Транспонирование на уроках фортепиано в начальных классах ДШИ

ТРАНСПОНИРОВАНИЕ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ДШИ
Жолобова Светлана Витальевна,
преподаватель МАУДО «Детская школа искусств»
ЗАТО Северск, Томская область
Проблема организации такого вида творческой деятельности как
транспонирование на уроках фортепиано в ДШИ остается актуальной уже на
протяжении длительного времени, о чем говорит тот факт, что в большинстве
случаев учащиеся не владеют навыками транспонирования. Чтобы решить эту
проблему, педагогам необходимо признать развивающий потенциал
транспонирования в сочетании с теорией развивающего обучения. Эта идея
разработана в отечественной педагогике в работах В.В. Давыдова, Л.С.
Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова и др.
Транспонирование (транспозиция) в музыке обозначает «перенесение
музыкального произведения или его части из одной тональности в другую» [1,
с.551]. Работа над транспонированием с детьми в ДШИ - сложный и
неоднозначный процесс. Учащимся со средними музыкальными способностями
заниматься им неинтересно, они еще не готовы услышать окраску разных
тональностей. Совсем другое дело, если в классе есть ребенок талантливый,
лучше с абсолютным слухом. Тогда занятия транспонированием превращаются
в радостный интересный процесс и для ученика, и для педагога.
Ознакомившись с системой занятий, предложенной О.В. Рафалович, хочу
согласиться с ней в том, что на начальном этапе работы над транспонированием
чрезвычайно важно выяснить, слышит ли ученик путь мелодии: находится ли
она на одной высоте, двигается вверх или вниз, плавно или скачками,
начинается сверху или снизу; чувствует ли он ее ритмические особенности:
движение ровное или с остановками [3, с.6]. При этом можно нарисовать
движение мелодии фломастером на чистом листе бумаги. Творческим
музыкальным детям такие занятия очень нравятся.
И. Гофман сравнивает переход в новую тональность с переселением со
всем своим имуществом с одного этажа на другой [2, с.178]. Как же увлечь
транспонированием ученика? Для маленького ребенка самое лучшее обучение -
это игра. Ему становится интересно, если каждой тональности присваивается
свой цвет: До мажор - белый, Ре мажор - синий, Ми мажор - красный, Фа мажор
- зеленый, Соль мажор - оранжевый, Ля мажор - желтый, Си мажор -
фиолетовый. Взяв простую попевку «Вот иду я вверх, вот иду я вниз» (до-ре-
ми-фа-соль, соль-фа-ми-ре-до), музыкальный ребенок с удовольствием
угадывает на слух: это ля - желтая песенка или ре - синяя песенка.
Далее… хочется сыграть самому. Для этого необходимо пройти основы
построения мажорного лада и выучить знаки в гаммах от белых клавиш.
Запоминаем: Ре мажор - фа диез, до диез; Ми мажор - фа диез, до диез, ре диез,
соль диез; Фа мажор - си бемоль, Соль мажор - фа диез; Ля мажор - фа диез, до
диез, соль диез; Си мажор - фа диез, до диез, соль диез, ре диез, ля диез. Теперь
можно пробовать играть самому, пятипальцевый прием уже освоен. Играем
белую песенку правой рукой от «до», рисуем простым карандашом лесенку
вверх-вниз, синюю песенку играем от «ре» и рисуем лесенку синим
фломастером, от «ми» песенку красную играем и рисуем красным фломастером
и так далее до ноты «си». Домашнее задание - научиться играть все песенки
левой рукой.
Довольный и счастливый приходит ребенок на следующий урок. Все
получилось! Параллельно выучили подкладывание первого пальца и лесенки
превратились в дорожки. Определяем аппликатуру: До мажор, Ре мажор, Ми
мажор, Соль мажор, Ля мажор и Си мажор - пальцы 3 плюс 4; Фа мажор -
пальцы 4 плюс 3. Играем дорожки на две октавы вверх и вниз. Обязательно
связываем их с цветовым восприятием: Ре мажор - синяя, Ми мажор - красная и
т.д. Это развивает фантазию ученика. Клавиши уже не воспринимаются
ударными молоточками, они, как кисть художника, создают маленькие
картинки. Проходим аппликатуру левой руки: До мажор, Ре мажор, Ми мажор,
Фа мажор ,Соль мажор и Ля мажор - аппликатура 4 плюс 3; Си мажор - 4 плюс
4. Домашнее задание- выучить дорожки левой рукой.
Следующий этап работы над транспонированием - это сочинение простых
мелодий и игра их в транспорте. Для этого сочиняем мелодии от ноты «до».
Мелодии должны быть просты в ритмическом отношении (восьмые, четверти)
и иметь запоминающееся движение. Лучше брать поступенное движение вверх
или вниз в сочетании с движением по звукам трезвучия. Например: до-ми-соль,
соль-фа-ми-ре-до (две четверти, половинная, четыре восьмые длительности и
половинная). Играем правой рукой. Ключевые знаки оговорили. Перед глазами
должна стоять записанная мелодия от ноты «до». Зрительно удобнее играть
мелодию в транспорте от «ре», «ми» и «фа» в первой октаве, а от «соль», «ля» и
«си» в малой. Обращаем внимание на трудную тональность Фа мажор, ведь в
ней надо не повышать, а понижать четвертую ступень. Домашнее задание -
сочинить свою мелодию и принести на следующий урок ее в транспорте.
Музыкальный ребенок делает это с удовольствием. Он чувствует себя
маленьким композитором. В левую руку добавляем только длинный
тонический звук, и музыка звучит уже в двухручном исполнении.
Играя более сложные произведения по программе обучения на
фортепиано, ребенок замечает, что иногда мелодия начинается в одной
тональности, а потом переходит в другую, при этом появляются знаки
альтерации. Нам уже понятно, откуда они взялись. Можно пробовать сочинять
простые мелодии с модуляцией. Разбираем, как строятся основные трезвучия в
тональности: тоника, субдоминанта, доминанта. Чтобы перейти в другую
тональность, в другую цветовую окраску звучания, надо обязательно взять
доминанту новой тональности и затем можно смело брать тонику новой
тональности. Так мы можем попасть в любую пройденную нами тональность от
белых клавиш. Обращаем внимание на трудную тональность Си мажор, потому
что у нее доминанта находится на черной клавише.
Далее берем уже выученное нами простое предложение до-ми-соль,
соль-фа-ми-ре-до, и играем его с левой рукой, используя только тонику,
доминанту и тонику; а второе досочиняем - оставляем начало первого до-ми-
соль, затем берем в левой руке ноту ля, а правой доигрываем : ля-фа диез-ми-
ре. И ура! Мы уже в Ре мажоре. И так легко мы можем попасть во все
тональности первой степени родства. Моей ученице это так понравилось, что
она начала сочинять свои более развернутые композиции и, пройдя
определенный курс обучения, уже в 3 классе стала победителем одного из
городских конкурсов юных композиторов. Надо заметить, что отношение к
исполняемой классической музыке у ребенка тоже заметно изменилось. Оно
стало более осмысленным, выразительным и красочным. Это подтверждает, что
умственное развитие ученика опирается на активную, самостоятельную работу,
о чем говорит в своем учебном пособии Г.М. Цыпин [4, c.167-174].
Таким образом, начинать занятия транспонированием можно уже с конца
первого класса, и если мой небольшой опыт сподвигнет коллег заниматься
транспонированием со своими учениками, то это непременно окажет
положительное влияние на развитие музыкальных способностей ученика.
Список литературы
1. Музыкальный энциклопедический словарь/Гл.ред. Келдыш Г.В. - М.:
Советская энциклопедия, 1990. – 672 с.
2. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре -
М.: Государственное музыкальное издательство, 1961. – 225 с.
3. Рафалович О.В. Транспонирование в классе фортепиано. - Л.:
Государственное музыкальное издательство, 1963. – 39 с.
4. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. - М.: Просвещение, 1984. -
176 с.