Обобщение опыта работы "Игры на плоскостное моделирование для дошкольников"
1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №46 «Калинка» комбинированного вида города Северодвинска
Архангельской области
Обобщение опыта работы по теме «Игры на
плоскостное моделирование для дошкольников»
Подготовила воспитатель
Боргун Алена Викторовна
г. Северодвинск
2019
2
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Сущность игр на плоскостное моделирование………………………………..3
2.Этапы освоения игр на плоскостное моделирование………………………...4
3.Развивающее и воспитательное значение игр на плоскостное
моделирование………………………………………………………………….....6
4. Конспект занятия с использованием игр на плоскостное моделирование…7
Заключение………………………………………………………………………...8
Список литературы……………………………………………………………......9
Приложение 1. Картотека игр………………………………………………..…10
3
Введение:
Плоскостное моделирование – одно из средств развития творческого
мышления старших дошкольников.
К началу дошкольного возраста ребенок уже обладает определенным
жизненным опытом, который пока что недостаточно осознан и представляет
собой скорее потенциальные способности, чем сложившуюся способность
реализовывать умения в своей деятельности. Задача воспитания заключается
как раз в том, чтобы, опираясь на эти потенциальные возможности,
продвинуть вперед сознание малыша, положить начало полноценной
внутренней жизни.
Как же решить эту задачу в условиях общественного дошкольного
воспитания?
Прежде всего, развивающие игры представляют собой совместную
деятельность детей со взрослыми. Именно взрослый вносит в жизнь детей
игры, знакомит их с содержанием. Он вызывает у детей интерес к игре,
побуждает их к активным действиям, без которых игра невозможна, является
образцом выполнения игровых действий, руководителем игры – организует
игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за
выполнением правил.
Цель данной работы рассмотреть особенности игр на плоскостное
моделирование.
1.Сущность игр на плоскостное моделирование.
Плоскостное моделирование для общего развития детей дошкольного
возраста имеет огромное значение. У детей развивается мышление, логика,
стремление к познанию.
Эффективность использования наглядных моделей в качестве средств
обучения дошкольника основана на их соответствии складывающейся в этот
возрастной период такой умственной способности, как способность к
построению и использованию внутренних, мыслительных моделей. В
обычных условиях жизнедеятельности ребенка эта особенность формируется
стихийно, чему способствует моделирующий характер основных видов
деятельности (игры, рисования, лепки, конструирования). Моделирование
используется на разных видах занятий со старшими дошкольниками.
Использование моделирования в развитии математических
представлений дошкольников дает ощутимые положительные результаты. Все
вышеперечисленное становится возможным прежде всего потому, что метод
моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного
4
развития дошкольника, и прежде всего наглядно-образному характеру его
мышления.
Моделирование является одним из наиболее перспективных методов
реализации умственного воспитания, поскольку мышление дошкольника
отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.
Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных
возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии
математических представлений дошкольников.
Предлагается использовать метод моделирования шире в практике
дошкольного воспитания, активно применяя эту методику во всех
направлениях дошкольного воспитания, поскольку данный метод дает
наиболее ощутимые результаты.
2. Этапы освоения игр на плоскостное моделирование.
Отбор игр нужно проводить на основе знаний и умений детей, учитывая
основные принципы:
1. Принцип доступности. Учет индивидуальных особенностей каждого
ребенка (выравнивание возможностей детей с низкого на средний уровень и
давать возможность детям с высоким уровнем развивать свои способности)
2. Принцип систематичности и последовательности. Обеспечение
преемственности в знаниях, умения, впечатлениях детей.
3.Принцип научности (называть правильно геометрические фигуры
детям, но не добиваться зазубривания детьми названий).
4.Принцип наглядности, как эффективный способ поисковой и
исследовательской деятельности (например, при сильном затруднении
ребенка в выполнении работы можно предложить проанализировать ошибки
на расчлененном образце в случаях, как доказательство выполняемости
задания).
5.Принцин сознательности и активности (создание проблемных
ситуаций, которые дети должны решить самостоятельно).
6.Принцип прочности (повторение ранее изученного материала на новых
пособиях).
7.Принцип теории и практики (плоскостное моделирование выявляет
трудности детей, т.к. задание дается каждому ребенку индивидуально и это
задание он должен сделать сам).
8. Принцип воспитывающего и развивающего содержания.
5
В начале учебного года можно использовать игры уже знакомые детям,
но с небольшим усложнением
Когда дети освоили игры со счетными палочками, целесообразно
предложить им игры с палочками Кюизенер а.
«Рамки и вкладыши Монтессори» знакомят детей с разнообразием
геометрических фигур и учат детей ориентироваться в пространстве.
«Лото со схемами» знакомит ребенка со схемой и соотнесением ее с
реальным изображением предмета.
«Тетрис» знакомит детей с многообразием геометрических форм,
развивает способность группировать фигуры по определенному признаку.
Игра «Дроби» знакомит детей с тем, что целое состоит из частей,
способы манипуляции с частями.
«Монгольская игра».
Игра «Сложи узор» позволяет детям овладевать навыками анализа и
синтеза, развивают способности комбинирования, которые необходимы для
конструкторской работы.
Игра «Танграм» содержит квадрат, треугольники разного размера и
параллелограмм.
Выделим основные задачи:
Младший возраст
1.Даются конверты, содержащие разбиение исходного квадрата на 3 части.
Сможет ли ребенок сложить разноцветную дорожку?
2.Число конвертов постепенно увеличивается, добавляются квадраты,
разбитые на 4 части, игровой сюжет может изменяться.
Средний возраст
1.Даются 3—4-х частные конверты. Сможет ли ребенок сложить
разноцветную клумбу (прямоугольник)?
2.Число конвертов постепенно увеличивается, вводится фактор скорости
сборки.
3.Предлагаются разнообразные игровые сюжеты. Например:
«Ветерок смешал кусочки от нескольких квадратов (4—5). Как
теперь построить дорожку, клумбу? Кто может построить цифровую дорожку,
клумбу не по цвету, а по номерам?»
6
Старший возраст
1.Задания сводятся к тому, чтобы ребенок мог разобрать все
квадраты по цвету и номерам и уложить их в нужном порядке за
максимально короткое время (ориентированы на индивидуальное
взаимодействие взрослого с ребенком).
2.Предлагаются задания по придумыванию и изготовлению новых
вариантов разрезания квадрата: при этом необходимо добавлять в
набор предложенные детьми варианты разбиения эталонного квадрата,
принципиально отличающиеся от уже имеющихся; соблюдать
правила безопасности при работе с детскими ножницами.
Картотеку игр на плоскостное моделирование я представлю в
приложении 1
3. Развивающее и воспитательное значение игр на плоскостное
моделирование
Овладение детьми способами соединения элементов игры, составлением
фигур-силуэтов по образцам способствует развитию у них пространственного
представления (умение вызвать в памяти образы ранее воспринимаемых
предметов), пространственного воображения (способность создания нового
образа), пространственного мышления (умение мысленно оперировать
имеющимися образами). Эти компоненты умственной деятельности
необходимы для овладения черчением в период школьного обучения.
Освоение занимательного математического материала формирует
мыслительную деятельность детей, развивает у них математическое
мышление.
В формировании математических представлений дошкольников
занимательный математический материал выступает в роли одного из
дидактических средств.
Он активизирует познавательную деятельность детей в ходе обучения,
способствует развитию заинтересованности математикой.
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей
познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому
поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами
проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание
достичь цели — составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат –
стимулирует активность, проявление нравственно-волевых
усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение
начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата).
7
Занимательные задачи, игры на составление фигур -силуэтов,
головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности,
как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность.
Выполнение практических действий с использованием занимательного
материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные
задачи, находить для них новые способы решения.
Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач
заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее
невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания,
постоянного сопоставления цели с полученным результатом.
4. Конспект занятия с использованием игр на плоскостное
моделирование.
План – конспект занятия на плоскостное моделирование в старшей
группе.
Игра «танграм».
Цель: развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения).
Задачи: развитие воображения и конструктивного мышления, развитие
словаря за счёт новых слов (параллелограмм, геометрические фигуры, граница
контура).
Ход занятия.
Дети, посмотрите, что лежит у вас на столе (квадрат). Правильно. Из
каких частей он состоит? (из треугольников, квадрата) Правильно, а как
называется эта фигура? Эта фигура называется параллелограмм. Давайте
скажем вместе (проговариваем). Молодцы.
Теперь обратите внимание на то, что у каждого из вас на столе лежат
листы с картинками. Возьмите верхний лист, что на нём изображено?
Правильно это зайчик. Давайте попробуем наложить наши геометрические
фигуры на картинку. Для того, чтобы у вас всё получилось, вам необходимо
подобрать фигуры так, чтобы они не выходили за края контура. Посмотрите,
как это делаю я (показываю, как я накладываю фигуры на рисунок). А теперь
попробуйте вы, а я буду смотреть, кто из вас самый сообразительный, самый
быстрый.
Молодцы, все очень быстро справились с заданием, все детки у нас
сообразительные. Теперь возьмите следующий рисунок. Теперь у каждого из
вас разные картинки. Назовите по очереди, у кого, что изображено?
(называют: птичка, кошечка, кенгуру и т.д.) Отлично, все смогли рассмотреть
8
и узнать, что изображено на картинке, молодцы. Теперь вы самостоятельно
будете накладывать фигуры на картинку, а я буду присматриваться к вам и
смотреть, кто же первый выполнит задание (работают).
Так, первая у нас Настя, молодец Настенька. Остальные ребята я вижу
тоже уже заканчивают работать. Всё. Все справились с заданием, давайте
теперь посмотрим, что у вас получилось (смотрим работы, оцениваем
совместно на сколько аккуратно они выполнены).
Хорошо ребята, я вами очень довольна. А теперь возьмите третий лист
и скажите, что вы на нём видите? (он пустой) Правильно, а знаете почему?
Потому, что теперь вы попробуете самостоятельно придумать любую фигуру,
это может быть животное или любой другой объект. Главное правило, это
использовать все фигурки (дети выполняют задание, после чего совместно
обсуждаем работы, воспитатель спрашивает у детей, какие трудности у них
возникли в ходе работы).
Заключение:
Плоскостное моделирование для общего развития детей дошкольного
возраста имеет огромное значение. У детей развивается мышление, логика,
стремление к познанию.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И
определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от
рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра
для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ
моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его
взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему
взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают
игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в
особый интересный мир приключений.
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития
творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени
необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее
использовать их в дошкольном детстве.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при
создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Но
создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с
высокоразвитыми творческими способностями.
Необходима целенаправленная работа по развитию творческого
потенциала детей.
9
Соединение в игре интеллектуального занятия и забавы, размышления и
развлечения. Игровые действия осуществляются на основе точно
сформулированных правил. Развитие мыслительных процессов сравнения,
обобщения, абстрагирования и пр. Игры требуют от играющего высокого
уровня интеллектуальной активности.
Качества личности (самостоятельность и инициативность, креативность
и др.) и умения (комбинировать, предполагать, видоизменять и др.),
приобретенные в играх, применимы в любой учебной и жизненной ситуации
В процессе игры играющий самостоятельно осуществляет как
поэтапный контроль, так и контроль достигнутого результата
Разные дети могут находиться на высоком, среднем или низком уровне
освоения одной и той же игры.
Все игры многовариативны, подходы к их решению многообразны,
неиссякаемы, поэтому у каждого есть возможность проявить в игре
особенности своей личности.
Список литературы:
1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика: учебное пособие/ Т.М. Бабунова. -
М.: ТЦ: Сфера, 2007. - 208 с.
2. Болотина Л.Р., Баранов СП., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика:
учебное пособие для студентов ВУЗов/ Л.Р.Болотина, СП.Баранов,
Т.С.Комарова. - М.: Академический проект, 2005. - 240 с.
3. Игра дошкольника. /под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989. -
286 с.
4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебник для
студентов средних профессиональных учебных заведений. - 10-е издание,
стер/ С.А Козлова., Т.А.Куликова. - М.: Издательский центр «Академия»,
2010. - 416 с.
5. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада. /сост. А.К.
Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 1983. -192 с.
6. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду/ Н.Ф.Губанова. - М.:
Мозаика - Синтез, 2008. - 130 с.
7. Зинаида Михайлова: Игровые задачи для дошкольников. ФГОС/ Детство-
Пресс, 2016 г.- 144 с. ,
10
Приложение 1. Картотека игр.
Логические блоки Дьенеша.
Цель игры. Учить детей составлять изображение предметов из геометрических
фигур используя схемы; развивать умение различать, правильно называть,
группировать геометрические фигуры; развивать воображение и творческое
мышление у детей, желание придумывать новые варианты изображения
предметов из геометрических фигур.
Логико-математическая игра.
Цель игры. Развивать умение у детей самостоятельно составлять
схематические изображения, разнообразя их по цвету, форме и размеру;
сравнивать и группировать по размеру (большие и маленькие); Выявлять
количественные отношения; переносить действия на основе схемы на
реальные геометрические фигуры определять цветы, размеры и их сочетания.
Магнитная геометрическая мозаика.
Цель игры. 1. Учить детей составлять изображение предмета из
геометрических фигур (целое из частей) по образцу или по собственному
замыслу, развивать логическое мышление, сенсорные умения и способности
аналитического восприятия.
2. Развивать умение различать, правильно называть, группировать
геометрические фигуры.
Цветные палочки Кюизенера.
Цель игры. Пособие предназначено для развития умения у детей различать и
называть цвета, сравнивать предметы по длине, ширине, высоте; развивает
сенсорные процессы, восприятие, мышление, воображение детей.
Тетрис.
Цель игры. 1. Развивать у детей логическое мышление, умение группировать
геометрические фигуры по определенному условию (цвет, форма,
величина);
2. Развивать навыки счета у детей.
3. Учить детей определять закономерности и продолжить ряд, ориентируясь
на чередование свойств.
4. Учить детей составлять узоры по схематичному изображению и по
собственному замыслу.
Геометрическая мозаика.
11
Цель игры Развивать у детей ориентировку в пространстве, умение различать и
группировать геометрические фигуры, составлять из них изображение
знакомых предметов по чертежам и по своему замыслу.
Сложи квадрат.
Цель игры. Учить детей складывать квадрат из частей, иногда неизвестной
формы; закреплять умение перед началом работы переворачивать кусочки на
лицевую сторону и группировать их по цветам и по оттенкам цветов; развивать
логическое мышление, внимание, терпение, умение доводить начатое дело до
конца.
Танграм.
Цель игры. 1.Развивать у детей умение сравнивать и группировать
геометрические фигуры: четырехугольники и треугольники, составлять из
треугольников новые геометрические фигуры. 2. Развивать у детей логическое
мышление, пространственное воображение, конструктивное мышление,
комбинаторские способности, сообразительность, сенсорные способности,
творческое воображение.
Рамки и вкладыши Монтессори.
Цель игры. 1. Развивать у детей умение узнавать и различать форму плоских
фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь); знакомить детей
с геометрической терминологией – названием фигур: квадрат, круг,
треугольник равносторонний, эллипс, прямоугольник, ромб, трапеция,
четырехугольник неправильный, параллелограмм, треугольник
равнобедренный, шестиугольник, звезда, пятиугольник, треугольник
разносторонний.
2. Развивать у детей ориентировку в пространстве, умение различать и
группировать геометрические фигуры, сенсорные умения и способности
аналитического восприятия.
Монгольская игра.
Цель игры. 1. Развивать у детей умение сравнивать и группировать
геометрические фигуры: прямоугольники, треугольники, квадраты.
2. Развивать у детей логическое мышление, пространственное
воображение, конструктивное мышление, комбинаторские способности,
сообразительность, сенсорные способности, творческое воображение.
Дроби.
12
Цель игры. Познакомить детей с понятием целое и части; учить детей
составлять целое из частей. Развивать сенсорные способности у детей, память
внимание, логическое мышление.
2. Учить детей составлять узоры из деталей игры по схематичным
изображениям и по собственному замыслу.
Игры со счетными палочками.
Цель игры. Учить детей составлять геометрические фигуры и узоры из
геометрических палочек, пользуясь схематичным изображением (словесным
заданием - позднее); учить отсчитывать нужное количество палочек;
упражнять в умении высказывать предположения о правильном решении
поставленной задачи.
Квадрат Воскобовича.
Цель игры. Учить детей складывать квадрат в разных направлениях; развивать
у детей логику, внимание, пространственное воображение, конструктивное
мышление, сообразительность, сенсорные способности, творческое
воображение.
Мелкий геометрический конструктор.
Цель игры. Развивать способность у детей различать и называть
геометрические фигуры (кубик, призма, конус, кирпичик, пластина).
Учить использовать их с учетом конструктивных свойств
(устойчивости, формы, величины).
Крупный плоскостной геометрический конструктор.
Цель игры. Учить детей узнавать и называть геометрические фигуры (круг,
квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), умение группировать фигуры (по
цвету, форме, величине) составлять знакомые предметы из геометрических
фигур; развивать сенсорные способности, внимание, восприятие, память,
логическое мышление, творческое воображение, сообразительность,
конструктивные навыки.
Геоконт. Умелые лапки.
Цель игры. Способствует сенсорному развитию (эталоны цвета, формы,
величины, тренирует тактильно – осязательные анализаторы); развивает
мелкую моторику рук; развивает внимание, память, творческое воображение
и пространственное мышление, формирует умение анализировать, сравнивать,
объединять признаки и свойства.
Составь картинку из геометрических фигур.
13
Цель игры. Игра способствует освоению детьми эталонов формы, выполняя
задания игры, ребенок учится считать, отсчитывать нужное количество
геометрических фигур, знакомится с пространственными отношениями и
величиной, развивает мышление, внимание, сообразительность, усидчивость,
творческое воображение.
Лото со схемами.
Цель игры. Познакомить детей со схематичным изображением знакомых
предметов, учить детей узнавать по схемам предмет, правильно его называть
и находить его реальное изображение; развивать у детей умение в
ориентировке в пространстве; развивать память, внимание, мышление.
Педагогика - еще материалы к урокам:
- Реализация проекта каникулярной занятости детей "Под парусом детства"
- План воспитательно-образовательной работы "Осень"
- Рабочая программа по чтению 5 класс II вида К.Г. Коровина, А.Г. Зикеева
- Реферат "Особенности обучения в подростковом возрасте"
- План-программа по сотрудничеству с семьями воспитанников
- Система работы по формированию каллиграфического почерка