Методическая разработка "Развивающее обучение на уроках фортепиано"

Глумова Наталья Евгеньевна
Преподаватель фортепиано
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Детсккая
хоровая школа «Хоровая капелла мальчиков» г. Пермь
Методическая разработка
«Развивающее обучение на уроках фортепиано»
Музыка это искусство, а любое искусство развивает и воспитывает ребенка. Музыка
делает ребенка общительнее, приучает трудиться, учит не только слушать, но и слышать, а
видя и слыша – чувствовать.
А счастье человека как раз и зависит от того, какими глазами он видит окружающее и
какие эмоции от увиденного испытывает. Для математики музыка полезна тем, что развивает
все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную. Музыка развивает фантазию,
без которой невозможно изучать другие виды искусств. Для правописания музыка полезна
тем, что:
- занятия музыкой исправляют нарушения пространственного восприятия;
- улучшается организация движений;
- ребенок допускает меньше ошибок при письме под диктовку.
Не смотря на выводы ученых, в последнее время родители все реже и реже
задумываются о музыкальном образовании своих детей. Жизнь заставляет родителей
внушать своим детям мысль о том, нужная профессия кратчайший путь к материальному
благополучию, а профессия музыканта стала непрестижной ввиду низких зарплат. Таким
образом, чтобы ребенок не потерял интерес к занятиям, в частности фортепиано,
используются различные формы работы с элементами развивающего обучения, а именно:
1) Чтение с листа: один из ведущих компонентов профессиональной подготовки ученика,
занимающегося вокально-хоровым и фортепианным искусством, а позднее
дирижированием. Этот навык можно отнести к чилу обязательных и практически
необходимых. Неумение ученика осмысленно и достаточно быстро читать нотный текст
приводит к потере интереса к музыкальному исполнительству (особенно в младших и
средних классах). Трудности в разучивании текстов ведут к нежеланию учить по нотам.
«Сколько читаем столько и знаем», эта истина целиком сохраняет актуальность в
современной музыкальной педагогике. В процессе чтения с литса развивваются
музыкальные способности ребенка. Освоение и закрепление навыков чтения с листа на
уроках в классе фортепиано способствует развитию музыкального слуха (внутреннего
слышания), координации, памяти, внимания, инициативы и творческой самостоятельности
юного музыканта. Ребенок, много и с желанием читающий с листа, развивает горизонты
собственного музыкального кругозора, успешно осваивает новый музыкальный материал,
знакомится с музыкой композиторов разных стран, разных стилей,жанров, направлений,
становится более эмоционально отзывчивым. Формируется навык структурно-смыслового
восприятия нотного текста: «вижу-понимаю-объясняю-играю». Работу по стению с листа
надо начинать с простых одно-двухстрочных произведений, одноголосных пьес,
исполняемых обеими руками.
Музыкальный пример: сборник «Шаг за шагом» автора И.Рябова, пьесы «Волк-волчок»,
«Заинька» р.н.п., «Реве та стогне Днипр широкий» укр.н.п.
Следующий этап исполнение обеими руками небольших по объему несложных
двухголосных пьес с малым количеством знаков при ключе, с устойчивым ритмом, ясной
фразировкой, в медленном темпе.
Музыкальный пример: сборник «Шаг за шагом» автора И.Рябова, Д.Львов-Компанеец
«Раздумье».
2) Освоение навыков ансамблевой игры мобилизует волю и внимание учащихся. Сначала
предлагаются пьесы кантиленного склада, танцевальной формы, пьесы с программным
названием. В ансамблевой игре вырабатывается цепкость и умение охватить произведение,
ансамблевая игра закладывает основы для воспитания слухового внимания, развития
гармонического слуха, ритмической дисциплины, способствует развитию истинного чувства
ритма. Ученики приобретают навык создания аккомпанемента, играя партию учителя в
ансамбле с детьми младшего возраста.
Музыкальный пример: сборник фортепианных ансамблей О.Сотниковой «Играем с
удовольствием».
3) Использование творческих заданий «фотографируй ноты» (задания на развитие зрительной
памяти, быстрое зрительное запоминание). Ученику предлагается прочитать и, по
возможности, запомнить небольшой фрагмент нотного текста. Затем ноты закрываются,
ученик пробует исполнить то, что запомнил.
Музыкальный пример: Т.Смирнова «Интенсивный курс фортепиано» т.1, М.Фогель
«Военный марш», К.Лонгшамп-Друшкевичова «На коньках», Э.Сигмейстер «Влезай и
вылезай в окно».
4) Ритмические упражнения. Ребенок глазами читает текст, мысленно ощущая ритмический
рисунок, проговаривая ритмо-слоги или определяя единицы ритмической пульсации, затем
воспроизводит этот ритмический рисунок, «играя на коленях» или крышке рояля.
Музыкальный пример: П.Чайковский «Полька», Р.Шуман «Марш».
5) Для активизации внутреннего слуха используется игра поочередно с педагогом
«подхватывание мелодии». Ребенок следит по нотам за игрой педагога и в нужный момент
подхватывает мелодию.
Музыкальный пример: Ч.Остен «Кукушкин вальс»
6) Творческое задание «Игра вслепую». Учащемуся предлагается исполнить несложный
музыкальный текст с одним условием: не смотреть на свои руки. Это задание способствует
развитию координации, ощущению клавиатуры.
Музыкальный пример: А.Роули «Гном», Т.Смирнова «О, куда, о, куда?»
7) Творческое задание «Музыкальная мозаика». Учащемуся предлагаются тексты закомых
мелодий, он читает ноты, внутренним слухом «пропевает» и отгадывает мелодию.
Музыкальный пример: М.Красев «Елочка», В.Шаинский «Песня Чебурашки», В.Савельев
Песенка кота Леопольда».
Успех становления юного музыканта во многом зависит от накопленного
музыкального опыта, от уровня музыкального и эстетического кругозора. Методической
целью этой работы и является развитие музыкального кругозора, развитие музыкальных
способностей, ритма, слуха, памяти, любви к ансамблевой игре, а также заинтересованности
учащихся, открытию для них бескрайнего мира музыки.
Литература
1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1971 г.
2. Беркамн Т.Л. Индивидуальное обучение музыке. – М., 1964 г.
3. Брянская Ф. Навык игры с листа и принцип его формирования «Ребенок за роялем». М.,
1981 г.
4. Верхолаз Р. Вопросы методики чтения с листа. – М., 1981 г.
5. Мильштейн Я. Как мы преподаем. Заметки об обучении пианистическому мастерству.
«Вопросы теории и истории исполнительства». – М., 1983 г.
6. Цыпин Г. Чтение музыки с листа и воспитание некоторых мыслительных качеств учащегося.
«Обучением игре на фортепиано». – М., 1984 г.