Методическая работа "Развитие мотивации к обучению в классе скрипки"

Методическая работа на тему:
"Развитие мотивации к
обучению в классе скрипки"
Исп. преподаватель по классу скрипки МБОУ ДО ДШИ №1
им. Г.В. Свиридова
Блинкова Наталья Вячеславовна
внутренняя, положительная, отрицательная, устойчивая и
мотивации, поскольку она связана с содержанием учебной
Развитие мотивации к обучению в классе скрипки.
Эффективность обучения музыкальному исполнительству, его
продуктивность и качество напрямую зависят от уровня мотивации.
Мотив (лат. moveo двигаю) это материальный или
идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом
деятельности.
Наиболее простое определение мотива: «Мотив это
опредмеченная потребность».
В психологии выделяют следующие виды мотиваций: внешняя,
неустойчивая.
Внешняя мотивация не связана с содержанием определенной
деятельности, но обусловлена внешними по отношению к субъекту
обстоятельствами (например, учиться за хорошие отметки, за
материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, а
какая-то награда).
Основной задачей педагога является развитие внутренней
деятельности.
Развитие познавательных мотивов, связанных с содержанием
учебной деятельности, формируют у учащихся стремление получать
знания, овладевать способами самостоятельного приобретения
знаний. Познавательный мотив является одним из базовых в развитии
мотивационной сферы ребенка. Один из основных путей развития
познавательной активности ученика - расширение и обогащение его
опыта, развитие интересов.
Учебная деятельность протекает более эффективно и дает
качественные результаты, если при этом у личности имеются
сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать
активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные
затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства,
настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Например: желание
ученика сольно сыграть с профессиональным камерным или
симфоническим оркестром, участие в престижном конкурсе, игра в
дуэте со своим педагогом и т.д.
Из тысяч детей, обучающихся исполнительскому мастерству в
музыкальных школах, профессионалами в дальнейшем становятся
немногие, поскольку существует рад характерных обстоятельств,
которые не способствуют полноценному развитию учебной поисково-
мыслительной деятельности учащихся, их общих и художественно-
творческих способностей, а также формированию самостоятельности,
инициативы. Зачастую учащимся приходится тщательно выучивать
небольшое количество пьес и этюдов за определенный отрезок
времени (учебная четверть, полугодие) для показа на академическом
концерте, техническом зачете, экзамене. Данное обстоятельство
не может не сказываться на мотивационном аспекте обучения
учащихся и темпе их развития.
На занятиях, главной целью которых является формирование
всевозможных игровых навыков, необходимо оставлять время
на общее музыкальное воспитание, просвещение, на решение
художественно-поисковых задач.
Для повышения, поддержания учебной мотивации и устойчиво-
положительного отношения к занятиям педагогу нужно воздействовать
на те составляющие, от которых в большей степени зависит
мотивация к учению:
интерес к информации, который лежит в основе познавательной
активности;
уверенность в себе;
направленность на достижение успеха и вера в возможность
положительного результата своей деятельности;
интерес к людям, организующим процесс обучения;
потребность и возможность самовыражения;
принятие и одобрение значимыми людьми;
актуализация творческой позиции;
осознание значимости происходящего для себя и для других;
потребность в социальном признании;
наличие положительного опыта и отсутствие тревожности и страха;
осознание ценности образования.
В арсенале приемов деятельности педагога должны быть:
учет возрастных особенностей учащихся;
создание ситуаций успеха;
формирование адекватной самооценки учащихся;
выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
использование проблемных ситуаций и дискуссий;
создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
эмоциональная речь педагога;
нестандартная форма проведения уроков;
использование познавательных и дидактических материалов,
игровых технологий.
Формирование мотивации к обучению в музыкальной школе носит
специфический характер и предполагает соблюдение педагогом
следующих принципов:
отход от только репертуарного обучения с увеличением работы
по подбору на слух с фактурным аккомпанементом,
транспонированию, по освоению композиционных навыков;
оптимизация педагогического общения;
общность классной и внеурочной работы;
формирование самостоятельности;
формирование особой эстетической среды, создающей атмосферу
творческого поиска.
Одной из важнейших областей преподавательской работы
является воспитание самостоятельности и сознательности в
обучении ученика.
Это должно стать неустанной заботой педагога, начиная
с первого урока и вплоть до выпускного экзамена. Творчеству нельзя
научить, но можно научить творчески работать. Для этого надо
стремиться воспитать в учениках характер, волю, настойчивость
в усвоении знаний, любовь к труду. Чтобы научить обучающегося
творчески подходить к занятиям, педагог должен стремиться
не преподносить все в открытом виде, а всегда давать «пищу»
для размышления в домашней работе.
В результате обучения игре на скрипке обучающиеся
овладевают навыками самостоятельной работы над музыкальным
произведением с целью создания высокохудожественного образа,
знакомятся с основными принципами и этапами работы над
музыкальным произведением, этапами репетиционной работы,
различными композиторскими стилями и их особенностями.
Одним из важных является умение представить собственную
исполнительскую интерпретацию, владение собственным
сценическим артистизмом.
Практика игры по слуху (подбор небольших отрывков из
народных, популярных и детских песен), транспонирование
продолжается на протяжении всех лет обучения и способствует
развитию творческих навыков учащихся. Педагогам необходимо
поощрять и тактично направлять любые проявления творческой
инициативы ученика: попытки импровизации, сочинения небольших
пьес (в форме периода, одночастной, двухчастной и трёхчастной). Эти
пьесы могут сочиняться как на заданную тему, так и на свободную.
Такие опыты, даже если они не обнаруживают наличия
соответствующих данных, всегда содействуют развитию музыкальных
задатков ученика, в частности, его попыткам по-своему истолковать
изучаемую музыку, помогают более свободно и широко использовать
выразительные возможности инструмента, а также способствует
заинтересованности к занятиям и достижению цели.
В классе специального инструмента развивается и
совершенствуется весь комплекс профессиональных навыков
молодого музыканта, происходит формирование его творческой
личности, художественных, исполнительских и педагогических
принципов, самостоятельности и сознательности мышления.
На индивидуальных занятиях происходит проверка
выполненного задания, показ преподавателем отдельных фрагментов
произведения, объяснение и изучение новых терминов. Особое
внимание уделяется правильной постановке рук при игре, работе над
качеством звука, интонацией, ритмом и нюансировкой.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает усвоение,
закрепление всего того, что было сделано в классе под руководством
педагога: выполняются задания по разучиванию художественных
произведений, освоению инструктивно-педагогического материала.
Кроме того, учебной программой предусматривается самостоятельная
работа над музыкальным произведением для выявления
исполнительского уровня музыканта, достигнутого за время обучения.
Поэтому овладение методом самостоятельной работы, методом
исполнительского анализа можно считать непременным условием
профессионального становления как учеников музыкальных школы,
так и студентов средних и высших учебных заведений.
Во время работы над произведением малой формы основной
задачей является не только умение исполнителя пользоваться
различными средствами выразительности, а так же развитие
музыкальности и художественного мышления. Перед исполнителем
стоит цель проникнуть в самую сущность музыки, уяснить ее
содержание и форму.
Формированию мотивации способствует подготовка к концертам,
конкурсам или фестивалям на протяжении всего учебного года.
Концертно-просветительская работа педагогов, студентов и учащихся
представляет собой важную составную часть учебно-воспитательного
процесса во всех его звеньях и играет определенную роль в
подготовке специалистов. Большим стимулом в работе для ученика
является игра в ансамбле и оркестре, где дети общаются и учатся
друг у друга. Концерт как форма культурной деятельности, в силу
своей специфики, обладает значительными потенциальными
возможностями, что особенно важно в процессе развития и
воспитания, особенно подрастающего поколения. Его социальные
функции включают в себя культурно-просветительную и
образовательно-воспитательную.
Формирование мотивации к исполнительскому искусству
включает в себя педагогическое и методическое оснащение
преподаваемого предмета, тесную работу с родителями.
Процесс совершенствования игры бесконечен. Педагог,
применяя различные методы, должен помочь ученику понять
особенности и основные трудности каждой пьесы и указать ему пути к
овладению ими. При этом важно вызвать собственные инициативы
ученика и его самостоятельное решение поставленных перед ним
задач, учитывая возрастные особенности психологии и физических
данных.
Успешное формирование потребностно-мотивационной сферы и
основных качеств личности будущего музыканта в значительной мере
зависит от педагогического воздействия, от ряда условий, которые
создает взрослый, процесс развития должен быть построен таким
образом, чтобы он одновременно стимулировал и ход саморазвития
ребенка. Развитие у учеников положительной мотивации, высокой
работоспособности, сосредоточенности, физической и моральной
выносливости, позволяет создавать тем самым победителей, высоких
профессионалов.
Литература:
1. Валеева Ф. Х. Вопросы развития исполнительского
мастерства музыканта-инструменталиста на этапе высшего
профессионального образования. Педагогическое мастерство:
материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.).
М.: Буки-Веди, 2013. — С. 122-124.
2. Голубовская Н. Искусство исполнителя. - Спб.: Композитор,
2007.
3. Государственный образовательный стандарт.
Инструментальное исполнительство (по видам инструментов:
фортепиано, орган; оркестровые струнные инструменты;
оркестровые духовые и ударные инструменты; оркестровые
народные инструменты).
4. Шульпяков О.Ф. Работа над художественным
произведением и формирование музыкального мышления
исполнителя.— СПб., 2005.
5. Шульпяков О.Ф. Cкрипичное исполнительство и
педагогика,.
М.: Композитор, 2011.