «клюв». Затем «Курочка» начинает
«Клевать зернышки», совершая небольшие подъемы и легкие броски кисти.
4) Упражнение «Лебедь». Ученик сидит на стуле. Правая рука свободно
опущена. Кисть и предплечье находятся в естественном положении без
прогибов в запястье. Затем рука сгибается в локте, отводится в сторону и
плавно опускается на грудь (как на клавиатуру), сохраняя исходное положение
кисти и предплечья. После касания кончиками пальцев опоры необходимо
пропорционально распределить вес руки между плечом и пальцами, формируя
навык естественной опоры на клавиатуру. После небольшой паузы следует
выполнить снятие руки плавным движением. Снятие выполняется
волнообразно от локтя, предплечья и кисти к пальцам, которые отрываются от
опоры в самый последний момент. Многократное повторение упражнения на
опору и снятия руки напоминает плавный взмах крыла лебедя.
5) Упражнение «Яблоко». Положить ладонь на стол. Затем немного
подобрать пальцы, имитируя яблоко в руке. Легко постучать несколько раз оп
столу каждым пальцем, не отрывая остальных. Следить за тем, чтобы не
прогибались фаланги пальцев. Это упражнение можно выполнять в другом
варианте: на книге, прижатой к груди.
6) Упражнение «Крючок». Исходное положение, как в упражнении
«Яблоко». Затем пальцы приподнимаются (все, кроме одного). Со столом
контактирует подушечка одного пальца. Движение-скольжение по столу к себе.
Следить, чтобы скользящий палец был все время полукруглым.
7) Упражнение «Вилочка» и «Гребешок»: то же самое, что и «Крючок»,
только работают два и четыре пальца. «Крючок», «Вилочка» и «Гребешок»
хорошо укрепляют фаланги пальцев начинающих они очень часто
прогибаются во время игры на инструменте.
Уделив гимнастике четыре-пять минут урока, активизировав мышечно-
двигательный аппарат ребенка, педагог и ученик естественно и непринужденно
перейдут к упражнениям на инструменте.
5. Упражнения на инструменте. Посадка. Постановка. Меховедение.
Начинать нужно с посадки и постановки. На первом же уроке ребенку
надо рассказать о строении баяна, объяснить, как правильно сидеть, подобрать
ему соответствующий стул, показать, как правильно держать инструмент,
подогнать ремни. Все, что касается посадки и постановки, должно быть
устроено идеально, так как недостатки, приобретенные в начальный период
обучения, устраняются очень тяжело. Момент освоения правильной посадки и
постановки инструмента во многих пособиях и «Школах игры» описан очень
подробно, поэтому хочу остановиться на меховедении и упражнениях на
инструменте.
Ведение меха предпочтительнее начинать осваивать, пользуясь кнопкой
«отдушником». Когда ученик научится на баяне правильно и ровно «дышать»
если он мал и слаб, то вести мех надо с некоторой помощью педагога),
следует освоить упражнение «кнопка» (упражнение на соразмеренность
мышечных усилий с упругостью кнопок правой и левой клавиатур баяна).
Подушечкой третьего пальца ученик касается поверхности одной из клавиш и
мягким нажатием погружает ее до дна, ощущая при этом опору. Затем рука
снимается движением «лебедь».
Освоив ведение меха и нажатие клавиш, необходимо поиграть длинные
звуки и правой, и левой рукой. Все это ученик должен постичь основательно.
Педагогу надо в течение первых нескольких уроков регулярно возвращаться к
ровному «дыханию» и длинным звукам.
Не касаюсь упражнений звукодинамических, так как, считаю это чуть более
поздним этапом в освоении инструмента. Предлагаю несколько
упражнений для левой руки:
«Медведь». Показать ученику две кнопки на левой клавиатуре (самый
верхний бас в основном ряду и его «Б» аккорд). Затем предложить ему, ведя
мех, равномерно нажимать эти кнопки третьим и вторым пальцами, изображая
тяжелую поступь медведя на разжим, и на сжим). Как правило, ученик легко
справляется с этим заданием, ясно представляя образ и интуитивно находя
нужный звуковой результат.
«Слон». Кнопки те же. Ведя мех, нажимать одновременно обе (медленно
и тяжело).
«Полька». Кнопки те же (или можно спуститься на одну вниз). Играть
легко (стаккато: бас, аккорд; бас, аккорд) в среднем темпе.
«Вальс». Те же кнопки. Играть на стаккато: бас, аккорд, аккорд (считая
про себя: раз, два, три). Можно предложить сыграть грустный вальс (на р, с
аккордом «М»).
«Плясовая». Похожа на «польку». Исполняется крепким стаккато в
верхней части клавиатуры на трех басах и аккордах «Б».
Следующий этап урока - игра песенок на инструменте правой рукой.
6. Игра песенок на инструменте.
Фактически, это игра «с пальцев». Начинать можно со второго или
третьего урока. Предпочтительно брать не новые песенки, а выученные
голосом на предыдущих уроках, когда ребенок достаточно прочно запомнит
слова, мелодию и ритмический рисунок. Условно игра «с пальцев» делиться на
несколько этапов. Наиболее целесообразной представляется следующая
последовательность:
а). Педагог сидит за инструментом, ученик стоит рядом (так, чтобы
видеть правую клавиатуру баяна). Педагог играет мелодию песенки правой
рукой, ученик смотрит и запоминает чередование кнопок и пальцев.
Одновременно оба тихонько подпевают слова.
Далее:
Педагог ведет мех, а ученик играет, то, что он запомнил. Желательно,
опять же, подпевать слова. Играя, ребенок смотрит на клавиатуру.
Далее:
То же самое, только ученик играет уже не глядя на кнопки. Слова можно
петь про себя.
б). Ученик сидит за инструментом и играет песенку по памяти. Педагог,
стоя у него за спиной, помогает вести мех.
Далее:
Ученик исполняет песенку самостоятельно.
Такое деление на этапы представляется самым оптимальным. Переходить
к следующему можно только тогда, когда прочно освоен предыдущий.
Сложность песенок должна возрастать постепенно (два звука, три звука и т.д.).
Поиграв таким образом две-три песенки, несколько минут урока можно
уделить музыкально-слуховым и звуко-высотным упражнениям.
7. Музыкально-слуховые звуковысотные упражнения.
В этой части урока фантазия педагога подскажет широкий выбор
всевозможных заданий-игр (соответственно возрасту и способностям ребенка):
а) Определение на слух регистра звучащего маленького отрезка мелодии
(высокий, низкий, средний).
б) Угадывание количества нажатых кнопок (одна, две, много). В этом
упражнении дети постарше быстро усваивают понятия «звук»,
«интервал», «аккорд».
в) Сравнение по высоте двух звуков: какой выше, какой ниже. начале
интервал должен быть достаточно большим (квинта, секста). Постепенно,
со временем, можно дойти до секунды).
г) Определение направления движения мелодии (вверх, вниз, на месте).
д) Угадывание по слуху строения мелодии (поступенное, скачкообразное).
е) Нахождение кнопки на определенном участке клавиатуры (по слуху и по
памяти).
8. Знакомство с основами музыкальной грамоты. Изучение клавиатур.
В конце урока целесообразно немного позаниматься музыкальной
грамотой, изучением клавиатур. Следует заметить, что восьми-девятилетние
дети достаточно легко выучивают ноты, правила их записи, а также название
кнопок на клавиатурах. Сложнее, если ученик плохо читает или совсем не
умеет читать. Тогда с учеником надо выучить и запомнить названия всех нот
течение нескольких уроков). Затем записать в нотную тетрадь первую октаву, а
также различные длительности. Запоминать местоположение нот на нотном
стане следует постепенно, включая в домашнее задание одну, две ноты
(наиболее целесообразна последовательность: ми, соль; фа; ре, ля; си; до).
Одновременно с выучиванием нот, должно происходить и постепенное
знакомство с длительностями.
Переходить к изучению правой клавиатуры можно тогда, когда ученик
твердо выучил ноты. Желательно в тетрадь нарисовать схему клавиатуры
пределах полутора октав) и подписать названия кнопок. На каждом уроке
можно запоминать одну-две клавиши (наиболее целесообразна
последовательность: до, ля; соль, ми; фа, ре, си).
Этап освоения левой клавиатуры - наиболее поздний. Это уже период
полноценной игры по нотам. Здесь опять же может помочь нарисованная в
тетради схема основного ряда басов (обычный порядок запоминания клавиш:
до, соль; фа; ре, ля, ми, си).
В целом, процесс знакомства с музыкальной грамотой и изучением
клавиатур должен проходить постепенно, естественно, малыми «дозами». Тогда
запоминание будет прочным.
Когда ученик начал полноценно играть по нотам правой рукой,
«безнотный период» можно считать завершенным.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить исключительную
важность первоначального этапа в обучении ребенка. Это период приобщения
ученика к миру музыки и, одновременно, закрепление основных навыков игры
на инструменте. Результаты работы на этом этапе во многом определяет успех
дальнейшего музыкально-художественного развития ученика.
Продолжительность «безнотного периода» напрямую зависит от возраста
и способностей ребенка. На практике это - от месяца, двух восьми-
девятилетних) до года шестилетних-семилетних). К сожалению, в последнее
время дети приходят без достаточной подготовки и приходиться восполнять
пробелы в развитии ребенка.
Следует также упомянуть и об инструментах. Ученику даже семи-восьми
лет физически тяжело играть на баянах типа «Этюд», «Тула». Поэтому все, что
касается игры на инструменте, на первоначальном этапе обучения должно
проходить только в классе, на уроках, под руководством педагога. В домашнее
задание следует включать только повторение слов выученных на уроке
песенок, некоторые специальные упражнения: типа «Яблоко», «Лебедь»,
«Крючок) и немного музыкальной грамоты.
Предлагаемая схема урока может меняться, варьироваться, пункты плана
могут меняться местами, один раздел может увеличиваться за счет другого.
В дальнейшем, когда ученик начнет играть по нотам, элементы урока
«безнотного периода» еще долго будут присутствовать и помогать в процессе
воспитания и становления юного музыканта.
Научно-методическая литература:
1. Г. Стативкин, «Начальное обучение на выборно-готовом баяне» М.:
«Музыка» 1989.
2. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 6 /Ленинград, «Музыка»,1985.
3. В. Игонин, Л. Скуматов, «Об устранении дефектов постановки правой
руки баяниста».
4. А. Шмидт-Шкловская, «О воспитании пианистических навыков». Изд. 2-е
/ Ленинград, «Музыка», 1985.