Реализация отдельных структурных компонентов урока музыки
1
Реализация отдельных структурных компонентов урока музыки.
1. Организационно-мотивационный этап урока
- этап целеполагания всего урока; организация групповой работы, освоение нового
материала, проверка домашнего задания, рефлексивный этап урока.
Повышению учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к уроку
способствует:
❖ Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;
❖ Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат
своей деятельности;
❖ Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;
❖ Потребность и возможность в самовыражении, актуализация творческой позиции;
❖ Осознание значимости происходящего для себя и других;
❖ Потребность в социальном признании;
❖ Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха.
Безусловно, каждый учитель находит свои эффективные приемы и методы,
позволяющие превратить учение не только в нужный и полезный, но и в интересный
процесс. Поделюсь такими находками. Большинство из них – это приемы технологии
развития критического мышления.
Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему,
формирующую навыки работы с информацией. Критическое мышление – это один из
видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким
уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его
информационному полю.
Прием «Кластеры» - это графический способ организации учебного материала. Суть
приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления,
события, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое
понятие, к которому учащиеся подбирают ассоциации, логически связывая их с ключевым
словом. Важно, не критиковать ответы, даже если они неточны или неправильны, любое
мнение учащегося ценно.
Данный прием позволяет быстро включить учащихся в работу, активизировать
познавательную деятельность. Применять этот прием можно как в индивидуальной, так и
групповой работе. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать
свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою
точку зрения без риска ошибиться.
Например: Кластер может быть организован в виде понятийного колеса.
5 класс. I четверть, тема урока «Песня верный спутник человека».
В начале урока ребятам предлагаю узнать музыкальные произведения, которые ранее
звучали на уроках музыки (муз.викторина).
На доске записаны фамилии композиторов и названия произведений. Учащиеся слушают
4 музыкальных произведения и записывают верный ответ.
- Определите, какие произведения относятся к инструментальной, а какие к вокальной
музыке? Поясните ваш выбор.
- Сегодня мы поговорим о самом распространенном жанре вокальной музыки.
Я – ваша подруга, я ваша – попутчица,
В пути без меня ничего не получится.
Со мною, друзья, всегда интересно.
Узнали кто я? Ну, конечно же…
- О каком жанре сегодня пойдет речь? Что вы знаете о песнях? Какими они могут быть?
Предлагаю учащимся составить кластер, в центре которого ключевое слово –песня,
«гроздьями кластера» будут виды песен, звучащих в нашей жизни. В результате ученики
наглядно видят, что песня сопровождает человека на протяжении всей жизни. Выходим
на тему «Песня-верный спутник человека».
2
Такой прием может быть использован на стадии рефлексии.
Например: 5 класс. I четверть, тема урока «Искусства различны, тема едина». На уроке
учащиеся знакомятся с разными произведениями искусства:
Живопись: И. Левитан. «Осенний день. Сокольники»; И. Бродский. «Опавшие
листья».Музыка: П. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песнь».
Литература» А. Толстой «Осень».
В конце урока ребятам предлагается определить тему, объединяющую все
произведения искусства, о которых шла речь на уроке, указать виды искусства и средства
выразительности, помогающие раскрыть эту тему.
Прием ключевые слова.
Например:5 класс. III четверть. Тема урока «Балет. Единство музыки и танца».
- Определите, о чем пойдет речь сегодня на уроке. На этапе целеполагания, учащиеся
определяют знакомые и незнакомые слова, ставят задачи урока.
Например:5 класс. III четверть. Тема урока «Музыка – сестра живописи».
Цель урока: - Умение анализировать многообразие связей музыки и изобразительного
искусства, рассуждать об общности и различии выразительных средств. Формирование у
учащихся понимания своеобразия изобразительных свойств музыкальной ткани.
На доске слова. (Портрет, композитор, краски, палитра, художник, контраст,
Композиция, Тон, декорация, рельеф, фон, оттенок, полутон, полька, колорит, краска,
пространство, фактура, этюд).
-Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О музыке и изобразительном
искусстве).
- Выберите слова, относящиеся к музыке и слова, относящиеся к изобразительному
искусству.
- Есть ли среди перечисленных слов те, которые можно отнести и к музыке и к ИЗО?
Давайте определим цель нашего урока.(Выявление родства и контраста в ИЗО и
Музыке.Выявление сходства и различия музыки и ИЗО).
В процессе урока ученики знакомятся и анализируют произведения живописи и музыки.
В конце урока, ребятам предлагается еще раз взглянуть на то, как были распределены
слова. Учащиеся сами приходят к выводу, что между музыкой и ИЗО много общего, что
это родственные искусства (перемещают общие для этих искусств слова в центр доски).
«Музыка – сестра живописи» сказал великий итальянский живописец Леонардо да
Винчи. И я думаю, сегодня на уроке мы в этом убедились.
Например:6 класс. III четверть, тема урока «Философия фуги».
Канон, имитация, фуга, полифония, орган.
На доске карточки. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке.
Объясните знакомые вам слова, какое слово не понятно?
- Выберите понятие, которое обобщает все другие.
Домашнее задание: Нарисовать канон или фугу.
Ключевые слова могут быть определены учащимися в загадках.
Например:1класс.III четверть, тема урока «В музыкальном театре».
1.Он пишет музыку для нас,
Мелодии играет,
Стихи положит он на вальс.
Кто песни сочиняет? (Композитор)
2. Нужен музыке не только «сочинитель»,
Нужен тот, кто будет петь. Он... (исполнитель)
3. Тот, кто песни не поет, а слушает,
Называется, ребята, ... (слушатель)
Коллектив музыкантов, что вместе играют,
И музыку вместе они исполняют.
Бывает он струнный и духовой,
Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)
3
4. Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре - президент! (Дирижёр.)
Чтоб смотрелось представленье интереснее
В благодарность слышались овации,
Надобно на сцене оформление:
Дом, деревья и другие… (Декорации)
5. Коль спектакль завершился –
Слышно «Браво!», комплименты;
А актёрам, в благодарность,
Дарим мы… (Аплодисменты)
Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?Ребята, скажите, какие спектакли
можно увидеть в музыкальном театре? (музыкальные) Правильно, такие спектакли
называются «опера» и «балет».
Прием «Верные и неверные утверждения».
Учитель просит учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой
ответ.
Согласен ли ты с утверждениями?
1. Музыкальная и литературная речь не имеют ничего общего.
2. Песня - неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации.
3. Музыка «дружит» с литературой в следующих жанрах: песня, романс, гимн, опера.
4. Будущие композиторы и музыканты обучаются в консерватории.
5. В основе вокальной музыки могут быть только стихотворные тексты.
После знакомства с основной информацией нужно вернуться к данным утверждениям
и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке
информацию.
Прием «Мозговой штурм» или «Мозговая атака».
Например: 5 класс III четверть «Из чего состоит опера»
«Ария Снегурочки» Н.А. Римский-Корсаков» Перед прослушиванием предлагаю
ученикам предположить, какой может быть музыка, характеризующая главную
героиню.Данный прием позволяет подготовить процесс слушания, сделать его более
осмысленным.
Например:4 класс, III четверть, тема урока «Джазовый оркестр».
Класс делится на группы, каждая группа получает задание: составить осмысленное
предложение, включающее в себя 3-4 заданных слова:
1) джаз, конец XIX века, Соединённые Штаты Америки, возник (Джаз возник в конце
XIX века в Соединённых Штатах Америки).
2) вместе, прибыть, негры - рабы, из Африки, он (Он прибыл из Африки вместе с
неграми-рабами).
3) джазовый оркестр, название , джаз – бэнд, получил (Джазовый оркестр получил
название джаз - бэнд).
4) инструментов, джазовый оркестр, солирующей , ритмической группы, состоит из.
(Джазовый оркестр состоит из солирующей и ритмической группы инструментов).
Прием «Вопросы». Возможно применение на всех этапах урока.
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приёмам,
формирующим умение работать с вопросами.
Важно задавать вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, и как
результат – более глубокого понимания материала урока и интереса к нему.
Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно
применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите
4
пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…?
Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … ? Каким образом … влияет
на …? Какой … является лучшим и почему?
На уроке музыки техника «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть представлена
в виде таблицы, которую ребята заполняют и озвучивают друг другу с целью получения
ответов на поставленные вопросы. В ходе работы, в правую колонку записываются
вопросы, требующие простого односложного ответа. В левую – требующие глубокого
осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и
анализ информации.
Например:4 класс II четверть «Оркестр народных инструментов».
Например: 5 класс.III четверть, тема урока «Образы природы в творчестве музыкантов.
Сегодня я хочу пригласить Вас в Музей искусства, на выставку.Рассмотрите внимательно
предложенные экспонаты, и помогите мне определить название выставки. Презентация.
Дети предлагают название выставки.Хочется ли вам продолжить наше путешествие? У
каждого путешествия есть цель, я предлагаю вам определить ее в своих тетрадях.
В каких искусствах мы можем увидеть или услышать описание природы? (в ИЗО,
Музыке, Литературе).
Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры,
которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы.
Постепенно помимо подражания звукам природы музыка научилась вызывать зрительные
впечатления. В ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами,
бликами - стала зримой.
Д/З. подбери поэтические и живописные произведения, которые могли бы дополнить
нашу сегодняшнюю экспозицию.
Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит
понимание истинного назначения учения — научиться думать, применять знания на
практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.
•Технология развития критического мышления обеспечивает высокую мотивацию
учащихся к предмету;
• В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными
способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение
на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить
умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно,
уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Данные приемы позволяют эффективно соблюдать временной режим урока и
поддерживать нужный темп урока. Использование данных приемов позволяет
воспринимать информацию учащимся через различные каналы восприятия,
активизируя разные полушария мозга. Это обеспечивает максимальную
заинтересованность учащихся с разными физиологическими особенностями.
Музыка - еще материалы к урокам:
- Урок музыки "Русские сезоны в Париже" 5 класс (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев)
- Литературно-музыкальная композиция "Эти песни спеты на войне"
- Презентация "Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея"
- Тематическое музыкальное занятие "Весна"
- Методическая разработка "Работа над крупной формой в классе фортепиано"
- Проверочная работа по музыке "Музыкальное путешествие по России ХХ века" 4 класс