История развития гаммового комплекса в фортепианной педагогике

Гузяева Людмила Петровна, преподаватель фортепианного отделения
МБУ ДО Детской школы искусств № 8 г. Ульяновска
«История развития гаммового комплекса
в фортепианной педагогике»
Откуда же произошло слово «гамма»? «Гаммой», т.е. названием
третьей буквы греческого алфавита, окрестил поступенный звукоряд
музыкант XI века Гвидо Д’Ареццо. Ему же мы обязаны и названием и самих
нот.
Кроме русского языка, слово «гамма» употребляется во французском
(датте); в других же европейских языках используется слово «лестница». В
русских трудах вплоть до начала XIX века фигурируют слова «лестница» или
«лествица» (также «музыкальная лестница» или «лестница тонов»).
Гаммой называется последовательность звуков (ступеней) лада,
расположенных, начиная от основного тона в восходящем или нисходящем
порядке со строго определенными интервалами между соседними звуками.
К началу 19 века, когда фортепиано окончательно вытесняет из
обихода другие клавишные инструменты, когда формируется собственно
фортепианный стиль и развивается виртуозное искусство, гаммовый
комплекс становится основой фортепианного обучения. Еще одна причина,
по которой гаммы и арпеджио приобрели большое значение в воспитании
пианиста это все более частое употребление в игре первого пальца. В пору
раннего клавирного исполнительства музыканты нередко обходились не
только без подкладывания первого пальца, но и вообще без него. Первому
пальцу вроде бы и не находилось места при игре, если учесть скромные
размеры клавиатуры и склад музыки, господствовавшей в то время. Лишь
постепенно первый палец входит в употребление, становясь, по словам
Альфреда Корто, своего рода «множителем пальцев». Подкладывая первый
палец под третий или четвертый, или перекладывая эти пальцы через него, то
есть, переводя руку из одной позиции в другую, музыканты как бы
умножают количество пальцев. Гаммы с использованием новой, получившей
всеобщее употребление аппликатурой, с использованием первого пальца
дважды в пределах одной октавы, оказались превосходным материалом для
развития его подвижности и гибкости.
С течением времени постепенно сложились составные части гаммового
комплекса и порядок его исполнения, который мы используем в настоящее
время.
В истории фортепианной педагогики отношение к комплексу гамм,
аккордов и арпеджио не всегда было однозначным.
«В старину для каждого исполнителя считалось необходимым хорошее
владение гаммами и арпеджио. Потом был период, когда это было
совершенно заброшено. Музыкант-педагог знает, что тот, кто не работал над
гаммами и арпеджио, наталкиваясь на различные пассажи у классиков и
романтиков, вынужден учить пассажи каждый раз как частный случай. А для
тех, кто с детства овладел техникой гамм и арпеджио, такого рода пассажи
являются привычными» - пишет А.Б. Гольденвейзер.
На протяжении всего 19 века работа над гаммами оставалась
краеугольным камнем технического воспитания пианиста.
На рубеже 19-20 веков отношение к гаммовому комплексу изменяется.
Справедливо борясь за умственный подход к работе над техникой, за
осмысленность занятий, выступая против длящейся часами автоматической
зубрежки бесконечных упражнений, в том числе и гамм, некоторые
методисты стали отрицать и сам инструктивный тренировочный материал. В
30-е годы в истории советской фортепианной педагогики предписывалось
развивать технику ученика только на художественных произведениях и
рекомендовалось вообще отказаться от изучения гамм.
Но далее гаммовый комплекс был полностью восстановлен в правах и в
настоящее время ни один пианист не обходится основательного изучения
гаммового комплекса.
Изучение гамм позволяет овладеть основными формулами
фортепианной техники. Учащийся на практике знакомится с ладотональной
системой, осваивает кварто-квинтовый круг тональностей. Учащийся
знакомится с основными аппликатурными формулами, учится
аппликатурной логике. Изучение комплекса позволяет выработать пальцевую
четкость, ровность, беглость.
Список литературы:
1.Добровольский С.А. Основы аппликатурно - двигательной культуры
пианиста. Новосибирск, 1989
2.Корыхалова Н. Играем гаммы. М., Музыка, 1995