Роль концертмейстера в музыкальной школе

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Школа искусств №1» города Усть-Илимска Иркутской области
Роль концертмейстера в музыкальной школе
Методическое сообщение подготовила
концертмейстер Пантелеева Наталья Владимировна
В обширном поле деятельности концертмейстера работа в детской
музыкальной школе и школе искусств занимает почетное место. Нет задачи
важнее, чем совместно с педагогом приобщить ребенка к миру прекрасного,
помочь ему выработать навыки игры в ансамбле, развить его общую
музыкальность. Работа концертмейстера, в связи с возрастными
особенностями детского исполнения, отличается рядом дополнительных
сложностей и особой ответственностью. В деятельности концертмейстера
объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их
трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных
ситуациях.
Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной
одаренностью и особым даром, «аккомпаниаторским чутьём» (а им
обладает далеко не всякий исполнитель равно, как не любой исполнитель
одарён качествами солиста), хорошим музыкальным слухом, воображением.
Поэтому, в ряду многих музыкальных профессий, концертмейстерство
наиболее требовательно к универсальным коммуникативным способностям.
Неслучайно качества, характеризующие мастерство концертмейстера,
которые в методической литературе называют «особым чутьём»,
«концертмейстерской интуицией», «концертмейстерской жилкой»,
относятся не столько к исполнительским или педагогическим, сколько к
психологическим свойствам.
Специфика игры концертмейстера состоит также в том, что он должен
найти смысл и удовольствие в том, чтобы быть не солистом, а одним из
участников музыкального действия, причем, участником второплановым.
Концертмейстеру приходится приспосабливать свое видение музыки к
исполнительской манере солиста. Еще труднее, но необходимо при этом
сохранить свой индивидуальный облик.
Мобильность и быстрота, и активность реакции также очень важны
для профессиональной деятельности концертмейстера. Он обязан в случае,
если солист на концерте или экзамене перепутал музыкальный текст (что
часто бывает в детском исполнении), не переставая играть, вовремя
подхватить солиста и благополучно довести произведение до конца.
Опытный концертмейстер всегда может снять неконтролируемое волнение и
нервное напряжение ребёнка перед эстрадным выступлением. Лучшее
средство для этого – сама музыка: особо выразительная игра
аккомпанемента, повышенный тонус исполнения. Творческое вдохновение
передается ребёнку и помогает ему обрести уверенность, психологическую,
а за ней и мышечную свободу.
Воля и самообладание – качества, также необходимые
концертмейстеру. При возникновении каких-либо музыкальных неполадок,
происшедших на эстраде, он должен твердо помнить, что ни
останавливаться, ни поправлять свои ошибки недопустимо, как и выражать
свою досаду на ошибку мимикой или жестом.
Что касается концертного исполнения с начинающим солистом, то
здесь следует учитывать такие факторы, как степень общемузыкального
развития ученика, его техническую оснащенность, наконец, возможности
конкретного инструмента, на котором он играет. В произведениях, в которых
партия концертмейстера является типично аккомпанирующей, солист всегда
играют ведущую роль, несмотря на то, что по своему артистическому уровню
он является более слабым партнером. В этих условиях хороший
концертмейстер не должен выпячивать преимущества своей игры, должен
уметь остаться «в тени солиста», подчеркнув и высветив лучшие стороны его
игры.
В этом отношении очень важным является вопрос о характере игры
вступлений и проигрышей. Играя в ансамбле с «неярким» солистом,
концертмейстеру следует исполнить вступление или проигрыш очень
выразительно, но соизмеряя свою игру со звуковыми и эмоциональными
возможностями ученика. После «громогласного» вступления
концертмейстера смешным будет жалкое звучание инструмента в руках
слабого ученика.
Большое значение для эффективности классной работы имеет характер
общения концертмейстера и педагога, так как от этого зависит не только
музыкальное продвижение ученика, но и воспитание его как личности. В
процессе урока и репетиций педагог нередко высказывает концертмейстеру
пожелания, замечания и т.п. Реакция концертмейстера на такие замечания
имеет важное значение для воспитания ученика. Основной принцип здесь –
заинтересованность концертмейстера, которую должен чувствовать ученик.
Особо стоит остановиться на концертных и экзаменационных
выступлениях. На этапе выхода произведения на концертное исполнение от
концертмейстера зависит, спасет ли он слабую игру ученика, или испортит
хорошую. Концертмейстер обязан продумать все организационные детали,
включая тот момент, кто будет переворачивать ноты. Пропущенный во время
переворота бас или аккорд, к которому привык ученик в классе, может
вызвать неожиданную реакцию – вплоть до остановки исполнения. Выйдя на
сцену, концертмейстер должен приготовиться к игре раньше своего
младшего партнера, если они начинают одновременно. Для этого сразу
после настройки инструмента нужно внимательно следить за учеником,
очень часто, особенно в начальных классах, ученики начинают играть сразу
после того, как педагог проверил положение рук на инструменте, что может
застать концертмейстера врасплох. Конечно, нужно как можно раньше, еще
в классе научить учащегося показывать концертмейстеру начало игры, но это
умение не у всех появляется сразу. Иногда концертмейстеру бывает
необходимо самому показать вступление, но делать это надо в порядке
исключения. Ученик, который привык к концертмейстерским показам,
отвыкает от самостоятельности и теряет необходимую для солиста
инициативу.
Концертмейстер и педагог всеми силами должны стремиться передать
инициативу ученику. Аккомпанирование юному солисту состоит в том, чтобы
помочь ему выявить свои, пусть скромные намерения, показать свою игру
такой, какая она есть на сегодняшний день. Иногда бывает, что ученик
вопреки классной работе не справляется на концерте с техническими
трудностями и отклоняется от темпа. Не следует резкой акцентировкой
подгонять уставшего солиста – это ни к чему не приведет, кроме остановки
исполнения. Концертмейстер должен неотступно следовать за учеником,
даже если тот путает текст, не выдерживает паузы или удлиняет их.
Если солист фальшивит, концертмейстер может попытаться ввести
исполнителя в русло чистой интонации. Если фальшь возникла случайно, но
ученик этого не услышал, можно резко выделить в аккомпанементе
родственные звуки, чтобы сориентировать его. Если же фальшь не очень
резкая, но длительная, то следует, наоборот, спрятать все дублирующие
звуки в аккомпанементе и этим несколько сгладить неблагоприятное
впечатление.
Очень распространенным недостатком ученической игры является
«спотыкание», и концертмейстер должен быть к нему готов. Для этого он
должен точно знать, в каком месте текста он сейчас играет, и не отрываться
надолго от нот. Обычно ученики пропускают несколько тактов. Быстрая
реакция концертмейстера (подхват солиста в нужном месте) сделает эту
погрешность почти незаметной для большинства слушателей. Бывает другая,
типично детская ошибка: пропустив несколько тактов, «добросовестный»
ученик возвращается назад, чтобы сыграть все пропущенное. Даже опытный
концертмейстер может растеряться от такой неожиданности, но с течением
времени вырабатывается внимание к тексту и способность сохранять
ансамбль с учеником, несмотря на любые сюрпризы.
Иногда даже способный исполнитель – ученик запутывается в тексте
настолько, что это приводит к остановке звучания. Концертмейстеру в этом
случае следует сначала применить музыкальную «подсказку», сыграв
несколько нот мелодии. Если это не помогло, то надо договориться с
учеником, с какого места продолжить исполнение и далее спокойно довести
пьесу до конца. Выдержка концертмейстера в таких ситуациях позволит
избежать образования у учащегося комплекса боязни эстрады и игры на
память. Еще лучше обговаривать до концерта, с каких моментов может быть
возобновлено исполнение в случаях остановок в определенных частях
формы.
Специфика работы концертмейстера в ДМШ и ДШИ требует от него
особого универсализма, мобильности, умения в случае необходимости
переключиться на работу с учащимися различных специальностей.
В методическом сообщении использовалась следующая литература:
1.И.Радина «О работе концертмейстера со студентом-вокалистом» - ЛОЛГК,1986
2.Н.Горошко «Современная подготовка пианиста-концертмейстера»- ОГПУ,1998
3. Е.Кубанцева «Концертмейстерский класс» - изд-во Академия, 2002
1. Абрамова О.А. Некоторые особенности работы
концертмейстера в классе специального
дирижирования на дирижерско-хоровом отделении
// Державинские чтения. Искусствоведение.
Социально-культурная деятельность: Материалы
научной конференции преподавателей и
аспирантов. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.
Державина, 2000.
2. Горошко Н.Н. Современная подготовка
пианиста-концертмейстера: от узкой
направленности к разностороннему воспитанию
исполнительского мастерства // Музыкальное
образование на пороге 21 века в контексте
эволюции отечественного музыкального искусства:
Материалы Российской научно-практической
конференции 17-18 декабря 1998 г. / Оренбург.
гос. пед ун-т; Ред. колл.: М.С. Каргопольцев, Г.П.
Коломиец и др. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1998.
3. Живов Л. Подготовка концертмейстеров-
аккомпаниаторов в музыкальном училище //
Методические записки по вопросам музыкального
Применение здоровьесберегающей
образовательной технологии в…
образования. М., 1966.
4. Крюкова И.А. Методы формирования
импровизационных умений студентов в процессе
концертмейстерской подготовки // Вопросы
фортепианной педагогики. – М., 1980.
5. Макаренко А. О некоторых особенностях
фортепианного аккомпанемента старинного
романса и русской народной песни // Тезисы
докладов научно-практической конференции по
итогам исследовательской работы преподавателей
за 1998-1999 г. Челябинская гос. академия
культуры и искусств / Сост.Н.Г. Апухтина. Вып. 4.
Челябинск, 2000.
6. Музыкальный энциклопедический словарь / Ред.
Г.В. Келдыш. Изд. 2-е. - М.: «Большая Российская
Энциклопедия», 1998.
7. Радина И. О работе концертмейстера со
студентом-вокалистом // О мастерстве
ансамблиста. Сб. науч. трудов. Л.: Изд-во
ЛОЛГК, 1986.
8. Хрестоматия музыкального сопровождения
уроков народно-сценического танца. Вып. 1-2. /
Сост. Е. Муськина. С.-Пб.: Музыка, 1998. 260 с.
назад к списку
Добавить комментарий
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере образования и
науки
Февраль
1. Абрамова О.А. Некоторые особенности работы
концертмейстера в классе специального дирижирования
на дирижерско-хоровом отделении // Державинские
чтения. Искусствоведение. Социально-культурная
деятельность: Материалы научной конференции
преподавателей и аспирантов. – Тамбов: Изд-во ТГУ им.
Г.Р. Державина, 2000.
2. Горошко Н.Н. Современная подготовка пианиста-
концертмейстера: от узкой направленности к
разностороннему воспитанию исполнительского
мастерства // Музыкальное образование на пороге 21
века в контексте эволюции отечественного музыкального
искусства: Материалы Российской научно-практической
конференции 17-18 декабря 1998 г. / Оренбург. гос. пед
ун-т; Ред. колл.: М.С. Каргопольцев, Г.П. Коломиец и др. –
Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1998.
3. Живов Л. Подготовка концертмейстеров-
аккомпаниаторов в музыкальном училище //
Методические записки по вопросам музыкального
образования. – М., 1966.
4. Крюкова И.А. Методы формирования
импровизационных умений студентов в процессе
концертмейстерской подготовки // Вопросы
фортепианной педагогики. – М., 1980.
5. Макаренко А. О некоторых особенностях
фортепианного аккомпанемента старинного романса и
русской народной песни // Тезисы докладов научно-
практической конференции по итогам исследовательской
работы преподавателей за 1998-1999 г. Челябинская гос.
академия культуры и искусств / Сост.Н.Г. Апухтина. – Вып.
4. Челябинск, 2000.
6. Музыкальный энциклопедический словарь / Ред. Г.В.
Келдыш. – Изд. 2-е. - М.: «Большая Российская
Активные методы обучения - как
средство развития
познавательного…
Министерство образования
и науки Российской
Федерации
Федеральная служба по
надзору в сфере
образования и науки
Февраль
Пн
Вт
3
4
10
11
17
18
Энциклопедия», 1998.
7. Радина И. О работе концертмейстера со студентом-
вокалистом // О мастерстве ансамблиста. Сб. науч.
трудов. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986.
8. Хрестоматия музыкального сопровождения уроков
народно-сценического танца. Вып. 1-2. / Сост. Е.
Муськина. – С.-Пб.: Музыка, 1998. – 260 с.
назад к списку
Добавить комментарий
24
25
26
27
28