Методические рекомендации "Организация домашних занятий при обучении на классической гитаре"

1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНИХ ЗАНЯТИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ НА
КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЕ
методические рекомендации для педагогов класса гитары
Автор:
Сеземов Эдуард Федорович,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
Май 2015
2
Данная работа посвящена организации домашней работы при
обучении игре на классической гитаре. Материал, представленный в работе,
используется автором при обучении детей в системе дополнительного
образования. Автор работы останавливается на актуальных и важных
моментах, на которые стоит обратить внимание на начальном этапе игры на
гитаре. Рекомендации, приведенные в работе должны существенно
улучшить качество выполнения домашних заданий, а значит, способствуют
эффективности процесса обучения в целом.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель работы: подготовить материал по организации домашних занятий при
обучении на классической гитаре.
Задачи:
разработать материал по организации системности занятий;
разработать материал о фиксации домашнего задания;
подготовить материал об организации рабочего места;
подготовить материал о мотивации к занятиям;
подготовить материал о вовлечении родителей в процесс обучения;
Материал, представленный в работе, предназначен для детей первых трех лет
обучения, возраст обучающихся 6 16 лет. Срок реализации – 3 года.
Обучения на гитаре не возможно без выполнения домашних заданий, без
самостоятельных занятий на инструменте. От того насколько успешно
ребенок занимался дома, часто зависит и успешность учения в целом. Задача
педагога, уже с первых занятий, прививать воспитанникам понимание
важности самостоятельной работы. Иногда нужно проводить
воспитательную работу и с родителями воспитанников. Родители могут
помочь юным гитаристам организовать распорядок дня, помочь в
выполнении указаний педагога, найти мотивацию для совершенствования
навыков игры. Правильная организация самостоятельной работы имеет
важное значение и для воспитания обучающихся, поскольку развивает
трудолюбие, самостоятельность, целеустремленность, умение
организовывать свое время. Воспитанники, прошедшие обучение с
использованием материалов данной работы, добиваются значительных
результатов в игре на гитаре. Дети становятся победителями международных
и городских конкурсов, играют в образцовом детском коллективе «Ансамбль
гитаристов», продолжают обучение в средних, профессиональных учебных
заведениях.
3
Организация домашних занятий.
Мне хочется обратить внимание на важные моменты в организации
домашних занятий, зная и выполняя которые каждый из педагогов сможет
серьезно помочь юным гитаристам в изучении искусства музыки. Не жалейте
время и силы на то, чтобы успехи в этом непростом, но очень благодарном
деле радовали и самого ребенка, и родителей и, конечно, нас - педагогов.
1. Большое значение для эффективности домашних занятий имеет
расписание дня. Работа за инструментом требует большого умственного
напряжения. Самое лучшее время для занятий утро. Если это невозможно,
то необходимо, чтобы придя из общеобразовательной школы, пообедав и
отдохнув, ребенок сначала позанимался музыкой, а затем готовил школьные
уроки. Можно также разделить время музыкальных занятий на несколько
частей, чтобы ребенок мог чередовать приготовление уроков с занятиями за
инструментом. Такая смена видов деятельности, как утверждают психологи,
поможет вашему ребенку меньше уставать и больше успевать сделать за
одинаковый промежуток времени.
Почему еще важно продумать расписание дня? Оно должно быть
составлено так, чтобы в помещении, где занимается ребенок, во время
занятий были обеспечены необходимые для этого условия: не отвлекали
братья или сестры, не был включен телевизор или радио, не было шумных
разговоров и т.д.
2. Домашние занятия обязательно должны быть
систематическими, ежедневными. Только регулярные занятия приносят
пользу. Если ребенок занимается только перед уроком, такая работа всегда
бывает, малоэффективна, потому что многое из того, что достигнуто
совместными усилиями ученика и педагога на уроке теряется, сводится к
нулю. Для того чтобы выработать привычку к ежедневным занятиям
требуется проявить волевые усилия, как ребенку, так и родителям. Даже если
позаниматься 20 минут – будет сделан хоть маленький, но шаг вперед!
Сколько по времени должны длиться занятия? В среднем для детей
семилетнего возраста, как правило, достаточно 30-40 минут ежедневных
занятий, для учеников средних и старших классов до двух, двух с
половиной часов в день. Не забывайте, при выполнении домашнего задания,
главное не количество времени проведенного за инструментом, а качество
выполненной работы.
3. Обязательно следите за записями в дневнике. Педагог должен
четко и ясно формулировать домашнее задание. Записи в дневнике следует
делать разборчивым почерком, чтобы ребенок и родители могли без проблем
причитать задание. Для детей младшего возраста задание можно записывать
печатными буквами, тем самым уже с первых уроков приучая к
4
самостоятельности. Ребенок должен осознать, что записи в дневнике это
план домашних занятий. Так же нужно понять, чтобы научиться играть на
гитаре, следует повторять небольшие элементы много раз.
Педагог акцентирует внимание на том, что было сделано на занятии и
на том, что нужно сделать дома. Родители должны проконтролировать, что
ребенок знает, что ему задано, работает над конкретным заданием,
проследить, чтобы ребенок не баловался, не отвлекался, занимался
положенное время.
Главное требование к самостоятельной работе - это наличие четкой
цели, которую нужно достичь по окончании работы. Важно понимать,
бессмысленное времяпрепровождение за инструментом неэффективно, а
порой и вредно.
Общепринято начинать ежедневные занятия с игры гамм и
упражнений. Цель разогревание исполнительского аппарата. После этого
можно переходить к выполнению первоочередных указаний педагога.
Каждый педагог по-своему выстраивает работу с родителями.
Некоторые преподаватели приветствуют присутствие родителей на уроках,
просят, чтобы родители записывали все замечания педагога и как бы учились
вместе с ребенком. Некоторые, наоборот, стараются с самого начала
вырабатывать у учеников самостоятельность в работе, давая на начальном
этапе очень конкретные, доступные задания. Советую в этом вопросе
довериться педагогу, положиться на его личный опыт и талант.
4. Следите за осанкой ребенка во время занятий за инструментом.
Посмотрите внимательно, как сидит ваш ребенок, ровно ли держит спину, не
горбится ли он. Обязательно подберите стул нужной высоты, сделайте сами
или купите подставку для ноги. Купите ребенку хороший пульт для нот.
При занятиях важно учитывать хорошее освещение пюпитра и инструмента.
С первых занятий следует приучать воспитанников настраивать инструмент.
Объясните ребенку особенности настройки гитары и насколько вредно
заниматься на расстроенном инструменте.
5. Помощь родителей. «Хорошие родители важнее хороших
педагогов», - так считал известный пианист и педагог Г.Г. Нейгауз, имея
в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если равнодушны к
музыке, к музыкальному воспитанию родители.
По мнению С. Судзуки, вовлечение родителей в процесс обучения
музыкальным навыкам играет очень важную роль, как и в преподавании
языковых навыков. В методе Судзуки краеугольным камнем является
гармоничное взаимодействие учителя, родителя и ребенка. Роль родителя
заключается, прежде всего, в том, чтобы ходить с малышом на все уроки,
делать заметки, заниматься с ребенком дома. По сути, мама или папа
становятся домашними учителями своего юного музыканта. Некоторые
родители даже сами начинают учиться игре на инструменте, чтобы передать
5
ребенку свой опыт. Синичи Судзуки говорил, что для того, чтобы у ребенка
была правильная осанка и постановка руки, необходимо сначала научить
этому родителей. В обязанности родителя входит посещение концертов,
летних школ и прочих мероприятий с ребенком.
6. Искренняя заинтересованность. И, наконец, самое важное:
необходимо, чтобы ребенок постоянно ощущал неподдельную
заинтересованность в своих успехах со стороны родителей. Просите
ребенка время от времени поиграть вам и постарайтесь обязательно
внимательно прослушать все, что он вам захочет исполнить. Не забудьте
похвалить его, поощрить, если вы смогли услышать в исполнении вашего
ребенка желание понравиться вам, порадовать своими успехами. Ребенок
должен постоянно ощущать вашу любовь и поддержку.
Если в ребёнке поддерживать интерес, то его и заставлять заниматься
не надо будет! А чтобы ему было интересно, надо обязательно
восхищаться его успехами. Поверьте, он захочет вас восхищать снова и
снова.
Основная работа за инструментом проходит в домашних условиях, без
участия педагога. Успех в обучении зависит от того, как воспитанник
занимается дома, насколько правильно организована самостоятельная работа.
Для того чтобы ребенок мог успешно справляться с новыми, в большинстве
случаев весьма непростыми для него заданиями, чтобы развитие его
музыкальных способностей шло успешно, очень важно своевременно и
грамотно помочь ему в этом.
Именно в первые месяцы важно суметь не только увлечь ребенка
музыкальными занятиями, но и выработать у него привычку трудиться,
выполнять указания педагога, тем самым, заложив фундамент для успешного
обучения в последующие годы. Не только от педагогов, но, может быть в
большей мере, от родителей воспитанников зависит то, насколько успешно
ребенок будет учиться в музыкальной студии.
6
Список литературы
1. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М. 1987
2. Вайсборд М. Андрес Сеговия и гитарное искусство XX века - М. 1989
3. Гитман А. Начальное обучение игре на гитаре - М. 1995
4. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре - М. 1986
5. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре - М. 1991
6. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре - М. 1988
7. Сеговия А. Моя гитарная тетрадь - М. 1993
8. Судзуки С. Взращенные с любовью: Классический подход к
воспитанию талантов М. 2005