Методическая разработка "Работа с музыкальным произведением в классе баяна"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Новоаннинская детская школа искусств
МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА
На тему: «Работа с музыкальным
произведением в классе баяна».
Подготовил преподаватель по классу народных
инструментов МБУДО НДШИ Клёнов С.А.
г. Новоаннинский 2020г.
Содержание
1. Предварительное ознакомление с произведением.
2. Работа над техникой исполнения.
3. Художественная отделка исполнения.
4. Распределение времени по видам работы.
5. Заключение.
6. Используемая литература.
"Работа с музыкальным произведением"
Предварительное ознакомление с произведением
Работа в этом этапе заключается в следующем:
1. Точно прочитать нотный текст со всеми терминами, указывающими
темп и оттенки исполнения. Особенно важно уточнить название и
высоту нот, и их место на клавиатуре.
2. Усвоить длительность нот разучиваемого отрывка или часть
музыкального произведения.
3. Уточнить аппликатуру-расстановку пальцев на клавиатуре.
Проигрывание одного места то одним, то другим пальцем вредно для
дальнейшего разучивания, т.к. следствием этого могут оказаться срыв
и остановка.
4. Проследить глазами путь движения пальцев и кисти с целью утончения
места положения нужных клавишей и расстояния между ними. Следует
отметить, что зрительное представление имеют при разучивании
большое значение.
Работа над техникой исполнения
Этот этап работы состоит из проигрывания пьесы и ее отдельных мест с
точным соблюдением длительности. Разбор пьес без учета соотношения
длительности вреден и не допустим.
Основные методы работы:
1. Внимания учащегося в этот период сосредотачивается на каждом
отдельно звуке или аккорде при безостановочной игре и точном
соблюдении указанных длительностей нот с тем, чтобы исполнить
каждый звук или аккорд четко по длительности и характеру звучания.
Надо стараться извлекать звуки певучие, а не крикливые, ровные по
темпу движения от начала до конца и равные по силе между собой.
2. Все начальные проигрывания осуществлять без ошибок, срывов и
остановок, в медленном темпе. Медленный темп необходим для
слухового освоения произведения, т.к. ошибки и срывы появляются
часто в связи с тем, что многие элементы текста, в особенности
аккорды, в начале лежат в не слухового восприятия учащегося и только
в дальнейшем усваиваются слухом. Можно рекомендовать, когда
представляется возможность, прослушать пьесу в хорошем исполнении
заранее зная, чего он должен добиваться при разучивании пьесы в
медленном темпе, он сможет заниматься более осмысленнее и
целеустремленнее.
3. Произведение следует проигрывать по фразам или другим
относительно заключенным фрагментам, добиваясь безошибочного
исполнения сначала каждой рукой отдельно, а позднее - обеими руками
вместе. Все проигрывания проводить в одном и том же темпе, т.к.
различие темпов может помешать дальнейшей игре обеими руками.
Трудные места следует выделить и в работе обратить на них большое
внимание. Соединение двух отрывков может начаться с того момента, когда
два рядом стоящих отрывка разучены безупречно. Заканчивается этот этап
работы исполнением всего произведения в медленном темпе, без ошибок и
остановок; чувство утомления и трудности будет сигнализировать о том, что
работа на данном этапе еще не закончена.
Дальнейшее внимание учащегося должно быть обращено на освоении
скорости музыкального движения, т.е. темпа:
а) сохраняя безошибочность исполнения, следует начать ускорения и
довести исполнения до нормального темпа с большой осторожностью,
не нарушая правильности игры. Ускорения должны идти постепенно и
быть почти незаметными;
б) следует помнить, что в принципе быстрые темпы являются
преимущественно результатом общего роста техники играющего, а не
проработке данного задания быстрый темп, который будет доступен
учащемуся завтра, может быть сегодня не досягаем; не понимание
этого обстоятельства и стремление учащегося к чрезмерным
ускорениям приводят к сумбурной игре и нарушают процесс
нормального роста исполнителя;
в) каждый новый ускоренный темп следует закреплять повторными
проигрываниями, прежде чем перейти к следующим.
Существуют два признака, определяющие границы ускорения:
а) появление срывов, неверных нот, заплетание пальцев, общие
искажение звучности и другие внешние недочеты;
б) появление у учащегося ощущения трудности исполнения и
некоторой не уверенности.
В подобных случаях учащиеся должен всякие ускорения прекратить, не
пытаясь возобновить их ранее, чем через два-три дня. Работа над ускорением
вообще имеет предел, который учащийся на данном этапе должен
переходить.
Дальнейшее увеличение темпа данного произведения будет происходить
вместе с общим техническим ростом и музыкальным развитием учащегося, а
не за счет дальнейшей работы над разучиваемой пьесой.
Художественная отделка исполнения
Основные элементы художественного исполнения следующие:
а) Точное выполнения указания на громкость звука, на его усиления и
ослабления (тихо-громко; усиливая-ослабляя), т.е. динамических
оттенков;
б) точное соблюдение скорости движения, указаний ускорения и
замедления темпов, т.е. агогических оттенков;
в) выразительное исполнение музыкальных произведений, членение
его на небольшие, осмысленные части (фразы), т.е. фразировка.
Фразировка содействует ясной передачи содержания музыки.
Одним из частых недостатков исполнения учащихся является отсутствие
настоящего "пианиссимо" (очень тихо- рр), с одной стороны, и отсутствие
настоящего "фортиссимо" (очень громко-ff)- с другой. Обычно в исполнении
случается незначительное отклонение от средней по силе звучности. Поэтому
учащийся должен старательно работать над выработкой "пианиссимо", не
боясь ни прекращения звука передачи, ни потери легато. Все эти навыки
должны вырабатываться как на отдельных звуках, аккордах, гаммах, так и в
пьесах, согласно имеющимся в нотах указаниям.
Особенно внимательно следует работать над фразировкой, которая на баяне
связана с техникой владения мехом, т.к. каждая фраза должна быть целиком
уложена в одно определенное движение меха -сжим или разжим.
Добиваясь художественности и музыкальности исполнения, следует сначала
проводить работу над фразировкой и оттенками исполнения (нюансами)
самой мелодии, а затем лишь постепенно, не отступая от достигнутых
результатов, прибавлять партию аккомпанемента.
На практике работы над художественной отделкой произведение находится в
тесной связи с технической работой. Техническое совершенство является
неотъемлемой частью художественного исполнения, его необходимым
условием. Художественное исполнение невозможно без понимания данного
произведения; это понимание иногда появляется не сразу, в процессе работы
над произведением, и зависит главным образом от музыкального роста
учащегося и от музыкальной культуры. Желающим приобрести хорошие
навыки в области художественного исполнения следует запомнить, что
внимательное и систематическое слушание музыки (в оперном театре, на
концертах, по радио) является одним из самых лучших способов развить в
себе тонкое понимание музыки и художественный вкус.
Пренебрежительные отношение учащихся к самой технике дела, упражнений
и всему тому, что создает техническое совершенство, приводит к
неполноценным результатам работы учащегося.
Прежде всего, необходимо играть гаммы. Именно гаммы являются удобной,
легкой и спокойной формой, которая облегчает в начальном периоде знаний
работу, связанную с правильной посадкой, постановкой рук, владением меха,
удобной аппликатурой и т.п.
Исполнение гамм в первом периоде занятий не следует рассматривать как
техническое средство для развития одной лишь беглости или мелкой
техники.
Проигрывание гамм имеет значение:
а) для развития певучего, красивого звука;
б) для выработки легато и стаккато;
в) для освоения тональностей.
Кроме того, гаммы дают возможность добиться игры равными
длительностями в разных темпах. С этой целью необходимо играть гамму
ровными четвертями, в самом медленном темпе; сохраняя единицу счета и
темп, играть ту же гамму ровными восьмыми, триолями из восьмых
шестнадцатыми; по мере выработки всех этих навыков, сохраняя тоже
соотношение длительности, следует увеличивать и скорость движения (темп)
Для успешного овладения игры на баяне и разучивание музыкальных
произведений существенное значение имеет также количество времени
уделяемое учащимися занятиям, здесь нужно учесть следующее.
Многочасовая беспрерывная игра на баяне вредит здоровью, снижает
качество работы и притупляет процесс освоения и разучивания музыкального
материала. Лучше заниматься понемногу, с перерывами, ограничивая каждое
занятие выполнением определенного задания продуктивнее работать утром
или днем, чем вечером.
Учащимся музыкально-профессиональных школ следует уделять игре на
баяне в общей сложности не менее 3-4 часов ежедневно.
Примерное распределение времени по видам работы:
а) работа над техникой (гаммы, двойные ноты, аккорды)-15 минут.
б) работа над усвоением соотношения длительности (ритмом)-15 минут
в) работа над звуком-15 минут
г) работа над техническим разучиванием пьесы-45 минут
д) работа над художественным разучиванием пьесы-45 минут
е) повторение и закрепление ранее разученных пьес-45 минут
Заключение
Преподавателю необходимо провести с учеником большую аналитическую
работу, которая в зависимости от сложности сочинения, может идти в
направлении от общего к частному или наоборот. Анализ сочинения
предполагает определение круга его музыкальных образов, структуры,
средств музыкальной выразительности и развития, кульминации, основных
технических и психологических трудностей исполнения. В зависимости от
способности мысленно охватить тот или иной отрезок музыки, работу можно
вести по частям, в замедленном темпе. Внимательно вслушиваясь в каждую
интонацию, подбирая подходящую аппликатуру. Если текст очень сложен и
насыщен, учить его лучше каждой рукой отдельно, сольфеджируя
мелодическую линию, вслушиваясь в гармонию, контролируя ритм,
динамику, а затем соединить партии обеих рук. Когда музыкальный текст
играется уже без ошибок, можно проверить, как он запомнился наизусть.
Список литературы:
1. Ананьев Б. «Вопросы обучения и воспитания». – М.: «Наука», 1997.
2. Говорушко П. «Школа игры на баяне». - М.: «Музыка», 1969.
3. Дмитриев А. «Позиционная аппликатура на баяне». – М.: Союз
Художников, 1998.
4. Максимов В. «Основы исполнительства и педагогики». – М.:
«Композитор», 2003.
5. Семенов В. «Современная школа игры на баяне». – М.: «Музыка»,
2003.
6. В. Мотов А. Гаврилов В помощь баянисту
7. В. Бесфамильнов А.Семешко Воспитание баяниста
8. Ч. Алексеев Методика преподавания игры на баяне