Конспект занятия "Традиционные духовые музыкальные инстументы русских"

ГБУ ДО ЦВР Центрального района Санкт-Петербурга
«Традиционные духовые музыкальные инструменты русских»
Конспект занятия по подпрограмме
«Традиционная русская празднично-обрядовая культура»
комплексной образовательной общеразвивающей программы
по русской традиционной культуре «Живая вода»
(5 –год обучения)
автор-составитель: В. Г. Пушкарёв,
педагог дополнительного образования
Цель занятия: сформировать интерес детей к русской народной музыке.
Задачи:
Обучающие задачи:
-обучение основным принципам извлечения звука на примитивных русских народных
музыкальных инструментах;
-обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и
взаимоконтроля.
Развивающие задачи:
- развитие чувства ритма;
-развитие у детей музыкальной памяти, фантазии, артистизма, эмоциональности;
Воспитательные задачи
- воспитание уверенности в своих творческих возможностях.
- воспитание эстетического вкуса.
Используемые технологии
- игровая;
здоровьесбергающая;
- информационно-коммуникативная.
Тип занятий – комбинированный
Форма проведения групповая, для детей 5 года обучения (11-12 лет)
План проведения занятия:
I этап: организационный– приглашение, учёт присутствия;
II этап: вводный введение в тему;
III этап: основной история возникновения и бытования народного музыкального
инструмента;
практикум игры, музицирование.
IV этап: заключительный подведение итогов занятия и выводы.
I. Организационный этап занятия
Дети входят в помещение для занятий. Педагог приветствует детей и
предлагает занять каждому личное место, на котором находятся заранее
приготовленные предметы, атрибуты и музыкальные инструменты, необходимые для
проведения занятия.
II. Введение в тему занятия
Ребята, мы с вами уже знакомы с некоторыми шумовыми и ударными
инструментами русского народа. Сегодня, мы продолжим получать познания о
традиционных русских музыкальных инструментах, и темой урока будут духовые или
свистковые инструменты. Из названия понятно, что это особый вид инструмента,
звукоизвлечение которого достигается через дуновение ртом, дыхание - подобно свисту.
Я имею в виду кугиклы и свистульки. Эти инструменты относятся к очень древним,
основополагающим, на основе которых человечество создавало более поздние
совершенные музыкальные инструменты.
Следует сказать о том, что игра на духовых инструментах является очень полезным
занятием, так как развивает правильное дыхание, которое способствует насыщению
организма кислородом.
Подобно ударным (шумовым), духовые инструменты служили для подачи сигнала,
сопровождали ритуальные действа, а также использовались во время игрищ, праздников,
плясок.
Сегодня мы поговорим, и вы узнаете о том, как русский народ для радости и
развлечения, остроумно, использовал хорошо знакомые Вам предметы, с помощью
которых веселил окружающих, сопровождал пение, аккомпанировал пляске, подавал
сигнал соседям и т.д. Вы хотели бы узнать об этом? (дети отвечают)
Сегодня наше занятие посвящено русским свистковым духовым музыкальным
инструментам.
III. Основной этап занятия
1. Теоретический этап
Вы помните, что звук очень важная составляющая жизни человека. При помощи
звука мы получаем и передаём различную информацию, которая может иметь жизненное
значение. Речь или пение, крик человека, свист птиц, рёв хищников, мычание, блеяние
животных – мир полон звуков. Человеку свойственно творить, первоначально подражая
звукам природы – шуму ветра, пению птиц и т.д. Сегодня мы поговорим и поиграем на
самых простых инструментах – это глиняная и деревянная свистульки, а также на
кугиклах или кувичках. Надеюсь, что Вам будет интересно? (дети отвечают)
Начнём со свистульки. Это фигурное звуковое приспособление из глины или дерева.
Известно, что свистульки появились задолго до нашей эры (тысячи лет назад) и были
сделаны из обожжённой глины. Археологи сначала принимали их за комочки глины, так
трудно было распознать в них инструмент.
Со временем, учёные установили, что первые в мире свистульки имели форму птички
и использовались как инструмент магии для вызывания духов земли, проведения
календарных обрядов (например, встречи весны).
Принцип звучания – дуновение в щелевое отверстие, при котором создаётся
завихрение, колебание воздуха и возникает звук. Русские дети зазывали весну - красну
игрой на свистульках, изображали прилёт птиц, подбрасывая их вверх, потому что, как
известно, весна прилетает на крыльях птиц, вместе с птицами.
Интересно, что в мире, близким родственником свистульки является музыкальный
инструмент - окарина ( в переводе с итальянского — гусёнок). Окарина, также как и
свистулька, представляет собой небольшую глиняную камеру в форме яйца с отверстиями
для пальцев. Только в свистульке 1-3 отверстия, а в окарине от четырёх до тринадцати
отверстий для пальцев. Окарина изготовляется также в керамике, но иногда выполняется
из пластика, древесины, стекла или металла.
Другой инструмент в моих руках — это кугиклы, кувиклы или кувички. — духовой
музыкальный инструмент, русская разновидность многоствольчатой флейты Пана.
Общепринятое название флейта получила благодаря греческим мифам. По легенде,
божество природы Пан увидел прекрасную нимфу Сиринкс и влюбился в неё. Пан
погнался за ней, а Сиринкс прибежала на берег реки и взмолилась «Что же мне делать?» И
боги сжалились над ней, превратив ее в тростник. Пан не догнал нимфу и, горюя по ней,
сорвал несколько трубочек тростника и сделал прекрасную флейту с чудесным голосом.
Именно поэтому, в Греции традиционное название этой флейты – сиринкс. Материал, из
которого изготавливают пан - флейты, зависит от страны, в которой ее сделали. Это может
быть и тростник, и бамбук, и бузина, и клен, и красное дерево. Флейта Пана – древний
духовой инструмент, представляющий собой набор скрепленных между собой трубочек
разной длины, глухих с одной стороны. При игре с помощью наклона под разным углом
из флейты можно извлечь звуки разной высоты тона, как выше, так и ниже на полтона и
больше, что делает ее особо ценным инструментом во время исполнении народной
музыки. По предположениям ученых изобретение флейты принадлежит древним людям
эпохи неолита. Инструмент широко распространён во всём мире, но имеет разные
названия: у индейцев Америки — сампоньа (сампоньо, она же сампони), в Литве –
скудучай, у народа коми — чипсан и пoлянъяс , в Румынии мускал, в Молдавии —
нэй, най, в Грузии – ларчеми (соинари), в Англии — "panpipes" или "pan-flute" и еще во
множестве стран.
В России – кугиклы (от «куга» — камыш), кувиклы или цевницы. В нашей стране
инструмент распространен на юге России, в наиболее древних районах
восточнославянского заселения — Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской и
Калужской областях.
Кугиклы представляют собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра с
открытым верхним концом и закрытым нижним. Инструмент этот изготавливался обычно
из стеблей куги (камыша), тростника, бамбука и т.д., дном служил узел ствола растения. В
наше время используются пластиковые, эбонитовые и даже металлические трубочки для
изготовления этого музыкального инструмента.
Комплект кугикл обычно состоит из 3-5 трубок одинакового диаметра, но разной длины
(от 100 до 160 мм). Трубки инструмента не скрепляются между собой, что позволяет их
менять в зависимости от требуемого строя. Верхние, открытые концы инструмента
располагаются на одной линии. Поднося их ко рту и поводя ими (или головой) из стороны
в сторону, дуют на края срезов, извлекая, как правило, короткие, толчкообразные звуки.
В русских кугиклах каждая дудочка имеет своё название. В Курской области дудочки,
начиная от большой, называются «гудень», «погудка», «средняя», «земизютка», а самая
маленькая «мизютка» других областях названия могут отличаться). Такие названия
позволяют исполнителям в процессе совместного исполнения обмениваться репликами,
подсказывающими как нужно играть.
Играли на кугиклах только женщины, группой, иногда «подвизгивая» голосом.
Красочная звуковая палитра игры на кугиклах органично дополняла народный танец,
песню, ритмично поддерживая динамику действа. Под такое яркое сопровождение
конечно хотелось пританцовывать.
Практический этап занятия
Теперь, когда вы узнали о некоторых духовых инструментах, настало время
практики. Попробуем посвистеть. Разбирайте глиняные птички-свистульки.
Обратите внимание - на них два отверстия. Зажимая пальцами все отверстия, мы
получаем звук определённой высоты. Постепенно, поочерёдно поднимая и опуская
пальцы, и меняя последовательность, вы получите звуки разной - другой высоты. Я
показываю – вы повторяете (дети повторяют за педагогом).
Мелодический рисунок – /.. /.. /.. /.. / /- все отверстия закрыты (дети повторяют).
А теперь – самостоятельное последовательное открывание, попробуйте импровизировать
(самостоятельная работа детей).
Хорошо! Молодцы! Это у вас получилось. Теперь следующее, более сложное задание.
Одна половина группы поёт закличку, а другая играет на свистульках.
Закличка - «Ой кулики, жаворонушки, прилетите к нам, со сторонушки…» - вы её
разучивали на занятиях по программе «Русское народное ансамблевое пение».
А теперь наоборот, поменяйтесь тот кто исполнял закличку - играет, а тот, кто играл –
поёт.
Молодцы! Переходим к следующему заданию будем играть на кугиклах.
Каждый берёт трубочку и пробует в неё подуть. Извлекая один звук, можно создавать
ритмический рисунок.
Играем следующий ритм: 1-1-1-1 пауза 1-1-1-1 и т.д.
Теперь каждый вступает с опозданием, смотрите на меня внимательно - я покажу время
вступления.
Хорошо! Какой красочный оркестр у нас получается.
А теперь я буду играть мелодию, а вы попробуйте вместе со мной на кугиклах. (дети
играют на кугиклах вместе с педагогом).
Для начала неплохо! Конечно, надо научиться и приобрести некоторые навыки в
правильном использовании. Пожалуйста, посмотрите, как надо играть на двух трубочках.
(Педагог демонстрирует)
Разбирайте, вторые трубочки, мы с вами сейчас устроим маленький оркестр. Я играю
мелодию, а вы все вместе ритмично аккомпанируете мне (Дети выполняют задание).
Те, у кого это получилось, смогут аккомпанировать певцам или танцорам во время
исполнения.
IV. Заключительный этап
Итак, подведём итог занятия. Вы внимательно слушали мой рассказ о русских народных
духовых, свистковых инструментах, смотрели слайды и во время практического занятия
каждый из вас стал участником маленького оркестра. Скажите, на что были направлены
сегодняшние упражнения? (ответы детей). Трудно ли вам было их выполнить? (ответы
детей) В чем заключалась трудность выполнения заданий? (ответы детей). Предлагаю
вам дома, самостоятельно, изготовить одну трубочку из любого доступного и
подходящего для этого материала и упражняться в игре. На следующем занятии мы
продолжим практикум игры на кугиклах и вместе прослушаем экспедиционные записи
аутентичных исполнителей. Мне было очень интересно с вами заниматься, надеюсь, что
вам тоже понравилось!
В заключении поблагодарим друг друга за отличную совместную работу аплодисментами!
Педагог и дети аплодируют, прощаются
V. Эффективность педагогической технологии:
Методика владения особым, диафрагмальным, дыханием, в процессе обучения игре
на духовых музыкальных инструментах, способствует навыку здоровье – сберегающей
технологии и положительно влияет на состояния здоровья учащихся в целом.
Педагогом отмечены следующие изменения:
- повышение двигательной активности, общей координации обучающихся детей;
-общее улучшение памяти.
Внедрение здоровье – сберегающих технологий на занятиях в дополнительном
образовании, приводит к восстановлению темпов общефизического развития, улучшению
функционального состояния системы кровообращения у воспитанников.
Список используемой литературы:
1. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах, М.,
Сов. композитор,1986.
2. Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты. – Л.:Музыка,1975.
3. Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Сб. статей
и материалов в двух частях. – М.: Сов. композитор,1988.
4. Петрова Т. Про свирель, гудок и бубен: Детская энциклопедия русских
народных инструментов в картинках народного быта. – Калининград, ГИПП «Янтарный
сказ»,1995.
5. Русские духовые музыкальные инструменты. Свирель. Выпуск I., Л.1991.
6. Фаминицын А.С. Скоморохи на Руси. – СПб, издательство «Алетеон», 1996.