Некоторые особенности формирования основных пианистических навыков в классе специального фортепиано ДШИ

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Камбарская детская школа искусств»
Открытый урок
«Некоторые особенности формирования основных пианистических навыков в классе
специального фортепиано ДШИ»
преподаватель класса фортепиано
Завьялова Г.А.
2020 г.
Открытый урок преподавателя по классу фортепиано Завьяловой Г.А.
Тема урока: Некоторые особенности формирования основных пианистических
навыков в классе специального фортепиано ДШИ.
Дата, время проведения - 23.03.2020
Место проведения - ДШИ
Введение.
Вопросы формирования основных пианистических навыков в классах специального
фортепиано всегда рассматривается в связи с общим направлением развития учащихся,
с учётом возрастной специфики и, непременно, при соблюдении единства технического и
художественного развития. Без техники нет выразительной игры, без работы над
художественным образом всё обучение игре на инструменте теряет свой смысл. В процессе
работы над техническими приёмами и музыкально-художественными образами, идёт развитие
всех перечисленных способностей. Занимаясь на уроках, таким образом, ученик получает то,
ради чего пришёл учиться: он овладевает художественным исполнением, развивается
музыкально и интеллектуально, его движения становятся всё более ловкими, обогащается душа.
Урок проходит в рамках аттестационных мероприятий преподавателя. В данном
конспекте отражена структура открытого урока, его план. В ход урока могут быть
внесены изменения, обусловленные, уровнем подготовки ученицы, ее психологическим
настроем и прочими обстоятельствами. Краткая характеристика творческого и
жизненного пути композиторов. исполняемых на уроке произведений, представляется
преподавателем на первом уроке изучения произведений. Эти сведения используются на
уроке в беседе с ученицей.
2. Цель урока : Овладение разными видами пианистических навыков в пределах,
изучаемых на данном этапе, произведений. Единство технического и
художественного развития.
Задачи
Развивающие:
1.Привить ребенку основы исполнительской культуры на примере изучаемых
произведений.
2.Развить исполнительские, творческие навыки и умения.
3. Развитие координации движений, логического и образного мышления.
художественного воображения.
4.Развитие творческой активности, инициативы учащейся.
Обучающие:
1. Отработка основных пианистических навыков (технических и исполнительских).
2. Развитие координации движений, логического мышления, образно-звуковых
представлений
3. Закрепить изучаемые ранее теоретические знания.
Воспитательные:
1.Воспиание терпения, настойчивости и в преодолении различных трудностей в работе.
2. Воспитание критически оценивать себя.
3.Воспитание эстетического вкуса, любви к музицированию.
3. Краткая характеристика урока (тип урока, методы и принципы, представление
ученицы)
Тип урока: комбинированный урок получения и закрепления новых знаний и навыков
Методы: показ, прослушивание, анализ, беседа, упражнения.
Основные методические принципы:
-принцип единства художественного и технического развития;
-принцип постепенности и последовательности;
-принцип всестороннего развития учащегося, посредством работы над содержанием и
художественным образом произведений;
-принцип индивидуального подхода в работе с учащимся
Участница урока - Ахметьянова Эльвира , 13 лет, учащаяся 5 класса фортепиано ,ДПОП
4. Ход урока:
4.1.Организационный момент (1 этап)
Цель этапа психологический настрой учащегося на эффективную учебную
деятельность. Сообщение темы урока.
Задача: Создать благоприятную творческую обстановку на уроке.
2.Объяснить значимость темы.
4.2.Гамма Ми мажор. (2 этап)
Цель этапа Техническое и художественное развитие учащейся.
Задача: 1.Выяснить уровень необходимых навыков, знаний, которыми владеет учащаяся.
2. Работа над гаммой, этюдами и других произведений в соответствии с
уровнем их освоения.
Ученица играет гамму в четыре октавы прямой вид, расходящийся, хроматический вид,
в интервалы. В некоторых видах присутствуют неточности в аппликатуре. Выясняем,
что связаны они с несоблюдением аппликатурных закономерностей: позиционностью по
три и пять пальцев, а также синхронностью 3-го пальца. Играет гамму нечетким
поверхностным звуком. Прошу проследить за активизацией пальцев, после чего звук
существенно улучшается. Для выработки беглости пальцев ученица играет гамму
приёмом «стаккато», пунктирным ритмом. Этот приём обостряет ощущение кончиков
пальцев, приучает слух к отчётливому исполнению каждого звука, вырабатывает
независимость работы пальцев. Хроматическую гамму играем с группировкой по 6
звуков. Направляю слух ученика на ровность звучания, легатное звучание. Обращаю
внимание на подкладывание 1 –го пальца, постепенное движение руки. Динамическое
развитие мелодической линии.
Аккорды. При игре аккордов слежу за тем, чтобы локти не висели и после взятия
каждого аккорда освобождались. Обращаю внимание на работу пятых пальцев, т. к. они
часто «не добирают» звук.
Арпеджио короткие, длинные, ломанные. У Эльвиры недостаточно гибкая кисть, а в
коротких арпеджио требуется движение от 1-го пальца к 5-му и опора на начало звена.
Для этого надо сделать замах первым пальцем, тогда акцент прозвучит ярче. Для более
успешной работы нужно поиграть короткие арпеджио отдельно каждой рукой и
проконтролировать движение кисти.
Арпеджио длинные. Ученица играет по позициям. Это ей удается не сразу, поэтому
работаем отдельно каждой рукой, добиваясь осмысленного исполнения, а затем
переходим к игре двумя руками, сохраняя общее легато.
Во всех видах следя за полноценной работой левой руки. Эльвира не всегда внимательна и
аккуратна в исполнении – необходимо развивать навык продуманной, прослушанной игры.
Вместе с ученицей определяем содержание домашнего задания в работе над гаммой.
4.3.К. Черни. Избранные фортепианные этюды. Под редакцией Г. Гермера .Тетрадь2
(3 этап)
Проверка результата домашней работы. Исполнение этюдов. Анализируем исполнение.
Беседа с ученицей.
№№ 46, 50.
Нет более популярного имени в музыкальном педагогическом мире, чем имя К. Черни.
Он сопутствует пианисту всю жизнь. И когда молодой музыкант делает первые шаги, и
когда совершенствует свое мастерство признанный исполнитель.
Карл Черни (1791 – 1857) с детства (начиная с 1801 года) обучался у великого Бетховена
фортепианной игре. Разучивал все его произведения тотчас по их появлении, и многие из
них – под собственным руководством мастера, а позднее, вплоть до последних дней
Бетховена, наслаждался дружеским и поучительным общением с ним.
Из огромного творческого наследия К. Черни (мессы, оратории, фортепианные,
оркестровые и камерные сочинения) долговечными оказались только его этюды. С 15-ти
лет Черни был популярен как педагог, и равного ему в Вене не было в вопросах развития
игры на фортепиано. К. Черни был единственным и настоящим учителем Листа. В этой
триаде: Бетховен – Черни – Лист, Черни сыграл важную связующую роль, восприняв и
творчески переработав классическую технику Бетховена, с одной стороны, а с другой, -
передал молодому Листу свои фундаментальные технические достижения. То, что
понятие «техника» не является для Черни синонимом беглости, видно из методических
трудов Черни, из его сочинений, охватывающих буквально все стороны фортепианного
исполнительства. Он оставил нам в наследство действительно «Геркулесов труд», по
меткому выражению Г. Нейгауза, где систематизирована вся фундаментальная техника
классического механизма XIX века:
Этюды, изучаемые сегодня. на различных этапах разучивания.
Этюд №46 - работа над овладением нотного текста: тональный план, аппликатура,
преодоление технических трудностей.
Этюд № 50 – исполнение наизусть, работа над ровностью звучания, слуховым
контролем, интонированием, исполнительским дыханием.
Поиск приемов, способов решения технических проблем. Формулировка домашнего
задания.
4.4.В.Коровицын «Мама». (4 этап)
Проверка результата домашней работы. Исполнение пьесы.
Композитор Владимир Коровицын родился в Великом Новгороде в 1955 году. Выпускник
Новгородской ДМШ №1, выпускник Новгородского музыкального училища (по классу
баяна), с отличием окончил Ленинградскую консерваторию имени Н. А. Римского-
Корсакова, лауреат Международных конкурсов, член Союза композиторов России. В
настоящее время живет в родном городе. В его творческом багаже - музыка разных
жанров: для хора, для камерного и симфонического оркестра, романсы, песни, духовные
сочинения. Отличительными чертами музыки Владимира Коровицына являются
безусловное преобладание мелодического начала и благородный, тяготеющий к
традиционному гармонический язык.
Пьеса «Мама» никого не оставляет равнодушным, она трогает своей душевной
теплотой и искренностью. Ласковая, нежная музыка, в звуках которой слышны
материнская любовь и материнское беспокойство. 3-х дольный размер, темповые
изменения помогают донести до слушателя это настроение. Эта музыка написана
сердцем и от души, и исполнять её нужно не столько пальцами, сколько душой, от
сердца к сердцу. Произведение на первый взгляд не сложное, но оно настолько тонкое,
искреннее и написано с такой любовью и вдохновением!
Анализируем исполнение. выполнение домашнего задания. Беседа с ученицей.
Работа над фразировкой, дыханием. Ищем удобные способы звукоизвлечения. Проверяем
нотный текст ( подголоски в сопровождении). Слуховая работа. Поиск приемов,
способов решения технических, интонационных, проблем, исполнительского дыхания,
аппликатуры, звуоизвлечения, исполнения фактуры сопровождения. Формулировка
домашнего задания.
4.5.Домашнее задание (5 этап )
Цель этапа – самостоятельная домашняя работа. Реализация творческой инициативы
ученицы.
Задача - определить объем домашнего задания - закрепить знания и навыки,
наработанные на уроке.
В завершении урока подводим итоги, беседуем с ученицей. С поставленной задачей на
уроке мы справились. Анализируем урок – что получилось, над чем и как надо
потрудиться. Главная задача – помочь ученице на базе изучаемых произведений овладеть
различными видами техники фортепианной игры и применять их в дальнейшем.
Запись домашнего задания в дневник (конкретно, определенно, понятно)
1. Закрепление нотного текста, в зависимости от уровня освоения каждого
изучаемого произведения (по нотам, или наизусть, возможно отдельно каждой
рукой)
2. Добиться качественного исполнения навыков, полученных на уроке в каждой
конкретном произведении, в гамме.
3. Создание художественного образа в каждом произведении, учитывая
возможности уровня освоения.
6.Заключение.
В музыкальном воспитании детей исключительно важная роль принадлежит
каждодневной систематической работе в классе, когда закладывается фундамент для
формирования как общемузыкальных, так и профессиональных наклонностей ребёнка.
Яркая эмоциональная восприимчивость детей школьного возраста, гибкость их
приспособления к двигательным навыкам позволяют гармонически целостно развивать
музыкально-слуховую и техническую сферу в их единстве. Развитие обучающихся средних
классов специального фортепиано проходит тем успешнее, чем доступнее для них
средства и методы педагогического воздействия. При отсутствии ещё у ребёнка
достаточных музыкальных представлений, основная роль в методике должна
отводиться систематической подготовке его к восприятию и пониманию новых
музыкально-слуховых и музыкально-грамматических явлений. Столь же важна и
последующая стадия – закрепление в процессе проведения урока формирующихся
музыкальных представлений, двигательных приёмов и навыков.
Исполнительская техника – это сумма навыков и умений. Одного понимания и одного
умения мало. Необходимы навыки, когда руки привычно исполняют свои движения.не
задумываясь, автоматически, на подсознательном уровне. Принцип комплексного
развития музыкальных и двигательных способностей – основа обучения начинающего
пианиста.
6.Материально-техническое обеспечение:
-фортепиано- 2 шт
-нотные сборники (педагогический репертуар)
-компьютерное обеспечение (прослушивание произведений)
7. Используемые источники :
1. Е. Гнесина «Фортепианная азбука»
2. С. Майкапар. «Как работать на рояле»
3. Е. Тимакин «Воспитание пианиста»
4. А. Алексеев «Методика обучения игре на фортепано»
5. Г. Нейшауз «Об искусстве игре на фортепиано»
6. Г.М. Цыпин. «Обучение игре на фортепиано»
7. Интернетисточники
Нотные сборники:
1.Избранные фортепианные этюды. Под редакцией Г. Гермера
2.В. Коровицын. Детский альбом
Рецензия
на открытый урок преподавателя класса фортепиано МБУ ДО «Камбарская
ДШИ» Завьяловой Г.А.
23марта 202 на зональном методобьединении в МБУ ДО «ДШИ
Сарапульского района» был представлен урок преподавателя класса
фортепиано Завьяловой Г.А МБУ ДО «Камбарская ДШИ» с учащейся 5
класса ДПОП отделения фортепиано.
Тема урока: «Некоторые особенности формирования основных
пианистических навыков в классе специального фортепиано ДШИ»
Цель: Совершенствование различных видов пианистических навыков в
пределах, изучаемых на данном этапе, произведений. Единство технического
и художественного развития.
Тема, выбранная для открытого урока – актуальна, так как проблемы,
которые преподаватель пытается решать, распространены при обучении
учащихся фортепианного класса. Задачи, поставленные преподавателем на
уроке, для достижения цели и раскрытия темы урока позволяют добиваться
необходимого уровня формирования основных пианистических навыков,
позволяющих воплощать художественные образы и исполнительские
задумки. Урок построен профессионально, методически грамотно, структура
урока выдержана. Преподаватель использует разнообразные приемы
объяснения – показ, анализ, сравнения, прослушивание. Так же урок
подкреплен обширным теоретическим материалом, видеопросмотром. В ходе
урока, на каждом этапе, правильно дается оценка знаний и умений
учащейся. Преподаватель учел педагогические, психологические,
организационные условия, необходимые для получения необходимого
результата. Обстановка на уроке рабочая, контакт преподавателя с учеником
налажен, учащаяся выполняет все задания с интересом. Цель урока
достигнута, задачи выполнены.
Преподаватели
Директор МБУ ДО «ДШИ
Сарапульского района» - Поварницына О.В.
Отзыв
о концертной программе фортепианного ансамбля «Скерцо» преподавателей
МБУ ДО «Камбарская ДШИ» Завьяловой Г.А. Бельчевой Т.А
23.031.2020 г. в МБУ ДО ДШИ Сарапульского района (с. Сигаево)
состоялся просмотр концертной программы фортепианного ансамбля
«Скерцо» преподавателей класса фортепиано МБУ ДО «Камбарская
ДШИ» Завьяловой Г.А., Бельчевой Т.А.
Программа прилагается.
В программе концерта были представлены произведения русских и
современных композиторов - пьесы различных жанров, переложения,
разнообразные по технической сложности. Произведения исполнены ярко, в
полной мере раскрывая авторский замысел. Программа позволяет показать
профессиональное исполнительское мастерство преподавателей, чувство
ансамбля. Музицирование преподавателей в ансамбле актуально в
образовательном процессе, поскольку выполняет ряд важных задач: имеет
выраженную методическую направленность; поддержание технического
уровня преподавателя; расширение знаний о фортепианном репертуаре;
ведения концертно - просветительской и конкурсной деятельности.
Представленная творческая работа преподавателей выполнена успешно,
доставила
удовольствие слушателям и исполнителям.
Директор МБУ ДО
«ДШИ Сарапульского района» - Поварницына О. В.
Программа
фортепианного ансамбля «Скерцо», преподаватели МБУ ДО «Камбарская
ДШИ» Бельчева Т.А., Завьялова Г.А.
1. Т. Смирнова .«Танго»
2. Т. Смирнова. «Воспоминание о французском кино»
3. А. Хачатурян. «Вальс» из музыки к драме М.Лермонтова «Маскарад»
4. Д. Крамер .Фантазия на тему «В лесу родилась ёлочка»
5.А. Давыдов .Парафраз на «Неудачное свидание» Цфасмана
6. М. Минков. «Старый рояль»
7.А.Дворжак. «Славянский танец»
8.В.Коровицын. «Мелодия дождей»
9. О.Валавин Баллада «Белые ночи»