Формирование элементарного опыта игры на детских музыкальных инструментах у дошкольников

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное
Учреждение Талецкий детский сад «Ладушки»
с. Нижние Тальцы Заиграевский р-н Респ.Бурятия
Формирование элементарного опыта игры на
детских музыкальных инструментах у
дошкольников
(Опыт работы музыкального руководителя
Юрьевой Натальи Васильевны)
Актуальность:
Актуальность работы заключается в том, что обучение детей игре на
детских музыкальных инструментах открывает перед детьми новый
мир звуковых красок, стимулируется интерес к инструментальной
музыке. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты
каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности,
сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и
музыкальные способности. Способствует развитию музыкальной
памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости,
скованности.
Цель:
Раскрыть эффективные формы, методы и средства формирования
элементарного опыта игры на детских музыкальных инструментах у
воспитанников старшей группы.
Задачи:
определить педагогические условия и содержание работы по
знакомству детей старшего дошкольного возраста с
музыкальными инструментами;
внедрить способы организации деятельности по формированию
элементарного опыта игры на детских музыкальных
инструментах;
показать результативность системного подхода к технологии
социального партнерства, тесное сотрудничество с педагогами;
обогащение знаниями, формирование интереса к теме.
В процессе обучения детей игре ДМИ можно выделить три этапа:
1 этап - ознакомление с особенностями мелодии и приёмами
звукоизвлечения на музыкальных инструменте, который будет
использоваться для её воспроизведения;
2 этап - разучивание мелодии (по слуху, по нотам, по цифровой или
цветовой системам), отработка исполнительских приёмов, работа над
выразительностью исполнения;
3 этап - целостное воспроизведение мелодии на инструменте.
Методы работы с детьми
Метод активации творческих проявлений подразумевает
направляемое педагогом детское музицирование и игру в самых
разнообразных формах. Этот метод способ развития детей.
Метод моделирования элементов музыкального языка позволяет
показать и дать почувствовать ребенку в доступном для него виде
особенности выразительных средств и их отношений.
Моделироваться могут ритмические и звуковысотные отношения,
динамика, темп, форма, фактура и др. Без использования
моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального
языка очень затрудняется. Метод моделирования – это способ
обучения.
Последовательность обучения элементарному музицированию
o хлопки, движения под музыку (притопы, шлепки);
o ознакомление со звучащими самодельными и орфовскими
инструментами;
o творческое исследование тембро-динамических возможностей
орфовских и самодельных инструментов с помощью таких
приемов: показ педагога («дирижер»); импровизационная игра
детей; вопросы, стимулирующие к изобретательности («Как еще
можно поиграть на инструменте?»); свободный обмен
инструментами по желанию детей;
o разучивание музыкальных произведений с опорой на
музыкально-слуховые представления дошкольников о средствах
выразительности (создана система упражнений, направленных
на освоение ребенком за инструментом каждого из средств
музыкального языка);
o формирование представления о мажорном и минорном ладах, их
выразительных возможностях.
Элементы занятия по элементарному музицированию:
Речевые упражнения
Поэтическое музицирование
Координационно-подвижные игры и упражнения
Игры с инструментами К. Орфа и звучащими самодельными
инструментами
Пальчиковые игры
Речевые упражнения
Эта форма работы хороша для общего музыкального развития, так
как она легка и доступна для всех детей.
Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка
чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает
ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового
разнообразия, познакомить с музыкальными формами.
Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается детьми
естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается,
переносится на шумовые инструменты, становится основой различных
остинато.
Игры с инструментами
Игры с инструментами К. Орфа и звучащими самодельными
инструментами
Инструменты набора делятся на две группы:
- мелодические (звуковысотные) – используются в работе с детьми 5-6
лет
- шумовые (различных видов) – используются с детьми раннего
возраста.
Последовательность действий с инструментами:
Поиграй на своем инструменте, изучи, какие звуки в нем живут.
Сыграй музыку на инструменте – как ты хочешь.
Будь дирижером, покажи музыкантам, как сыграть музыку, какую ты
хочешь.
Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть «музыку
дождя», «солнечный свет», «твое сегодняшнее настроение»...
Попробуй озвучить стихотворение, сказку и т.д.
Планирование работы по элементарному музицированию
Начиная работу по музицированию я разработала перспективное
планирование для всех возрастных групп:
Поставлены цели и задачи
Определены формы работы в различных режимных моментах
Элементарное музицирование в планировании представлено как
взаимосвязь по трем направлениям: учебное, творческое,
концертное.
Спланированы праздники и развлечения
Содержание программы расписано по разделам, поквартально,
предлагается музыкальный репертуар
Формы подведения итогов реализации программы
Открытые мероприятия в течение года;
Выступления детского оркестра на утренниках и развлечениях;
Выступления на отчётных концертах;
Участие в городских конкурсах и фестивалях;
Совместные мероприятия с социальными партнёрами;
Создание мини-музея музыкальных инструментов;
Проведение педагогической диагностики по разделу программы
«Детский оркестр».
Заключение
Результаты работы показывают, что использование технологии Т.Э.
Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками»
содействует развитию их творческих способностей, природной
музыкальности, создает условия для широкой ориентации в музыке и
накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно
решать задачи образовательной программы
Методическое обеспечение раздела «Элементарное
музицирование»
o Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М., 1976
o Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. - М., 1989
o Девятова Т.Н. Звук - волшебник Образовательная программа по
воспитанию детей старшего дошкольного возраста. - М., 2006
o Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских
музыкальных инструментах. - М., 1990
o Конкевич СВ. Элементарное музицирование как средство
творческого развития дошкольников. - М., 2003.
o Метлов Н.А. Музыка - детям. - М., 1985.
o Радынова О.П. Беседы о музыкальных инструментах. - М.,1999
o Тютюнникова Т.Э. «Элементарное музицирование с
дошкольниками». - М.,2000
o Тютюнникова Т. Группа или труппа? Речь. Музыка. Движение.
Творчество.//Дошкольное воспитание. №1., 2000
o Бублей С. Детский оркестр. – Л., «Музыка», 1989.
o Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для
дошкольников. – М.: Просвещение, 1982.
o Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в
музыкальном воспитании дошкольников – М.: Просвещение,
1986.
o Королёва Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. – М.:
Просвещение, 1994.
o Тютюнникова Т.Э. Доноткино I и II часть. Учебное пособие. М,
Педагогическое общество России, 2005.
o Тютюнникова Т.Э. Бим!Бам!Бом! Сто секретов музыки для детей;
Вып. 1
o Игры со звуками. Учебно-методическое пособие. – СП: ЛОИРО,
2003.
o Тютюнникова Т. Э. Бим! Бам! Бом!: учебно-методическое
пособие. Санкт-Петербург, 2003
o Боровик Т. А. Звуки, ритмы и слова: учебно-методическое
пособие. Минск, 1999
o Меркулова Л. Р. Оркестр в детском саду. Программа
формирования эмоционального сопереживания и осознания
музыки через музицирование. – М., Гуманитарный издательский
центр «Владос», 2003.
o Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система Карла Орфа - М, АСТ,
2000.
o Тютюнникова Т. Э. Шумовой оркестр снаружи и изнутри. -
Журнал "Музыкальная палитра" №6, 2006.