Программа внеурочной деятельности "Наш мир" 9 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Старокадеевская средняя общеобразовательная школа»
Черемшанского муниципального района Республики Татарстан
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Старокадеевская СОШ»
_____________ Н.Ф.Муксинов
Приказ №____«___»_____________ 2019 г
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
« Наш мир»
одногодичная программа обучения
Программу составила:
ВагизоваГулинаГалимзяновна -
учитель искусства
«Рассмотрено»
на заседании Педсовета
Протокол № ___ от «____» августа 2019 г
с.СтароеКадеево, 2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств
нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня это эффективная
форма работы с детьми различного возраста. Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к
вокальному искусству, что дает возможность развивать его музыкальную культуру и
художественную самодеятельность. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно
привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных
связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в кружковой
работе. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие обучающихся идут
взаимосвязано и неразрывно. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и
пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству.
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению для 9 класса
«Наш мир» разработана в соответствии с Федеральными государственным образовательным
стандартом основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 года приказ №1897. Письмом Департамента общего
образования Минобрнауки России от 12.05.2011года приказ №03-296 «Об организации внеурочной
деятельности при внедрении Федерального государственного образовательного стандарта общего
образования». Приказом Министерства и науки РФ приказ №2357 от 22.09.2011г. «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования», утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г.
№373. СанПин 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях.
Новизна программы заключается в использовании различных видов музыкально-творческой
деятельности – пение, слушание, музыкальная грамота, рисование, музыкальные компьютерные
игры, музыкальные обучающие программы, инсценировка, драматизация.
Цель: развитие музыкальной, вокально-хоровой культуры и творческой активности обучающихся.
Основное средство достижения этой цели – постоянные и систематические встречи воспитанников
с музыкой, развитие художественного творчества, вокально-хоровая работа. Занятия должны быть
регулярными (дни и часы занятий коллектива по расписанию).
Задачи программы:
Развивающие: развить музыкальный слух, певческий голос, музыкальную память, способность к
сопереживанию, образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
Обучающие: дать знания о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом
многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом
наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии
музыки на человека; её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; овладеть
практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности:
слушание музыки, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом
движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
Воспитательные: воспитать эмоционально-ценностное отношение к музыке; устойчивый интерес
к музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкальный вкус; потребность
к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному
самообразованию; слушательской и исполнительской культуры воспитанников.
Для реализации воспитательных задач используется коллективная деятельность. Воспитательные
задачи направлены на развитие детей, исходя из их индивидуальности и неповторимости.
Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявились их лучшие черты и
качества.
Организация и содержание образовательного процесса
Программа «Мир музыки»разработана с учетом особенностей обучающихся основного
общего образования как фундамента всего последующего обучения . Программа
является компонентом внеурочной деятельности , рассчитана на 34 часа в год в 9 классе,
1 час в неделю.
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:
Музыкальные инструменты ( проигрыватель, грампластинки, магнитофон, аудиокассеты,
компакт-диски. Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных
ансамблей.
Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и
практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: занятия, беседы, игры, концерты.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные,
практические, объяснительно - иллюстративные
Методы обучения:
В качестве главных методов программы избраны методы: творчества, системного подхода,
импровизации и сценического исполнения.
Творческий метод используется в данной программе как важный художественно- педагогический
метод, определяющий качество – результативный показатель практического воплощения.
Творчество проявляется во всех формах художественной деятельности: и в сольном пении, и в
ансамблевой импровизации, и в хоровом исполнении.
Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих
компонентов программы – ее тематика, вокально-хоровой материал, виды концертной
деятельности.
Метод импровизации и сценического исполнения - это один из основных производных программы.
Умение держаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения позволяет поднять
исполнительское мастерство на профессиональный уровень.
Также в данной программе используются методы такие, как:
- метод распевание (ряд упражнений для подготовки голосового аппарата),
- метод – работа над репертуаром,
- метод проверки индивидуального звучания голосов в процессе общей работы,
- метод – «разрядка» (просмотр видео записей, прослушивание аудио записей), - сотрудничество с
родителями учащихся и их помощь.
Концерты, проводимые для родителей.
Формы работы с детьми.Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам,
индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и
музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами.
Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни
композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются
актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей,
педагогов, гостей. Возможно проведение таких занятий на природе.
Выездное занятие посещение выставок, музеев, концертов, праздников, фестивалей.
Каждое занятие строится по схеме:
1) настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3
мин);
2) дыхательная гимнастика;
3) распевание;
4) пение вокализов;
5) работа над произведением;
6) анализ занятия;
6) задание на дом.
Все это постепенно и последовательно усложняется от занятия к занятию.
При мониторинге уровня обученности и воспитанности обучающихся
используются методы отслеживания результативности:
• педагогическое наблюдение;
основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы
теории и практики. Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах,
фестивалях, смотрах.
Ожидаемые результаты обучения
знать/понимать:
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь короткие фразы на одном дыхании;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения;
• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное
звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко
выраженной конкретной тематикой игрового характера.
Учебно-тематический план .
Содержание
Количество часов
Всего
Теорет.
Практич.
1.
Вводное занятие. Знакомство с детьми.
2
1
1
2.
Певческая установка. Певческое
дыхание.
2
1
1
3.
Музыкальный звук. Высота звука.
Работа над звуковедением и чистотой
интонирования.
3
1
2
4.
Работа над дикцией и артикуляцией
2
1
1
5.
Формирование чувства ансамбля.
2
1
1
6.
Формирование сценической культуры.
2
1
1
7.
Работа с фонограммой.
2
1
1
8.
Вокальные упражнения.
4
1
3
9.
Народная песня.
2
1
1
10.
Произведения русских, татарских
композиторов- классиков.
1
1
11.
Сольное пение.
3
1
2
12
Репетиции
6
1
5
13
Выступления
2
2
14
Концерты.Творческий отчет
1
1
34 часа
12 часа
22 часа
Содержание программы
1.Вводное занятие. Знакомство с детьми.
Инструктаж детей по технике безопасности.(2 часа)
2. Работа над певческой установкой и дыханием (2 часа)
Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом
пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в
зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в
процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более
спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания
(пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных
фраз на «цепном дыхании).
3.Музыкальный звук.Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования (3
часа)
Естественный, свободный звук без крика и напряжения . Преимущественно мягкая атака звука.
Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).
Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и
грудной регистры.
4.Работа над дикцией и артикуляцией (2 часа )
Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения
звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ,
освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).
Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к
чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.
5.Формирование чувства ансамбля (2 часа)
Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней
лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших
длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование
произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и
медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм).
Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения
двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
6.Формирование сценической культуры.Работа с фонограммой ( 2 часа)
Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью
аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму –
заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога –
подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям.
7. Работа с фонограммой (2 часа)
Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести
себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности
детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом,
развитие вокальных навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по
музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
8. Вокальные упражнения. (4 часа)
Знакомство с понятием синкопа, синкопированный ритм, выполнение учебно-тренировочного
материала направленного на развитие ритмического слуха.
Формирование основных свойств певческого голоса: звонкости, полётности, вибрато, ровности,
разборчивости.
Выявление певческой наклонности обучающихся; индивидуальный подбор песенного материала,
- индивидуальная работа с обучающимися по составлению исполнительского плана песни;
введение тренировочных занятий по формированию навыков сценического мастерства (манера
исполнения, вокал, костюм, пластика, поведение на сцене, общение со зрителем); индивидуальная
работа с обучающимися по созданию сценического образа исполняемых песен.
9.Народная песня.(2 часа)
Расширение представления об особенностях народной песни её жанрах (лирические, плясовые,
скоморошины, хороводные), её видах (бытовые, игровые, трудовые, военные, календарно-
тематические)
Пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков
10.Произведения русских, татарских композиторов- классиков.( 1 час)
Знакомство с композиторами классиками. Формирование представлений о роли солиста в
музыкальных композициях.
Пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в
жанре эстрадного пения (чистота интонирования
11.Сольное пение. (3 часа)
Знакомство с возможностями голоса, индивидуальная работа с обучающимися по формированию
технических умений и навыков работы с микрофоном (положение в руке, направление,
приближение и удаление), слушание записей примеров сольного исполнения
Подбор песенного репертуара с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, пение
учебно-тренировочного материал. Пение учебно-тренировочного материала направленного на
развитие навыков пения соло
12.Репетиции ( 6 часов)
Знакомство с понятием – вокальный эстрадный ансамбль; слушание записей примеров вокального
ансамбля в рамках жанра эстрадного пения.
Пение учебно - тренировочного материала, направленного на развитие подвижности гортани и
чёткости дикции, индивидуальная работа с обучающимися по формированию и развитию
вокальных навыков.
13.Выступления (2 часа)
Выступление солистов и группы.
Слушание записей выступлений детских вокальных групп. Пение учебно-тренировочного
материала, направленного на развитие навыков ансамблевого эстрадного пения соло + бэк-вокал,;
подготовка к творческому отчёту в рамках представленного мероприятия
14 Концерты. Творческий отчет (1 час)
Список используемой литературы
1. Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.
2. Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей «Музыкальная Украина»,
Киев, 1989г.
3. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы, «Музыка»,
Москва, 1997г.
4. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.
5. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.
6. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального
образования детей»
8. Р.Валиуллин “Күңел дулкыны”.
9. Зарипова З.М. Балачак бәйрәмнәре.
10. Васил Галимов.Яфраклар бит коелмаган.
11. Әхтәм Миңлебаев.Сәламнарым туган якка.(җырлар)
12 . В.Закирова.Уйный - җырлый үсәбез.
13. Г.Тукай Туган җиремә.
14. Н.Исәнбәт Балалар фольклоры һәм җырлы- сүзле йөз төрле уен..1984 ел
15. Ф. Зыятдинова.Җырым булсын бүләгем. 2000ел.
16. М.Җиһаншин, Л.Панкина, Н. Бакиева.Музыка дәресләре
17. Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы занятий с ними
18. Багадуров, В. А. Вокальное воспитание детей. — М., 1953
19. Гневышева, В. Влияние вокальной работы на улучшение интонации у неверно поющих
детей // Музыкальное воспитание в школе. М., 1964. — Вып. 3
20. Добровольская, Н. Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. — М., 1987
Список литературы для обучающихся
1) Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;
2) Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;
3) Журавленко Н.И. Уроки пения. Минск: «Полиграфмаркет», 1998
4) Журнал Звуковая дорожка, все выпуски.
5) Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;
6) Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;
7) Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;
8) Добровольская, Н. Н. Вокальные упражнения в хоре подростков. — М., 1959
9) Емельянов, В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования :
10) Методические рекомендации для учителей музыки. – Нов.: Наука. Сиб. отделение, 1991
11) Менабени А. Методика обучения сольному пению. — М., 1987
12) Халабузарь, П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. – СПб., 2000.
13) Браславский, Б.П. Ласковый костер / Б.П. Браславский - Магнитогорск: Арт-экспресс,
14) Возьмемся за руки, друзья! / Сборник песен - М.: Молодая гвардия, 1990.
15) Давай с тобой поговорим / Песни О.Митяева - М.: Техмаком, 1992.
16) Ким, Ю.Ч. Летучий ковер / Ю.Ч.Ким - М.: Киноцентр, 1990.
17) Люди идут по свету / Сборник авторской песни - М.: Физкультура и спорт, 1990.
18) Никитин, С.А. Времена не выбирают / С.А.Никитин - М.: Аргус, 1994.
19) Песня зовет в дорогу / Песенник туриста - М.: Музыка, 1988.
Список информационных ресурсов
http://www.nma.at/german/mozartseiten.htm - ссылки на Интернет-сайты, посвященные Моцарту
http://www.bl.uk/onlinegallery/ttp/ttpbooks.html - дневник Моцарта, хранящийся в британской
библиотеке в Лондоне (можно полистать страницы с музыкальными автографами, послушать, как
звучат фрагменты нотного текста дневника)
http://www.asahi-net.or.jp/~rb5h-ngc/e/k516f.htm
http://www.mussorgsky.ru/
http://www.senar.ru/ - Рахманинов. Воспоминания и фотографии
http://opera.r2.ru/ - Римский-Корсаков
http://www.rahmaninov.info/
http://www.tchaikov.ru/
http://georgysviridov.narod.ru/ - на сайте представлены музыкальные файлы в форматах mp3 и wav
практически всех, выпущенных CD, а также книги «Музыка как судьба» и др.
http://ciurlionis.licejus.lt/ - на сайте представлены биография, галерея и музыкальные произведения