Исполнительские и художественные навыки хорового пения

Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Михайловская детская школа искусств»
Методическое сообщение на тему:
Исполнительские и художественные
навыки хорового пения
Работу выполнила:
Преподаватель Первой КК
Бутырина Светлана Владимировна
г. Михайловск
2014г.
Музыка обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир
ребенка. Для ребенка-музыканта, как и ребенка –слушателя, это в первую
очередь мир сказок, тайн, волшебства. Несмотря на то, что на первых этапах
вокально- хорового обучения стоит задача развития вокально-хоровых
навыков, все же с первых занятий дети должны понимать, что конечной и
главной целью исполнительского процесса, является создание
художественного образа, поэтому в обучении детей необходимо работать над
развитием фантазии, воображения и творческого мышления.
Музыка способна раскрыть лишь общий характер, выражающий то или
иное эмоциональное содержание. Мелодия - это основное выразительное
средство музыки, в котором объединяются музыкальные элементы: высотные
и ритмические соотношения звуков, тембр, динамика, артикуляция. Все это
важнейшая основа музыкального произведения, выражающая самые
различные образы и состояния. Соединение музыки и речи усиливает
воздействие на слушателей. Одним из важнейших средств художественной
выразительности в музыкальном исполнительстве – искусстве воздействия на
слушателя с помощью звука- является качество звучания. Поэтому с самых
первых хоровых занятий у детей следует воспитывать вкус к
выразительному, то есть чистому, сочному, насыщенному, гибкому, теплому,
динамически разнообразному и красивому звучанию.
Работая над звуком, я не только применяю в музыкальном
исполнительстве технические приемы но и эмоциональные и
интеллектуальные способности детей.
В работе над произведениями использую все главные приемы
певческого голосоведения (legato, non legato, staccato) legato связное пение.
Русская вокальная музыка имеет в своей основе русскую народную песню,
для которой характерно широкое, протяжное пение распев, чем по сути
является кантилена. Кантилена то есть непрерывно льющийся звук,
составляет основу пения. Она образуется только тогда, когда все выпеваемые
звуки соединяются между собой, когда каждый последующий звук являются
продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него. Упражнения на
legato являются основным средством выработки кантилены.
Legato лучше всего удается в пении на гласных звуках, поэтому особое
внимание уделяю согласным звукам, добиваюсь как можно более короткого
но четкого и мягкого произношения не звучащих согласных, особенно «б»,
«п», «к», «д», «т».
Петь отрывисто, отделяя каждый звук, атакуя каждую ноту заново
смыканием голосовых складок и дыханием при помощи активных движений
диафрагмы это значит петь staccato. При исполнении staccato звуки как бы
подчеркиваются голосом, легко атакуются, отделяются друг от друга
короткими паузами. В то же время каждая спетая на staccato нота не должна
сопровождаться снятием дыхательной установки.
Пение фразы на staccato должно проходить как бы на одном дыхании.
Прием non legato предусматривает некоторое подчеркивание мелодии без
акцентов. Во время исполнения того или иного певческого штриха, я
обращаю внимание учащихся на взаимосвязь голосоведения с дыханием.
Художественное значение в хоровом пении имеет метроритмическая и
темповая организация. С помощью этих средств можно передать самые
разнообразные настроения. Чтобы передать характер, настроение той или
иной песни, я стараюсь выбрать наиболее приемлемый темп,
соответствующий содержанию, наиболее полно раскрывающий смысл
исполняемого произведения. Достижение метроритмической устойчивости
помогает текст произведения, правильно расставленное ударение, смысловая
логика. Работаю над синкопированным и пунктирным ритмом. Используя
приемы для точного исполнения того или иного ритмического рисунка.
Например: хор недодерживает или передерживает длительность
заостряю на этом внимание. В этом случае дробим длительности и
просчитываем их более мелкими единицами.
В разучиваемых произведениях необходимо придерживаться
авторского замысла композитора в использование таких средств
выразительности как ritenuto, portumento, rubato.
Большое значение в музыкально-слуховом развитии хора имеют
тембровые представления, то есть умение представить себе окраску и
характер звука. Моя задача – верно понять содержание и прочувствовать
характер музыкального образа, чтобы объяснить все это детям, помочь найти
верные тембровые окраски (светло, мечтательно, сумрачно, темно, радостно).
Тембровые представления помогают таким образом внутренним
слухом вообразить, мысленно воссоздать звуковую ткань произведения.
Одновременно с развитием тембрового слуха стараемся расширить палитру
динамических оттенков.
Каждое хоровое сочинение, как и любое музыкальное произведение
всесторонне продумано и прочувствовано автором, в него вложены мысли и
настроения, которые составляют внутреннюю сущность человека.
Одним из средств исполнительской выразительности в хоровом пении
является динамика. Ровное, может быть и красивое по звучанию, но
одинаковое, без динамических красок хоровое пение всегда бывает мало
выразительно, оно лишено смысла и развития основной музыкальной мысли,
передачи настроений и художественных образов заложенных в партитуре.
Выявить, установить основные средства в партитуре и главное добиться
осуществления их в процессе исполнения хором является трудной, но важной
стороной исполнительского процесса.
Динамический план стараюсь продумывать очень тщательно,
составляю его буквально для каждой фразы и всего произведения в целом.
Очень аккуратно необходимо обращаться с forte, особенно на начальном
этапе работы над произведением, чтобы избежать форсированного звучания.
Работу над динамикой тесно связываю с работой над певческим дыханием и
звукообразованием.
Рассмотренные исполнительские приемы динамические, тембровые,
темповые, артикуляционные- сами по себе не решают проблему
выразительного пения. Главным от чего зависит выразительность
исполнения от своего индивидуального склада, исполнитель подчеркивает
или затушевывает те или иные черты первичного образа. Такая возможность
появляется потому, что одной из главных особенностей образы, созданные
писателем, поэтом, композитором в исполнительском воплощении
приобретают черты, краски, определяющиеся мировоззрением исполнителя,
индивидуальностью хорового коллектива.
В заключении хочу сказать, что формирование исполнительских и
художественных навыков должно вестись в единстве с эмоциональным
подтекстом и художественной выразительностью.
Я стараюсь, как педагог – научить детей всему этому в комплексе.
Использованная литература:
1.Чесноков П.Г. Хор и управление им, М.,1961
2.Соколов В.Г. Работа с хором, М.,1967
3.Живов В.Л. Теория хорового исполнительства, М., 1998
4.Оголец А.С. Специфика выразительных средств музыки, М., 1959