Подбор репертуара в классе сольного пения в ДМШ

«Подбор вокального репертуара в классе сольного пения в
ДМШ»
Преподаватель МБОУ
ДО «ДМШ №1 им Р.Н.Нагимова»
Габдулкадирова Лилия Фаритовна
Подбор репертуара играет большую роль в обучении и является
важнейшей частью работы преподавателя с учеником на уроке вокала.
Вопросам музыкально-эстетического воспитания подрастающего
поколения посвящены высказывания мастеров искусств разных времен и
народов. В «Жизненных правилах для музыкантов» Р. Шуман писал: «На
сладостях, печенье и конфетах из ребёнка никогда не вырастить здорового
человека. Духовная пища так же, как и телесная, должна быть простой и
здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; ее и
придерживайтесь» [4, с. 77].
С точки зрения Д.Б. Кабалевского, именно в музыке с наибольшей
силой проявляет себя «человечность» искусства: «Музыка воплощает
жизненное содержание в первую очередь и главным образом сквозь призму
человека, его мыслей и чувств, его восприятия жизни. В истоках музыки, в
основе её лежит человеческий голос – поющий и говорящий, и ритм
человеческого движения…» [7, с. 248]
Выбор правильного репертуара способствует успешной
деятельности вокального исполнителя. Репертуар должен быть
художественно ценным, соответствующим творческому направлению
исполнителя, интересным и разнообразным, полезным в педагогическом
отношении, способствующим художественному росту певца. Н. Полякова в
статье «Детский вокальный репертуар: формирование личности юного
музыканта и его голоса» перечисляет основные составляющие детского
вокального репертуара: «классические миниатюры, народные и современные
песни напевного характера, по стилю близкие к классической музыке, и
вокализы». При этом автор отмечает, что «весь этот материал необходимо
классифицировать по степени вокально-технической трудности и с учетом
содержания. Репертуар должен соответствовать возможностям детского
голоса и задачам каждого этапа его развития» [9, с.26–27].
В классе сольного пения обучаются дети с различными
музыкальными и певческими данными. Процесс подбора репертуара весьма
интересен, требует от педагога наличия широкого кругозора в области
вокальной музыки и постоянного пополнения знаний. Как показывает
практика, правильно подобранный репертуар вызывает у певца
эмоциональный отклик, облегчает работу педагогу и ученику, давая
возможность добиться хороших результатов с наименьшими затратами.
Так какие же проблемы могут возникнуть и на что педагогу следует
обратить пристальное внимание при подборе репертуара? - попробуем
разобраться.
Первый вопрос - определение возрастной категории учащихся. В
среднем это дети от 6.5 до 16лет.Здесь также следует учесть одно важное
обстоятельство: каждый ребёнок сугубо индивидуален, часто в рамках одной
возрастной категории находятся дети, резко отличающиеся друг от друга по
общему физическому и умственному развитию, не говоря уже о вокальных
данных. Поэтому весьма вероятны репертуарные вариации как в сторону
более младшего, так и в сторону более старшего возраста. Подбираемый
репертуар должен соответствовать данному жизненному периоду ребёнка,
отражать его увлечения, привязанности, учебную деятельность, личные
эмоции и духовные ценности.
Вторым шагом при подборе репертуара является определение
особенностей характера. На основе общения с ребёнком педагог сможет
подобрать подходящий репертуар, раскрывающий индивидуальность
ученика. При этом нельзя постоянно исполнять схожие по настроению
произведения. Необходимо учить чувствовать и передавать любой характер
песни, даже не совпадающий с темпераментом ребёнка. Однако, попытки
добиться результата могут оказаться неудачными. Тогда следует сменить
произведение, чтобы не формировать негативные эмоции у певца. Между
тем, замкнутые дети, исполняя произведения активного характера,
неожиданно раскрываются, становясь подвижными и артистичными, а
гиперактивным детям - наоборот, спокойные песни помогают
сосредоточиться.
Одним из главных, но не первостепенным моментом при подборе
репертуара является ориентирование на вокальные данные. Слушателю
важна не вокальная техника в чистом виде, а энергетика артиста, умение
донести смысл песни, живые искренние эмоции. Нельзя выбирать
произведения, не соответствующие вокальному уровню ребёнка. Песня
должна исполняться с ощущением комфорта и качественным выполнением
всех задач, поставленных педагогом. Завышенные репертуарные требования
приводят к стойкому внутреннему зажиму и формируют у ребёнка комплекс
"плохого вокалиста". С другой стороны, не стоит выбирать и слишком
простой репертуар. Должен быть стимул к развитию и совершенствованию
исполнительского мастерства.
При выборе произведения необходимо учитывать мнение ученика.
Если песня ему нравится, исполнение будет лёгким, радостным и
эмоциональным. Никогда нельзя навязывать репертуар, но иногда
необходимо обосновать своё мнение и объяснить целесообразность выбора
именно этой песни. Бывает, что интерес к песне проявляется постепенно, в
процессе разучивания и достижения положительных результатов.
Общим требованием при подборе репертуара является внимание к
текстам песен. В меньшей степени это касается общепризнанных образцов
советской эстрады, в которых раскрываются темы вечных ценностей: любви
к Родине, семье, доброты, дружбы, которые актуальны всегда и для всех.
Более избирательно следует относиться к современной эстраде. Новый
детский репертуар очень скуден и зачастую содержит примитивные тексты и
посредственную музыку.
Каждой возрастной категории присущи свои проблемы подбора
репертуара. Проще всего обстоит дело с младшим школьным возрастом,
львиную долю репертуара которого составляют песни из мультфильмов,
детских кинофильмов, песни советских композиторов, народная музыка.
Наиболее проблемный вопрос - репертуар для подростков. Для переходного
возраста не актуальны как детские темы, так и взрослые проблемы. Учитывая
активность процесса формирования личности ребёнка в этот период,
педагогу необходимо относиться к подбору репертуара с повышенной
ответственностью. Беспроигрышным вариантом является музыка из
советских кинофильмов, песни из репертуара ВИА 70-80-х годов, лучшие
образцы российской и западной юношеской эстрады.
Одной из высших задач вокально-эстрадной педагогики является
формирование у ребёнка собственной манеры исполнения. Формированием
музыкального кругозора ребёнка на основе разнообразного репертуара
следует заниматься с самого раннего возраста.
В процессе обучения каждый ребёнок должен накапливать
собственный репертуарный багаж, чтобы иметь возможность в любой
момент и в различных ситуациях применять имеющийся опыт.
Таким образом, грамотный подбор репертуара является важнейшим
и основополагающим фактором успешного учебного процесса. Неверно
подобранная песня может не только замедлить формирование певческих
навыков ребёнка, но и вызвать потерю интереса к пению.
Репертуар должен быть высокохудожественным, носить воспитательный и
развивающий характер, соответствовать возрасту ребёнка и его пониманию,
соответствовать исполнительским возможностям детей, быть разнообразным
по характеру и содержанию, а также необходимо усложнять репертуар по
мере необходимости в целях приобретения тех или иных навыков. Для того
чтобы подобрать ученикам правильный репертуар необходимо прежде всего:
знать о возрастных особенностях развития детского голосового аппарата,
об охране и гигиене голоса; – подбирать репертуар исходя из потребностей и
способностей каждого ученика; – руководствоваться общими требованиями к
репертуару, составленными в ДМШ.
Список литературы
1. Варламов А.Е. Полная школа пения: учебное пособие. – 3-е изд., испр. –
СПб.: Лань; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2008. – 120 с.
2. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. В 3-х ч. Ч. 1.Ритмика.
Ч. 2, 3. Интонация. Композиция. М.: Музыка, 1972. – 378 с.
3. Дмитриев, Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1968. – 675 с.
4. Шуман Р. О музыке и музыкантах. Собрание статей. – М.: Музыка, 1979.
Т. II-Б. – 295 с.
5. Егорычева М. Упражнения для развития вокальной техники. Киев:
Музична Украiна, 1980. – 112 с.
6. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб.:
Лань,1997. – 192 с.
7. Кабалевский Д.Б. Ровесники: Беседы о музыке для юношества.
М.:Музыка, 1980. – 120 с.
8. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с
детскимвокально-хоровым коллективом. М.: ACADEMA, 1999. – 223 с.
9. Полякова Н. Детский вокальный репертуар: формирование личности юного
музыканта и его голоса // Музыкальная жизнь. – 2011. No4. С.26–27.