Методический доклад «Воспитание самостоятельности в классе по специальности»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа»
Октябрьского района Тюменской области
Методический доклад
«Воспитание самостоятельности
в классе по специальности»
подготовила
преподаватель фортепиано
Слободскова Ольга Александровна
пгт. Октябрьское
2015 г
2
План:
1. Возможность проблемы самостоятельности учащихся ДМШ.
2. Основные проблемы воспитания самостоятельности учащихся.
3. Некоторые принципы и методы самостоятельной работы.
4. Пути и цели активизиции слуха учащихся.
5. Формы самостоятельной работы.
3
«Считаю, что одна из главных задач
педагога – сделать как можно скорее и
основательнее так, чтобы быть ненужным ученику,
устранить себя, вовремя уйти со сцены, то есть
привить ту самостоятельность мышления,
методов работы, самопознания
и умения добиваться цели».
Г. Г. Нейгауз
Самостоятельная работа по специальности одна из важных, во многом определящих
форм овладения профессиональными навыками. При всей интенсивности и
содержательности урока в классе по специальности, конкретное воплощение указаний
педагога, глубокое постижения содержания исполняемого произведения, профессиональное
овладение инструментом решаются именно в процессе самостоятельных занятий. Работа на
уроке по специальности должна быть спланирована и проверена педагогом, так как основная
его задача «научить ученика учиться, а потом поручить это дело ему самому».
(В.А.Сухомлинский). А это невозможно без воспитания навыков качественной,
продуктивной самостоятельной работы и без целенапрвленного формирования его сознания.
Поэтому самостоятельная работа дома это не только овладение профессиональными
навыками, но и сложный процесс самовоспитания личности, формирования его
художественных позиций, развития творческого подхода к решению проблем, инициативы,
самооценки, умения ставить цели, планировать свои занятия, анализировать достижения и
ошибки. Необходимо воспитывать в ученике настойчивость, стремление овладевать
стоящими перед ним задачами. Если ученик не научится систематически и правильно
работать, педагог не сумеет добиться в занятиях с ним хороших результатов.
Г.Г.Нейгауз писал: «сознание ученика должно быть на уровне его «практических»
действий, поэтому я считаю, что с первых шагов ученика надо приучать его понимать, что он
играет». Задача педагога научить ученика внимательно и вдумчиво работать над
произведением, научить творческому отношению, ясному представлению художественной
цели. Система самостоятельной работы должна быть достаточно гибкой, основанной на
знании психофизических сторон обучения индивидуальным подходом к учащемуся,
развитию его таланта, только ему присущих творческих качеств.
При организации самостоятельных занятий можно выделить два основных момента.
Первый представляет собой принципы и методы самостоятельной работы над
воплощением художественно-образного содержания изучаемого произведения, выявление
его драматургии, идейно-концепционного смысла, стиля, формы.
Второй момент связан с необходимостью решить технологические, двигательные,
звуковые и прочие инструментальные задачи, встающие перед учеником при воплощении
своего сложившегося исполнительского замысла.
За последние десятилетия обучения пианистов в музыкальных заведениях заметно
улучшилось. Поступающие в училище справляются с трудными произведениями, но потом
выясняется, что они недостаточно самостоятельны в работе. Воспитать своего ученика
хорошим музыкантом и подготовить к самостоятельной работе вот основная задача и та
цель, к которой он стремится в любой момент.
Чему же в первую очередь должен учить педагог своего ученика? «Холодный ум и
горячее сердце, крепкая воля и живое воображение этими координатами издавна
определяется положение художника в искусстве» - писал Г. Г.Нейгауз.
Чувство и разум непременные и главные движущие силы в работе музыканта.
Поэтому эмоциональность и интеллект учащегося представляется важнейшими качествами,
которые нужно воспитывать в первую очередь. Развитие эмоциональности происходит через
4
воспитание умения слушать себя. Именно слышание музыки и рождает в первую очередь
эмоциональный отклик исполнителя. А становление интеллекта учащегося происходит
наилучшим образом, если педагог путём обобщений подводит ученика к познанию
закономерностей музыки.
Когда учащийся приступает к изучению музыкального произведения, он сразу же
сталкивается со сложной проблемой: для познания сочинения его надо выучить, оно должно
быть предварительно музыкально освоено. Последовательность при этом следующая
сначала постановка творческой задачи, затем её воплощение в конкретных действиях. Часто
ученики начинают работу над произведением с механического заучивания текста полагая,
что после его усвоения появится музыка. Но музыке нельзя откладывать «на потом», она
всегда должна быть в центре внимания. Если проанализировать последовательность
процесса самостоятельной работы над произведением, то можно условно выделить четыре
основных этапа, которые тесно взаимосвязаны.
Начальный этап всестороннее ознакомление с текстом сочинения, замыслом автора,
эпохой («информационный этап»). Новый этап как бы описательное изложение сочинения,
закономерно приводящее к попыткам «уйти» от текста, создать некую модель своего
исполнительского решения (этап «создания концепции»). И этап «реализации» - воплощение
в звуке своего смысла. И последний этап – это выступление.
Многие учащиеся не умеют слушать себя, а это очень сложный процесс. Они часто
слышат лишь воображаемое звучание то, что ему хотелось бы услышать. А хочется ему
пока немного, и это немногое смутно и неопределенно, и иногда подменивается
переживанием. И ученику необходимо точное знание того, что именно следует слушать,
нужна собранность слухового внимания. Педагог должен ставить перед учеником точно
определенные слуховые цели. Сама постановка точных и интересных исполнительских задач
возможна только при детальном знании и слышании произведения педагогом. Педагог -
музыкант обязан хорошо знать каждое задаваемое учащемуся произведение.
Другая задача это заставить ученика услышать, как он играет в действительности.
Решающим условием здесь является высокая профессиональная требовательность педагога,
его непримиримость по отношению к недостаткам игры своего ученика. Принципиальность
и бескомпромиссность педагога заставляют ученика следить за своей игрой, проверять себя
слухом. Когда пред учеником ставят точные исполнительские задачи, он обязан их
выполнять. Сама по себе необходимость достижения определённых результатов вынуждает
учащегося слушать себя.
Хочется остановиться на некоторых приёмах, собирающих слуховое внимание
ученика. Педагог может, привлекая различные ассоциации, создать соответствующее
настроение, обостряющее чуткость слуха учащегося. Например, сказать ребёнку: «Представь
себе, как ночью мышка скребется за печкой, и прислушайся». Обычно ученик
настораживается после таких слов. Более взрослому ученику можно посоветовать, как бы
прислушаться к шелесту листьев или плеску волн, к ночным шорохам. Можно использовать
для создания настроения внешнюю обстановку, обостряющую эмоциональную и слуховую
восприимчивость. Так, полезно в сумерки, не включая свет, в полумраке играть лирические
пьесы: ноктюрны, колыбельные, медленные части сонат. Известно, что Метнер советовал
заниматься при свечах, играть с закрытыми глазами. «Помнить, что слушать можно только с
закрытыми глазами и потому ни одна пьеса не выучениа без игры с закрытыми глазами.
Слушайте!». Найденное при особых обстоятельствах, в особой обстановке состояние
направленного и сосредоточенного слухового внимания можно сохранить и во время занятий
в обычных условиях». Для большей слуховой «настроенности» профессор А. Иохелес иногда
советует в начале урока (или перед домашними занятиями) сыграть на одной педали ряд
аккордов или разных гармоний, добиваясь при этом известной совместимости звучания.
Полезно проделать подобное упражнение, если предстоит работа над произведением
композиторов-импрессионистов или позднего Скрябина, т.е. когда именно чуткость
гармонического слуха очень важна.
5
Подготовленность учащегося к занятиям предполагает и физическую собранность,
подтянутость, сдержанность и точность в движениях. Поэтому нельзя допускать
расслабленную, небрежную посадку, отвлекающие посторонние движения,
заинтересованность чем-либо, не имеющим непосредственного отношения к работе.
Интересны соображения Н.И.Голубовской об интенсивности и продолжительности
домашней работы за инструментом. Когда ученик садится за рояль, он должен работать так,
будто располагает большим запасом времени, не должен быть торопливым лучше сделать
меньше, но тщательно, качество важнее колличества. Каким бы кратким не было занятие,
оно должно протекать с максимальной интенсивностью. Ученики В.Х.Разумовской
вспоминали: «Успех зависит от того, насколько сосредоточенно и «включенно» учащиеся
будут работать. Дома не надо себя жалеть! Нужна предельная включенность. Нельзя терять
время, сидя у рояля. В.Х.Разумовская требовала, чтобы работа дома проходила с предельным
эмоциональным и духовным напряжением: «чувства должны быть «вмонтированы в процесс
занятий, а надеяться на то, что они появятся во время выступления, нельзя. Они должны
быть продуманы и оправданы заранее».
Самостоятельные домашние занятия учащихся являются одним из видов учебной
работы. Из общей педагогики хорошо известно, что в самостоятельной работе учащийся
приобретает творческие навыки. Только повседневный труд формирует усидчивость,
прилежание, упорство в достижении поставленной цели. В музыкальном обучении
самостоятельная домашняя работа приобретает вес в силу того, что на неё уходит больше
времени, чем на классные уроки. Практическое овладение исполнительскими и слуховыми
навыками требует постоянной серьезной работы. Далеко не каждому ребёнку удается
безболезненно приспособиться к такому режиму, тем более что результаты усилий, когда
можно почувствовать всю радость от общения с музыкой, сказываются не сразу. Большая
нагрузка у детей, обучающихсяв двух школах, ограничивает время, которое можно отдавать
домашним занятиям. В таких условиях возрастает значение качества самостоятельной
работы, умения правильно заниматься.
Хорошей формой воспитания самостоятельности учащегося может быть задание
приготовить произведение без всякой помощи со стороны педагога. Например, на лето.
Конечно, пьесы подбираются по силе ученика (даже на класс ниже). Исполнять
произведение можно в присутствии всего класса.
Может не стоит на одном музыкальном произведении долго останавливаться с целью
«научить всему». Подобное «сидение» тормозит развитие учащихся. Лучше доводя
произведение до определенного уровня, оставить его, но успеть пройти больше (как говорил
Г.Г.Нейгауз, в таких случаях, количество переходит в качество). Воспитание
самостоятельности ученика в значительной мере определяется отношением педагога к
первому показу нового произведения. Очень важно стремиться к тому, чтобы ученик
самостоятельно разбирал произведение, делая это по возможности грамотно и
добросовестно. Естественно с начинающими приходится разбирать произведение на уроке,
объясняя ритм, проверяя аппликатуру. Но вскоре педагог может задавать на дом всё, что
ученик может выполнить самостоятельно. Постепенно усложняя задания, ученик должен не
только прочесть ноты, но и определить характер музыки. Для лучшего умения оценивать
свою игру, для лучшего понимания замысла необходимо обращаться к записям, слушать не
только свои произведения в исполнении мастеров, но знакомиться с другими
произведениями композиторов, которых исполняет ученик.
Что же важно для организации правильной и плодотворной домашней работы
учащегося музыкальной школы? Успех ее в значительной степени зависит от
целенаправленности урока. Методически правильно построенный урок способствует
активизации внимания детей, обеспечивает успешное выполнение поставленной задачи.
Педагог должен объяснить и показать ученику способ достижения поставленных задач, а
также добиться частичного их выполнения на уроке. Тогда можно сказать, домашняя работа
будет плодотворной. Задача педагога – привить любовь к занятиям и воспитать навыки
6
самостоятельной работы. Л. А. Баренбойм пишет: «Можно и нужно обучать творчески
работать, - обучать умению поставить задачу, ее осмыслить и проанализировать, понять ее
разные стороны».
С первых лет обучения надо прививать ученику навыки профессирнализма. Это,
прежде всего, отношение к игре на фортепиано как к серьезному делу. Регулярность занятий
не должна зависеть от вдохновения и настроения. Музыкальное обучение детей это
ответственное и сложное дело, требующее профессиональных данных педагога. Что для
этого нужно? Простое, открытое, дружелюбное отношение педагога раскроет душевный мир
ребенка, что является необходимым условием успешной рботы. В преподавании очень важно
вселить в ученика веру в то, что задание обязательтно получится, сформировать
устойчивость интересов обучающихся.
Для развития аналитического мышления и логической памяти можно рекомендовать
следующие формы работы с учеником:
1) Устный отчет о подготовке домашних заданий, ученик рассказывает о том, что
было трудно, как устранялись встретившиеся трудности;
2) Самостоятельный анализ исполнения, ученик сам оценивает свою игру;
3) Самостоятельный разбор произведения, устный или на инструменте (читка с листа).
В младших классах важные рекомендации для самостоятельной работы записываются в
дневник. Во время урока значительную часть работы строить так, чтобы ход,
последовательность этой работы были образцом того, что ученик должен делать дома,
нужно заставлять ученика работать на уроке так, как если бы он был один и педагог не
находился с ним рядом.
Также не менее важна работа с родителями о контроле самостоятельных занятий. А. Д.
Артоболевская считала очень важной в домашней работе помощь родителей. «Родители
ежедневно прорабатывают со своим ребенком задание педагога. Хорошо, если они, хоть
чуть-чуть немного сведущи в музыке, чаще же бывает, что они только любят музыку, но
начинают учиться со своим сыном или дочкой. Мы входили в страну музыки, плотно
взявшись за руки – родители и ребенок».
7
Список использованной литературы:
1. Дубровина И., Данилова Е. Психология. М., 1999г.
2. Зайчева Т., Макарова Л.. Поризко Е., Поризко О. «Воспитание творческиз навыков в
формировании самостоятельности учащихся в классной и домашней работе». С П.,
«Композитор», 2013.
3. Кабилова С. О роли учителя музыки в становлении творческой личности. // Музыка в
школе-2005., №3.
4. Кашапова Л.М. Взаимодействие семьи и школы в музыкальном образовании детей.//
Музыка в школе-2004., №4.
5. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., Классика XXI-1999г.
6. Стомеренко Л. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, Феникс, 2000г.