Литературно-музыкальная композиция "Эти песни спеты на войне"
Литературно- музыкальная композиция "Эти песни спеты на войне"
1-й ведущий.
Сегодня наш разговор о песне. И о войне. Точнее, о песне на войне. О той, далекой для нас Великой
Отечественной, но которую никто из нас не должен, не имеет права забывать.
2-й ведущий.
Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не
оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на
привале, а иногда и в бою.
От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.
1-й ведущий.
Песни были необходимы солдатам на войне. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать
передышку. А в решительные минуты помогала мобилизовать свои силы, избавиться от слабости и
паники.
2-й ведущий.
Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской
книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина
даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая
песня - это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что
боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.
(Исполняется начало песни А.В. Александрова на стихи В.И. Лебедева-Кумача "Священная война")
1-й ведущий.
С этой песней на вокзалах Москвы родные и близкие провожали солдат на смертный бой с
фашизмом. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучали почти как воинская присяга.
2-й ведущий.
В песне "Священная война" слышен голос народного гнева и той правоты, перед которой бессилен
жестокий враг. Эта песня стала как бы народным гимном. Слова, призывающие на битву, повторяли и
на фронте, и в тылу. Да и сейчас, спустя много лет, "Священная война" известна всем и является
символом нашей Победы.
Звучит финал песни "Священная война".
1-й ведущий.
Под Москвой и Сталинградом, в осажденном Ленинграде и на Курской дуге не умолкала боевая
песня, потому что она крепила армейскую сплоченность и фронтовую дружбу.
2-й ведущий.
Знали люди, что война - это пропасть, это гибель. Но матери, жены, сестры ждали своих фронтовиков.
Ждали, даже если приходила "похоронка". Ждали, надеялись и писали письма.
Этот маленький белый листок
Посылаю в землянку к тебе,
Чтобы строчками этими мог
Часто думать в бою обо мне,
Не давая пощады врагу,
Чтоб, в землянке порой находясь,
Знал: любовь я твою берегу,
Вспоминаю тебя каждый час.
Знаю я: презираешь ты смерть
Ради нашей с тобою любви,
И мне хочется чуть посмотреть
На черты дорогие твои.
Но ведь, милый, грохочет война,
Рыщет враг по просторам родным,
И любовь наша, наша судьба
Проверяется в дыме войны:
Не тоскуй же, герой дорогой!
Этим самым хочу я сказать:
Далеко ты, но в сердце с тобой,
Вижу я дорогие глаза:
Ветер песню мою унесет,
Чтоб тебе помогала в бою.
Помни: девушка верит и ждет
И любовь, и победу твою!
1-й ведущий.
Стихи простые, наивные, но сколько в них надежды и любви! Такие письма были необходимы
солдату. Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея
Блантера на стихи Михаила Исаковского.
Звучит отрывок песни "Катюша".
2-й ведущий.
Эта песня была написана в конце 30-х годов, когда еще никто не думал о войне. Весна, цветущие
сады, любовь и верность: "Катюша" олицетворяла все самое лучшее в жизни - все то, что пытался
разрушить беспощадный фашист. Потому песня эта в дни войны стала столь популярной, и не только
в нашей стране. Мелодия "Катюши" стала гимном итальянских партизан!
1-й ведущий.
С песней о Катюше встал из окопа русский солдат с винтовкой в руках - и тут же упал, сраженный
вражеской пулей. Но друзья солдата подхватили песню и понесли ее в атаку. Это было под
Понырями, на Курской дуге. Солдат же, не допевший песню, остался лежать, засыпанный землею от
взрыва, и пролежал в окопе 54 года. Летом 1997 года его останки были найдены и торжественно
похоронены в братской могиле у артиллерийской пушки в селе Теплое.
2-й ведущий.
Встал солдат, но не шагнуть солдату:
Мать-старушка в деревенской хате
Долго будет горько слезы лить,
В тяжком горе рвать виски седые,
Ждать и за околицу ходить:
Мертвые остались молодыми,
Сколько б мы ни продолжали жить.
1-й ведущий.
Но самой первой песней войны оказалась "Песня смелых", которую поэт Суриков, уходя на фронт,
оставил в редакции "Правды" 22 июня 1941 года.
Стелются черные тучи,
Молнии в небе снуют,
В облаке пыли летучей
Трубы тревогу поют:
Песня - крылатая птица
Смелых скликает в поход.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.
2-й ведущий.
На слова этого поэта написано много песен. А с одной произошла вообще невероятная история.
Писал поэт письмо жене на КП возле Волоколамского шоссе. Тревога. Артналет. Оставил письмо.
Кто-то из офицеров штаба нашел листок, переписал текст и послал своей жене.
И вдруг, Суриков слышит по радио на музыку К.Листова "Бьется в тесной печурке огонь"(1942г.). И не
песня вовсе, а письмо домой. Да, да, друзья, стихи "Землянки" вовсе не песенные. Осенью 1941 года
в селе Кашино они были написаны военным корреспондентом Алексеем Сурковым своей жене. Вот
такие письма писали с фронта!
Звучит отрывок песни "В землянке"( сл. А. Сурков, муз. К. Листов).
1-й ведущий.
Казалось, что среди грохота сражений, небывалых еще в истории войн, могут звучать лишь боевые
песни да марши. Однако, как отмечал поэт А. Сурков, "уже с первых дней войны стало слышно, что
рядом с коваными строками "Идет война народная, священная война" в солдатском сердце теплятся
тихие лирические слова, в общем-то, не очень сильной песни "Синий платочек". Правда, жизнь
внесла свои коррективы в содержание популярной песни.
2-й ведущий.
Однажды весной 1942 года Фронтовой джаз-оркестр В. Коралли и К. Шульженко выступал в
гвардейском подразделении генерала Н.А.Гагена, защищавшем легендарную "дорогу жизни" через
Ладожское озеро. После концерта, беседуя с бойцами, Клавдия Ивановна познакомилась с
литературным сотрудником газеты 54-й армии Волховского фронта "В решающий бой!" лейтенантом
Михаилом Александровичем Максимовым. Когда речь зашла о любимых песнях и, в частности, о
"Синем платочке", артистка сказала: - Песня популярна в народе, у нее простая, запоминающаяся
мелодия. Но нужны другие слова, которые отражали бы сегодняшний день, нашу великую битву с
фашизмом. Тогда песня будет нужна армии.
1-й ведущий.
Лейтенант М. А. Максимов не был поэтом, но слова К. И. Шульженко его очень взволновали, и он
воспринял их как личное задание. Вернувшись с концерта певицы, он сразу же принялся работать над
новым текстом песни. Было это 9 апреля 1942 года. К утру текст был готов. "Мне сразу понравились
простые, берущие за душу слова, - вспоминала К. И. Шульженко. - В них было много правды. У
каждого из защитников нашей Родины, у каждого воина есть одна, родная женщина, самая любимая,
близкая и дорогая, за горе, страдание, лишения, за разлуку с которой он будет мстить врагу... И
вскоре я уже пела фронтовой "Синий платочек" для своих слушателей. С тех пор песня эта навсегда
осталась в моем репертуаре".
Звучит отрывок песни "Синий платочек".
2-й ведущий.
Когда, ворча измученно и зло,
Война давала людям передышку
И прекращался лай натруженных стволов,
На дальних рубежах устало гасли вспышки,
Смолкал разгорячённый автомат
И тишина наваливалась грузом -
Тогда о песне вспоминал солдат
И уступали место музам:
И был недолгий фронтовой покой
Наполнен то бетховенским аккордом,
То вдохновенной пушкинской строкой,
То шуткой озорной, то монологом гордым,
То песней о ресницах и глазах,
О милом огоньке, о соловьиной трели:
И светлая солдатская слеза
Росинкой застывала на шинели
Звучит отрывок песни "Соловьи"
1-й ведущий.
В песне "Соловьи", написанной на исходе военного лихолетья, сурово и просто и вместе с тем очень
задушевно высказано то, что было на душе у каждого солдата в дни, когда Победа была уже близка,
но война еще не окончена.
Ведь завтра снова будет бой,
Уж так назначено судьбой,
Чтоб нам уйти, недолюбив,
От наших жен, от наших нив-
Но с каждым шагом в том бою
Нам ближе дом в родном краю
2-й ведущий.
В одной из давних радиопередач автор стихов, на которые написана песня "Соловьи", замечательный
советский поэт Алексей Иванович Фатьянов (1919-1959), в шинели рядового прошагавший трудными
военными дорогами, рассказывал:
"Помню фронт. В большой зеленой роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим,
отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали
рокотом вражеских самолетов, во все горло, как бы утверждая жизнь, защелкал соловей!И это вошло
в песню "Пришла и к нам на фронт весна" (таким было первоначальное название "Соловьев").
Звучит отрывок песни "Соловьи".
1-й ведущий.
Шла война, менялась обстановка на фронтах, рождались новые песни. Вся страна пела "Темную
ночь", "Прощайте, скалистые горы", "В лесу прифронтовом", "Шумел сурово брянский лес"...
Осенью 1942 года в штаб Брянского фронта пришла несколько необычная радиограмма: "Оружие у
нас есть, в случае чего можно забрать у врага, а вот песню, как трофей, не возьмешь. Пришлите нам
песню". Это писали партизаны брянских лесов. Политуправление фронта обратилось к поэту
Анатолию Софронову и композитору Сигизмунду Кацу с просьбой выполнить партизанский заказ.
2-й ведущий.
Песня сравнительно быстро была написана. Получилась она поистине суровая, широкая,
величественная, близкая по духу характеру народных мстителей. Исполнять ее можно было
вполголоса в лесу, в землянке, у костра.
И вот в ночь на 7 ноября 1942 года на праздничном вечере, в землянке, вырытой в полусожженной
деревне, начальник Брянского штаба объединенных партизанских отрядов А. П. Матвеев объявил;
"Вот поэт Софронов, кроме того, что он корреспондент, он еще привез песню, которая специально
написана для брянских партизан". - Мне не раз приходилось петь свои песни, - вспоминает поэт, - но,
пожалуй, такого волнения, как в ту ночь на 7 ноября, я никогда не испытывал... Я ее спел один раз,
меня попросили спеть еще раз, потом в третий раз. Меня обнимали...
1-й ведущий.
А утром слепой баянист "с голоса" разучил мелодию, и пошла песня кочевать от землянки к землянке,
от одного отряда к другому. Так в партизанском крае, окруженном со всех сторон врагами состоялась
необычная премьера песни "Шумел сурово брянский лес". После этого песня стала популярной не
только у партизан, но и у фронтовиков. Однако на этом ее история не закончилась. Вторая "премьера"
состоялась в годовщину освобождения Брянска - 17 сентября 1966 года. В этот день на центральной
площади города, на площади Партизан, в торжественной обстановке был открыт величественный
монумент в память о воинах Советской Армии и партизанах, освободивших город от фашистских
захватчиков. На постаменте - скульптурная группа партизан, хозяев брянских лесов и тут же слова:
Шумел сурово брянский лес,
Спускались синие туманы,
И сосны слышали окрест,
Как шли с победой партизаны.
Звучит отрывок песни "Шумел сурово брянский лес".
2-й ведущий.
В минуты передышки, между боями на фронте, когда части отходили на переформирование, звучала
гармошка, и тогда:
Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
Нынче у нас передышка,
Завтра вернемся к боям.
Что ж твоей песни не слышно,
Друг наш, походный баян?
1-й ведущий.
И вот, наконец, наступила долгожданная победа! Песня, которую вы сейчас услышите, родилась как
раз в День победы. Ранним утром 9 мая 1945 года на одном из самых оживленных берлинских
перекрестков, заваленном покореженной фашистской техникой и щебнем, лихо орудовала
флажком-жезлом молодая регулировщица. Десятки берлинцев наблюдали за её размеренными и
властными движениями, которые еще более подчеркивали строгость военной формы, ее походную
простоту.
"Вдруг послышался цокот копыт, - рассказывает поэт Цезарь Солодарь, - мы увидели
приближающуюся конную колонну. Это были казаки из кавалерийской части, начавшей боевой путь в
заснеженных просторах Подмосковья в памятном декабре сорок первого года".
2-й ведущий.
Через два-три часа Цезарь Солодарь улетел в Москву и уже в салоне военно-транспортного самолета
набросал первые строчки будущей песни.В тот же день он прочитал стихи братьям-композиторам
Даниилу и Дмитрию Покрассам, которым они очень понравились.
По их предложению стихи были "усилены "лихим" припевом. Музыку написали к вечеру. Песня была
написана за один день - 9 мая. Вскоре в исполнении Ивана Шмелева она прозвучала по радио, ее
узнала и полюбила вся наша страна.
Звучит отрывок песни "Казаки".
1-й ведущий.
На этом наше с вами мероприятие, посвященное песням военных лет, подошло к концу. До свидания!
Звучит песня «День победы».
Музыка - еще материалы к урокам:
- Презентация "Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея"
- Тематическое музыкальное занятие "Весна"
- Методическая разработка "Работа над крупной формой в классе фортепиано"
- Проверочная работа по музыке "Музыкальное путешествие по России ХХ века" 4 класс
- Проверочная работа по музыке "Ансамбль" 2 класс УМК «Планета знаний»
- Формирование элементарного опыта игры на детских музыкальных инструментах у дошкольников